Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

не прочитано
Прочитано: 0%

КОММЕНТАРИЙ К ЗК РФ - КРАССОВ О.И.

Статьи взяты на сайте IDIOMA.RU и предоставляются в порядке
взаимного пользования библиотечными ресурсами
Порядок просмотра: если вы это читаете этот текст, значит выбрали
нужную книгу. По ссылке (вверху или внизу) перейдите в "Оглавление"
и выберите, интересующую вас статью. Возможно, что комментарий к
статье не помещается на одной веб-странице. В этом случае
используйте ссылки "Далее" и "Назад". Если вам нужна другая книга -
вернитесь в "Каталог библиотеки

СТАТЬЯ 27

Статья 27. Ограничения оборотоспособности земельных участков
1. Понятие оборотоспособности объектов гражданских прав
сформулировано в п.1 ст.129 ГК. По общему правилу объекты
гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от
одного лица к другому в порядке универсального правопреемства:
наследования, реорганизации юридического лица либо иным способом,
если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Под
оборотоспособностью подразумевается возможность отчуждения объекта
по договору купли-продажи, мены или дарения либо его перехода от
одного лица в порядке универсального правопреемства (в форме
наследования или реорганизации юридического лица) (Комментарий
части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для
предпринимателей. М., 1995. С.171.). Оборотоспособность - это
возможность свободно распоряжаться объектами гражданских прав
путем их передачи другим лицам.
Это понятие оборотоспособности применимо и к сфере земельных
отношений. Оборотоспособность земельных участков представляет
собой возможность определять юридическую судьбу земельного участка
его собственником в пределах, установленных законом, т.е.
распоряжаться им. В обороте, за исключением случаев, установленных
законом, могут быть все земли, находящиеся как в частной, так и
государственной или муниципальной собственности. Субъектам права
публичной собственности, так же как и частным собственникам,
земельное законодательство предоставляет право распоряжаться
принадлежащими им земельными участками в порядке, установленном
законодательством.
Отличие оборотоспособности земельных участков от
оборотоспособности иных объектов гражданских прав заключается в
том, что земельное законодательство устанавливает пределы и
ограничения распоряжения земельной собственностью.
Признание земли объектом гражданских прав, права частной
собственности и соответственно недвижимым имуществом ставит вопрос
о том, каким образом и в каких формах может осуществляться переход
прав на земельные участки от одного лица к другому. Вопрос об
оборотоспособности земельных участков вытекает из сущности
главного правомочия собственника - права распоряжения, т.е.
возможности определять юридическую судьбу своего имущества.
Согласно ст.209 ГК собственнику принадлежат права владения,
пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по
своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему
имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым
актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других
лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим
лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения,
пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог
и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Объем правомочия распоряжения собственника применительно к
земельному участку определен в ст.260 ГК. Лица, имеющие в
собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить,
отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным
образом постольку, поскольку соответствующие земли на основании
закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
Сделки являются правовой формой оборота объектов гражданских
прав. Сделками признаются действия граждан и юридических лиц,
направленные на установление, изменение или прекращение
гражданских прав и обязанностей (ст.153 ГК). Особенности оборота
земельных участков находят отражение в содержании соответствующих
сделок с землей. Так, гражданско-правовой институт наследования
имущества применяется и в земельном праве, однако в целях
предотвращения дробления наследуемого земельного участка между
многими наследниками земельным законодательством могут быть
установлены особые правила наследования земельных участков. Общие
положения гражданско-правового института сделок с имуществом
применяются и в земельном обороте. Земельное законодательство
предусматривает особенности совершения, например, сделок
купли-продажи земельных участков, обусловленные необходимостью
обеспечения публичных интересов. В этих случаях должен соблюдаться
принцип использования земельных участков в соответствии с их
целевым назначением, контролироваться соблюдение норм предельных
площадей земельных участков и т.д.
Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 "О
регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в
России" (п.2) закрепил право граждан и юридических лиц -
собственников продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать
в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок
или его часть в качестве взноса в уставные фонды (капиталы)
акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с
иностранными инвестициями.
Специальные правила, касающиеся оборотоспособности,
установлены в п.3 ст.129 ГК в отношении земли и других природных
ресурсов. Эти объекты могут отчуждаться или переходить от одного
лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот
допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Совершение сделок с земельными участками регулируется гражданским
законодательством с учетом земельного, лесного,
природоохранительного, иного специального законодательства (п.1
Указа Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании
земельных отношений и развитии аграрной реформы в России"). Таким
образом, общие положения регулирования оборота земельных участков
определяются в гражданском законодательстве, а особенности - в
земельном законодательстве. Поэтому п.1 ст.27 ЗК предусматривает,
что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с
гражданским законодательством и ЗК. В то же время в ЗК есть
специальные нормы, отражающие особенности заключения, например,
договоров купли-продажи, аренды земельных участков.
Указанный принцип регулирования оборота земельных участков
закреплен и в иных законодательных актах. Примером может служить
ст.31 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и
дачных некоммерческих объединениях граждан", согласно которой
оборот садовых, огородных и дачных земельных участков
осуществляется в пределах, установленных гражданским
законодательством, и в той мере, в какой он допускается земельным
законодательством. В ст.29 этого Закона предусмотрено, что
сделками с садовыми, огородными и дачными земельными участками
признаются действия граждан, направленные на установление,
изменение или прекращение земельных и иных прав. Сделки с
садовыми, огородными и дачными земельными участками регулируются
указанным Законом, а также гражданским и земельным
законодательством с учетом особенностей, установленных
законодательством о недрах, об охране окружающей природной среды,
о градостроительстве, водным, лесным и иным законодательством.
Статья 30 данного Закона специально определяет права
садоводов, огородников и дачников по распоряжению садовыми,
огородными и дачными земельными участками. Так, собственники
садовых, огородных и дачных земельных участков вправе их продать,
подарить, передать в залог, аренду, срочное пользование, обменять,
заключить договор ренты или договор пожизненного содержания с
иждивением, а также добровольно отказаться от указанных участков.
Садовые, огородные и дачные земельные участки, находящиеся в
собственности граждан, наследуются по закону или по завещанию.
Если садовые, огородные и дачные земельные участки находятся
в общей совместной собственности супругов, то они могут быть
разделены между ними. Однако земельные участки общего пользования
садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого
объединения разделу не подлежат.
В случае, если садовые, огородные и дачные земельные участки
предоставлены гражданам на праве пожизненного наследуемого
владения, то их можно передать в аренду, срочное пользование,
обменять, приватизировать, а также добровольно отказаться от них.
Закреплено право наследования садовых, огородных и дачных
земельных участков, предоставленных гражданам на праве
пожизненного наследуемого владения, по закону.
Особенности оборота земельных участков обусловлены спецификой
земли как природного объекта и публичным характером регулирования
земельных отношений, что нашло отражение в ст.9 Конституции РФ:
"Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в
Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов,
проживающих на соответствующей территории". Пределы осуществления
собственником земли своих правомочий установлены в ч.2 ст.36
Конституции РФ и п.3 ст.209 ГК: владение, пользование и
распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в
какой их оборот допускается законом, осуществляются собственниками
свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не
нарушает прав и законных интересов других лиц.
2. Все земельные участки, в отношении которых существуют
ограничения оборота, ЗК делит на два вида. К первому виду
относятся земли, изъятые из оборота. Они не могут
приватизироваться и быть объектами гражданско-правовых сделок. Ко
второму виду отнесены земли, ограниченные в обороте. Эти земли
также не передаются в частную собственность, однако возможны
исключения из этого правила, которые могут быть установлены
федеральными законами. Кроме того, они могут являться предметом
гражданско-правовых сделок на основе действующего
законодательства.
Из оборота изъяты земельные участки, на которых расположены
различные объекты, находящиеся в федеральной собственности.
Полностью изъяты из оборота земли государственных природных
заповедников. Согласно ст.6 Федерального закона "Об особо
охраняемых природных территориях" государственные природные
заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и
эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение
и изучение естественного хода природных процессов и явлений,
генетического фонда растительного и животного мира, отдельных
видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных
экологических систем. На их территории полностью изымаются из
хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы
и объекты (земля, вода, недра, растительный и животный мир),
имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское
значение как образцы естественной природной среды, типичные или
редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда
растительного и животного мира.
Земли национальных парков также изъяты из оборота.
Национальные парки являются природоохранными,
эколого-просветительскими и научно-исследовательскими
учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя
природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую,
историческую и эстетическую ценность, и предназначены для
использования в природоохранных, просветительских, научных и
культурных целях и для регулируемого туризма (ст.12 указанного
Федерального закона). Поскольку в отдельных случаях в границах
национальных парков могут находиться земельные участки иных
пользователей, а также собственников, в пп.1 п.4 ст.27 ЗК указано,
что для этих земель возможно исключение из общего правила об
изъятии всех земель национальных парков из оборота.
Федеральный закон от 31 мая 1996 г. "Об обороне" (в ред. от
30 декабря 1999 г.) (СЗ РФ. 1996. N 23. ст.2750; 2000. N 1 (Часть
1). ст.6.) (ст.1) предусматривает, что земли, леса, воды и другие
природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам РФ, другим
войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной
собственности. Поэтому земли, на которых находятся здания и
сооружения Вооруженных Сил РФ, изъяты из оборота. Это же положение
относится и к земельным участкам, на которых находятся здания и
сооружения Пограничной службы РФ. Пограничная служба РФ, согласно
ст.1 Федерального закона от 4 мая 2000 г. N 55-ФЗ "О Пограничной
службе Российской Федерации" (CЗ РФ. 2000. N 19. ст.2021),
является государственной военной организацией, составляющей основу
системы обеспечения безопасности личности, общества и государства
в сфере защиты и охраны Государственной границы РФ, охраны
внутренних морских вод, территориального моря, исключительной
экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных
ресурсов.
Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. "О
военных судах Российской Федерации" (СЗ РФ. 1999. N 26. ст.3170)
(ст.1) предусматривает, что военные суды РФ входят в судебную
систему РФ, являются федеральными судами общей юрисдикции и
осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других
войсках, воинских формированиях и федеральных органах
исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена
военная служба. Военные суды создаются по территориальному
принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений
Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.
Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа
местах. Земельные участки, занятые зданиями и сооружениями, в
которых размещены военные суды, также полностью изъяты из оборота.
К этому же виду земельных участков относятся те участки, на
которых расположены объекты федеральной службы безопасности и
федеральных органов государственной охраны. Согласно ст.1
Федерального закона "Об органах федеральной службы безопасности в
Российской Федерации" от 3 апреля 1995 г. (с изм. от 7 ноября 2000
г.) (СЗ РФ. 1995. N 15. ст.1269; 2000. N 46. ст.4537) органы
федеральной службы безопасности являются составной частью сил
обеспечения безопасности РФ и в пределах предоставленных им
полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и
государства. Руководство деятельностью органов федеральной службы
безопасности осуществляют Президент РФ и Правительство РФ.
Органы федеральной службы безопасности представляют собой
единую централизованную систему, в которую входят Федеральная
служба безопасности РФ; управления (отделы) Федеральной службы
безопасности РФ по отдельным регионам и субъектам РФ
(территориальные органы безопасности); управления (отделы)
Федеральной службы безопасности РФ в Вооруженных Силах РФ, войсках
и иных воинских формированиях, а также в их органах управления
(органы безопасности в войсках) (ст.2 данного Закона).
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 27 мая 1996 г.
"О государственной охране" (с изм. от 7 ноября 2000 г.) (СЗ РФ.
1996. N 22. ст.2594; 2000. N 46. ст.4537) государственная охрана -
функция федеральных органов государственной власти в сфере
обеспечения безопасности объектов государственной охраны,
осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных,
охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер.
Охраняемые объекты здания, строения и сооружения, в которых
размещены федеральные органы государственной власти, прилегающие к
указанным зданиям, строениям и сооружениям территории и акватории,
подлежащие защите в целях обеспечения безопасности объектов
государственной охраны, а также здания, строения и сооружения,
прилегающие к ним территории и акватории, находящиеся в
оперативном управлении федеральных органов государственной охраны.
Определение органов, осуществляющих и обеспечивающих
государственную охрану, предусмотрено в ст.5 этого Закона.
Государственную охрану осуществляют федеральные органы
государственной охраны. В обеспечении безопасности объектов
государственной охраны и защиты охраняемых объектов в пределах
своих полномочий участвуют органы федеральной службы безопасности,
органы внутренних дел РФ и внутренние войска Министерства
внутренних дел РФ, органы внешней разведки РФ, федеральные органы
правительственной связи и информации, Вооруженные Силы РФ, органы
Пограничной службы РФ и иные государственные органы обеспечения
безопасности.
К ядерным установкам согласно ст.3 Федерального закона "Об
использовании атомной энергии" от 21 ноября 1995 г. (с изм. от 10
июля 2001 г.) (СЗ РФ. 1995. N 48. ст.4552; РГ. 2001. 13 июля.)
относятся сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том
числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и
летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные
средства; сооружения и комплексы с промышленными,
экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами,
критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения,
комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами
для использования в мирных целях; другие содержащие ядерные
материалы сооружения, комплексы, установки для производства,
использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и
ядерных материалов. Радиационные источники - это не относящиеся к
ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и
изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или
генерируется ионизирующее излучение. Пункты хранения ядерных
материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных
отходов представляют собой не относящиеся к ядерным установкам и
радиационным источникам стационарные объекты и сооружения,
предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных
веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов.
Ядерными материалами данный Федеральный закон признает
материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся
(расщепляющиеся) ядерные вещества, радиоактивными веществами - не
относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие
ионизирующее излучение.
Понятие объектов, по роду деятельности которых созданы
закрытые административно-территориальные образования, раскрыто в
Законе РФ "О закрытом административно-территориальном образовании"
от 14 июля 1992 г. (с изм. от 31 декабря 1999 г.) (ВВС РФ. 1992. N
33. ст.1915; СЗ РФ. 2000. N 1. ст.10). В соответствии со ст.1
данного Закона закрытым административно-территориальным
образованием признается имеющее органы местного самоуправления
территориальное образование, в пределах которого расположены
промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и
утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и
других материалов, военные и иные объекты, для которых
устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны
государственной тайны, включающий специальные условия проживания
граждан. Земли, занимаемые предприятиями и (или) объектами, по
роду деятельности которых созданы закрытые
административно-территориальные образования, находятся в
федеральной собственности и передаются в постоянное (бессрочное)
пользование этим предприятиям и (или) объектам (ст.6 Закона).
Земельные участки, занятые исправительно-трудовыми
учреждениями и лечебно-трудовыми профилакториями, возможно
определить на основе норм Уголовно-исполнительного кодекса РФ от 8
января 1997 г. (с изм. от 19 июня 2001 г.) (СЗ РФ. 1997. N 2.
ст.198; 2001. N 26. ст.2589), в ст.16 которого указаны учреждения
и органы, исполняющие наказания. К ним относятся, в частности,
исправительные центры, арестные дома, колонии - поселения,
воспитательные колонии, лечебные исправительные учреждения,
исправительные колонии общего, строгого или особого режима,
тюрьмы, следственные изоляторы, исправительные колонии особого
режима и др.
Изъяты из оборота земли воинских и гражданских захоронений.
Согласно ст.4 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О
погребении и похоронном деле" (с изм. от 30 мая 2001 г.) (СЗ РФ.
1996. N 3. ст.146; 2001. N 23. ст.2282) местами погребения
являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и
экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них
кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби
для захоронения урн с прахом умерших, крематориями для предания
тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и
сооружениями, предназначенными для осуществления погребения
умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим
культурно-историческое значение.
Правовой режим земель, занятых инженерно-техническими
сооружениями, линиями связи и т.д. для защиты Государственной
границы РФ, регулируется Законом РФ "О Государственной границе
Российской Федерации".
3. К землям, ограниченным в обороте, относятся земельные
участки, находящиеся в государственной или муниципальной
собственности, перечень которых содержится в п.5 комментируемой
статьи. ЗК относит к их числу земли особо охраняемых природных
территорий, кроме тех, которые относятся к землям, изъятым из
оборота, указанным в п.4 ст.27 ЗК. Это - земли государственных
природных заказников, памятников природы, природных парков,
дендрологических парков, ботанических садов, территорий
традиционного природопользования коренных малочисленных народов и
земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Ограничены в обороте земли лесного фонда. Своеобразной формой
оборота этих земель, как устанавливают ст.24 и 31 ЛК РФ, является
аренда участков лесного фонда. Допускается также аренда нелесных
земель лесного фонда, временно неиспользуемых для ведения лесного
хозяйства, на основе договора аренды земельного участка, что
предусмотрено п.5 ст.101 ЗК.
Земли водного фонда, занятые находящимися в государственной
или муниципальной собственности водными объектами, ограничены в
обороте. ВК РФ (ст.41) предусматривает, что аренда водных объектов
устанавливается федеральным законом об аренде водных объектов.
Пока такой федеральный закон не принят.
Исходя из анализа норм Основ законодательства Российской
Федерации о культуре 1992 г. (с изм. от 27 декабря 2000 г.) (ВВС
РФ. 1992. N 46. ст.2615; СЗ РФ. 2001. N 1 (Часть I). ст.2), можно
определить, какие земли относятся к числу земель, занятых особо
ценными объектами культурного наследия народов РФ. Культурное
наследие народов РФ - это материальные и духовные ценности,
созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные
территории и объекты, значимые для сохранения и развития
самобытности РФ и всех ее народов, их вклада в мировую
цивилизацию.
В соответствии с Положением о Министерстве культуры
Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ
от 6 июня 1997 г. N 679 (с изм. от 2 декабря 2000 г.)(СЗ РФ. 1997.
N 24. ст.2762; 2000. N 50. ст.4895), это Министерство
устанавливает в пределах своей компетенции режим содержания и
использования объектов исторического и культурного наследия (в том
числе особо охраняемых территорий), включенных в Перечень объектов
исторического и культурного наследия федерального
(общероссийского) значения; подготавливает с участием федеральных
органов исполнительной власти и органов исполнительной власти
субъектов РФ и вносит предложения о включении объектов
исторического и культурного наследия в Государственный список
недвижимых памятников истории и культуры федерального
(общероссийского) значения, а также в Список всемирного наследия
ЮНЕСКО; подготавливает с участием федеральных органов
исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов
Федерации и вносит предложения об отнесении историко-культурных и
природных комплексов, архитектурных ансамблей и сооружений,
организаций культуры, а также других объектов к особо ценным
объектам культурного наследия народов РФ; обеспечивает
формирование и ведение Государственного свода особо ценных
объектов культурного наследия народов РФ, а также является его
депозитарием.
К особо ценным объектам культурного наследия народов РФ
относятся национальные библиотеки РФ, которые являются
исключительно федеральной собственностью в соответствии со ст.18
Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 78-Ф3 "О библиотечном
деле" (СЗ РФ. 1995. N 1. ст.2). Изменение формы собственности
указанных библиотек, их ликвидация либо перепрофилирование не
допускаются; целостность и неотчуждаемость их фондов
гарантируются. Здания, сооружения и другое имущество национальных
библиотек находятся в их оперативном управлении; занимаемые ими
земельные участки - в их бессрочном и безвозмездном пользовании.
Определение объектов гидротехнических сооружений
предусмотрено в ст.1 Федерального закона "О безопасности
гидротехнических сооружений" от 21 июля 1997 г. (с изм. от 27
декабря 2000г.)(СЗ РФ. 1997. N 30. ст.3589; 2001. N 1 (Часть I).
ст.2). Гидротехнические сооружения - это плотины, здания
гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные
сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы,
судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от
наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел
рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов
промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от
размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные
для использования водных ресурсов и предотвращения вредного
воздействия вод и жидких отходов. Земли, занятые ими, ограничены в
обороте.
Что касается определений иных видов земельных участков,
ограниченных в обороте, подробнее см. комментарий к ст.90, 91, 92
ЗК.
Пункт 6 комментируемой статьи предусматривает, что оборот
земель сельскохозяйственного назначения регулируется федеральным
законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения
(который еще не принят). Согласно п.7 данной статьи указанная выше
норма не распространяется на земли, предоставленные из состава
земель сельскохозяйственного назначения гражданам для
индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения
личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства,
животноводства и огородничества, а также на участки, занятые
зданиями, строениями и сооружениями. Таким образом, на первый
взгляд, можно сделать вывод о том, что до момента принятия
федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного
назначения никакие сделки в отношении земель сельскохозяйственного
назначения не допускаются. Такой вывод не соответствует
действующему законодательству. Собственник участка земли
сельскохозяйственного назначения вправе совершать практически
любые сделки, в том числе купли-продажи, со своим имуществом на
основании ст.36 Конституции РФ, ст.209 ГК, согласно которым
собственнику принадлежат права владения, пользования и
распоряжения своим имуществом. В соответствии с п.2 Указа
Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании
земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" (с изм.
от 25 января 1999 г.) граждане и юридические лица собственники
земельных участков имеют право продавать, передавать по
наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также
передавать земельный участок или его часть в качестве взноса в
уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ,
кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями. Действующее
законодательство не ограничивает оборота земель
сельскохозяйственного назначения, за одним исключением. Статья 63
Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (СЗ РФ.
1998. N 29. ст.3400; РГ. 2001. 13 нояб.) не допускает ипотеку
земель, находящихся в государственной или муниципальной
собственности, а также сельскохозяйственных угодий из состава
земель сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских)
хозяйств и полевых земельных участков личных подсобных хозяйств.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, ст.8 Федерального
закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской
Федерации" предусматривает, что до принятия федерального закона об
обороте земель сельскохозяйственного назначения оборот земель
сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с
гражданским законодательством и ЗК с учетом лесного
законодательства, законодательства об охране окружающей среды и
иного законодательства. Предусмотрено также, что, во-первых, при
переходе права на земельный участок категория земель не
изменяется; во-вторых, иностранные граждане, лица без гражданства
и иностранные юридические лица вправе использовать эти земли
только на праве аренды; в-третьих, не допускается приватизация
земель сельскохозяйственного назначения.
Статья 9 указанного Федерального закона закрепляет правило о
том, что в тех случаях, когда оборот земель сельскохозяйственного
назначения регулировался законами субъектов Федерации, эти законы
продолжают действовать до принятия федерального закона об обороте
земель сельскохозяйственного назначения.

Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

Hosted by uCoz