Оглавление   

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Инвентаризация - проверка наличия и состояния материальных
ценностей.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г.
N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" для обеспечения достоверности
данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации
обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе
которой проверяются и документально подтверждаются их наличие,
состояние и оценка. Порядок и сроки проведения инвентаризации
определяются руководителем организации, за исключением случаев,
когда проведение инвентаризации обязательно.
Проведение инвентаризации обязательно:
1) при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при
преобразовании государственного или муниципального унитарного
предприятия;
2) перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
3) при смене материально ответственных лиц;
4) при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи
имущества;
5) в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных
ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
6) при реорганизации или ликвидации организации;
7) в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Под хищением в УК РФ понимаются совершенные с корыстной целью
противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого
имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб
собственнику или иному владельцу этого имущества (см. Примечание 1
к ст. 158 УК РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ).
В соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 31 октября
2000 г. N 94н "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета
финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по
его применению" потери от недостач и хищений учитываются на счете
94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". Для того чтобы
указанные затраты были включены в убытки, приравниваемые к
внереализационным расходам, учитываемым в целях определения
налоговой базы по налогу на прибыль организаций, как в случаях
недостачи материальных ценностей, так и в случаях хищений, факт
отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден
уполномоченным органом государственной власти.
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим
наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на
счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
а) излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма
зачисляется на финансовые результаты организации, а у бюджетной
организации - на увеличение финансирования (фондов);
б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной
убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм
- на счет виновных лиц.
Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании
убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи
списываются на финансовые результаты организации, а у бюджетной
организации - на уменьшение финансирования (фондов).
Общий порядок проведения инвентаризации имущества
Правила проведения инвентаризации имущества организаций
установлены приказом Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 г. N
49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации
имущества и финансовых обязательств" (по заключению Министерства
юстиции РФ от 19 июня 1995 г. N 07-01-389-95 приказ в
государственной регистрации не нуждается).
С изданием приказа N 49 не применяются на территории РФ письма
Министерства финансов СССР:
от 30 декабря 1982 г. N 179 "Об Основных положениях по
инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей,
денежных средств и расчетов";
от 27 марта 1984 г. N 51 "О дополнении Основных положений по
инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей,
денежных средств и расчетов";
от 10 ноября 1987 г. N 212 "О дополнении Основных положений по
инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей,
денежных средств и расчетов".
Методические указания устанавливают порядок проведения
инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и
оформления ее результатов. Под организацией в дальнейшем
понимаются юридические лица по законодательству РФ (кроме банков),
включая организации, основная деятельность которых финансируется
за счет средств бюджета.
Под имуществом организации (для целей Методических указаний)
понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые
вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары,
прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, а под
финансовыми обязательствами - кредиторская задолженность, кредиты
банков, займы и резервы.
Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от
его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Кроме
того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие
виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в
бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении,
арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не
учтенное по каким-либо причинам.
Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и
материально ответственному лицу.
Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического
наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с
данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете
обязательств (п. 1 Методических указаний).
Общие правила проведения инвентаризации установлены в п. 2
Методических указаний.
Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения,
перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при
каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме
случаев, предусмотренных в п. 1.5 и 1.6 Методических указаний.
Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно
действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ
для одновременного проведения инвентаризации имущества и
финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные
комиссии. При малом объеме работ и наличии в организации
ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается
возлагать на нее.
Персональный состав постоянно действующих и рабочих
инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации.
Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение
(приложение 1 Методических указаний; формы, приведенные в
приложениях 1-18, являются примерными) регистрируют в книге
контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации
(приложение 2).
В состав инвентаризационной комиссии включаются представители
администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие
специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.). В состав
инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы
внутреннего аудита организации, независимых аудиторских
организаций. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при
проведении инвентаризации служит основанием для признания
результатов инвентаризации недействительными.
До начала проверки фактического наличия имущества
инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент
инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о
движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель
инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные
документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием "до
инвентаризации на "______" (дата)", что должно служить бухгалтерии
основанием для определения остатков имущества к началу
инвентаризации по учетным данным. Материально ответственные лица
дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и
приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы
комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность,
оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки
дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или
доверенности на получение имущества (см. 2.1-2.4 Методических
указаний).
Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных
финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи
или акты инвентаризации (далее - описи) не менее чем в двух
экземплярах. Примерные формы описей и актов приведены в
приложениях 6-18 к Методическим указаниям.
Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность
внесения в описи данных о фактических остатках основных средств,
запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых
обязательств, правильность и своевременность оформления материалов
инвентаризации.
Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем
обязательного подсчета, взвешивания, обмера. Руководитель
организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную
проверку фактического наличия имущества в установленные сроки
(обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов,
технически исправным весовым хозяйством, измерительными и
контрольными приборами, мерной тарой). По материалам и товарам,
хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих
ценностей может определяться на основании документов при
обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей.
Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается
производить на основании обмеров и технических расчетов.
При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости
отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии
и материально ответственное лицо. В конце рабочего дня (или по
окончании перевески) данные этих ведомостей сличают, и выверенный
итог вносят в опись. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости
отвесов прилагают к описи (2.5-2.7 Методических указаний).
Проверка фактического наличия имущества производится при
обязательном участии материально ответственных лиц.
Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием
средств вычислительной и другой организационной техники, так и
ручным способом. Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой
четко и ясно, без помарок и подчисток. Наименования
инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в
описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.
На каждой странице описи указывают прописью число порядковых
номеров материальных ценностей и общий итог количества в
натуральных показателях, записанных на данной странице, вне
зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках,
килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.
Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем
зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми
правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны
всеми членами инвентаризационной комиссии и материально
ответственными лицами. В описях не допускается оставлять
незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки
прочеркиваются. На последней странице описи должна быть сделана
отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями
лиц, производивших эту проверку (2.8-2.10 Методических указаний).
Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и
материально ответственные лица. В конце описи материально
ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку
комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам
комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи
имущества на ответственное хранение.
При проверке фактического наличия имущества в случае смены
материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в
описи в получении, а сдавший - в сдаче этого имущества.
На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное
или полученное для переработки, составляются отдельные описи.
Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких
дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе
инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время
перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный
перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны
храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где
проводится инвентаризация.
В тех случаях, когда материально ответственные лица обнаружат
после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до
открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом
председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная
комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их
подтверждения производит исправление выявленных ошибок в
установленном порядке (2.11-2.13 Методических указаний).
Для оформления инвентаризации необходимо применять формы первичной
учетной документации по инвентаризации имущества и финансовых
обязательств согласно приложениям 6-18 к Методическим указаниям
либо формы, разработанные министерствами, ведомствами. В
частности, при инвентаризации рабочего скота и продуктивных
животных, птицы и пчелосемей, многолетних насаждений, питомников
применяются формы, утвержденные Министерством сельского хозяйства
и продовольствия РФ для сельскохозяйственных организаций.
По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки
правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с
участием членов инвентаризационных комиссий и материально
ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции
и т.п., где проводилась инвентаризация. Результаты контрольных
проверок правильности проведения инвентаризаций оформляются актом
(приложение 3) и регистрируются в книге учета контрольных проверок
правильности проведения инвентаризаций (приложение 4).
До начала инвентаризации рекомендуется проверить:
а) наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг,
описей и других регистров аналитического учета;
б) наличие и состояние технических паспортов или другой
технической документации;
в) наличие документов на основные средства, сданные или принятые
организацией в аренду и на хранение. При отсутствии документов
необходимо обеспечить их получение или оформление.
При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах
бухгалтерского учета или технической документации должны быть
внесены соответствующие исправления и уточнения.
При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр
объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение,
инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные
показатели. При инвентаризации зданий, сооружений и другой
недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих
нахождение указанных объектов в собственности организации.
Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы
и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности
организации (3.1-3.2 Методических указаний).
При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по
которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны
неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить
в опись правильные сведения и технические показатели по этим
объектам. Например, по зданиям - указать их назначение, основные
материалы, из которых они построены, объем (по наружному или
внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число
этажей (без подвалов, полуподвалов и т.д.), год постройки и др.;
по каналам - протяженность, глубину и ширину (по дну и
поверхности), искусственные сооружения, материалы крепления дна и
откосов; по мостам - местонахождение, род материалов и основные
размеры; по дорогам - тип дороги (шоссе, профилированная),
протяженность, материалы покрытия, ширину полотна и т.п.
Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть
произведена с учетом рыночных цен, а износ определен по
действительному техническому состоянию объектов с оформлением
сведений об оценке и износе соответствующими актами.
Основные средства вносятся в описи по наименованиям в соответствии
с прямым назначением объекта. Если объект подвергся
восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и
вследствие этого изменилось основное его назначение, то он
вносится в опись под наименованием, соответствующим новому
назначению.
Если комиссией установлено, что работы капитального характера
(надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или
частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных
конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете,
необходимо по соответствующим документам определить сумму
увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в
описи данные о произведенных изменениях (3.3 Методических
указаний).
Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи
индивидуально с указанием заводского инвентарного номера по
техническому паспорту организации-изготовителя, года выпуска,
назначения, мощности и т.д.
Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки
и т.д. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из
структурных подразделений организации и учитываемые на типовой
инвентарной карточке группового учета, в описях проводятся по
наименованиям с указанием количества этих предметов.
Основные средства, которые в момент инвентаризации находятся вне
места нахождения организации (в дальних рейсах морские и речные
суда, железнодорожный подвижной состав, автомашины; отправленные в
капитальный ремонт машины и оборудование и т.п.), инвентаризуются
до момента временного их выбытия.
На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие
восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную
опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших
эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).
Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств
проверяются основные средства, находящиеся на ответственном
хранении и арендованные. По указанным объектам составляется
отдельная опись, в которой дается ссылка на документы,
подтверждающие принятие этих объектов (3.4-3.7 Методических
указаний).

Проведение инвентаризации при налоговых проверках

Должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную
налоговую проверку, в соответствии со ст. 89 НК могут при
необходимости проводить инвентаризацию имущества
налогоплательщика. Порядок проведения инвентаризации имущества
налогоплательщиков (организаций и индивидуальных предпринимателей)
при налоговой проверке утверждается Минфином России и МНС.
Приказом Минфина России и МНС от 10 марта 1999 г. N 20н,
ГБ-3-04/39 утверждено Положение о порядке проведения
инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой
проверке.
Распоряжение о проведении инвентаризации имущества
налогоплательщика при выездной налоговой проверке, порядке и
сроках ее проведения, составе инвентаризационной комиссии
принимает руководитель государственной налоговой инспекции (его
заместитель) по месту нахождения налогоплательщика, а также по
месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и
транспортных средств. Распоряжение регистрируется в журнале
регистрации распоряжений о проведении инвентаризации.
Для целей инвентаризации к имуществу налогоплательщика относятся
основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения,
производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы,
денежные средства, кредиторская задолженность и иные финансовые
активы. В перечень имущества, подлежащего инвентаризации, может
быть включено любое имущество налогоплательщика независимо от его
местонахождения. Инвентаризация имущества организации производится
по его местонахождению и каждому материально ответственному лицу.
Основными целями инвентаризации являются:
1) выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов,
подлежащих налогообложению;
2) сопоставление фактического наличия имущества с данными
бухгалтерского учета;
3) проверка полноты отражения в учете обязательств.
Налоговые органы вправе привлекать для проведения инвентаризации
имущества налогоплательщика экспертов, переводчиков и других
специалистов.
Установлены специальные правила по проведению инвентаризации
следующих видов имущества: а) основных средств; б) нематериальных
активов; в) финансовых вложений; г) товарно-материальных
ценностей; д) незавершенного производства и расходов будущих
периодов; е) животных и молодняка животных; ж) денежных средств,
денежных документов и бланков документов строгой отчетности; з)
расчетов.

Оглавление   

Hosted by uCoz