Оглавление   

СТАТЬЯ 372
Статья 372. Общие положения
В комментируемой статье, названной "Общие положения", определяются
правила установления и введения налога на имущество организаций на
территории субъекта РФ (п. 1), а также полномочия региональных
(представительных) органов субъектов РФ по установлению и
изменению отдельных элементов налогообложения (п. 2).
В соответствии с п. 1 ст. 65 Конституции РФ в составе Российской
Федерации находятся субъекты РФ:
Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика
Башкортостан, Республика Ингушетия, Республика Бурятия, Республика
Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия,
Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика
Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха
(Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика
Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика,
Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика -
Чувашия;
Алтайский край, Краснодарский край, Красноярский край, Приморский
край, Ставропольский край, Хабаровский край;
Амурская область, Архангельская область, Астраханская область,
Белгородская область, Брянская область, Владимирская область,
Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область,
Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область,
Калужская область, Камчатская область, Кемеровская область,
Кировская область, Костромская область, Курганская область,
Курская область, Ленинградская область, Липецкая область,
Магаданская область, Московская область, Мурманская область,
Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская
область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область,
Пензенская область, Пермская область, Псковская область,
Ростовская область, Рязанская область, Самарская область,
Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область,
Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская
область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область,
Челябинская область, Читинская область, Ярославская область;
Москва, Санкт-Петербург - города федерального значения;
Еврейская автономная область;
Агинский Бурятский автономный округ, Коми-Пермяцкий автономный
округ, Корякский автономный округ, Ненецкий автономный округ,
Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский
Бурятский автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ,
Чукотский автономный округ, Эвенкийский автономный округ,
Ямало-Ненецкий автономный округ.
В соответствии с п. 2 ст. 65 Конституции РФ принятие в Российскую
Федерацию и образование в ее составе нового субъекта
осуществляются в порядке, установленном федеральным
конституционным законом.
Налог (для целей НК) - обязательный, индивидуально безвозмездный
платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме
отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления денежных средств в целях
финансового обеспечения деятельности государства и (или)
муниципальных образований (см. п. 1 ст. 8 НК).
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены
налогоплательщики и следующие элементы налогообложения (см. п. 1
ст. 17 НК):
- объект налогообложения;
- налоговая база;
- налоговый период;
- налоговая ставка;
- порядок исчисления налога;
- порядок уплаты налога;
- сроки уплаты налога.
Элементы налогообложения - определяемые законодательными актами
государства или нормативными правовыми актами принципы, правила,
категории, термины, применяемые для установления, введения,
взимания налога. К важнейшим элементам налогообложения относятся
его субъект (налогоплательщик), объект налогообложения, единица
налогообложения, налоговая база, налоговая ставка и др.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы
(см. п. 1 ст. 3 НК). Сбор - обязательный взнос, взимаемый с
организаций и физических лиц, уплата которого является одним из
условий совершения в отношении плательщиков сборов
государственными органами, органами местного самоуправления, иными
уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых
действий, включая предоставление определенных прав или выдачу
разрешений или лицензий (см. п. 2 ст. 8 НК). При установлении
сборов определяются их плательщики и элементы обложения
применительно к конкретным сборам (см. п. 3 ст. 17 НК).
В соответствии с НК в РФ устанавливаются следующие виды налогов и
сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов РФ
(региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы,
устанавливаемые НК и обязательные к уплате на всей территории РФ.
Региональными налогами и сборами признаются налоги и сборы,
устанавливаемые НК и законами субъектов РФ, вводимые в действие в
соответствии с НК законами субъектов РФ и обязательные к уплате на
территориях соответствующих субъектов РФ. При установлении
регионального налога законодательными (представительными) органами
субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения:
налоговые ставки в пределах, установленных НК, порядок и сроки
уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному
налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК. При
установлении регионального налога законодательными
(представительными) органами субъектов РФ могут также
предусматриваться налоговые льготы и основания для их
использования налогоплательщиком.
Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы,
устанавливаемые НК и нормативными правовыми актами
представительных органов местного самоуправления, вводимые в
действие в соответствии с НК нормативными правовыми актами
представительных органов местного самоуправления и обязательные к
уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и
Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами
указанных субъектов РФ. При установлении местного налога
представительными органами местного самоуправления в нормативных
правовых актах определяются следующие элементы налогообложения:
налоговые ставки в пределах, установленных НК, порядок и сроки
уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному
налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК.
При установлении местного налога представительными органами
местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые
льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или)
сборы, не предусмотренные НК.
Виды налогов и сборов в РФ определены в ст. 12-15 части первой НК.
Указанные статьи вводятся со дня введения в действие части второй
НК, до этого виды налогов и сборов в РФ определяются ст. 19-21
Закона об основах налоговой системы.
Закон об основах налоговой системы - Закон РФ от 27 декабря 1991
г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации",
определявший до введения в действие части первой Налогового
кодекса РФ общие принципы построения налоговой системы, налоги,
сборы пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и
ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.
Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в
действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации"
закон об основах налоговой системы был признан утратившим силу за
исключением п. 2 ст. 18 и ст. 19, 20 и 21. В результате в
настоящее время продолжают действовать только отдельные нормы, в
частности, определяющие виды налогов и сборов, подлежащих взиманию
на территории РФ.
Налог на имущество организаций устанавливается НК и законами
субъектов РФ. Как региональный налог, он вводится в действие в
соответствии с НК законами субъектов РФ и с момента введения в
действие обязателен к уплате на территории соответствующего
субъекта РФ.
Законодательство РФ о налогах и сборах представляет собой
совокупность актов законодательства, регламентирующего порядок и
правила установления, введения и взимания налогов и сборов на
территории РФ. Оно подразделяется на: законодательство РФ о
налогах и сборах (федеральное), законодательство субъектов РФ о
налогах и сборах (региональное) и нормативные правовые акты
представительных органов местного самоуправления о местных налогах
и сборах.
Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК и принятых в
соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из
законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах
субъектов РФ, принятых в соответствии с НК. Нормативные правовые
акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах
принимаются представительными органами местного самоуправления в
соответствии с НК.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения
по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а
также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового
контроля, обжалования актов налоговых органов, действий
(бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности
за совершение налогового правонарушения.
В соответствии со ст. 4 НК нормативные правовые акты о налогах и
сборах подразделяются на акты органов исполнительной власти, акты
исполнительных органов местного самоуправления и акты органов
государственных внебюджетных фондов о налогах и сборах.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной
власти субъектов РФ, исполнительные органы местного
самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов в
предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях
издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с
налогообложением и сборами, которые не могут изменять или
дополнять законодательство о налогах и сборах.
Уполномоченные министерства, органы государственных внебюджетных
фондов издают обязательные для своих подразделений приказы,
инструкции и методические указания по вопросам, связанным с
налогообложением и сборами, которые не относятся к актам
законодательства о налогах и сборах.
Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени
определено в ст. 5 НК. Акты законодательства о налогах вступают в
силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их
официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного
налогового периода по соответствующему налогу, за исключением
случаев, предусмотренных ст. 5 НК. Акты законодательства о сборах
вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их
официального опубликования, за исключением случаев,
предусмотренных ст. 5 НК.
Федеральные законы, вносящие изменения в НК в части установления
новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о
налогах и сборах субъектов РФ и акты представительных органов
местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в
силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но
не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые
налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов,
устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение
законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые
обязанности или иным образом ухудшающие положение
налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных
участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и
сборах, обратной силы не имеют.
Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или
смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах
и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав
налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их
представителей, имеют обратную силу.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и
(или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов),
устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов,
налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие
их положение, могут иметь обратную силу, если прямо
предусматривают это.
Устанавливая налог на имущество организаций, законодательные
(представительные) органы субъектов РФ определяют:
- налоговую ставку в пределах, установленных гл. 30 НК,
- порядок и сроки уплаты налога,
- форму отчетности по налогу.
При установлении налога законами субъектов РФ могут также
предусматриваться налоговые льготы и основания для их
использования налогоплательщиками.

Оглавление   

Hosted by uCoz