Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

не прочитано
Прочитано: 0%

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ

Статьи взяты на сайте IDIOMA.RU и предоставляются в порядке взаимного
пользования библиотечными ресурсами
Порядок просмотра: если вы это читаете этот текст, значит выбрали нужную
книгу. По ссылке (вверху или внизу) перейдите в "Оглавление" и выберите,
интересующую вас статью. Возможно, что комментарий к статье не помещается
на одной веб-странице. В этом случае используйте ссылки "Далее" и
"Назад". Если вам нужна другая книга - вернитесь в "Каталог библиотеки"

НДС ПРИ ВВОЗЕ ТОВАРОВ

В соответствии со ст.143 НК налогоплательщиками НДС являются,
в частности, лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с
перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в
соответствии с ТК (см. ст.143 НК).
В НК определены особенности обложения НДС при ввозе товаров
на таможенную территорию РФ. При ввозе товаров на таможенную
территорию РФ в зависимости от избранного таможенного режима
налогообложение НДС производится в следующем порядке:
1) при помещении товаров под таможенный режим выпуска товаров
для свободного обращения НДС уплачивается в полном объеме, если
иное не предусмотрено ст.150 НК (в ст.150 НК регламентирован ввоз
товаров на территорию РФ, освобождаемый от НДС);
2) при помещении товаров под таможенный режим реимпорта
товаров налогоплательщиком уплачиваются суммы НДС, от уплаты
которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены
в связи с экспортом товаров в соответствии с НК, в порядке,
предусмотренном таможенным законодательством РФ;
3) НДС не уплачивается при помещении товаров под таможенные
режимы:
- транзита товаров;
- таможенного склада;
- реэкспорта;
- магазина беспошлинной торговли;
- переработки товаров под таможенным контролем;
- свободной таможенной зоны;
- свободного склада;
- уничтожения товара;
- отказа от товара в пользу государства.
4) при помещении товаров под таможенный режим переработки
товаров на таможенной территории НДС уплачивается при ввозе этих
товаров на таможенную территорию РФ с последующим возвратом
уплаченных сумм НДС при вывозе продуктов переработки этих товаров
с таможенной территории РФ;
5) при помещении товаров под таможенный режим временного
ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты НДС
в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ;
6) при ввозе продуктов переработки товаров, помещенных под
таможенный режим переработки товаров вне таможенной территории,
применяется полное или частичное освобождение от уплаты налога в
порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ;
7) при ввозе поставляемых по лизингу племенного скота,
сельскохозяйственной техники, технологического оборудования,
предназначенного исключительно для организации и модернизации
технологических процессов, НДС уплачивается с отсрочкой до момента
постановки этих товаров на учет лизингополучателем, но не более
чем на 6 месяцев (см. п.1 ст.151 НК).
При перемещении физическими лицами товаров, не
предназначенных для производственной или иной предпринимательской
деятельности, может применяться упрощенный либо льготный порядок
уплаты НДС в соответствии с таможенным законодательством РФ (см.
п.3 ст.151 НК).
Приказом ГТК России от 07.02.01 N 131 была утверждена
Инструкция о порядке применения таможенными органами Российской
Федерации налога на добавленную стоимость в отношении товаров,
ввозимых на территорию Российской Федерации (в ред. от
31.07.02)*(170).
В ст.152 НК установлены следующие особенности налогообложения
НДС при перемещении товаров через таможенную границу РФ при
отсутствии таможенного контроля и таможенного оформления. В
случае, если в соответствии с международным договором РФ отменены
таможенный контроль и таможенное оформление перемещаемых через
таможенную границу РФ товаров, взимание НДС с товаров,
происходящих из такого государства и ввозимых на территорию РФ,
осуществляют налоговые органы РФ. Объектом налогообложения в таких
случаях признается стоимость приобретенных товаров, ввозимых на
территорию РФ, включая затраты на их доставку до границы РФ. НДС
уплачивается одновременно с оплатой стоимости товаров, но не
позднее 15 дней после принятия на учет товаров, ввезенных на
таможенную территорию РФ. Порядок уплаты налога на товары,
перемещаемые через таможенную границу РФ без таможенного контроля
и таможенного оформления, определяется Правительством РФ.
В ст.112 ТК*(171) указано, что применение НДС к товарам,
ввозимым на таможенную территорию РФ и вывозимым с этой
территории, осуществляется в соответствии с ТК и Законом РФ "О
налоге на добавленную стоимость" (см. ст.112 ТК). Закон РФ от
06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость"*(172)
утратил силу с 1 января 2001 г., за исключением отдельных норм,
утративших силу с 1 января 2002 г.
ГТК России утвердил Инструкцию о порядке применения
таможенными органами Российской Федерации налога на добавленную
стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской
Федерации (приказ от 07.02.01 N 131 в ред. от 31.07.02 N
817)*(173), и Инструкцию о порядке применения таможенными органами
Российской Федерации акцизов в отношении товаров, ввозимых на
таможенную территорию Российской Федерации (приказ от 26.11.01 N
1127 в ред. от 14.02.03)*(174).
Основной для исчисления НДС является таможенная стоимость
товаров, к которой добавляется таможенная пошлина, а по
подакцизным товарам также и сумма акциза (см. ст.117 ТК).
Перемещение через таможенную границу РФ - термин ТК,
означающий совершение действий по ввозу на таможенную территорию
РФ или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств
любым способом, включая пересылку в международных почтовых
отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий
электропередач (см. п.5 ст.18 ТК). К указанным действиям
относятся:
- при ввозе товаров или транспортных средств на таможенную
территорию РФ и при ввозе с территории свободных таможенных зон и
со свободных складов на остальную часть таможенной территории РФ
фактическое пересечение таможенной границы РФ;
- при вывозе товаров или транспортных средств с таможенной
территории РФ и при ввозе товаров или транспортных средств с
остальной части таможенной территории РФ на территорию свободных
таможенных зон и на свободные склады - подача таможенной
декларации или иное действие, непосредственно направленное на
реализацию намерения соответственно вывезти либо ввезти товары или
транспортные средства.
В гл.3 ТК определены основные принципы перемещения товаров и
транспортных средств через таможенную границу РФ. Все лица на
равных основаниях имеют право на ввоз в Российскую Федерацию и
вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств, в
том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности, в
порядке, предусмотренном ТК. Никто не может быть лишен права или
ограничен в праве на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из
Российской Федерации товаров и транспортных средств, за
исключением случаев, предусмотренных ТК и другими законодательными
актами РФ.
В ТК определены правила запрещения ввоза в Российскую
Федерацию и вывоза из Российской Федерации товаров и транспортных
средств; ограничения на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из
Российской Федерации товаров и транспортных средств и порядок
перемещения товаров и транспортных средств через таможенную
границу РФ.
Таможенная граница РФ - пределы таможенной территории РФ, а
также периметры свободных таможенных зон и свободных складов (см.
ст.3 ТК).
Таможенная территория РФ - сухопутная территория РФ,
территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над
ними, а также находящиеся в морской исключительной экономической
зоне РФ искусственные острова, установки и сооружения, над
которыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией
в отношении таможенного дела (см. ст.3 ТК). На территории РФ могут
находиться свободные таможенные зоны и свободные склады.
Территории свободных таможенных зон и свободных складов
рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории РФ, за
исключением случаев, определяемых ТК и иными законодательными
актами РФ по таможенному делу.
Таможенный режим - термин ТК, означающий совокупность
положений, определяющих статус товаров и транспортных средств,
перемещаемых через таможенную границу РФ, для таможенных целей
(см. п.12 ст.18 ТК).
Особенности правового регулирования таможенных режимов
установлены в ст.24 ТК. В случае, если в ТК не предусмотрены
положения, регулирующие отдельные вопросы применения таможенных
режимов, Правительство РФ и ГТК России в пределах своей
компетенции вправе впредь до принятия соответствующих
законодательных актов РФ определять особенности правового
регулирования таможенных режимов, а также устанавливать таможенные
режимы, не предусмотренные ТК.
Лицо, перемещающее товары через таможенную границу РФ, вправе
в любое время выбрать любой таможенный режим (вид таможенного
режима) или изменить его на другой, независимо от характера,
количества, страны происхождения или назначения товаров и
транспортных средств, если иное не предусмотрено ТК и иными актами
законодательства РФ по таможенному делу (см. ст.25 ТК).
В ст.23 ТК в целях таможенного регулирования в Российской
Федерации в отношении товаров и транспортных средств при их
перемещении через таможенную границу РФ установлены следующие виды
таможенных режимов:
1) выпуск для свободного обращения (выпуск товаров для
свободного обращения) - таможенный режим, при котором товары,
ввозимые на таможенную территорию РФ, остаются постоянно на этой
территории без обязательства об их вывозе с этой территории (см.
ст.30 ТК). Условиями помещения товаров под таможенный режим
выпуска для свободного обращения являются (см. ст.31 ТК):
а) уплата в отношении товаров таможенных пошлин, налогов и
внесение иных таможенных платежей;
б) соблюдение мер экономической политики и других
ограничений. Кроме того, могут устанавливаться дополнительные
условия помещения товаров под данный таможенный режим;
2) реимпорт (реимпорт товаров) - таможенный режим, при
котором российские товары, вывезенные с таможенной территории РФ в
соответствии с таможенным режимом экспорта, ввозятся обратно в
установленные сроки без взимания таможенных пошлин, налогов, а
также без применения к товарам мер экономической политики (см.
ст.32 ТК). Условия помещения товаров под таможенный режим
реимпорта установлены в ст.33 ТК. Для помещения товаров под
таможенный режим реимпорта товары должны:
- быть ввезены на таможенную территорию РФ в течение 10 лет с
момента вывоза;
- находиться в том же состоянии, в котором они были в момент
вывоза, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли
при нормальных условиях транспортировки и хранения и других
случаев, определяемых ГТК России.
Порядок возврата сумм вывозных таможенных пошлин, налогов и
иных сумм при применении таможенного режима реимпорта товаров
установлен в ст.34 ТК. При реимпорте товаров в течение 3 лет с
момента вывоза таможенный орган РФ возвращает уплаченные суммы
вывозных таможенных пошлин, налогов.
При реимпорте товаров лицо, перемещающее товары, возвращает
суммы, полученные в качестве выплат или в результате иных льгот,
предоставленных при вывозе товаров. В случаях, определяемых
Правительством РФ, помимо указанных сумм взимаются проценты с них
по ставкам, устанавливаемым ЦБ РФ по предоставляемым этим банком
кредитам. Указанные суммы и проценты уплачиваются таможенному
органу РФ в порядке, установленном для уплаты таможенных платежей;
3) транзит (транзит товаров) - таможенный режим, при котором
товары перемещаются под таможенным контролем между двумя
таможенными органами РФ, в том числе через территорию иностранного
государства, без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без
применения к товарам мер экономической политики (см. ст.35 ТК).
Условия помещения товаров под таможенный режим транзита
товаров установлены в ст.36 ТК. Товары, перемещаемые транзитом
между двумя таможенными органами РФ, должны:
- оставаться в неизменном состоянии, кроме изменений
вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях
транспортировки и хранения, и не использоваться в каких-либо иных
целях, кроме транзита;
- доставляться в таможенный орган назначения в сроки,
установленные таможенным органом отправления исходя из
возможностей транспортного средства, намеченного маршрута и других
условий перевозки, но не превышающие предельный срок, определяемый
из расчета 2000 км за 1 месяц.
Транзит товаров по территории РФ может осуществляться по
любым путям и направлениям, если иное не установлено
Правительством РФ.
В случае, если у таможенного органа РФ имеются основания
полагать, что перевозчик либо его транспортное средство не могут
гарантировать соблюдение положений ТК, таможенный орган РФ вправе
допустить помещение товаров под таможенный режим транзита лишь при
условии надлежащего оборудования транспортного средства,
таможенного сопровождения либо перевозки товаров таможенным
перевозчиком в порядке, определяемом ТК и нормативными актами ГТК
России.
Расходы, возникшие у перевозчика в связи с обеспечением
надлежащего оборудования транспортного средства либо перевозкой
товаров таможенным перевозчиком, государственными органами РФ не
возмещаются.
Транзит товаров производится с разрешения таможенного органа
РФ, за исключением случаев, когда Правительство РФ устанавливает
ограничения транзита товаров в качестве ответной меры на
дискриминационную или другую ущемляющую интересы российских лиц
акцию иностранных государств и их союзов. В случаях, когда
соблюдение законодательства РФ о таможенном деле не может быть
обеспечено условиями помещения товаров под таможенный режим
транзита, таможенные органы РФ предоставляют разрешение на транзит
товаров только при условии обеспечения уплаты таможенных платежей,
включая внесение на депозит причитающихся сумм (см. ст.37 ТК).
Документы на товары, подлежащие вручению таможенному органу
назначения, доставляются в том же порядке, что и товары, к которым
они относятся (см. ст.38 ТК).
В ст.39 ТК установлены меры, принимаемые вследствие аварии
или действия непреодолимой силы при перемещении товаров под
таможенным режимом транзита и обязанности перевозчиков. При аварии
или действии непреодолимой силы товары могут быть выгружены. В
этом случае перевозчик обязан:
- принять все необходимые меры для обеспечения сохранности
товаров и недопущения какого-либо их использования;
- незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган РФ об
обстоятельствах дела, месте нахождения товаров и транспортных
средств;
- обеспечить перевозку товаров в ближайший таможенный орган
РФ или доставку должностных лиц таможенного органа РФ к месту
нахождения товаров.
Таможенные органы РФ не возмещают перевозчику расходов,
понесенных в связи с принятием указанных мер.
Ответственность за транзит товаров несет перевозчик. При
выдаче без разрешения таможенного органа РФ, утрате товаров или не
доставлении их в таможенный орган назначения перевозчик должен
уплатить таможенные платежи, которые подлежали бы уплате
соответственно при таможенных режимах выпуска для свободного
обращения или экспорта, за исключением случаев, когда товары
оказались уничтоженными, безвозвратно утерянными вследствие аварии
или действия непреодолимой силы, либо недостача произошла в силу
естественного износа или убыли при нормальных условиях
транспортировки и хранения, либо товары выбыли из владения
вследствие неправомерных, по законодательству РФ, действий органов
или должностных лиц иностранного государства (см. ст.40 ТК);
4) таможенный склад - таможенный режим, при котором ввезенные
товары хранятся под таможенным контролем без взимания таможенных
пошлин и налогов и без применения к товарам мер экономической
политики в период хранения, а товары, предназначенные для вывоза в
соответствии с таможенным режимом экспорта, хранятся под
таможенным контролем с предоставлением льгот, предусмотренных ТК
(см. ст.41 ТК).
Под режим таможенного склада могут помещаться любые товары,
за исключением товаров, запрещенных к ввозу в Российскую
Федерацию, вывозу из Российской Федерации, а также иных товаров,
перечень которых может определяться ГТК России. Товары, могущие
причинить вред другим товарам или требующие особых условий
хранения, должны храниться в специально приспособленных помещениях
(см. ст.42 ТК). Товары могут находиться в режиме таможенного
склада в течение 3 лет. Указанный срок для отдельных категорий
товаров может ограничиваться ГТК России, а для отдельных лиц иными
таможенными органами РФ. Срок хранения товаров в режиме
таможенного склада не может быть менее 1 года. По истечении
установленного срока товар должен быть заявлен к помещению под
иной таможенный режим либо помещен на склад временного хранения,
владельцем которого является таможенный орган РФ (см. ст.43 ТК). С
товарами, помещенными под режим таможенного склада, могут
производиться следующие операции (см. ст.44 ТК):
- по обеспечению сохранности этих товаров;
- по подготовке товаров с разрешения таможенного органа РФ к
продаже и транспортировке - такие, как дробление партий,
формирования отправок, сортировка, упаковка, переупаковка,
маркировка, погрузка, выгрузка, перегрузка и другие подобные
операции.
Конкретный перечень и порядок совершения указанных операций
определяются ГТК России.
При помещении под режим таможенного склада товаров,
предназначенных для вывоза в соответствии с таможенным режимом
экспорта, такие товары освобождаются от таможенных пошлин, налогов
либо уплаченные суммы возвращаются, если такое освобождение или
возврат предусмотрены при фактическом вывозе товаров. При
освобождении от таможенных пошлин, налогов или возврате уплаченных
сумм товары должны быть вывезены не позднее 3 месяцев со дня
помещения под режим таможенного склада. При неосуществлении
фактического вывоза товаров в установленные сроки уплачиваются
таможенные пошлины, налоги, а также проценты с них по ставкам
рефинансирования ЦБ РФ (см. ст.45 ТК);
5) магазин беспошлинной торговли - таможенный режим, при
котором товары реализуются под таможенным контролем на таможенной
территории РФ (в аэропортах, портах, открытых для международного
сообщения, и иных местах, определяемых таможенными органами РФ)
без взимания таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам
мер экономической политики (см. ст.52 ТК).
Условия помещения товаров под таможенный режим магазина
беспошлинной торговли установлены в ст.53 ТК. В таможенном режиме
магазина беспошлинной торговли могут реализовываться любые товары,
за исключением товаров, запрещенных к ввозу в Российскую
Федерацию, вывозу из Российской Федерации, запрещенных к
реализации на территории РФ, а также иных товаров, перечень
которых может определяться ГТК России (см. ст.53 ТК). Перечень
товаров, запрещенных к помещению под таможенный режим магазина
беспошлинной торговли, утвержден приказом ГТК России от 23.07.99 N
468 (в ред. от 10.10.02)*(175). Товары, реализация которых на
территории РФ ограничена, могут реализовываться в таможенном
режиме магазина беспошлинной торговли только при условии
соблюдения требований, установленных законодательством РФ. Товары,
помещенные под таможенный режим магазина беспошлинной торговли,
реализуются непосредственно в специальных магазинах (магазины
беспошлинной торговли). Эти специализированные магазины могут
учреждаться только при наличии лицензии на учреждение магазина
беспошлинной торговли.
Положение о таможенном режиме магазина беспошлинной торговли
утверждено приказом ГТК России от 23.07.99 N 468 (в ред. от
22.07.02)*(176);
6) переработка на таможенной территории (переработка товаров
на таможенной территории) - таможенный режим, при котором
иностранные товары используются в установленном порядке для
переработки на таможенной территории РФ без применения мер
экономической политики и с возвратом сумм ввозных таможенных
пошлин и налогов при условии вывоза в соответствии с таможенным
режимом экспорта продуктов переработки за пределы таможенной
территории РФ (см. ст.58 ТК).
Операции по переработке товаров включают (см. ст.59 ТК):
- изготовление товара, включая монтаж, сборку и подгонку под
другие товары;
- собственно переработку и обработку товаров;
- ремонт товаров, включая их восстановление и приведение в
порядок;
- использование некоторых товаров, которые содействуют
производству продуктов переработки или облегчают его, даже если
эти товары полностью или частично потребляются в процессе
переработки.
Ограничения на отдельные операции по переработке товаров,
условия проведения операций по переработке товаров, включая
возможность и порядок использования российских товаров,
определяются ГТК России по согласованию с Минэкономики России.
Переработка товаров на таможенной территории производится при
наличии выдаваемой таможенным органом РФ лицензии на переработку
товаров на таможенной территории.
Переработка товаров на таможенной территории должна
производиться в сроки, устанавливаемые таможенным органом РФ в
порядке, определяемом ГТК России. Установление сроков должно
основываться на экономически оправданной продолжительности
процесса переработки товаров и распоряжения продуктами их
переработки (см. ст.61 ТК).
Таможенные органы РФ могут устанавливать в таможенных целях
обязательное количество выхода продуктов переработки, образующихся
в результате переработки товаров. Порядок установления в
таможенных целях обязательного количества выхода продуктов
переработки определяется ГТК России совместно с Минэкономики
России и Государственным комитетом РФ по промышленной политике
(см. ст.62 ТК).
Возврат сумм ввозных таможенных пошлин, налогов при вывозе
продуктов переработки в соответствии с таможенным режимом экспорта
производится таможенными органами РФ при условии соблюдения
положений ТК, и если продукты переработки вывозятся в срок не
позднее 2 лет со дня перемещения товара через таможенную границу
РФ (см. ст.63 ТК).
От вывозных таможенных пошлин, налогов освобождаются
иностранные товары и продукты их переработки. К указанным товарам
и продуктам не применяются меры экономической политики (см. ст.64
ТК).
Положение о таможенном режиме переработки товаров на
таможенной территории РФ утверждено приказом ГТК России от
05.09.97 N 543 (в ред. от 25.06.02)*(177). Перечень нормативных
актов, применяемых по режимам переработки, приведен в письме ГТК
России от 16.01.98 N 01-15/826;
Лицо, временно вывезшее товары и не возвратившее их в
установленные сроки, не несет ответственности перед таможенными
органами РФ лишь в случае, если факт уничтожения или безвозвратной
утраты товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы,
недостачи в силу естественного износа или убыли при нормальных
условиях транспортировки и хранения, либо выбытия из владения
вследствие неправомерных, по законодательству РФ, действий органов
или должностных лиц иностранного государства подтвержден
консульскими учреждениями РФ за границей (см. ст.74 ТК).
В случаях, определяемых ГТК России, временный ввоз (вывоз)
товаров допускается только при представлении обязательства об
обратном вывозе (ввозе) и обеспечении уплаты таможенных платежей.
ГТК России вправе определять категории товаров, которые не могут
ввозиться (вывозиться) временно (см. ст.69 ТК). Разрешение на
временный ввоз (вывоз) товаров предоставляется таможенным органом
РФ в порядке, определяемом ГТК России. Таможенные органы РФ не
вправе предоставлять разрешение на временный ввоз (вывоз) товаров,
если отсутствует возможность обеспечения их надежной идентификации
(см. ст.70 ТК). Сроки временного ввоза (вывоза) товаров
устанавливаются таможенным органом РФ исходя из цели и
обстоятельств такого ввоза (вывоза) и не могут быть более 2 лет.
Для отдельных категорий товаров ГТК России может устанавливать
более короткие или более продолжительные предельные сроки
временного ввоза (вывоза). Продление указанных сроков
осуществляется таможенными органами РФ в порядке, определяемом ГТК
России (см. ст.71 ТК). Продление сроков временного ввоза (вывоза)
товаров осуществляется в соответствии с указанием ГТК России от
25.10.95 N 01-12/1296 (в ред. от 06.07.98)*(180). В день истечения
установленных сроков невозвращенные временно ввезенные
(вывезенные) товары должны быть заявлены к иному таможенному
режиму либо помещены на склады временного хранения, владельцами
которых являются таможенные органы РФ (см. ст.73 ТК).
В ст.72 ТК установлен порядок освобождения от уплаты
таможенных пошлин, налогов при таможенном режиме временного ввоза
(вывоза) товаров. Случаи полного освобождения в отношении временно
ввозимых (вывозимых) товаров от уплаты таможенных пошлин, налогов
определяются Правительством РФ. В иных случаях, а также при
несоблюдении лицом, перемещающим товары через таможенную границу
РФ, условий полного освобождения от уплаты таможенных пошлин,
налогов может применяться частичное освобождение от уплаты
таможенных пошлин, налогов в порядке, определяемом ГТК России по
согласованию с Минфином России.
При частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин,
налогов за каждый полный и неполный месяц уплачивается 3% от
суммы, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены
для свободного обращения (выпуск товаров для свободного обращения)
или вывезены в соответствии с таможенным режимом экспорта.
Общая сумма таможенных пошлин, налогов, взимаемых при
временном ввозе (вывозе) с частичным освобождением от уплаты
таможенных пошлин, налогов не должна превышать суммы таможенных
пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате на момент ввоза
(вывоза), если бы товары были выпущены для свободного обращения
или вывезены в соответствии с таможенным режимом экспорта. В
случае если указанные суммы станут равными, то товар считается
выпущенным для свободного обращения или вывезенным в соответствии
с таможенным режимом экспорта при условии, что в отношении этого
товара не применяются меры экономической политики.
Перечень товаров, временно ввозимых (вывозимых) с полным
условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов,
утвержден постановлением Правительства РФ от 16.08.2000 N
599*(181). Порядок уплаты таможенных платежей при частичном
освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов временно
ввозимых (вывозимых) товаров утвержден распоряжением ГТК России от
03.07.01 N 702-р (в ред. от 20.05.02)*(182);
9) свободная таможенная зона (СТЗ) - таможенный режим, при
котором иностранные товары размещаются и используются в
соответствующих территориальных границах без взимания таможенных
пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам мер
экономической политики, а российские товары размещаются и
используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с
таможенным режимом экспорта, в порядке, определяемом ТК (см. ст.75
ТК). Ответственность за уплату таможенных платежей несет лицо,
которое ввезло товары в СТЗ (см. ст.85 ТК).
Создание свободной таможенной зоны регламентировано в ст.76
ТК. СТЗ, как территория, на которой действует таможенный режим
свободной таможенной зоны, создается по решению Правительства РФ,
принимаемому по совместному представлению ГТК России и Российского
агентства международного сотрудничества и развития, согласованному
с Минэкономики России, Минфином России, ЦБ РФ, а также с органами
государственной власти республик в составе РФ, автономной области,
автономных округов, краев, областей, городов Москвы и
Санкт-Петербурга. Порядок рассмотрения обращения о создании СТЗ
определяется совместно ГТК России и Российским агентством
международного сотрудничества и развития. Обращение о создании СТЗ
должно включать технико-экономическое обоснование необходимости
создания такой зоны, планы и программы ее развития. Правительство
РФ вправе отменить решение о создании СТЗ, если ее
функционирование не соответствует требованиям ТК либо
законодательных актов РФ о такой зоне. В случае отмены указанного
решения свободная таможенная зона должна быть ликвидирована в
течение 6 месяцев.
В СТЗ допускается совершение производственных и иных
коммерческих операций с товарами, исключая их розничную продажу,
при условии соблюдения положений ТК. В целях обеспечения
соблюдения законодательства РФ и исходя из характера товаров на
осуществление операций с товарами в СТЗ могут устанавливаться
отдельные запреты и ограничения. Такие запреты и ограничения в
отношении свободных таможенных зон устанавливаются Правительством
РФ. Таможенные органы РФ могут запрещать отдельным лицам
осуществление операций с товарами в СТЗ, если эти лица не
соблюдают положений ТК и иных актов законодательства РФ, либо
отказывать таким лицам в доступе в СТЗ. Правительство РФ и ГТК
России в пределах своей компетенции вправе ограничивать или
запрещать ввоз отдельных категорий товаров в СТЗ (см. ст.79 ТК).
Товары могут находиться в СТЗ без ограничения сроков (см.
ст.80 ТК).
При наличии достаточных оснований таможенные органы РФ вправе
осуществлять таможенный контроль за товарами, находящимися в СТЗ.
Таможенное оформление товаров, ввозимых в СТЗ, а также вывозимых
из СТЗ, может осуществляться в упрощенном порядке, определяемом
ГТК России. Возведение зданий, строений и сооружений в свободной
таможенной зоне допускается по согласованию с таможенным органом
РФ (см. ст.81 ТК).
Лица, осуществляющие операции с товарами в СТЗ ведут учет
ввозимых, вывозимых, хранящихся, изготавливаемых,
перерабатываемых, приобретаемых и реализуемых товаров и
представляют таможенным органам РФ отчетность об этих товарах в
порядке, определяемом ГТК России. Любые изменения, происходящие с
товарами в пределах СТЗ, должны отражаться в учетных документах
(см. ст.82 ТК).
При ввозе иностранных и российских товаров в СТЗ таможенные
пошлины, налоги не взимаются и меры экономической политики не
применяются. При ввозе товаров с территории СТЗ на остальную часть
таможенной территории РФ и при вывозе товаров с территории СТЗ за
пределы Российской Федерации таможенные пошлины, налоги взимаются
и меры экономической политики применяются в зависимости от
происхождения товаров. По просьбе заинтересованного лица
таможенные органы РФ удостоверяют происхождение товаров
сертификатом в порядке, определяемом ГТК России. При отсутствии
сертификата товар рассматривается как российский в целях взимания
вывозных таможенных пошлин, налогов и применения мер экономической
политики при вывозе и как иностранный товар - в иных целях (см.
ст.83 ТК).
При ввозе товаров, предназначенных для вывоза за пределы
Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта,
в СТЗ такие товары освобождаются от таможенных пошлин, налогов
либо уплаченные суммы возвращаются, если такое освобождение или
возврат предусмотрены при фактическом вывозе товаров. Фактический
вывоз таких товаров должен быть осуществлен не позднее 6 месяцев
со дня возврата таможенных пошлин, налогов или освобождения от
них. При возвращении товаров, подлежащих вывозу за пределы
Российской Федерации, с территории СТЗ на остальную часть
таможенной территории РФ либо при неосуществлении фактического
вывоза в течение установленных сроков уплачиваются таможенные
пошлины, налоги, а также проценты с них по ставкам
рефинансирования ЦБ РФ (см. ст.84 ТК).
ГТК России и Минэкономики России утверждено Положение об
основных требованиях к содержанию технико-экономического
обоснования необходимости создания свободных складов, а также
необходимости создания свободных таможенных зон и осуществления
локальных проектов на их территории от 02.11.99 N 01-23/28135,
СА-693.
Свободные экономические зоны (СЭЗ) - вид особого режима
осуществления отдельных видов внешнеторговой деятельности,
предусмотренный в ст.23 Федерального закона от 13.10.95 N 157-ФЗ
"О государственном регулировании внешнеторговой
деятельности"*(183).
Особый режим хозяйственной, в том числе внешнеторговой,
деятельности на территории СЭЗ должен был устанавливаться
федеральным законом о СЭЗ, другими федеральными законами и иными
правовыми актами РФ, однако закон о СЭЗ не был принят.
В письме Госналогслужбы России и Минфина России от 25,
29.06.93 N 04-06-01, НП-4-06/93н "О налогообложении предприятий,
расположенных в свободных экономических зонах"*(184) указывалось:
"Законом РСФСР от 04.07.91 "Об иностранных инвестициях в РСФСР"
предусмотрена возможность предоставления дополнительных налоговых
льгот для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными
инвестициями, осуществляющих хозяйственную деятельность с
свободных экономических зонах.
Однако последующее законодательство определило порядок
предоставления льгот по налогам только актами налогового
законодательства. Так, согласно статье 23 Закона РСФСР от 10.10.91
"Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР"
запрещается предоставление налоговых льгот, не предусмотренных
налоговым законодательством. Законом РФ от 27.12.91 "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации" право устанавливать
льготы плательщикам налогов предоставлено исключительно Верховному
Совету РФ и другим органам государственной власти. Постановлением
Верховного Совета РФ от 10.07.92 N 3255-1 "О некоторых вопросах
налогового законодательства Российской Федерации" предусмотрено,
что льготы по федеральным налогам вводятся путем внесения
изменений и дополнений в действующий законодательный акт по
конкретному налогу".
В настоящее время на уровне регионов и
административно-территориальных единиц налоговые льготы
предоставляются по региональным налогам и местным налогам;
10) свободный склад - таможенный режим, при котором
иностранные товары размещаются и используются в помещениях
(местах) без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без
применения к указанным товарам мер экономической политики, а
российские товары размещаются и используются на условиях,
применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта,
в порядке, определяемом ТК (см. ст.75 ТК).
Ответственность за уплату таможенных платежей несет лицо,
которое поместило товары на свободный склад (см. ст.85 ТК).
На свободных складах допускается совершение производственных
и иных коммерческих операций с товарами, исключая их розничную
продажу, при условии соблюдения положений ТК. В целях обеспечения
соблюдения законодательства РФ и исходя из характера товаров на
осуществление операций с товарами на свободных складах могут
устанавливаться отдельные запреты и ограничения. Такие запреты и
ограничения устанавливаются ГТК России совместно с Российским
агентством международного сотрудничества и развития. Таможенные
органы РФ могут запрещать отдельным лицам осуществление операций с
товарами на свободных складах, если эти лица не соблюдают
положений ТК и иных актов законодательства РФ, либо отказывать
таким лицам в доступе на свободные склады. Правительство РФ и ГТК
России в пределах своей компетенции вправе ограничивать или
запрещать помещение отдельных категорий товаров на свободные
склады (см. ст.79 ТК).
Товары могут находиться на свободных складах без ограничения
сроков (см. ст.80 ТК).
При наличии достаточных оснований таможенные органы РФ вправе
осуществлять таможенный контроль за товарами, находящимися на
свободных складах. Таможенное оформление товаров, помещаемых на
свободные склады, а также вывозимых со свободных складов, может
осуществляться в упрощенном порядке, определяемом ГТК России (см.
ст.81 ТК).
Владельцы свободных складов ведут учет ввозимых, вывозимых,
хранящихся, изготавливаемых, перерабатываемых, приобретаемых и
реализуемых товаров и представляют таможенным органам РФ
отчетность об этих товарах в порядке, определяемом ГТК России.
Любые изменения, происходящие с товарами в пределах свободных
складов, должны отражаться в учетных документах (см. ст.82 ТК).
При помещении иностранных и российских товаров на свободные
склады таможенные пошлины, налоги не взимаются и меры
экономической политики не применяются. При ввозе товаров со
свободных складов на остальную часть таможенной территории РФ и
при вывозе товаров со свободных складов за пределы Российской
Федерации таможенные пошлины, налоги взимаются, и меры
экономической политики применяются в зависимости от происхождения
товаров. По просьбе заинтересованного лица таможенные органы РФ
удостоверяют происхождение товаров сертификатом в порядке,
определяемом ГТК России. При отсутствии сертификата товар
рассматривается как российский товар в целях взимания вывозных
таможенных пошлин, налогов и применения мер экономической политики
при вывозе и как иностранный товар в иных целях (см. ст.83 ТК).
При помещении товаров, предназначенных для вывоза за пределы
Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта,
на свободные склады такие товары освобождаются от таможенных
пошлин, налогов, либо уплаченные суммы возвращаются, если такое
освобождение или возврат предусмотрены при фактическом вывозе
товаров. Фактический вывоз таких товаров должен быть осуществлен
не позднее 6 месяцев со дня возврата таможенных пошлин, налогов
или освобождения от них. При возвращении товаров, подлежащих
вывозу за пределы Российской Федерации, со свободных складов на
остальную часть таможенной территории РФ либо при неосуществлении
фактического вывоза в течение установленных сроков уплачиваются
таможенные пошлины, налоги, а также проценты с них по ставкам
рефинансирования ЦБ РФ (см. ст.84 ТК);
11) переработка вне таможенной территории (переработка
товаров вне таможенной территории) - таможенный режим, при котором
российские товары вывозятся без применения к ним мер экономической
политики и используются вне таможенной территории РФ с целью их
переработки и последующего выпуска продуктов переработки в
свободное обращение на таможенной территории РФ с полным или
частичным освобождением от таможенных пошлин и налогов, а также
без применения к товарам мер экономической политики (см. ст.87
ТК).
При переработке товаров вне таможенной территории могут
осуществляться операции (см. ст.88 ТК):
- изготовление товара, включая монтаж, сборку и подгонку под
другие товары;
- собственно переработку и обработку товаров;
- ремонт товаров, включая их восстановление и приведение в
порядок;
- использование некоторых товаров, которые содействуют
производству продуктов переработки или облегчают его, даже если
эти товары полностью или частично потребляются в процессе
переработки.
ГТК России по согласованию с Минэкономики России вправе
устанавливать ограничения на отдельные операции по переработке
товаров вне таможенной территории.
Таможенный режим переработки товаров вне таможенной
территории не может быть использован в следующих случаях (см.
ст.89 ТК):
- если вывоз товаров дает основание требовать возврата
ввозных таможенных пошлин, налогов освобождения от них либо
получения выплат, предоставляемых при вывозе;
- если товары до вывоза были выпущены в свободное обращение с
полным освобождением от ввозных таможенных пошлин, налогов, - до
окончания пользования таким освобождением;
- в иных случаях, определяемых ГТК России по согласованию с
Минэкономики России и Минфином России.
Применение указанного таможенного режима возможно только при
наличии лицензии на переработку товаров вне таможенной территории
РФ. Лицо, получившее лицензию и не возвратившее товары, либо не
осуществившее ввоз продуктов переработки в установленные сроки, не
несет ответственности перед таможенными органами РФ лишь в случае,
если факт уничтожения или безвозвратной утраты товаров либо
продуктов переработки вследствие аварии или действия непреодолимой
силы, их недостачи в силу естественного износа или убыли при
нормальных условиях транспортировки и хранения, либо выбытия из
владения вследствие неправомерных, по законодательству РФ,
действий органов или должностных лиц иностранного государства
подтвержден консульскими учреждениями РФ за границей (см. ст.96
ТК).
Переработка товаров вне таможенной территории должна
производиться в сроки, устанавливаемые таможенным органом РФ в
порядке, определяемом ГТК России. Установление сроков должно
основываться на экономически оправданной продолжительности
процесса переработки товаров (см. ст.91 ТК). Продление
установленных сроков переработки товаров вне таможенной территории
РФ осуществляется в соответствии с указанием ГТК России от
25.10.95 N 01-12/1296 (в ред. от 06.07.98)*(185).
Таможенные органы РФ могут устанавливать в таможенных целях
обязательное количество выхода продуктов переработки, образующихся
в результате переработки товаров. Порядок установления для
таможенных целей обязательного количества выхода продуктов
переработки определяется ГТК России совместно с Минэкономики
России и Государственным комитетом РФ по промышленной политике
(см. ст.92 ТК).
Товары, вывозимые на переработку, облагаются вывозными
таможенными пошлинами, налогами с последующим возвратом их сумм
при выпуске продуктов переработки для свободного обращения на
таможенной территории РФ при условии соблюдения положений ТК в
отношении таможенного режима переработки товаров вне таможенной
территории. Проценты на возвращаемые суммы не начисляются. По
решению таможенного органа РФ, принимаемому в порядке,
определяемом ГТК России по согласованию с Минфином России, товары
могут освобождаться от таможенных пошлин, а налоги, взимаемые с
товаров, могут возвращаться при вывозе на переработку вне
таможенной территории (см. ст.93 ТК).
12) экспорт (для целей ТК) - таможенный режим, при котором
товары вывозятся за пределы таможенной территории РФ без
обязательства об их ввозе на эту территорию (см. ст.97 ТК).
Экспорт товаров осуществляется при условии уплаты вывозных
таможенных пошлин и внесения иных таможенных платежей, соблюдения
мер экономической политики и выполнения других требований,
предусмотренных ТК и иными актами законодательства РФ по
таможенному делу. При экспорте товары освобождаются от налогов
либо уплаченные суммы налогов подлежат возврату в соответствии с
налоговым законодательством РФ (см. ст.98 ТК).
При выпуске товаров в таможенном режиме экспорта товары
должны быть вывезены за пределы таможенной территории РФ в том же
состоянии, в котором они были на день принятия таможенной
декларации, кроме изменений состояния товаров вследствие
естественного износа или убыли при нормальных условиях
транспортировки и хранения (см. ст.99 ТК);
13) реэкспорт (реэкспорт товаров) - таможенный режим, при
котором иностранные товары вывозятся с таможенной территории РФ
без взимания или с возвратом ввозных таможенных пошлин и налогов и
без применения мер экономической политики в соответствии с ТК и
иными актами законодательства РФ по таможенному делу. Реэкспорт
товаров допускается с разрешения таможенного органа РФ,
предоставляемого в порядке, определяемом ГТК России, а в случаях,
определяемых законодательными актами РФ, актами Правительства РФ
либо международными договорами РФ, - с разрешения другого
уполномоченного на то органа (см. ст.100 ТК).
При ввозе на таможенную территорию РФ, ввозные таможенные
пошлины, налоги не взимаются и меры экономической политики не
применяются, если товары заявляются таможенному органу РФ в
качестве предназначенных непосредственно и исключительно для
реэкспорта. Фактический вывоз таких товаров должен быть
осуществлен не позднее 6 месяцев со дня принятия таможенной
декларации. При неосуществлении фактического вывоза в течение
установленного срока уплачиваются таможенные пошлины, налоги, а
также проценты с них по ставкам рефинансирования ЦБ РФ.
При вывозе реэкспортируемых товаров уплаченные ввозные
таможенные пошлины и налоги подлежат возврату при условии, если:
- реэкспортируемые товары находятся в том же состоянии, в
котором они были на момент ввоза, кроме изменений состояния
товаров вследствие естественного износа либо убыли при нормальных
условиях транспортировки и хранения;
- реэкспорт товаров происходит в течение 2 лет с момента
ввоза;
- реэкспортируемые товары не использовались в целях
извлечения дохода.
При вывозе реэкспортируемых товаров вывозные таможенные
пошлины и налоги не взимаются, а меры экономической политики,
действующие при вывозе, не применяются, за исключением случаев,
определяемых Правительством РФ (см. ст.101 ТК).
Порядок применения режима реэкспорта товаров при вывозе в
страны СНГ определен в постановлении Правительства РФ от 27.08.92
N 640*(186). Таможенное оформление реэкспорта товаров
осуществляется в соответствии с распоряжением ГТК России от
23.07.99 N 01-14/888*(187);
14) уничтожение товаров - таможенный режим, при котором
иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем, включая
приведение их в состояние, не пригодное для использования, без
взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к
товарам мер экономической политики. Уничтожение товаров
допускается с разрешения таможенного органа РФ. Такое разрешение
не предоставляется, если уничтожение товаров может причинить
существенный вред окружающей природной среде, а также в других
случаях, определяемых ГТК России (см. ст.102 ТК).
Уничтожение товаров производится заинтересованным лицом за
собственный счет и не влечет для государства каких-либо расходов
(см. ст.103 ТК). Отходы, образовавшиеся в результате уничтожения
товаров, должны быть помещены под соответствующий таможенный
режим, как иностранные товары, находящиеся под таможенным
контролем (см. ст.104 ТК). Положение о таможенном режиме
уничтожения товаров утверждено приказом ГТК России от 10.01.2000 N
3 (в ред. от 28.06.02)*(188);
15) отказ в пользу государства (отказ от товара в пользу
государства) - таможенный режим, при котором лицо отказывается от
товара без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без
применения мер экономической политики. Отказ от товара в пользу
государства допускается с разрешения таможенного органа РФ,
предоставляемого в порядке, определяемом ГТК России (см. ст.105
ТК). Отказ от товара в пользу государства не влечет каких-либо
расходов для государства (см. ст.106 ТК).
Положение о таможенном режиме отказа от товара в пользу
государства утверждено приказом ГТК России от 18.05.2000 N
411*(189).
Кроме того, постановлениями Правительства РФ установлены
дополнительно следующие виды таможенных режимов:
а) вывоза товаров для представительств РФ за рубежом (от
23.10.93 N 1067)*(190);
б) вывоза отдельных товаров в государства - бывшие республики
СССР (от 25.11.94 N 1290)*(191);
в) перемещения припасов (от 09.07.01 N 524)*(192).
Таможенный контроль - термин ТК, означающий совокупность мер,
осуществляемых таможенными органами РФ в целях обеспечения
соблюдения законодательства РФ о таможенном деле, а также
законодательства РФ и международных договоров РФ, контроль за
исполнением которых возложен на таможенные органы РФ (см. п.16
ст.18 ТК). Товары и транспортные средства при перемещении через
таможенную границу РФ подлежат таможенному оформлению и
таможенному контролю в порядке и на условиях, предусмотренных ТК
(см. ст.26 ТК).
Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных
органов РФ путем проверки документов и сведений, необходимых для
таможенных целей; таможенного досмотра; учета товаров и
транспортных средств; устного опроса физических лиц и должностных
лиц; проверки системы учета и отчетности; осмотра территорий и
помещений складов временного хранения, таможенных складов,
свободных складов, свободных таможенных зон и магазинов
беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и
транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо
осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на
таможенные органы РФ; в других формах, предусмотренных ТК и иными
актами законодательства РФ по таможенному делу либо не
противоречащих законодательным актам РФ. При проведении
таможенного контроля могут применяться технические средства,
безопасные для жизни и здоровья человека, животных и растений и не
причиняющие ущерба товарам, транспортным средствам, лицам. Правила
проведения таможенного контроля определяются ГТК России в
соответствии с ТК (см. ст.180 ТК). Для целей осуществления
таможенного контроля создаются зоны таможенного контроля.
Таможенному контролю подлежат все товары и транспортные
средства,перемещаемые через таможенную границу РФ, за исключением
случаев, предусмотренных ТК. Таможенные органы РФ вправе
принудительно останавливать транспортные средства, возвращать
морские, речные и воздушные суда, покинувшие таможенную территорию
РФ без разрешения таможенных органов РФ, за исключением
иностранных судов и судов, находящихся на территориях других
государств (см. ст.191 ТК).
Лица, перемещающие товары и транспортные средства через
таможенную границу РФ либо осуществляющие деятельность, контроль
за которой возложен на таможенные органы РФ, обязаны представлять
этим органам документы и сведения, необходимые для таможенного
контроля. Перечень документов и сведений, порядок их представления
определяются ГТК России в соответствии с ТК и иными актами
законодательства РФ. Для проведения таможенного контроля
таможенные органы РФ вправе получать от банков и иных кредитных
учреждений сведения и справки об операциях и состоянии счетов лиц,
перемещающих товары и транспортные средства через таможенную
границу РФ, таможенных брокеров либо иных лиц, осуществляющих
деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы
РФ. Другие правоохранительные органы РФ, налоговые органы и иные
контролирующие органы РФ по собственной инициативе либо по запросу
таможенных органов РФ информируют об имеющихся сведениях,
необходимых для таможенного контроля. Документы, необходимые для
таможенного контроля, должны храниться лицами не менее 3 лет (см.
ст.182 ТК).
Товары и транспортные средства находятся под таможенным
контролем с момента его начала и до его завершения в соответствии
с таможенным режимом. При ввозе таможенный контроль начинается с
момента пересечения товаром и транспортным средством таможенной
границы РФ. При вывозе таможенный контроль начинается с момента
принятия таможенной декларации. Таможенный контроль завершается в
момент выпуска товаров и транспортных средств, если иное не
предусмотрено ТК. При выпуске товаров и транспортных средств,
вывозимых за пределы таможенной территории РФ, таможенный контроль
завершается в момент пересечения таможенной границы РФ. Лица
обязаны соблюдать требования о минимальном периоде времени,
необходимом для проведения таможенного контроля. Указанные
требования устанавливаются ГТК России. Вред, причиненный лицу
вследствие несоблюдения им таких требований, возмещению не
подлежит (см. ст.192 ТК).
Таможенные органы РФ вправе привлекать в соответствии с
законодательством РФ специалистов других правоохранительных и
контролирующих органов, предприятий, учреждений и организаций,
независимо от форм собственности и подчиненности, а также
экспертов для оказания содействия в проведении таможенного
контроля. За специалистами и экспертами, работающими в
государственных органах, на государственных предприятиях, в
государственных учреждениях и организациях, сохраняется средняя
месячная оплата труда по месту работы. Запрос таможенного органа
РФ о привлечении специалиста или эксперта для оказания содействия
в проведении таможенного контроля является обязательным для
исполнения руководителем государственных органа, предприятия,
учреждения или организации, где этот специалист или эксперт
работает (см. ст.183 ТК).
В целях проведения таможенного контроля должностные лица
таможенных органов РФ на основании служебного удостоверения имеют
право доступа на территорию и в помещения любых лиц, где могут
находиться товары и транспортные средства, подлежащие такому
контролю, документы, необходимые для таможенного контроля, либо
осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на
таможенные органы РФ, за исключением случаев, предусмотренных
законодательными актами РФ или международными договорами РФ (см.
ст.184 ТК).
В целях таможенного контроля применяется идентификация
товаров, транспортных средств, помещений и других мест, а также
проверка финансово-хозяйственной деятельности определенных
категорий лиц.
При проведении таможенного контроля таможенные органы РФ
используют, как правило, те его формы, которые являются
достаточными для обеспечения соблюдения законодательства РФ о
таможенном деле, иного законодательства РФ и международных
договоров РФ, контроль за исполнением которых возложен на
таможенные органы РФ.
Неприменение других форм таможенного контроля либо
освобождение от них не должно означать, что лица освобождаются от
обязанности соблюдать положения ТК, указанных актов и договоров.
При необходимости таможенные органы РФ могут использовать все
формы таможенного контроля, упомянутые в ТК, за исключением
случаев освобождения от определенных форм таможенного контроля
(см. ст.187 ТК).
В ТК установлены правила проведения личного досмотра и
таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств.
При проведении таможенного контроля не допускается причинение
неправомерного вреда лицам, их товарам и транспортным средствам.
Таможенные органы РФ и их должностные лица, причинившие
неправомерный вред, несут ответственность в соответствии с
законодательством РФ. Вред, причиненный правомерными действиями
должностных лиц таможенных органов РФ, возмещению не подлежит (см.
ст.190 ТК).
Проверка таможенной декларации, документов и досмотр товаров
и транспортных средств осуществляются таможенным органом РФ не
позднее 10 дней с момента принятия таможенной декларации и
представления всех, необходимых для таможенных целей документов и
сведений, а в отношении товаров, к которым применяется упрощенный
порядок таможенного оформления не позднее 3 дней. В случае, если
требуется предъявление товаров и транспортных средств, указанные
сроки исчисляются с момента такого предъявления. Указанные сроки
не включают время, необходимое для осуществления контроля за
товарами и транспортными средствами другими государственными
органами (см. ст.194 ТК).
Грузовые и иные операции с товарами и транспортными
средствами, а также взятие проб и образцов для проведения
таможенного контроля осуществляются применительно к порядку
таможенного оформления.
Декларант, иные лица, обладающие полномочиями в отношении
товаров и транспортных средств, и их представители вправе по
собственной инициативе присутствовать при досмотре товаров и
транспортных средств. По требованию должностных лиц таможенного
органа РФ указанные лица обязаны присутствовать при таком досмотре
и оказывать должностным лицам таможенного органа РФ необходимое
содействие. При отсутствии представителя, специально
уполномоченного перевозчиком, таковым для таможенных целей
является физическое лицо, управляющее транспортным средством.
Таможенный орган РФ вправе проводить досмотр товаров и
транспортных средств в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих
полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их
представителей в следующих случаях:
- при неявке указанных лиц по истечении 10 дней после
представления товаров и транспортных средств;
- при существовании угрозы государственной безопасности,
общественному порядку, жизни и здоровью человека, животным и
растениям, окружающей природной среде, сохранению художественного,
исторического и археологического достояния народов Российской
Федерации и при других обстоятельствах, не терпящих
отлагательства;
- при пересылке товаров в международных почтовых
отправлениях;
- при оставлении на таможенной территории РФ товаров и
транспортных средств в нарушение таможенного режима.
Досмотр товаров и транспортных средств в указанных случаях
проводится в присутствии не заинтересованных в результатах
досмотра лиц (см. ст.196 ТК).
Таможенные органы РФ вправе в любое время проводить
инвентаризацию товаров и транспортных средств, находящихся под
таможенным контролем, а также товаров, в отношении которых не
уплачены таможенные платежи или предоставлены таможенные льготы в
части таможенных платежей (см. ст.197 ТК).
Таможенный контроль после выпуска товаров и транспортных
средств форма таможенного контроля, регламентированная в ст.193
ТК. Вне зависимости от выпуска товаров и транспортных средств
таможенный контроль за ними может проводиться в любое время, если
имеются достаточные основания полагать о наличии нарушения
законодательства РФ или международного договора РФ, контроль за
исполнением которых возложен на таможенные органы РФ. В указанном
случае таможенные органы РФ вправе проверять наличие товаров и
транспортных средств, проводить их повторный таможенный досмотр,
перепроверять сведения, указанные в таможенной декларации,
проверять коммерческие документы и другую информацию, относящуюся
к внешнеэкономическим и последующим коммерческим операциям с
данными товарами. Проверка может проводиться в местах нахождения
декларанта, любого иного лица, прямо или косвенно имеющего
отношение к указанным операциям или владеющего необходимыми
документами. При обнаружении правонарушений лица несут
ответственность в соответствии с ТК.
Приказом ГТК России от 16.07.01 N 672 утверждено Положение о
порядке проведения таможенного контроля после выпуска товаров и
транспортных средств (в ред. от 05.08.02)*(193).
Таможенное оформление - термин ТК, означающий процедуру
помещения товаров и транспортных средств под определенный
таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии
с требованиями и положениями ТК (см. п.15 ст.18 ТК).
Товары и транспортные средства при перемещении через
таможенную границу РФ, подлежат таможенному оформлению и
таможенному контролю в порядке и на условиях, предусмотренных ТК
(см. ст.26 ТК).
Таможенное оформление производится в порядке, определяемом ТК
и иными актами законодательства РФ, в том числе нормативными
актами ГТК России (см. ст.126 ТК). Таможенное оформление
производится в определенных для этого местах в регионе
деятельности таможенного органа РФ, в котором находится
отправитель или получатель товаров либо их структурное
подразделение, и во время работы таможенного органа РФ,
устанавливаемых ГТК России. По просьбе заинтересованного лица, за
его счет и с согласия таможенного органа РФ таможенное оформление
может производиться в иных местах и вне времени работы таможенного
органа РФ. ГТК России вправе устанавливать, что таможенное
оформление отдельных категорий товаров и транспортных средств
может производиться только определенными таможенными органами РФ
(см. ст.127 ТК).
Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров и
транспортных средств, и их представители вправе присутствовать при
таможенном оформлении. По требованию таможенного органа РФ
указанные лица и их представители обязаны присутствовать при
таможенном оформлении и оказывать содействие должностным лицам
таможенных органов РФ в производстве таможенного оформления (см.
ст.128 ТК).
Таможенное оформление, включая заполнение документов для
таможенных целей, производится на русском языке за исключением
случаев, предусмотренных ТК и нормативными актами ГТК России (см.
ст.129 ТК).
В случаях, предусмотренных законодательством РФ, таможенное
оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через
таможенную границу РФ, может быть завершено только после
осуществления ветеринарного, фитосанитарного, экологического и
других видов государственного контроля (см. ст.130 ТК).
Никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и
транспортными средствами, в отношении которых таможенное
оформление не завершено, за исключением случаев, предусмотренных
ТК и нормативными актами ГТК России. ГТК России вправе
устанавливать условия и налагать ограничения на пользование и
распоряжение товарами и транспортными средствами, в отношении
которых таможенное оформление не завершено (см. ст.131 ТК).
Таможенная пошлина - федеральный налог, вид таможенного
платежа, налог, взимание которого возложено на таможенные органы
РФ.
В соответствии со ст.13 НК и ст.19 Закона Об основах
налоговой системы таможенная пошлина отнесена к федеральным
налогам.
В соответствии с п.19 ст.18 ТК понятие "таможенная пошлина"
означает платеж, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе
товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой
территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или
вывоза.
Товары, перемещаемые через таможенную границу РФ, подлежат
обложению таможенной пошлиной в соответствии с Законом РФ от
21.05.93 N 5003-I "О таможенном тарифе" (в ред. от
24.12.02)*(194).
От таможенной пошлины освобождаются товары, ввозимые на
таможенную территорию РФ, в том числе ввозимые по лизингу, для
выполнения работ по СРП в соответствии с программой таких работ и
со сметой затрат, утвержденными в установленном указанным
соглашением порядке, или вывозимые с данной территории в
соответствии с условиями указанного соглашения. В таком случае
взимание ввозных таможенных пошлин и вывозных таможенных пошлин
заменяется разделом продукции на условиях СРП, заключенного в
соответствии с Федеральным законом от 30.12.95 N 225-ФЗ "О
соглашениях о разделе продукции" (в ред. от 18.06.01)*(195) (см.
ст.111 ТК).
Основой для исчисления таможенной пошлины является таможенная
стоимость товаров и транспортных средств, определяемая в
соответствии с Законом РФ "О таможенном тарифе" (см. ст.117 ТК).
Ставки таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ в
соответствии с Законом РФ "О таможенном тарифе". В Российской
Федерации применяются сезонные пошлины и особые виды пошлин.
Понятие "таможенная пошлина", используемое в Законе РФ "О
таможенном тарифе", объединяет наряду с таможенными пошлинами
также иные виды пошлин, предусмотренные этим Законом.
Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат
изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через
таможенную границу РФ, видов сделок и других факторов, за
исключением случаев, предусмотренных Законом РФ "О таможенном
тарифе". Ставки ввозных таможенных пошлин в пределах,
установленных указанным Законом, определяются Правительством РФ.
В отношении товаров, происходящих из стран,
торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим
наиболее благоприятствуемой нации, либо страна происхождения
которых не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин
увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления
Российской Федерацией тарифных льгот (тарифных преференций).
Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в
отношении которых они применяются, а также нетарифные меры
внешнеэкономического регулирования устанавливаются Правительством
РФ и являются исключительно мерами оперативного регулирования
внешнеэкономической деятельности на территории РФ.
Таможенная стоимость товара - стоимость товара, определяемая
в соответствии с Законом РФ "О таможенном тарифе" и используемая
для целей:
- обложения товара таможенной пошлиной;
- внешнеэкономической и таможенной статистики;
- применения иных мер государственного регулирования
торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров,
включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и
расчетов банков по ним, в соответствии с законодательными актами
РФ (см. п.6 ст.5 Закона РФ "О таможенном тарифе").
Система определения таможенной стоимости установлена в ст.12
Закона РФ "О таможенном тарифе". Система определения таможенной
стоимости (таможенной оценки) товаров основывается на общих
принципах таможенной оценки, принятых в международной практике, и
распространяется на товары, ввозимые на таможенную территорию РФ.
Порядок применения системы таможенной оценки товаров, ввозимых на
таможенную территорию РФ, устанавливается Правительством РФ (см.
постановление Правительства РФ от 05.11.92 N 856)*(196) на
основании положений Закона РФ "О таможенном тарифе".
Порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с
таможенной территории РФ, устанавливается Правительством РФ (см.
постановление Правительства РФ от 07.12.96 N 1461*(197)).
Заявление таможенной стоимости товара осуществляется в
соответствии со ст.13-17 Закона РФ "О таможенном тарифе".
Таможенная стоимость заявляется (декларируется) декларантом
таможенному органу РФ при перемещении товара через таможенную
границу РФ. Порядок и условия заявления таможенной стоимости
ввозимых товаров, а также форма декларации устанавливаются ГТК
России (утверждены приказом ГТК России от 05.01.94 N 1 (в ред. от
23.05.02)*(198)).
Таможенная стоимость товара определяется декларантом согласно
методам определения таможенной стоимости. Контроль за
правильностью определения таможенной стоимости осуществляется
таможенным органом РФ, производящим таможенное оформление товара
(Временное положение утверждено приказом ГТК России от 29.12.95 N
796 (в ред. от 24.12.97)*(199)).
Информация, представляемая декларантом при заявлении
таможенной стоимости товара, определенная в качестве составляющей
коммерческую тайну или являющаяся конфиденциальной, может
использоваться таможенным органом исключительно в таможенных целях
и не может передаваться третьим лицам, включая иные
государственные органы, без специального разрешения декларанта, за
исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ.
За разглашение информации, составляющей коммерческую тайну или
являющейся конфиденциальной, таможенный орган РФ и его должностные
лица несут ответственность в соответствии с законодательством РФ
(см. ст.14 Закона РФ "О таможенном тарифе").
Заявляемая декларантом таможенная стоимость и предоставляемые
им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на
достоверной, количественно определяемой и документально
подтвержденной информации. При необходимости подтверждения
заявленной декларантом таможенной стоимости декларант обязан по
требованию таможенного органа РФ предоставить последнему нужные
для этого сведения. При возникновении у таможенного органа
сомнений в достоверности сведений, представленных декларантом для
определения таможенной стоимости, декларант имеет право доказать
такую достоверность. В случае непредставления доказательств,
подтверждающих достоверность использованных декларантом данных,
таможенный орган вправе принять решение о невозможности
использования выбранного декларантом метода таможенной оценки. При
необходимости в уточнении заявленной декларантом таможенной
стоимости товара декларант вправе обратиться в таможенный орган РФ
с просьбой предоставить ему декларируемый товар в пользование под
залог имущества или гарантию уполномоченного банка в соответствии
с законодательством РФ либо уплатить таможенные платежи в
соответствии с таможенной оценкой товара, осуществленной
таможенным органом РФ. Дополнительные расходы, возникшие у
декларанта в связи с уточнением заявленной им таможенной стоимости
либо представлением таможенному органу РФ дополнительной
информации, несет декларант. При этом увеличение срока таможенного
оформления товара, обусловленное проведением таможенной оценки, не
может быть использовано декларантом для получения фактической
отсрочки оплаты товара пошлиной (см. ст.15 Закона РФ "О таможенном
тарифе").
Таможенный орган РФ, производящий контроль за правильностью
таможенной оценки товара, вправе принимать решение о правильности,
заявленной декларантом таможенной стоимости товара. При отсутствии
данных, подтверждающих правильность определения заявленной
декларантом таможенной стоимости, либо при наличии оснований
полагать, что представленные декларантом сведения не являются
достоверными и (или) достаточными, таможенный орган РФ может
самостоятельно определить таможенную стоимость декларируемого
товара, последовательно применяя методы определения таможенной
стоимости на основании имеющихся у него сведений (в том числе
ценовой информации по идентичным или однородным товарам) с
корректировкой. Таможенный орган РФ по письменному запросу
декларанта обязан в 3-месячный срок представить декларанту
письменное разъяснение причин, по которым заявленная декларантом
таможенная стоимость не может быть принята таможенным органом в
качестве базы для начисления пошлины. При несогласии декларанта с
решением таможенного органа РФ в отношении определения таможенной
стоимости товара это решение может быть обжаловано в порядке,
определяемом ТК (см. ст.16 Закона РФ "О таможенном тарифе").
Начисление, уплата и взимание таможенной пошлины на товар
производятся на основе его таможенной стоимости в соответствии с
ТК с учетом норм содержащихся в следующих нормативных актах:
а) Порядок определения таможенной стоимости товаров,
вывозимых с таможенной территории Российской Федерации,
утвержденный постановлением Правительства РФ от 07.12.96 N
1461*(200);
б) Порядок определения таможенной стоимости товаров, ввозимых
на территорию Российской Федерации, утвержденный постановлением
Правительства РФ от 05.11.92 N 856*(201);
в) приказ ГТК России от 24.08.01 N 847 "Об особенностях
контроля таможенной стоимости транспортных средств" (в ред. от
05.08.02)*(202).
Таможенная декларация - официальное заявление, подаваемое
декларантом в таможенный орган в случаях и в сроки, установленные
ТК и другими актами законодательства РФ о таможенном деле.
Сроки подачи таможенной декларации устанавливаются в
соответствии со ст.171 ТК. Таможенная декларация подается в сроки,
устанавливаемые ГТК России. Эти сроки не могут превышать 15 дней
со дня представления товаров и транспортных средств, перевозящих
товары, таможенному органу РФ. При перемещении через таможенную
границу РФ физическими лицами товаров не для коммерческих целей в
ручной клади и сопровождаемом багаже таможенная декларация
подается одновременно с представлением товаров. Въезжающие на
таможенную территорию РФ порожние транспортные средства и
транспортные средства, перевозящие пассажиров, декларируются не
позднее 3 часов после пересечения таможенной границы РФ, а
выезжающие транспортные средства - не позднее чем за 3 часа до
пересечения таможенной границы РФ.
Указанные сроки могут продлеваться в порядке и на условиях,
определяемых ГТК России.
Подача таможенной декларации должна сопровождаться
представлением таможенному органу РФ документов, необходимых для
таможенных целей (письмо ГТК России от 30.09.98 N
01-15/20413*(203)). Таможенный орган РФ вправе запросить
дополнительные сведения с целью проверки информации, содержащейся
в таможенной декларации, представленных документах, и для иных
таможенных целей. Перечень указанных документов и дополнительных
сведений определяется ГТК России. Таможенный орган РФ вправе
устанавливать сроки для представления недостающих документов и
сведений. С разрешения таможенного органа РФ могут быть
представлены документы, составленные на иностранных языках,
которыми владеют должностные лица таможенного органа РФ (см.
ст.174 ТК).
Поданная таможенная декларация принимается таможенным органом
РФ. Принятие таможенной декларации оформляется в порядке,
определяемом ГТК России. С момента оформления принятия таможенной
декларации она становится документом, свидетельствующим о фактах,
имеющих юридическое значение. Таможенный орган РФ не вправе
отказать в принятии таможенной декларации (см. ст.175 ТК).
С разрешения таможенного органа РФ сведения, указанные в
таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены, а
поданная таможенная декларация может быть изъята. Изменение,
дополнение или изъятие может производиться только до:
- начала проверки таможенной декларации;
- начала досмотра товаров и транспортных средств;
- установления таможенным органом РФ недостоверности
указанных сведений.
Изменение или дополнение таможенной декларации не может
расширять или сужать сферу ее действия. Должностные лица
таможенных органов РФ не вправе по собственной инициативе,
поручению или просьбе лица:
- заполнять письменную таможенную декларацию;
- изменять или дополнять сведения, указанные в таможенной
декларации, за исключением внесения в нее тех сведений, которые
отнесены к компетенции таможенных органов РФ, а также изменения
или дополнения кодированных сведений, используемых для машинной
обработки, если такие сведения в некодированном виде имеются в
таможенной декларации (см. ст.176 ТК).
На ряду с полной таможенной декларацией в ТК предусмотрены:
- временная или неполная декларация;
- периодическая таможенная декларация;
- упрощенный порядок декларирования товаров и транспортных
средств.
Инструкция о порядке заполнения грузовой таможенной
декларации утверждена приказом ГТК России от 16.12.98 N 848 (в
ред. от 27.02.03)*(204).
Декларант - термин ТК, означающий лицо, перемещающее товары
через таможенную границу РФ, и таможенного брокера (посредника),
декларирующих, представляющих и предъявляющих товары и
транспортные средства от собственного имени (см. п.10 ст.18 ТК).
Декларантом может быть только российское лицо, за исключением
случаев перемещения через таможенную границу РФ товаров
физическими лицами не для коммерческих целей и иных случаев,
определяемых ГТК России. Декларант выполняет все обязанности и
несет в полном объеме ответственность, предусмотренную ТК,
независимо от того, является ли он лицом, перемещающим товары и
транспортные средства через таможенную границу РФ, либо таможенным
брокером (см. ст.172 ТК).
Меры экономической политики - термин ТК, означающий
ограничения на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской
Федерации товаров и транспортных средств, установленные исходя из
соображений экономической политики РФ и могущие включать в себя
квотирование, лицензирование, установление минимальных и
максимальных цен, а также другие меры регулирования взаимодействия
российской экономики с мировым хозяйством (см. п.17 ст.18 ТК).

Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

Hosted by uCoz