«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 5%

ГЛАВА 7

Глава 7. Основания и порядок предоставления жилого помещения
по договору социального найма
В данной главе сгруппированы правовые нормы, содержание которых
вызывало немало споров при подготовке и обсуждении проекта нового
Кодекса. Такие споры вполне закономерны, поскольку в гл. 7
получили юридическое разрешение наиболее острые и затрагивающие
многих, если не большинство россиян, вопросы. Они касаются
предоставления жилых помещений по договорам социального найма
малоимущим и другим гражданам, признанным нуждающимися в улучшении
жилищных условий, критериев и оснований, при наличии которых это
возможно, а также учета таких граждан и других важных отношений.
По общему правилу, участниками жилищных отношений могут быть как
российские, так и иностранные граждане, а также лица без
гражданства (см. ст. 4 Кодекса). Однако применительно к
социальному найму введено исключение из этого правила: по
договорам социального найма жилые помещения предоставляются только
гражданам России, если международным договором не предусмотрено
иное (нормы международного права приоритетны по отношению к
национальному законодательству). Следует полагать, что эта
правовая новелла имеет целью обеспечить бесплатным или
предоставляемым за доступную плату жильем прежде всего российских
граждан.
Как уже отмечалось, предметом договора социального найма могут
быть только те жилые помещения, которые относятся к
государственному или муниципальному жилищному фонду. При этом в
собственности государства (Российской Федерации и ее субъектов), а
также муниципальных образований находятся жилые помещения
различного целевого назначения - жилищный фонд социального
использования, специализированный жилищные фонд, индивидуальный
жилищный фонд, жилищный фонд коммерческого использования (об
указанных видах жилищного фонда см. ст. 19 и комментарий к гл. 2
раздела I Кодекса). В соответствии с целями использования по
договору социального найма предоставляются жилые помещения из
жилищного фонда социального использования.
Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим и иным указанным в
законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется
бесплатно или за доступную плату в соответствии с установленными
законом нормами. Именно этот конституционный принцип во многом
предопределяет содержание гл. 7 Кодекса и многих других его
положений.
Разъясняя указанную норму Конституции РФ, специалисты отмечают,
что она закрепляет новую роль государства и органов местного
самоуправления на рынке жилья. В новой системе государство и
муниципальные органы тотально не аккумулируют средства населения
для последующего жилищного строительства и распределения квартир.
Теперь каждый должен самостоятельно вкладывать средства в покупку
или строительство жилья, не рассчитывая на решение своей жилищной
проблемы за счет государственного и муниципального жилищных
фондов. Время новоселья будет определяться не многими годами
ожидания в очереди на получение жилья, не решением органов
управления и профкомов, как было ранее, а доходами гражданина,
материальной возможностью купить, построить или нанять жилье. Так
будет решаться жилищная проблема для большинства. Меньшинство,
т.е. малоимущие и другие лица, указанные в законах, будут
обеспечиваться жильем исходя из традиционных для отечественного
законодательства принципов: сохраняется режим предоставления им
жилых помещений в соответствии с установленными нормами из
государственного или муниципального жилищного фонда*(31).
Эмоциональная оценка приведенных рассуждений может быть различной,
однако необходимо признать, что они объективно отражают
существующую в современной России экономико-правовую реальность.
В соответствии с Кодексом нуждающимися в жилом помещении могут
быть признаны: а) малоимущие граждане, б) иные категории граждан,
определенные федеральными законами и законами субъектов Российской
Федерации (см. ст. 49). Например, особенности обеспечения жильем
такой категории граждан, как инвалиды, предусмотрены ст. 17 ФЗ от
24.11.1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации"*(32).
Малоимущими являются граждане, если они признаны таковыми органом
местного самоуправления с учетом дохода, приходящегося на каждого
члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности
членов семьи и подлежащего налогообложению, в порядке,
установленном законом соответствующего субъекта Российской
Федерации. Ориентиром здесь могут служить, например, положения ФЗ
от 5.04.2003 г. "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого
дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для
признания их малоимущими и оказания им государственной социальной
помощи"*(33). Перечень видов доходов, учитываемых при расчете
среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего
гражданина для оказания им государственной социальной помощи был
утвержден постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 г. N
512*(34).
При признании гражданина малоимущим должны учитываться не только
размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, но и
стоимость имущества, принадлежащего на праве собственности членам
его семьи и подлежащего налогообложению. Введение такого критерия,
как стоимость семейного имущества, направлено на обеспечение более
объективного подхода при решении вопроса о признании лица
малоимущим.
Однако Кодекс в данном случае не дает ответа на вопрос, кого можно
считать членами семьи. Это - существенный недостаток указанной
нормы, поскольку в результате создаются неоправданные возможности
для расширительного толкования понятия "члены семьи" на
региональном уровне: порядок признания гражданина малоимущим
должен определяться законами субъектов Российской Федерации.
Малоимущим гражданам, признанным в установленном порядке
нуждающимися в жилых помещениях, по договору социального найма
предоставляются жилые помещения в муниципальном жилищном фонде.
В соответствии со ст. 156 Кодекса граждане, признанные в
установленном порядке малоимущими, проживающие по договору
социального найма, освобождаются от внесения платы за пользование
жилыми помещениями. Таким образом, указанной категории граждан
жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в
пользование фактически бесплатно. Однако полезно обратить внимание
на то, что при бесплатном предоставлении жилого помещения
наниматель освобождается от внесения платы только за пользование
таким помещением, но не от обязанности оплачивать содержание и
ремонт жилого помещения, а также вносить коммунальные платежи.
Структура платы за жилье и коммунальные услуги определена в ст.
154 Кодекса (см. также раздел VII Кодекса и комментарий к данному
разделу).
Нельзя не обратить внимание на то, что согласно ст. 49 Кодекса
основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях могут
устанавливаться не только Кодексом, но также другими федеральными
законами и законами субъектов Российской Федерации.
Представляется, что все такие основания было целесообразно
исчерпывающим образом определить именно в Кодексе, ограничив
возможность нормотворчества по этому вопросу. Поскольку это не
сделано, нетрудно предположить, что люди, нуждающиеся в жилом
помещении по объективным основаниям, указанным в Кодексе (см. ст.
51), могут быть "оттеснены" в очереди на получение жилья теми
категориями граждан, жилищные интересы которых пролоббированы на
федеральном и региональном уровнях. А с лоббизмом неразрывно
связана и коррупция в представительных органах государственной
власти:
Положения Кодекса о правовом регулировании оснований признания
граждан нуждающимися в жилых помещениях и порядка предоставления
им жилья (ст. 49) следует толковать ограничительно: поскольку
здесь говорится о федеральных и региональных законах, постольку
органы исполнительной власти федерального и регионального уровня
не наделены правом определять основания и порядок предоставления
жилых помещений по договорам социального найма.
Применявшееся до введения в действие Кодекса жилищное
законодательство оперировало двумя категориями, относящимися к
нормированию жилой площади. Так, ст. 38 ЖК 1983 г. употребляла
понятие "норма жилой площади" для обозначения предельного размера
предоставляемого по договору найма жилого помещения (эта норма в
последние годы составляла 12 кв. м.), за исключением случаев,
предусмотренных законодательством. При этом минимальный размер
жилой площади, предоставлявшейся по договору найма, устанавливался
не ЖК 1983 г., а в порядке, определяемом Правительством РФ.
Основы ввели еще одно понятие - "социальная норма площади жилья",
обозначавшее размер площади жилья, приходящейся на одного
человека, в пределах которой осуществлялось предоставление
компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг (ст.
1). При этом было предусмотрено, что социальная норма площади
жилья эквивалентна минимальному размеру предоставления жилых
помещений, который устанавливался органами государственной власти
субъектов Российской Федерации (ст. 11).
Новый Кодекс отказался от указанных понятий и различает норму
предоставления и учетную норму площади жилого помещения в
зависимости от целевого назначения указанных нормативов.
Нормой предоставления площади жилого помещения по договору
социального найма является минимальный размер площади жилого
помещения, исходя из которого определяется размер общей площади
жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма
(ст. 50 Кодекса). Таким образом, определяя норму предоставления
жилой площади, Кодекс наполняет это понятие содержанием, в целом
соответствующим содержанию понятия "социальная норма площади
жилья", ранее предусмотренного Основами.
Норма предоставления устанавливается органом местного
самоуправления в зависимости от достигнутого уровня обеспеченности
жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального
найма, и других факторов. Интересно отметить, что согласно проекту
Кодекса, прошедшему первое чтение в Государственной Думе,
предполагалось непосредственно в Кодексе установить минимальный
размер нормы предоставления - не менее 15 кв. м общей площади
жилого помещения на одного человека. Однако, как нетрудно
заметить, принимая окончательный вариант Кодекса, законодатель от
этого положения отказался, вероятно, учитывая проблематичность его
реализации во всех регионах России. А жаль, поскольку подобный
норматив мог бы стимулировать улучшение жилищных условий наших
сограждан.
Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный
размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется
уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в
целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых
помещениях (ст. 50 Кодекса).
Установление конкретного размера учетной нормы Кодекс отнес к
компетенции органов местного самоуправления. При этом максимальный
размер учетной нормы может совпадать с размером нормы
предоставления, установленной для соответствующего населенного
пункта, или быть меньше указанного размера.
Необходимо обратить внимание на то, что новый Кодекс прямо не
предусматривает право на дополнительную жилую площадь. Напомним,
что прежде ст. 39 ЖК 1983 г., устанавливала, что сверх нормы жилой
площади отдельным категориям граждан предоставляется
дополнительная жилая площадь в виде комнаты или в размере 10 кв.
м. При этом гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых
хронических заболеваний, а также гражданам, которым эта площадь
необходима по условиям и характеру выполняемой работы, размер
дополнительной площади мог быть увеличен.
Вместо этих правил в ч. 3 ст. 50 Кодекса предусмотрено, что
федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации,
устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по
договорам социального найма другим категориям граждан (т.е.
гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, но не признанных
малоимущими в установленном порядке - см. ст. 49), могут быть
установлены иные нормы предоставления жилых помещений. Слово
"иные" в данном случае означает, что нормы, введенные для
отдельных категорий граждан указанными законами, могут отличаться
от норм предоставления жилой площади, установленных для данной
местности соответствующими органами местного самоуправления.
Одним из федеральных законов, о которых говорится в ч. 3 ст. 50
Кодекса, является, например, ФЗ от 24.11.1995 г. "О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации"*(35), в соответствии с
которым постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 г. N 817 был
утвержден новый Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим
ими, право на дополнительную жилую площадь*(36).
Кодекс установил основания признания гражданина нуждающимся в
жилом помещении, которые применяются при признании нуждающимися в
жилых помещениях как малоимущих граждан, так и граждан иных
категорий, указанных в федеральных законах и законах субъектов
Российской Федерации. Несмотря на то, что перечень таких оснований
сформулирован как исчерпывающий, в действительности он таковым не
является - выше было отмечено, что соответствующие основания могут
устанавливаться также другими федеральными законами и законами
субъектов Федерации (см. также ст. 49 Кодекса).
По сравнению с ЖК 1983 г. (см. ст. 29) новый перечень оснований
признания гражданина нуждающимся в жилом помещении сокращен. В
него не включен такой предусмотренный ранее случай, как проживание
граждан по две и более семьи в смежных неизолированных комнатах,
если между семьями нет родственных отношений.
В то же время основания признания гражданина нуждающимся в жилом
помещении, установленные в новом Кодексе, сформулированы более
универсально и в принципе охватывают остальные случаи, ранее
предусмотренные ст. 29 ЖК 1983 г. В настоящее время в соответствии
со ст. 51 Кодекса нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых
по договорам социального найма, признаются граждане:
не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по
договору социального найма либо собственниками жилых помещений или
членами семьи собственника жилого помещения;
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального
найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору
социального найма либо собственниками жилых помещений или членами
семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью
соответствующего жилого помещения на одного члена семьи менее
учетной нормы;
проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых
помещений требованиям;
наниматели жилых помещений по договорам социального найма, члены
семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма
или собственники жилых помещений, члены семьи собственника жилого
помещения, проживающие в квартире, занятой несколькими семьями,
если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами
хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними
в одной квартире невозможно, и не имеющие иного жилого помещения,
занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на
праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний
устанавливается Правительством РФ.
Однако сам по себе факт постоянного или преимущественного
проживания гражданина на законном основании в определенном месте
не дает основания к определению его места жительства. В настоящее
время основным фактором, позволяющим установить место жительства
гражданина в целях принятия на учет, является формальный признак -
регистрация гражданина по месту жительства, осуществляемая в
соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской
Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту
жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными
постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. N 713*(38).
Документами, подтверждающими адрес места жительства гражданина
Российской Федерации, являются документ, удостоверяющий личность
физического лица (паспорт или иной документ).
В современной России имеется немало граждан, которые по разным
причинам вообще не имеют определенного места жительства. Для таких
людей не допускающее исключений правило о принятии на жилищный
учет только по месту жительства фактически означало бы лишение их
гарантированного Конституцией РФ права на жилище. Думается,
отчасти по этой причине в Кодекс включена отсылочная норма,
согласно которой в случаях и порядке, установленных
законодательством Российской Федерации, граждане могут подать
заявление о принятии их на учет и не по месту жительства (ч. 3 ст.
52). В этой норме имеются в виду и другие случаи, например, когда
трудовая деятельность отдельных категорий граждан связана с
постоянным передвижением.
Основанием для принятия гражданина на учет в качестве нуждающегося
в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма,
является заявление гражданина о принятии его на учет. К заявлению
должны быть приложены документы, подтверждающие право этого
гражданина состоять на указанном учете.
Установлены императивные правила, в соответствии с которыми в
течение 30 рабочих дней со дня получения документов
соответствующий орган местного самоуправления обязан рассмотреть
указанное заявление и представленные вместе с ним документы и
вынести решение о принятии гражданина на учет или об отказе в
этом. В части срока, отведенного на принятие решения эти правила
новыми не являются (ср. со ст. 31 ЖК 1983 г.). Факт представления
указанных документов и дата их представления подтверждаются
распиской, которую орган местного самоуправления обязан выдать
заявителю.
Если принято положительное решение, то орган местного
самоуправления обязан в течение трех рабочих дней выдать заявителю
на руки либо направить ему по почте или с курьером документ,
подтверждающий решение о постановке гражданина на учет.
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в
качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по
договорам социального найма, согласно ст. 52 Кодекса, должен
устанавливаться законом соответствующего субъекта Российской
Федерации. В настоящее время учет граждан, нуждающихся в улучшении
жилищных условий, регулируется не только законами, но также
подзаконными, в том числе ведомственными, правовыми актами.
Например, Инструкция о порядке учета нуждающихся в улучшении
жилищных условий работников центрального аппарата Госгортехнадзора
России и предоставления им жилых помещений утверждена приказом
Федерального горного и промышленного надзора России
(Госгортехнадзор России) от 24.09.2003 г. N 195*(39); Инструкция о
порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников
подразделений центрального аппарата и подразделений,
непосредственно подчиненных Министерству внутренних дел Российской
Федерации, и предоставления им жилых помещений утверждена приказом
МВД РФ от 18.03.2003 г. N 169*(40); Инструкция о порядке учета
нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников, федеральных
государственных служащих и работников органов по контролю за
оборотом наркотических средств и психотропных веществ утверждена
приказом Государственного комитета РФ по контролю за оборотом
наркотических средств и психотропных веществ от 20.11.2003 г. N
229*(41).
Возможен и отказ в принятии гражданина на учет в качестве
нуждающегося в улучшении жилищных условий. Решение об отказе может
быть принято только в трех случаях, исчерпывающим образом
перечисленных в ст. 54 Кодекса. Отказ возможен, если:
не были представлены документы, подтверждающие право
соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в
жилых помещениях;
были представлены документы, которые не подтверждают право
соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в
жилых помещениях;
граждане, которые с намерением приобретения права состоять на
учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили
действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны
нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору
социального найма. В таком случае граждане, намеренно ухудшившие
свои жилищные условия, принимаются на учет в качестве нуждающихся
в жилых помещениях не ранее, чем через пять лет со дня совершения
указанных намеренных действий. Если этот срок не истек, то
соответствующим гражданам будет отказано в принятии на учет в
качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 3 ч. 1 ст.
54 Кодекса.
Иные основания отказа в принятии гражданина на учет недопустимы.
Законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов
местного самоуправления такие основания установлены быть не могут.
Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания
отказа с обязательной ссылкой на нарушения, указанные выше. Такое
решение выдается (или направляется по почте, с курьером)
гражданину, подавшему соответствующее заявление, не позднее трех
рабочих дней со дня принятия указанного решения и может быть
обжаловано им в судебном порядке.
Введены новые правила предоставления жилых помещений по договору
социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве
малоимущих и нуждающихся в жилых помещениях. Как и ранее, жилые
помещения предоставляются, по общему правилу, в порядке
очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет (ст.
57 Кодекса).
Из этого правила предусмотрены исключения - вне очереди жилые
помещения предоставляются по договорам социального найма следующим
категориям граждан:
гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном
порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не
подлежат;
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам
из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в
том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях,
детских домах семейного типа, при прекращении опеки
(попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах
РФ либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде
лишения свободы;
гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний,
перечень которых устанавливается Правительством РФ, при которых их
совместное проживание с другими лицами в одной квартире
невозможно.
Подобные основания внеочередного предоставления жилья содержались
и в ЖК 1983 г. (ст. 36, 37). Кроме того, ранее предусматривалась
также возможность внеочередного предоставления жилых помещений, в
частности, лицам, окончившим аспирантуру, клиническую ординатуру,
высшие, средние и иные учебные заведения, направленным в порядке
распределения на работу в другую местность, а также другим
категориям граждан, упомянутым в ст. 37 ЖК 1983 г.
Новые принципы предоставления социального жилья не в лучшую
сторону отличают Кодекс от ЖК 1983 г., который предусматривал
также возможность не только внеочередного, но и первоочередного
предоставления жилья (ст. 33, 36, 37). В первую очередь жилые
помещения по прежнему законодательству предоставлялись инвалидам
Великой Отечественной войны, лицам, награжденным особо почетными
государственными наградами, лицам, принимавшим участие в боевых
операциях по защите Родины, инвалидам труда I и II групп и
инвалидам I и II групп из числа военнослужащих, матерям-героиням,
многодетным семьям, семьям при рождении близнецов, спасателям и
многим другим категориям граждан, указанным в ст. 36 ЖК 1983 г.
Основанием для заключения договора социального найма с лицом,
состоящим на учете, является административный акт - решение о
предоставлении жилого помещения (ст. 57 Кодекса), принятое органом
местного самоуправления. В свою очередь, договор социального найма
теперь фактически служит основанием для вселения соответствующего
гражданина в предоставленное жилое помещение. Это является
новеллой, поскольку по ранее действовавшим правилам на основании
решения о предоставлении жилого помещения гражданину выдавался
ордер на жилое помещение, который признавался единственным
основанием для вселения в предоставленное жилое помещение (см. ст.
47 ЖК 1983 г., ст. 13, 21 Основ).
При предоставлении жилых помещений по договору социального найма
заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением
супругов, допускается только с их согласия (см. ст. 58 Кодекса).
По сравнению со ст. 41 ЖК 1983 г. данное положение претерпело
изменения: ЖК 1983 г. вообще запрещал заселение одной комнаты
лицами разного пола старше девяти лет, кроме супругов.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

Hosted by uCoz