Оглавление   

СТАТЬЯ 383

Статья 383. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по
налогу
В комментируемой статье устанавливаются:
- общий порядок уплаты налога и авансовых платежей (особенности
уплаты налога для российских организаций, имеющих обособленные
подразделения и объекты недвижимого имущества, расположенные вне
местонахождения организации, установлены в ст. 284 и 285 НК);
- сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу на имущество
организаций.
Порядок уплаты налога - порядок внесения или перечисления
налоговых платежей в бюджет; один из основных элементов
налогообложения, которые должны быть определены в акте
законодательства РФ о налогах и сборах для того, чтобы налог
считался установленным. Уплата налога производится разовой уплатой
всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК и
другими актами законодательства о налогах и сборах. Подлежащая
уплате сумма налога уплачивается (перечисляется)
налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.
Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.
Конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к
каждому налогу (см. ст. 58 НК).
Срок уплаты налогов (сборов) - календарная дата, установленная или
определяемая в соответствии с актами законодательства о налогах и
сборах, являющаяся последним днем, когда должна быть произведена
уплата налога. Сроки уплаты налогов являются одним из основных
элементов налогообложения, которые должны быть определены для
того, чтобы налог считался установленным. Правила определения
сроков, в том числе и для уплаты налогов, приведены в ст. 57 НК.
Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к
каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты
налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном НК.
При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты
налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на
условиях, предусмотренных НК.
Для целей применения норм актов о налогах и сборах пеня -
установленная ст. 75 НК денежная сумма, которую налогоплательщик,
плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае
уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов
или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через
таможенную границу РФ, в более поздние по сравнению с
установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня
представляет собой один из способов обеспечения исполнения
обязанности по уплате налогов и сборов. Сумма соответствующих
пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или
сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения
обязанности по уплате налога или сбора, а также мер
ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения
обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за
установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты
налога или сбора.
Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не
мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или
суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или
наложен арест на имущество налогоплательщика. Подача заявления о
предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога, налогового
кредита или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает
начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате. Пеня за
каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной
суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной
одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ
РФ. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора
или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть
взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика
на счетах в банке, а также за счет иного имущества
налогоплательщика в установленном порядке.
В соответствии со ст. 59 НК "Списание безнадежных долгов по
налогам и сборам" пеня, числящаяся за отдельными
налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами,
взыскание которой оказалось невозможным в силу причин
экономического, социального или юридического характера, признается
безнадежной и списывается в порядке, установленном:
по федеральным налогам и сборам - Правительством РФ;
по региональным и местным налогам и сборам - соответственно
исполнительными органами субъектов РФ и местного самоуправления.
В случаях, когда последний день срока падает на нерабочий день,
днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий
день.
Действие, для совершения которого установлен срок, может быть
выполнено до 24 часов последнего дня срока. Если документы либо
денежные суммы были сданы на почту или на телеграф до двадцати
четырех часов последнего дня срока, то срок не считается
пропущенным.
Если сроки для совершения действий определяются точной календарной
датой, то действие может быть совершено в течение всего периода
времени до наступления этой даты.
Правила изменения срока уплаты налога (сбора), а также изменения
срока уплаты пени определены ст. 61-68 НК.
1. Налог на имущество организаций и авансовые платежи по налогу
подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые
установлены законами субъектов РФ. Следует отметить, что нормы
законов субъектов РФ, устанавливающие порядок уплаты налога и
авансовых платежей, не могут противоречить нормам, содержащимся в
ст. 58 НК.
В актах законодательства большинства субъектов РФ устанавливаются
сроки уплаты налога на имущество организаций, аналогичные срокам
представления налоговых деклараций и налоговых расчетов по
авансовым платежам.
В соответствии со ст. 3 "Порядок и сроки уплаты налога и авансовых
платежей по налогу" Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64
"О налоге на имущество организаций" налог, подлежащий уплате по
истечении налогового периода, уплачивается не позднее 30 марта
года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи
по налогу по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 30
дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять
месяцев календарного года. Сумма налога зачисляется в бюджет
города Москвы.
В соответствии со ст. 3 "Порядок и сроки уплаты налога и авансовых
платежей по налогу" Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 г. N
684-96 "О налоге на имущество организаций" отчетными периодами по
налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев
календарного года. Налог и авансовые платежи по налогу подлежат
уплате налогоплательщиками в порядке, установленном гл. 30 НК.
Авансовый платеж по налогу по итогам отчетного периода
уплачивается налогоплательщиками не позднее срока, установленного
для подачи налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу за
соответствующий налоговый период. Налог, подлежащий уплате по
истечении налогового периода, уплачивается налогоплательщиками не
позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций по
итогам налогового периода.
2. В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают
авансовые платежи по налогу, если законом субъекта РФ не
предусмотрено иное.
Законом субъекта РФ может не предусматриваться уплата авансовых
платежей для всех категорий налогоплательщиков, а также может быть
установлено освобождение от обязанности вносить авансовые платежи
для отдельных категорий налогоплательщиков.
По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму
налога, исчисленную в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 382 НК
(см. комментарий). Другими словами, налогоплательщики уплачивают
сумму, определяемую как разница между исчисленной суммой налога и
суммами авансовых платежей, исчисленных в течение налогового
периода.
3. В отношении имущества, находящегося на балансе российской
организации, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в
бюджет по местонахождению указанной организации с учетом
особенностей, предусмотренных ст. 384 и 385 НК (см. комментарий).
Другими словами, по месту нахождения российской организации налог
и предусмотренных ст. 384 и 385 НК (см. комментарий).
- имущества, переданного на баланс обособленного подразделения;
- недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения
российской организации и вне места нахождения обособленного
подразделения этой организации, имеющего отдельный баланс.
4. В отношении объектов недвижимого имущества, входящего в состав
Единой системы газоснабжения в соответствии с Федеральным законом
от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской
Федерации", налог перечисляется в бюджеты субъектов РФ
пропорционально стоимости этого имущества, фактически находящегося
на территории соответствующего субъекта РФ.
Единая система газоснабжения представляет собой имущественный
производственный комплекс, который состоит из технологически,
организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно
управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для
добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в
собственности организации, образованной в установленных
гражданским законодательством организационно-правовой форме и
порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в
процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других
основаниях, предусмотренных законодательством РФ. Единая система
газоснабжения является основной системой газоснабжения в
Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством
в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
(ст. 6 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О
газоснабжении в Российской Федерации").
5. Иностранные организации, осуществляющие деятельность в
Российской Федерации через постоянные представительства, в
отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и
авансовые платежи по налогу в бюджет по месту постановки указанных
постоянных представительств на учет в налоговых органах.
(Подробнее см. разд. II настоящего Комментария, п. 2.10 Учет
иностранных организаций в налоговых органах.)
6. Налог на имущество организаций и авансовые платежи по налогу
подлежат уплате в бюджет по местонахождению объекта недвижимого
имущества в отношении объектов недвижимого имущества иностранной
организации, указанных в п. 2 ст. 375 НК:
- объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не
осуществляющих деятельность в Российской Федерации через
постоянные представительства,
- объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не
относящихся к деятельности данных организаций в Российской
Федерации через постоянные представительства (см. подробнее разд.
II настоящего комментария, п. 1-4; 7; 10).

Оглавление   

Hosted by uCoz