«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 56%

СТАТЬЯ 290 ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ БАНКОВ

Небанковская кредитная организация - кредитная организация,
имеющая право осуществлять отдельные банковские операции,
предусмотренные Федеральным законом "О банках и банковской
деятельности". Допустимые сочетания банковских операций для
небанковских кредитных организаций устанавливаются ЦБ РФ.
Иностранный банк - банк, признанный таковым по
законодательству иностранного государства, на территории которого
он зарегистрирован (ст.1 Федерального закона "О банках и
банковской деятельности").
Комментарий к пункту 1
К доходам банков, кроме доходов от реализации (ст.249 НК) и
внереализационных доходов (ст.250 НК), относятся также доходы от
банковской деятельности, предусмотренные ст.290 НК. У банков
доходы, предусмотренные ст.249 и 250 НК (см. коммент. к ним),
определяются с учетом особенностей, предусмотренных ст.290 НК.
Налоговый учет доходов банков осуществляется в соответствии с
нормами ст.331 НК (см. коммент.).
Налогоплательщики-банки обязаны применять метод начисления
(см. коммент. к ст.271 НК).
Комментарий к пункту 2
К доходам банков в целях гл.25 НК относятся, в частности,
следующие доходы от осуществления банковской деятельности:
1) в виде процентов от размещения банком от своего имени и за
свой счет денежных средств, предоставления кредитов и займов;
2) в виде платы за открытие и ведение банковских счетов
клиентов, в том числе банков-корреспондентов (включая иностранные
банки-корреспонденты), и осуществления расчетов по их поручению,
включая комиссионное и иное вознаграждение за переводные,
инкассовые, аккредитивные и другие операции, оформление и
обслуживание платежных карт и иных специальных средств,
предназначенных для совершения банковских операций, за
предоставление выписок и иных документов по счетам и за розыск
сумм;
3) от инкассации денежных средств, векселей, платежных и
расчетных документов и кассового обслуживания клиентов;
4) от проведения операций с иностранной валютой,
осуществляемых в наличной и безналичной формах, включая
комиссионные сборы (вознаграждения) при операциях по покупке или
продаже иностранной валюты, в том числе за счет и по поручению
клиента, от операций с валютными ценностями.
Для определения доходов банков от операций продажи (покупки)
иностранной валюты в отчетном (налоговом) периоде принимается
положительная разница между доходами, определенными в соответствии
с п.2 ст.250 (см. коммент.), и расходами, определенными в
соответствии с подп.6 п.1 ст.265 НК (см. коммент.);
5) по операциям купли-продажи драгоценных металлов и
драгоценных камней в виде разницы между ценой реализации и учетной
стоимостью.
Драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы
платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий).
Перечень драгоценных металлов может быть изменен только
федеральным законом. Драгоценные металлы могут находиться в любом
состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а
также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах,
химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и
отходах производства и потребления.
Драгоценные камни - природные алмазы, изумруды, рубины,
сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром
(естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням
приравниваются уникальные янтарные образования в порядке,
устанавливаемом Правительством РФ. Перечень драгоценных камней
может быть изменен только федеральным законом (ст.1 Федерального
закона от 26.03.98 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных
камнях" (в ред. от 10.01.03)*(232));
6) от операций по предоставлению банковских гарантий, авалей
и поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение в
денежной форме;
7) в виде положительной разницы между суммой средств,
полученной при прекращении или реализации права требования или
последующей уступке права требования (в том числе ранее
приобретенного), и учетной стоимостью данного права требования;
8) от депозитарного обслуживания клиентов (депозитарной
деятельности);
9) от предоставления в аренду специально оборудованных
помещений или сейфов для хранения документов и ценностей;
10) в виде платы за доставку, перевозку денежных средств,
ценных бумаг, иных ценностей и банковских документов (кроме
инкассации);
11) в виде платы за перевозку и хранение драгоценных металлов
и драгоценных камней;
12) в виде платы, получаемой банком от экспортеров и
импортеров, за выполнение функций агентов валютного контроля.
Агенты валютного контроля - организации, которые в
соответствии с законодательными актами РФ могут осуществлять
функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны
соответствующим органам валютного контроля (п.3 ст.11 Закона РФ от
09.12.92 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле"
(в ред. от 27.02.03)*(233)). Уполномоченные банки являются
агентами валютного контроля, подотчетными ЦБ РФ (п.4 ст.11 Закона
РФ "О валютном регулировании и валютном контроле").
Органы и агенты валютного контроля в пределах своей
компетенции:
а) осуществляют контроль за проводимыми в РФ резидентами и
нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций
законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за
соблюдением ими актов органов валютного контроля;
б) проводят проверки валютных операций резидентов и
нерезидентов в РФ (п.2 ст.12 Закона РФ "О валютном регулировании и
валютном контроле").
Должностные лица агентов валютного контроля в пределах
компетенции этих органов имеют право (ст.15 Закона РФ "О валютном
регулировании и валютном контроле"):
а) проверять все документы, связанные с осуществлением ими
функций валютного контроля, получать необходимые объяснения,
справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также
изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере
валютного законодательства;
б) приостанавливать операции по счетам в уполномоченных
банках в случае непредставления документов и информации;
в) приостанавливать действие или лишать резидентов, включая
уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений
на право осуществления валютных операций;
г) на другие права, предусмотренные законодательством РФ.
Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны
сохранять ставшую им известной при выполнении функций валютного
контроля коммерческую тайну резидентов и нерезидентов;
13) по операциям купли-продажи коллекционных монет в виде
разницы между ценой реализации и ценой приобретения;
14) в виде сумм, полученных банком по возвращенным кредитам
(ссудам), убытки от списания которых были ранее учтены в составе
расходов, уменьшивших налоговую базу, либо списанных за счет
созданных резервов, отчисления на создание которых ранее уменьшали
налоговую базу;
15) в виде полученной банком компенсации понесенных расходов
по оплате услуг сторонних организаций по контролю за соответствием
стандартам слитков драгоценных металлов, получаемых банком у
физических лиц и юридических лиц;
16) от осуществления форфейтинговых и факторинговых операций;
17) от оказания услуг, связанных с установкой и эксплуатацией
электронных систем документооборота между банком и клиентами, в
том числе систем "клиент-банк";
18) в виде комиссионных сборов (вознаграждений) при
проведении операций с валютными ценностями;
19) в виде положительной разницы от превышения положительной
переоценки драгоценных металлов над отрицательной переоценкой;
20) в виде сумм восстановленного резерва на возможные потери
по ссудам, расходы на формирование которого были приняты в составе
расходов в порядке и на условиях, которые установлены ст.292 НК
(см. коммент. к ней);
21) в виде сумм восстановленных резервов под обесценение
ценных бумаг, расходы на формирование которых были приняты в
составе расходов в порядке и на условиях, которые установлены
ст.300 НК (см. коммент.);
22) другие доходы, связанные с банковской деятельностью.
Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется
Конституцией, Федеральным законом "О банках и банковской
деятельности", Федеральным законом "О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)", другими федеральными законами,
нормативными актами ЦБ РФ (ст.2 Федерального закона "О банках и
банковской деятельности").
Кредитной организации запрещается заниматься
производственной, торговой и страховой деятельностью (ст.5
Федерального закона "О банках и банковской деятельности").
В соответствии с лицензией ЦБ РФ на осуществление банковских
операций банк вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет,
хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции
платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими
привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, с
иными ценными бумагами, осуществление операций с которыми не
требует получения специальной лицензии в соответствии с
федеральными законами, а также вправе осуществлять доверительное
управление указанными ценными бумагами по договору с физическими и
юридическими лицами. Кредитная организация имеет право
осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в
соответствии с федеральными законами (ст.6 Федерального закона "О
банках и банковской деятельности").
Перечисленные в п.2 ст.290 НК доходы не разделяются на доходы
от реализации и внереализационные доходы.
Комментарий к пункту 3
Не включаются в доходы банка суммы положительной переоценки
средств в иностранной валюте, поступивших в оплату уставных
капиталов банков.
Уставный капитал кредитной организации составляется из
величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер
имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов. ЦБ РФ
устанавливает норматив минимального размера уставного капитала
вновь регистрируемой кредитной организации, предельные размеры
неденежных вкладов в уставный капитал кредитной организации, а
также перечень видов имущества в неденежной форме, вносимого в
оплату уставного капитала. Норматив минимального размера уставного
капитала кредитной организации может устанавливаться в зависимости
от вида кредитной организации.
Решение ЦБ РФ об изменении минимального размера уставного
капитала вступает в силу не ранее чем через 90 дней после дня его
официального опубликования. Для вновь регистрируемых кредитных
организаций ЦБ РФ применяется норматив минимального размера
уставного капитала, действующий на день подачи документов на
регистрацию и получение лицензии.
ЦБ РФ не имеет права требовать от ранее зарегистрированных
кредитных организаций изменения их уставного капитала, за
исключением случаев, установленных федеральными законами.
Не могут быть использованы для формирования уставного
капитала кредитной организации привлеченные денежные средства. В
целях оценки средств, вносимых в оплату уставного капитала
кредитной организации, ЦБ РФ вправе установить порядок и критерии
оценки финансового положения ее учредителей (участников).
Средства федерального бюджета и государственных внебюджетных
фондов, свободные денежные средства и иные объекты собственности,
находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти,
не могут быть использованы для формирования уставного капитала
кредитной организации, за исключением случаев, предусмотренных
федеральными законами.
Средства бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, свободные
денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в
ведении органов государственной власти субъектов РФ и органов
местного самоуправления, могут быть использованы для формирования
уставного капитала кредитной организации на основании
соответственно законодательного акта субъекта РФ или решения
органа местного самоуправления в порядке, предусмотренном
Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" и другими
федеральными законами.
Приобретение и (или) получение в доверительное управление в
результате одной или нескольких сделок одним юридическим или
физическим лицом либо группой юридических и (или) физических лиц,
связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц,
являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу,
более 5% акций (долей) кредитной организации требует уведомления
ЦБ РФ, более 20% - предварительного согласия ЦБ РФ. ЦБ РФ не
позднее 30 дней с момента получения ходатайства сообщает заявителю
в письменной форме о своем решении - согласии или отказе. Отказ
должен быть мотивирован. В случае, если ЦБ РФ не сообщил о
принятом решении в течение указанного срока, приобретение акций
(долей) кредитной организации считается разрешенным. Порядок
получения согласия ЦБ РФ на приобретение более 20% акций (долей)
кредитной организации и порядок уведомления ЦБ РФ о приобретении
более 5% акций (долей) кредитной организации устанавливаются
федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними
нормативными актами ЦБ РФ.
ЦБ РФ имеет право отказать в даче согласия на приобретение
более 20% акций (долей) кредитной организации при установлении
неудовлетворительного финансового положения приобретателей акций
(долей), нарушении антимонопольных правил, а также в случаях,
когда в отношении лица, приобретающего акции (доли) кредитной
организации, имеются вступившие в силу судебные решения,
установившие факты совершения указанным лицом неправомерных
действий при банкротстве, преднамеренного и (или) фиктивного
банкротства, и в других случаях, предусмотренных федеральными
законами (порядок предварительного согласования приобретения более
20% долей (акций) кредитной организации установлен Инструкцией ЦБ
РФ от 23.07.98 N 75-И) (в ред. от 05.07.02)*(234).
ЦБ РФ отказывает в даче согласия на приобретение более 20%
акций (долей) кредитной организации, если ранее судом была
установлена вина лица, приобретающего акции (доли) кредитной
организации, в причинении убытков какой-либо кредитной организации
при исполнении им обязанностей члена совета директоров
(наблюдательного совета) кредитной организации, единоличного
исполнительного органа, его заместителя и (или) члена
коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции).
Учредители банка не имеют права выходить из состава
участников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации
(ст.11 Федерального закона "О банках и банковской деятельности").

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

Hosted by uCoz