Оглавление  

СТАТЬЯ 374
Статья 374. Объект налогообложения
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения,
определяемый в соответствии с частью второй НК и с учетом
положений ст. 38 части первой НК. Объектом налогообложения
признается объект, имеющий стоимостную, количественную или
физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика
законодательство о налогах и сборах связывает возникновение
обязанности по уплате налога.
Объектами налогообложения могут являться операции по реализации
товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость
реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и др.
Объект налогообложения - один из основных элементов
налогообложения, которые должны быть определены в акте
законодательства о налогах и сборах для того, чтобы налог считался
установленным.
1. Объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для
российских организаций признается движимое и недвижимое имущество
(включая имущество, переданное во временное владение, пользование,
распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную
деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных
средств в соответствии с установленным порядком ведения
бухгалтерского учета.
Таким образом, для целей налогообложения к имуществу относятся
любые вещи, в том числе деньги (валюта РФ и иностранная валюта) и
ценные бумаги, но не имущественные права.
Иностранная валюта - термин, установленный в п. 3 ст. 1 Закона РФ
от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном
контроле", означающий:
а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты,
находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством
в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а
также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену
денежные знаки;
б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и
международных денежных или расчетных единицах.
Официальные курсы иностранных валют к российскому рублю
устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 10 июля
2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке
России)" ЦБ РФ в порядке, определенном Положением ЦБ РФ от 19
декабря 2001 г. N 169-П "Об установлении Центральным банком
Российской Федерации официальных курсов иностранных валют к
российскому рублю". ЦБ РФ каждый рабочий день не позднее 13 часов
по московскому времени устанавливает официальные курсы основных
валют, используемых в РФ при осуществлении внешнеэкономических
расчетов (за исключением курсов национальных валют стран -
участниц Экономического и валютного союза), и СДР к российскому
рублю (см. п. 1.1 Положения).
Ценная бумага - документ, удостоверяющий с соблюдением
установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права,
осуществление или передача которых возможны только при его
предъявлении (см. п. 1 ст. 142 ГК РФ).
С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в
совокупности. В случаях, предусмотренных законом или в
установленном им порядке, для осуществления и передачи прав,
удостоверенных ценной бумагой, достаточно доказательств их
закрепления в специальном реестре (обычном или
компьютеризованном).
К ценным бумагам относятся: 1) государственная облигация; 2)
облигация; 3) вексель; 4) чек; 5) депозитный (сберегательный)
сертификат; 6) банковская сберегательная книжка на предъявителя;
7) коносамент; 8) акция; 9) приватизационные ценные бумаги; 10)
другие документы, которые законами о ценных бумагах или в
установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг (см. ст.
143 ГК РФ). К ценным бумагам относятся также инвестиционные паи
паевых инвестиционных фондов.
Виды прав, которые удостоверяются ценными бумагами, обязательные
реквизиты ценных бумаг, требования к форме ценной бумаги и другие
необходимые требования определяются законом или в установленном им
порядке. Отсутствие обязательных реквизитов ценной бумаги или
несоответствие ценной бумаги установленной для нее форме влечет ее
ничтожность.
Порядок отнесения ценных бумаг к эмиссионным ценным бумагам
устанавливается национальным законодательством. Основным актом
законодательства РФ, устанавливающим порядок отнесения ценных
бумаг к эмиссионным, является Федеральный закон от 22 апреля 1996
г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"
Эмиссионная ценная бумага - любая ценная бумага, в том числе
бездокументарная ценная бумага, которая характеризуется
одновременно следующими признаками:
- закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав,
подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с
соблюдением установленных Федеральным законом "О рынке ценных
бумаг" формы и порядка;
- размещается выпусками;
- имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного
выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги (см.
ст. 2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг").
Форма и порядок удостоверения, уступки и осуществления прав,
закрепленных эмиссионной ценной бумагой, определяются Федеральным
законом "О рынке ценных бумаг" и указываются в решении о выпуске
ценных бумаг (см. ст. 16-18 Федерального закона "О рынке ценных
бумаг").
В ст. 2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" установлены
значения следующих понятий. Эмиссионная ценная бумага на
предъявителя - ценные бумаги, переход прав на которые и
осуществление закрепленных ими прав не требуют идентификации
владельца. Бездокументарная форма эмиссионных ценных бумаг - форма
эмиссионных ценных бумаг, при которой владелец устанавливается на
основании записи в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг
или, в случае депонирования ценных бумаг, на основании записи по
счету депо. Документарная форма эмиссионных ценных бумаг - форма
эмиссионных ценных бумаг, при которой владелец устанавливается на
основании предъявления оформленного надлежащим образом сертификата
ценной бумаги или, в случае депонирования такового, на основании
записи по счету депо. Именные эмиссионные ценные бумаги - ценные
бумаги, информация о владельцах которых должна быть доступна
эмитенту в форме реестра владельцев ценных бумаг, переход прав на
которые и осуществление закрепленных ими прав требуют обязательной
идентификации владельца.
Размещение эмиссионных ценных бумаг - отчуждение эмиссионных
ценных бумаг эмитентом первым владельцам ценных бумаг путем
заключения гражданско-правовых сделок. Сертификат эмиссионной
ценной бумаги - документ, выпускаемый эмитентом и удостоверяющий
совокупность прав на указанное в сертификате количество ценных
бумаг. Владелец ценных бумаг имеет право требовать от эмитента
исполнения его обязательств на основании такого сертификата.
Акция - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца
(акционера) на получение части прибыли акционерного общества в
виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и
на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Выпуск акций
на предъявителя разрешается в определенном отношении к величине
оплаченного уставного капитала эмитента в соответствии с
нормативом, установленным ФКЦБ (см. ст. 2 Федерального закона "О
рынке ценных бумаг").
Облигацией признается ценная бумага, удостоверяющая право ее
держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в
предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного
имущественного эквивалента. Облигация предоставляет ее держателю
также право на получение фиксированного в ней процента от
номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права (см.
ст. 816 ГК РФ).
Государственная облигация - государственная ценная бумага,
удостоверяющая право заимодавца по договору государственного займа
на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных
средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества,
установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки,
предусмотренные условиями выпуска займа в обращение.
Векселем признается ценная бумага, удостоверяющая ничем не
обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо
иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель)
выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока
полученные взаймы денежные суммы. Отношения сторон по векселю
регулируются законом о переводном и простом векселе. Правила ГК РФ
к этим отношениям могут применяться постольку, поскольку они не
противоречат Федеральному закону от 11 марта 1997 г. N 48-ФЗ "О
переводном и простом векселе".
Особое внимание следует обратить на следующие обстоятельства.
Законодатель не огранивает для данной категории налогоплательщиков
объекты налогообложения имуществом, расположенным на территории
РФ. Другими словами, у российской организации объект
налогообложения возникает и в тех случаях, когда у нее появляется
имущество, расположенное за пределами территории РФ.
Законодатель не связывает появления у налогоплательщиков данной
категории объекта налогообложения с правом собственности на
имущество. То есть объект налогообложения у российской организации
может возникнуть при наделении организации имуществом на праве
оперативного управления или на праве хозяйственного ведения, а
также в тех случаях, когда арендованное имущество, учитываемое на
балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с
установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Аренда представляет собой вид обязательств, обусловленный
договором аренды. По договору аренды (имущественного найма)
арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору
(нанимателю) имущество за плату во временное владение и
пользование или во временное пользование. Плоды, продукция и
доходы, полученные арендатором в результате использования
арендованного имущества в соответствии с договором, являются его
собственностью (см. ст. 606 ГК РФ).
В аренду могут быть переданы земельные участки и другие
обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные
комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства
и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в
процессе их использования (непотребляемые вещи).
В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие
определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в
качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре
условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не
согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается
заключенным (см. ст. 607 ГК РФ).
Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику.
Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или
собственником сдавать имущество в аренду (см. ст. 608 ГК РФ).
Договор аренды заключается на срок, определенный договором. Если
срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается
заключенным на неопределенный срок. Законом могут устанавливаться
максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов
аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. Договор
аренды, заключенный на срок, превышающий установленный законом
предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному
сроку (см. ст. 610 ГК РФ).
Арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии,
соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.
Имущество сдается в аренду вместе со всеми его принадлежностями и
относящимися к нему документами (техническим паспортом,
сертификатом качества и т.п.), если иное не предусмотрено
договором (см. ст. 611 ГК РФ). Передача имущества в аренду не
является основанием для прекращения или изменения прав третьих лиц
на это имущество. При заключении договора аренды арендодатель
обязан предупредить арендатора обо всех правах третьих лиц на
сдаваемое в аренду имущество (сервитуте, праве залога и т.п.).
Неисполнение арендодателем этой обязанности дает арендатору право
требовать уменьшения арендной платы либо расторжения договора и
возмещения убытков (см. ст. 613 ГК РФ).
В качестве объекта налогообложения для российской организации
законодатель определил только имущество, учитываемое на балансе в
качестве объектов основных средств в соответствии с установленным
порядком ведения бухгалтерского учета. Таким образом, никакое иное
имущество не может рассматриваться в качестве объекта
налогообложения. Если конкретное имущество не относится к объектам
основных средств по правилам бухгалтерского учета, оно не может
быть признанным объектом налогообложения.
Важно отметить, что в соответствии со ст. 2 Закона РФ от 13
декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий"
налогом на имущество предприятий помимо основных средств
облагались нематериальные активы, запасы (в том числе товары как
собственного производства, так и приобретенные) и затраты,
находящиеся на балансе плательщика. Основные средства,
нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы
учитывались по остаточной стоимости.
Для целей законодательства РФ о бухгалтерском учете к
нематериальным активам могут быть отнесены следующие объекты,
отвечающие всем условиям, приведенным в п. 3 ПБУ 14/2000 (см.
подробно разд. II настоящего Комментария, п. 2.3 Определение
остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов в
соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете), -
объекты интеллектуальной собственности (исключительное право на
результаты интеллектуальной деятельности):
- исключительное право патентообладателя на изобретение,
промышленный образец, полезную модель;
- исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы
данных;
- имущественное право автора или иного правообладателя на
топологии интегральных микросхем;
- исключительное право владельца на товарный знак и знак
обслуживания, наименование места происхождения товаров;
- исключительное право патентообладателя на селекционные
достижения.
Для целей законодательства РФ о бухгалтерском учете в составе
нематериальных активов учитываются также:
- деловая репутация организации;
- организационные расходы (расходы, связанные с образованием
юридического лица, признанные в соответствии с учредительными
документами частью вклада участников (учредителей) в уставный
(складочный) капитал организации).
В состав нематериальных активов не включаются интеллектуальные и
деловые качества персонала организации, их квалификация и
способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и
не могут быть использованы без них (см. п. 4 ПБУ 14/2000).
Интеллектуальная собственность (для целей ГК РФ) - исключительное
право, признаваемое в случаях и в порядке установленных ГК,
гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной
деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации
юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ
или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак
обслуживания и т.п.). Использование результатов интеллектуальной
деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом
исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с
согласия правообладателя (см. ст. 138 ГК РФ).
Подробнее об этом см. разд. II Комментария, п. 2.6 Определение
остаточной стоимости основных средств в соответствии с
законодательством РФ о бухгалтерском учете, п. 2.9 Правила
проведения инвентаризации основных средств.
2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи объектом
налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих
деятельность в Российской Федерации через постоянные
представительства, признается как движимое имущество, так и
недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств.
В целях гл. 30 НК иностранные организации обязаны вести учет
объектов налогообложения в соответствии с установленным в
Российской Федерации порядком ведения бухгалтерского учета (см.
разд. II Комментария, п. 2.6).
При сопоставлении норм, содержащихся в п. 1 и 2 комментируемой
статьи, создается впечатление, что для иностранных организаций,
осуществляющих деятельность в Российской Федерации через
постоянные представительства, установлен объект налогообложения,
совпадающий с объектом налогообложения, установленным для
российских организаций.
Законодатель не ограничивает для иностранных организаций,
осуществляющих деятельность в Российской Федерации через
постоянные представительства, объект налогообложения имуществом,
расположенным на территории РФ (в территориальном море РФ, на
континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне
РФ). Законодатель также не ограничивает для иностранных
организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации
через постоянные представительства, объект налогообложения
имуществом, относящимся к деятельности постоянного
представительства (отделения) иностранной организации. На наш
взгляд, в комментируемом подпункте была допущена редакционная
неточность, вероятно, возникшая в результате стремления
максимально сократить объем текста законодательного акта.
В пользу такого утверждения свидетельствует то, что в абз. втором
п. 1 ст. 386 НК законодатель не устанавливает обязанности для
иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории
РФ через постоянное представительство, представлять по месту
постановки на учет в налоговых органах постоянного
представительства иностранной организации налоговые расчеты по
авансовым платежам по налогу и налоговые декларации по налогу в
отношении имущества, имеющего местонахождение за пределами
территории РФ. Обязанность представлять в налоговый орган
налоговые расчеты и налоговые декларации в отношении имущества,
расположенного за пределами территории РФ, установлена только для
российских организаций (аналогичные обязанности установлены в
целом ряде стран). Если бы законодатель предполагал установить для
данной категории налогоплательщиков (иностранных организаций!)
обязанность по уплате налога в отношении имущества, расположенного
за пределами территории РФ (такое решение было бы беспрецедентным
для мировой практики налогообложения), то он не освободил бы
указанных налогоплательщиков от обязанности представлять налоговые
расчеты и налоговые декларации в отношении такого имущества.
Кроме того, традиционно в России существовала следующая практика
регулирования налогообложения имущества, принадлежащего
иностранным организациям. В акте законодательства о налогах и
сборах устанавливалось общее правило об обязанности иностранных
организаций уплачивать соответствующий налог, а сам механизм
налогообложения имущества регулировался нормативными правовыми
актами Минфина России и МНС России. Так, в Законе РФ "О налоге на
имущество предприятий" в отношении иностранных организаций лишь
содержалось указание на то, что они (компании, фирмы, любые другие
организации (включая полные товарищества), образованные в
соответствии с законодательством иностранных государств,
международные организации и объединения, а также их обособленные
подразделения, имеющие имущество на территории РФ, континентальном
шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ) являются
плательщиками налога (ст. 1 Закона). Порядок исчисления и уплаты
налога на имущество предприятий (а также особенности определения
налоговой базы) иностранных юридических лиц в Российской Федерации
устанавливался в Инструкции ГНС России от 15 сентября 1995 г. N
38.
В соответствии с п. 3.4 Инструкции имущество, приобретаемое в
Российской Федерации, подлежало оценке в совокупности с
имуществом, ввозимым иностранным юридическим лицом из-за границы.
Оценка стоимости имущества производилась по цене приобретения его
отделением или по стоимости этого имущества у головного офиса на
момент передачи отделению в Российской Федерации с учетом
фактически произведенных затрат по его транспортировке, установке,
таможенных платежей и других затрат. Моментом передачи отделению
имущества головного офиса считалась дата принятия к оформлению
грузовой таможенной декларации. Для определения стоимости
имущества в первый год приобретения могли приниматься во внимание
также данные, указанные в грузовых таможенных декларациях. В
случае отсутствия счетов на приобретение имущества в Российской
Федерации, а также если стоимость имущества не была отражена в
выписке из головного офиса, данное имущество учитывалось для целей
налогообложения по рыночным ценам.
Таким образом, к объектам налогообложения не могло быть отнесено
движимое имущество иностранной организации, принадлежащее этой
организации на праве собственности и находящееся за пределами
территории РФ, если это имущество не передавалось отделению этой
организации в Российской Федерации.
Следует отметить, что до 1 января 2004 г. иностранные организации,
осуществлявшие деятельность на территории РФ через постоянные
представительства, были вправе определять остаточную стоимость
основных средств для целей налогообложения исходя из
первоначальной стоимости (стоимости приобретения) с учетом
начисленного износа по законодательству страны постоянного
местопребывания иностранного юридического лица. При этом суммы
начисленной амортизации по законодательству страны постоянного
местопребывания, принимаемые в уменьшение стоимости имущества, для
целей налогообложения не могли превышать за год следующих
размеров:
Может возникнуть вопрос о том, должны ли указанные
налогоплательщики производить перерасчет балансовой стоимости
основных средств за предыдущие годы (во многих странах установлены
более благоприятные правила начисления амортизации) в соответствии
законодательством РФ о бухгалтерском учете? На наш взгляд, для
проведения такого перерасчета нет оснований. В соответствии с п. 2
ст. 5 НК акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие
новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры
сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за
нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие
новые обязанности или иным образом ухудшающие положение
налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных
участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и
сборах, обратной силы не имеют.
3. Объектом налогообложения для иностранных организаций, не
осуществляющих деятельности в Российской Федерации через
постоянные представительства, признается находящееся на территории
РФ недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным
организациям на праве собственности.
У данной категории налогоплательщиков никакое движимое имущество
не признается объектом налогообложения по налогу на имущество
организаций.
Важно подчеркнуть, что объектом налогообложения у данной категории
налогоплательщиков признается любое недвижимое имущество,
находящееся на территории РФ и принадлежащее налогоплательщику на
праве собственности (разумеется, за исключением тех видов
недвижимого имущества, которые указаны в п. 4 комментируемой
статьи) вне зависимости от того, относится оно или не относится к
объектам основных средств в соответствии с законодательством РФ о
бухгалтерском учете.
Содержание права собственности определено в ст. 209 ГК РФ.
Собственнику принадлежат права владения, пользования и
распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему
усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества
любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и
не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Собственник вправе по своему усмотрению отчуждать свое имущество в
собственность другим лицам, передавать им, оставаясь
собственником, права владения, пользования и распоряжения
имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими
способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и
распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в
какой их оборот допускается законом (ст. 129 ГК РФ),
осуществляются их собственником свободно, если это не наносит
ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов
других лиц.
Собственник может передать свое имущество в доверительное
управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача
имущества в доверительное управление не влечет перехода права
собственности к доверительному управляющему, который обязан
осуществлять управление имуществом в интересах собственника или
указанного им третьего лица.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества,
если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).
Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет
его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором
(ст. 211 ГК РФ).
В Российской Федерации признаются частная, государственная,
муниципальная и иные формы собственности. Имущество может
находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также
Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Особенности приобретения и прекращения права собственности на
имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости
от того, находится имущество в собственности гражданина или
юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта
РФ или муниципального образования, могут устанавливаться лишь
законом. Законом определяются виды имущества, которые могут
находиться только в государственной или муниципальной
собственности. Права всех собственников защищаются равным образом
(ст. 212 ГК РФ).
В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое
имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в
соответствии с законом не может принадлежать гражданам или
юридическим лицам.
Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности
граждан и юридических лиц, не ограничиваются, за исключением
случаев, когда такие ограничения установлены законом в целях,
предусмотренных п. 2 ст. 1 ГК РФ.
Коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и
муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых
собственником, являются собственниками имущества, переданного им в
качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами),
а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по
иным основаниям (ст. 213 ГК РФ).
4. Не признаются объектами налогообложения по налогу на имущество
организаций земельные участки и иные объекты природопользования
(водные объекты и другие природные ресурсы). Значение понятия
"земельный участок" установлено в Земельном кодексе РФ от 25
октября 2001 г. N 136-ФЗ и Федеральном законе от 2 января 2000 г.
N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".
Земельный участок (как объект земельных отношений) - часть
поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой
описаны и удостоверены в установленном порядке. Земельный участок
может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный
участок, который может быть разделен на части, каждая из которых
после раздела образует самостоятельный земельный участок,
разрешенное использование которого может осуществляться без
перевода его в состав земель иной категории, за исключением
случаев, установленных федеральными законами (см. ст. 6 Земельного
кодекса РФ).
Права на земельные участки удостоверяются документами в
соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок
с ним". Важно отметить, что в соответствии со ст. 26 Земельного
кодекса РФ договоры аренды земельного участка, субаренды
земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным
участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат
государственной регистрации, за исключением случаев, установленных
федеральными законами.
Объектом купли-продажи могут быть только земельные участки,
прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при
заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю
имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и
ограничениях его использования (см. п. 1 ст. 37 Земельного кодекса
РФ).
Для целей Федерального закона "О государственном земельном
кадастре" земельный участок - часть поверхности земли (в том числе
поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и
удостоверены в установленном порядке уполномоченным
государственным органом, а также все, что находится над и под
поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено
федеральными законами о недрах, об использовании воздушного
пространства и иными федеральными законами (см. ст. 1 Федерального
закона "О государственном земельном кадастре").
Сведения о правах на земельные участки и об ограничениях
(обременениях) этих прав вносятся в Единый государственный реестр
земель на основании:
- сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое
имущество и сделок с ним;
- иных документов о правах на земельные участки, являющихся
юридически действительными на момент внесения указанных сведений в
государственный земельный кадастр.
Сведения государственного земельного кадастра об определенном
земельном участке предоставляются в виде выписок по месту учета
данного земельного участка за плату или бесплатно (см. п. 3 ст.
17, ст. 22 Федерального закона "О государственном земельном
кадастре").
Государственный кадастровый учет земельных участков - описание и
индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных
участков, в результате чего каждый земельный участок получает
такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из
других земельных участков и осуществить его качественную и
экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных
участков сопровождается присвоением каждому земельному участку
кадастрового номера (см. ст. 1 Федерального закона "О
государственном земельном кадастре").
Государственному кадастровому учету подлежат земельные участки,
расположенные на территории РФ, независимо от форм собственности
на землю, целевого назначения и разрешенного использования
земельных участков. Государственный кадастровый учет земельных
участков, проводившийся в установленном порядке на территории РФ
до вступления в силу Федерального закона "О государственном
земельном кадастре", является юридически действительным.
Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на
недвижимое имущество и сделок с ним, органы (организации),
осуществляющие специальную регистрацию или учет отдельных видов
недвижимого имущества, природных ресурсов и территориальных зон,
бесплатно в десятидневный срок представляют информацию о
зарегистрированных правах, наличии объектов недвижимого имущества,
прочно связанных с земельными участками, и территориальных зонах
органам, осуществляющим деятельность по ведению государственного
земельного кадастра, в необходимом объеме (см. ст. 7 Федерального
закона "О государственном земельном кадастре").
На всей территории РФ ведение государственного земельного кадастра
осуществляется по единой методике и представляет собой
последовательные действия по сбору, документированию, накоплению,
обработке, учету и хранению сведений о земельных участках.
Сведения об экономических характеристиках земельных участков
вносятся в документы государственного земельного кадастра на
основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель
и положений нормативных правовых актов органов государственной
власти и органов местного самоуправления (см. ст. 17 Федерального
закона "О государственном земельном кадастре").
Природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты
и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут
быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной
деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства
и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.
Природная среда (природа) - совокупность компонентов природной
среды, природных и природно-антропогенных объектов. Компоненты
природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные
воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные
организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное
космическое пространство, обеспечивающие в совокупности
благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Природный объект - естественная экологическая система, природный
ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные
свойства. Природно-антропогенный объект - природный объект,
измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или)
объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного
объекта и имеющий рекреационное и защитное значение. Антропогенный
объект - объект, созданный человеком для обеспечения его
социальных потребностей и не обладающий свойствами природных
объектов.
Использование природных ресурсов - эксплуатация природных
ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все
виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной
деятельности.
Не признается объектами налогообложения по налогу на имущество
организаций имущество, принадлежащее на праве хозяйственного
ведения или оперативного управления федеральным органам
исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена
военная служба и (или) приравненная к ней служба, используемое
этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения
безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
В ГК РФ регламентирована деятельность государственных и
муниципальных унитарных предприятий. Унитарные предприятия могут
быть основаны либо на праве хозяйственного ведения, либо на праве
оперативного управления.
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не
наделенная правом собственности на закрепленное за ней
собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является
неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в
том числе между работниками предприятия. Устав унитарного
предприятия должен содержать помимо сведений, указанных в п. 2 ст.
52 ГК, сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а
также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках
его формирования (распоряжением Мингосимущества России от 16
февраля 2000 г. N 188-р утвержден Примерный устав федерального
государственного унитарного предприятия). В форме унитарных
предприятий могут быть созданы только государственные и
муниципальные предприятия.
Имущество государственного или муниципального унитарного
предприятия находится соответственно в государственной или
муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на
праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать
указание на собственника его имущества. Органом унитарного
предприятия является руководитель, который назначается
собственником либо уполномоченным собственником органом и им
подотчетен.
Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем
принадлежащим ему имуществом. Унитарное предприятие не несет
ответственности по обязательствам собственника его имущества.
Правовое положение государственных и муниципальных унитарных
предприятий определяется ГК РФ и законом о государственных и
муниципальных унитарных предприятиях (ст. 113 ГК РФ).
Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения,
создается по решению уполномоченного на то государственного органа
или органа местного самоуправления. Учредительным документом
предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является
его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным
органом или органом местного самоуправления.
Размер уставного фонда предприятия, основанного на праве
хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной
законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
До государственной регистрации предприятия, основанного на праве
хозяйственного ведения, уставный фонд предприятия должен быть
полностью оплачен собственником. Если по окончании финансового
года стоимость чистых активов предприятия, основанного на праве
хозяйственного ведения, окажется меньше размера уставного фонда,
орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан
произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда.
Если стоимость чистых активов становится меньше размера,
определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по
решению суда.
Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения,
может создать в качестве юридического лица другое унитарное
предприятие путем передачи ему в установленном порядке части
своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие).
Учредитель утверждает устав дочернего предприятия и назначает его
руководителя.
Собственник имущества предприятия, основанного на праве
хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия,
за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 56 ГК РФ. Это
правило также применяется к ответственности предприятия,
учредившего дочернее предприятие, по обязательствам последнего
(ст. 114 ГК РФ).
Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления
(федеральное казенное предприятие), может быть образовано в
случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных
унитарных предприятиях, по решению Правительства Российской
Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной
собственности. Учредительным документом казенного предприятия
является его устав, утверждаемый Правительством РФ. Фирменное
наименование предприятия, основанного на праве оперативного
управления, должно содержать указание на то, что предприятие
является казенным.
Права казенного предприятия на закрепленное за ним имущество
определяются в соответствии со ст. 296 и 297 ГК РФ. Российская
Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам
казенного предприятия при недостаточности его имущества. Казенное
предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению
Правительства РФ.
Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому
имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет,
пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах,
определяемых в соответствии с ГК РФ (ст. 294 ГК РФ).
Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в
соответствии с законом решает вопросы создания предприятия,
определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и
ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия,
осуществляет контроль за использованием по назначению и
сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник
имеет право на получение части прибыли от использования имущества,
находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве
хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду,
отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный
(складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным
способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается
самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или
иными правовыми актами (ст. 295 ГК РФ).
Казенное предприятие, а также учреждение в отношении закрепленного
за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом,
в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника
и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения
им. Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием
или учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо
используемое не по назначению имущество и распорядиться им по
своему усмотрению (ст. 296 ГК РФ).
Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом
распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия
собственника этого имущества. Казенное предприятие самостоятельно
реализует производимую им продукцию, если иное не установлено
законом или иными правовыми актами. Порядок распределения доходов
казенного предприятия определяется собственником его имущества
(ст. 297 ГК РФ).
Бюджетное учреждение - организация, созданная органами
государственной власти Российской Федерации, органами
государственной власти субъектов РФ, органами местного
самоуправления для осуществления управленческих,
социально-культурных, научно-технических или иных функций
некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из
соответствующего бюджета или бюджета государственного
внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
Организации, наделенные государственным или муниципальным
имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса
федерального казенного предприятия, в целях БК признаются
бюджетными учреждениями (п. 1, 2 ст. 161 БК).
Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии
с утвержденной сметой доходов и расходов. Федеральное казначейство
РФ либо другой орган, исполняющий бюджет, совместно с главными
распорядителями бюджетных средств определяет права бюджетного
учреждения по перераспределению расходов по предметным статьям и
видам расходов при исполнении сметы. Бюджетное учреждение при
исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании
средств, полученных за счет внебюджетных источников (см. п. 6 ст.
161 БК).
 Учреждением признается организация, созданная собственником для
осуществления управленческих, социально-культурных или иных
функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или
частично. Права учреждения на закрепленное за ним имущество
определяются в соответствии с ст. 296 ГК РФ (см. п. 1 ст. 120 ГК
РФ).
Учреждение в отношении закрепленного за ними имущества
осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с
целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением
имущества права владения, пользования и распоряжения им.
Собственник имущества, закрепленного за учреждением, вправе изъять
излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению
имущество и распорядиться им по своему усмотрению (см. ст. 296 ГК
РФ).
Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его
распоряжении денежными средствами. При их недостаточности
субсидиарную ответственность по его обязательствам несет
собственник соответствующего имущества. Особенности правового
положения отдельных видов государственных и иных учреждений
определяются законом и иными правовыми актами (см. п. 2, 3 ст. 120
ГК РФ).
Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться
закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет
средств, выделенных ему по смете. Если в соответствии с
учредительными документами учреждению предоставлено право
осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные
от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов
имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и
учитываются на отдельном балансе (ст. 298 ГК РФ).
Право хозяйственного ведения или право оперативного управления
имуществом, в отношении которого собственником принято решение о
закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у
этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества,
если иное не установлено законом и иными правовыми актами или
решением собственника. Плоды, продукция и доходы от использования
имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном
управлении, а также имущество, приобретенное унитарным
предприятием или учреждением по договору или иным основаниям,
поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление
предприятия или учреждения в порядке, установленном ГК РФ, другими
законами и иными правовыми актами для приобретения права
собственности.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления
имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным
ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для прекращения
права собственности, а также в случаях правомерного изъятия
имущества у предприятия или учреждения по решению собственника
(ст. 299 ГК РФ).
При переходе права собственности на государственное или
муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому
собственнику государственного или муниципального имущества такое
предприятие сохраняет право хозяйственного ведения на
принадлежащее ему имущество. При переходе права собственности на
учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право
оперативного управления на принадлежащее ему имущество (ст. 300 ГК
РФ).
Военная служба - особый вид федеральной государственной службы,
исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также:
- в пограничных войсках Федеральной пограничной службы РФ,
- во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ,
- в железнодорожных войсках РФ,
- в войсках Федерального агентства правительственной связи и
информации при Президенте РФ,
- в войсках гражданской обороны (другие войска),
- в инженерно-технических и дорожно-строительных воинских
формированиях при федеральных органах исполнительной власти
(воинские формирования),
- в Службе внешней разведки РФ,
- в органах Федеральной службы безопасности РФ,
- в органах Федеральной пограничной службы РФ,
- в федеральных органах правительственной связи и информации,
- в федеральных органах государственной охраны,
- в федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки
органов государственной власти РФ;
- в создаваемых на военное время специальных формированиях (ст. 1
Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 56-ФЗ "О воинской
обязанности и военной службе").
Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и
по защите населения, материальных и культурных ценностей на
территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных
действий или вследствие этих действий. Служба гражданской обороны
- служба, предназначенная для проведения мероприятий по
гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств
и обеспечение действий гражданских организаций гражданской обороны
в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ
при ведении военных действий или вследствие этих действий (ст. 1
Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской
обороне").
Данный Федеральный закон определяет задачи в области гражданской
обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов
государственной власти Российской Федерации, органов
исполнительной власти субъектов РФ, органов местного
самоуправления, организаций независимо от их
организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и
средства гражданской обороны (см. Преамбулу).

Оглавление   

 

Hosted by uCoz