Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 0% |
Статьи взяты на сайте IDIOMA.RU и предоставляются в порядке
взаимного пользования библиотечными ресурсами
Порядок просмотра: если вы это читаете этот текст, значит выбрали
нужную книгу. По ссылке (вверху или внизу) перейдите в "Оглавление"
и выберите, интересующую вас статью. Возможно, что комментарий к
статье не помещается на одной веб-странице. В этом случае
используйте ссылки "Далее" и "Назад". Если вам нужна другая книга -
вернитесь в "Каталог библиотеки"
Статья 40 Права собственников земельных участков на использование
участков.
Собственник земельного участка вправе распоряжаться им и иным
имуществом в случаях, если они на основании закона не изъяты из
оборота или не ограничены в обороте; при отчуждении садового,
огородного или дачного земельного участка одновременно отчуждать
приобретателю долю имущества общего пользования в составе
садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого
товарищества в размере целевых взносов; имущественный пай в
размере паевого взноса, за исключением той части, которая включена
в неделимый фонд садоводческого, огороднического или дачного
потребительского кооператива; здания, строения, сооружения,
плодовые культуры; добровольно выходить из садоводческого,
огороднического или дачного некоммерческого объединения с
одновременным заключением с таким объединением договора о порядке
пользования и эксплуатации инженерных сетей, дорог и другого
имущества общего пользования; осуществлять иные не запрещенные
законодательством действия.
Права граждан, ведущих крестьянское хозяйство, сформулированы
в ст.10 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. "О крестьянском
(фермерском) хозяйстве" (с изм.). Гражданину, имеющему земельный
участок для ведения крестьянского хозяйства в собственности,
предоставляется право самостоятельно хозяйствовать на земле;
использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся
на земельном участке нерудные полезные ископаемые, торф, лесные
угодья, водные объекты, пресные подземные воды, а также другие
полезные свойства земли; возводить жилые, производственные,
бытовые и иные строения и сооружения; в установленном порядке
проводить оросительные, осушительные, культуртехнические и другие
мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии
с природоохранными требованиями; обменять земельный участок; сдать
земельный участок или его часть в аренду; передать земельный
участок по наследству; в случае принудительного изъятия земельного
участка государством получить возмещение затрат и убытков, включая
упущенную выгоду.
Градостроительный кодекс РФ предусматривает норму, которая
конкретизирует право земельного собственника на застройку своего
участка. Согласно п.5 ст.56 Кодекса застройщик, получивший
земельный участок на праве собственности или долгосрочной аренды,
имеет право разрабатывать и реализовывать проект его застройки или
проект межевания данного земельного участка с последующей
передачей подготовленного для застройки или застроенного
земельного участка другим лицам.
В соответствии с Федеральным законом от 3 августа 1995 г. "О
племенном животноводстве" (СЗ РФ. 1995. N 32. Ст.3199.) (ст.10)
земельные участки, предоставленные гражданам (крестьянским
(фермерским) хозяйствам) и юридическим лицам для разведения и
использования племенных животных, относятся к землям
сельскохозяйственного назначения (использования). Такие земли
могут быть в частной собственности. Указанные граждане и
юридические лица вправе в установленном порядке осуществлять
прогон скота, проводить и отводить воду через земельный участок,
принадлежащий другому лицу, производить забор воды и
организовывать водопой из водного объекта, принадлежащего другому
лицу, а также осуществлять иные сервитуты, установленные
законодательством РФ.
Такова общая характеристика прав собственников земельных
участков.
2. Согласно п.1 ст.40 ЗК собственник земельного участка
вправе использовать в установленном порядке для собственных нужд
имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные
ископаемые, пресные подземные воды и водные объекты. Статья 18
Закона РФ "О недрах" регулирует вопросы предоставления недр для
разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых.
Порядок предоставления недр для использования их в указанных
целях, порядок пользования недрами юридическими лицами и
гражданами в границах предоставленных им земельных участков с
целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в
целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливаются
законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Применительно к правам собственников земельных участков
законодательство о недрах регулирует в комплексе не только порядок
добычи общераспространенных полезных ископаемых, но и порядок
пользования недрами для целей, не связанных с добычей полезных
ископаемых, а также добычи пресных подземных вод. Собственники,
владельцы земельных участков согласно ст.19 Закона РФ "О недрах"
имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без
применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных
ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и
строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до
пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и
скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником
централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом
соответствующими органами исполнительной власти субъектов
Федерации.
Закон РФ "О недрах" содержит также ряд иных положений,
касающихся добычи общераспространенных полезных ископаемых, а
также осуществления указанных выше видов деятельности. Например,
п.6 ст.3 Закона относит к компетенции органов государственной
власти РФ в сфере регулирования отношений недропользования
определение совместно с субъектами Федерации региональных перечней
полезных ископаемых, относимых к общераспространенным. Согласно
п.9 ст.4 Закона к компетенции органов государственной власти
субъектов РФ относится установление порядка пользования недрами в
целях разработки месторождений общераспространенных полезных
ископаемых. Кроме того, согласно п.1 ст.40 Закона собственники,
владельцы земельных участков, осуществляющие в установленном
порядке добычу общераспространенных полезных ископаемых и
подземных вод на принадлежащем им или арендуемом ими земельном
участке непосредственно для своих нужд, освобождаются от платежей
при пользовании недрами.
Водный кодекс РФ (ст.17) определяет понятие "подземные водные
объекты". Подземные водные объекты - это сосредоточение
находящихся в гидравлической связи вод в горных породах, имеющее
границы, объем и черты водного режима. К подземным водным объектам
относятся: водоносный горизонт - воды, сосредоточенные в трещинах
и пустотах горных пород и находящиеся в гидравлической связи;
бассейн подземных вод - совокупность водоносных горизонтов,
расположенных в недрах; месторождение подземных вод - часть
водоносного горизонта, в пределах которой имеются благоприятные
условия для извлечения подземных вод; естественный выход подземных
вод - выход подземных вод на суше или под водой.
Устройство и эксплуатация скважин допускаются с соблюдением
требований, предусмотренных ВК РФ и законодательством РФ о недрах.
Буровые скважины, в том числе самоизливающие и разведочные, а
также скважины, не пригодные к эксплуатации или использование
которых прекращено, подлежат оборудованию регулирующими
устройствами, консервации или ликвидации в установленном порядке.
При размещении, проектировании, строительстве, вводе в
эксплуатацию и эксплуатации водозаборных сооружений, связанных с
использованием подземных водных объектов, должны быть
предусмотрены меры, предотвращающие их вредное влияние на
поверхностные водные объекты и окружающую природную среду.
Законодательство субъектов Федерации развивает весьма общие
положения федерального законодательства о недрах. Так, Закон
Московской области от 2 февраля 1999 г. N 2/99-ОЗ "О недрах и
недропользовании в Московской области" (См.: Вестник Московской
областной Думы. 1999. N 4.) признает общераспространенными
полезными ископаемыми широко распространенные в данном регионе
полезные ископаемые, используемые для производства строительных
материалов, строительства дорог и других целей (кирпичные глины,
строительный песок, бутовый камень и др.).
Согласно ст.19 Закона Московской области собственники,
владельцы земельных участков имеют право по своему усмотрению в
границах этих участков осуществлять строительство подземных
сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также
устройство бытовых колодцев и скважин на первый водоносный
горизонт, не являющийся источником централизованного
водоснабжения. Во всех других случаях, в том числе при
использовании подземных вод для получения первой товарной
продукции, в технических и технологических целях, а также при
использовании подземных вод сверх установленных норм, собственник,
владелец земельного участка должен получить лицензию на право
добычи подземных вод в установленном порядке.
Строительство бытовых колодцев и скважин может осуществляться
только после согласования местоположения этих сооружений с
администрацией муниципального образования и районным органом
санитарно-эпидемиологического надзора. Строительство
собственниками, владельцами земельных участков подземных
сооружений, в том числе для захоронения бытовых и производственных
отходов, эксплуатация которых может привести к загрязнению
подземных вод, запрещается. Правила устройства и эксплуатации
бытовых колодцев и скважин, а также строительства подземных
сооружений для собственных нужд устанавливаются администрацией
Московской области с учетом согласования с администрациями
муниципальных образований.
Районы распространения и глубины залегания первого от
поверхности водоносного горизонта, не являющегося централизованным
источником водоснабжения, определяются территориальным органом
управления государственным фондом недр, и сведения о них
предоставляются администрациям муниципальных образований.
3. Водное законодательство предусматривает особое основание
права водопользования - право водопользования собственников,
владельцев и пользователей прибрежных земельных участков. Это
право использовать водные объекты принадлежит только указанной
категории лиц.
В соответствии со ст.12 ВК РФ собственники, владельцы и
пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным
водным объектам, могут использовать водные объекты только для
своих нужд в той мере, в какой это не нарушает права и законные
интересы других лиц. Собственники, владельцы и пользователи
земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам,
не должны препятствовать использованию водных объектов и их
берегов для организации судоходства и иных нужд, кроме случаев,
предусмотренных законодательством РФ.
Установлены два ограничения данного права. Во-первых, такое
водопользование допустимо только для своих собственных нужд. И,
во-вторых, при этом не должны нарушаться права и законные интересы
других лиц.
4. В соответствии со ст.40 ЗК собственники земельных участков
имеют право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и
иные строения и сооружения. При этом должно учитываться целевое
назначение земель, т.е. категория, к которой они отнесены, и
разрешенное использование земельного участка (в том случае, если
участок находится в составе земель поселений и разрешенное
использование земельного участка установлено на основании
территориального зонирования в правилах землепользования и
застройки).
Статья 263 ГК предусматривает, что собственник земельного
участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять
их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке
другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения
градостроительных и строительных норм и правил, а также требований
о назначении земельного участка (п.2 ст.260 ГК).
Право собственника земельного участка на застройку земельного
участка, закрепленное в этой статье, не может быть реализовано без
получения разрешения на строительство. Порядок застройки земельных
участков регулируется законодательством о градостроительстве,
которое устанавливает специальные требования и условия такой
деятельности исходя из публичных интересов.
Процедура выдачи разрешений на строительство установлена в
ст.62 Градостроительного кодекса РФ. Разрешение на строительство -
это документ, удостоверяющий право собственника, владельца,
арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществить
застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания,
строения и сооружения, благоустройство территории. Разрешение на
строительство выдается на основании заявлений заинтересованных
физических и юридических лиц, документов, удостоверяющих их права
на земельные участки, и при наличии утвержденной проектной
документации. Соответствующие органы архитектуры и
градостроительства осуществляют подготовку документов для выдачи
разрешений на строительство.
Информация о наличии разрешения на строительство
предоставляется заказчиком гражданам и юридическим лицам в
соответствии с требованиями, установленными органами архитектуры и
градостроительства к визуальной информации данного вида. Заказчик
обязан предоставить информацию о сроках начала строительства в
соответствующие органы архитектуры и градостроительства.
По общему правилу, разрешение на строительство требуется не
только собственнику земельного участка, но и владельцу,
пользователю и арендатору земли. Для получения разрешения
требуется соблюдение двух основных условий: подтверждение права на
земельный участок и наличие утвержденной проектной документации.
Согласно ст.61 Градостроительного кодекса РФ строительство,
реконструкция, капитальный ремонт зданий, строений и сооружений,
их частей осуществляются на основе проектной
документации-графических и текстовых материалов, определяющих
объемно-планировочные, конструктивные и технические решения для
строительства, реконструкции и капитального ремонта указанных
объектов, а также благоустройства их земельных участков. Проектная
документация разрабатывается в соответствии с градостроительной
документацией, со строительными нормами и правилами,
согласовывается с органами архитектуры и градостроительства,
органами государственного контроля и надзора.
Разработка, финансирование, утверждение и определение порядка
использования проектной документации, внесение в нее изменений
осуществляются в установленном порядке по инициативе заказчика и
за его счет. Проектная документация, заказчиком которой являются
органы местного самоуправления, утверждается этими органами в
установленном порядке. Проектная документация, заказчиком которой
являются физические и юридические лица, утверждается заказчиком.
Утвержденная проектная документация является основанием для
выдачи разрешения на строительство.
Разрешения на строительство не требуется в случае, если
работы по строительству и реконструкции объектов недвижимости не
затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и
безопасности зданий, строений и сооружений, а также в случае
возведения временных зданий, строений и сооружений на площадках,
необходимых для организации строительных работ.
Основные положения процедуры выдачи разрешений на
строительство состоят в следующем. Органы архитектуры и
градостроительства осуществляют подготовку документов для выдачи
разрешения на строительство, которое выдается органом местного
самоуправления.
Закон РФ от 6 июля 1991 г. "О местном самоуправлении в
Российской Федерации" (с изменениями, внесенными ст.56
Федерального закона "Об общих принципах организации местного
самоуправления" от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ) (ВВС РФ. 1991. N
29. Ст.1010; СЗ РФ. 1995. N 35. Ст.3506.) устанавливает, что
поселковая, сельская администрация выдает разрешение на
строительство на территории поселка, сельсовета всех объектов
производственного назначения; приостанавливает строительство,
осуществляемое с нарушением утвержденных проектов, планов и правил
застройки (ст.52). Согласно ст.61 Закона районная администрация
выдает разрешение на строительство на подведомственной территории
всех объектов производственного назначения; приостанавливает
строительство, осуществляемое с нарушением утвержденных проектов,
планов и правил застройки. К полномочиям городской администрации в
соответствии со ст.72 Закона относится выдача разрешений на
строительство на территории города всех объектов производственного
назначения.
В Градостроительном кодексе РФ сформулирован исчерпывающий
перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на
строительство. Орган местного самоуправления может отказать в
выдаче разрешения на строительство в двух случаях. Во-первых,
когда проектная документация не соответствует разрешенному
использованию земельного участка. Например, по проекту
предполагается построить жилой дом на земельном участке, который
входит в состав земель сельскохозяйственного назначения, на пашне.
Эти земли подлежат особой охране, их застройка запрещена.
Во-вторых, если проектная документация не соответствует
строительным нормам и правилам, т.е. предполагается построить
объект, параметры, конструктивные и технические характеристики
которого не соответствуют установленным требованиям. Решение
органа местного самоуправления о выдаче или об отказе в выдаче
разрешения на строительство может быть обжаловано в суд.
Разрешение на строительство выдается на срок не более чем три
года и может быть продлено на основании заявления заказчика.
Порядок и срок продления действия разрешения на строительство
устанавливаются органами местного самоуправления. Разрешение на
строительство и утвержденная проектная документация подлежат
регистрации органами местного самоуправления.
При переходе прав собственности на объекты недвижимости
действие разрешения на их строительство сохраняется. Выданное
разрешение на строительство подлежит повторной регистрации.
Собственник недвижимости может продать, подарить и любым иным
образом распорядиться своим имуществом. Новый собственник
недвижимости вместе со всеми правами на недвижимость приобретает и
право на застройку, удостоверенное разрешением на строительство. В
этом случае ему не нужно получать нового разрешения, достаточно
лишь его перерегистрировать.
Наряду с выдачей разрешений на строительство, которые
являются формой превентивного контроля за качеством строительства,
осуществляется также и постоянный контроль непосредственно за
процессом строительства. Контроль за осуществлением работ по
строительству и реконструкции объектов недвижимости в соответствии
с разрешением на строительство, а также градостроительными
регламентами, со строительными нормами и правилами возлагается на
соответствующие органы архитектуры и градостроительства или органы
государственного архитектурно-строительного надзора РФ.
В соответствии с Инструкцией о порядке осуществления
государственного контроля за использованием и охраной земель в
городских и сельских поселениях, утвержденной приказом Госстроя
России от 2 августа 1999 г. N 18 (БНА. 1999. N 4), органы
архитектуры и градостроительства осуществляют контроль за
осуществлением работ по строительству и реконструкции объектов
недвижимости в соответствии с разрешением на строительство (за
исключением объектов, отнесенных к компетенции органов
госархстройнадзора). Органы госархстройнадзора проводят контроль
за осуществлением работ по строительству и реконструкции объектов
недвижимости в соответствии с разрешением на строительство по тем
объектам, контроль за которыми отнесен к их компетенции
нормативными правовыми актами РФ, органов государственной власти
субъектов Федерации, органов местного самоуправления
5. Собственник вправе также проводить различного рода
мелиоративные работы на своем участке, строить пруды и водоемы
(подробнее о порядке проведения мелиоративных работ см.
комментарий к ст.13 ЗК).
6. В п.2 настоящей статьи определены также иные, кроме самого
земельного участка, объекты права собственности. К ним относятся
посевы и посадки сельскохозяйственных культур, многолетние
насаждения на участке (см. комментарий к ст.1 ЗК). В данной статье
не указаны обособленные водные объекты, которые также находятся в
собственности лица - собственника земельного участка (см.
комментарий к ст.1 ЗК).