«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 91% |
(корректировки) резервов под обесценение ценных бумаг.
Нормы комментируемой статьи касаются только
налогоплательщиков ПУРЦБ (включая банки), осуществляющих дилерскую
деятельность и только в том случае, когда эти налогоплательщики
для признания доходов и расходов используют метод начисления (см.
коммент. к ст.298, 299, 271, 272 НК).
Для целей налогообложения ПУРЦБ признаются осуществляющими
дилерскую деятельность, если дилерская деятельность предусмотрена
соответствующей лицензией, выданной участнику рынка ценных бумаг в
установленном порядке.
ПУРЦБ, осуществляющие дилерскую деятельность, вправе относить
на расходы в целях налогообложения отчисления в резервы под
обесценение ценных бумаг в случае, если такие налогоплательщики
определяют доходы и расходы по методу начисления. В таком случае
суммы восстановленных резервов под обесценение ценных бумаг,
отчисления на создание (корректировку) которых ранее были учтены
при определении налоговой базы, признаются доходом указанных
налогоплательщиков.
Резервы под обесценение ценных бумаг создаются
(корректируются) по состоянию на конец отчетного (налогового)
периода в размере превышения цен приобретения эмиссионных ценных
бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, над их
рыночной котировкой (расчетная величина резерва). О понятиях
"эмиссионная ценная бумага" и "ценные бумаги, обращающиеся на
организованном рынке", см. коммент. к ст.280 НК. При этом в цену
приобретения ценной бумаги в целях гл.25 НК также включаются
расходы по ее приобретению.
Резервы создаются (корректируются) в отношении каждого
выпуска ценных бумаг, удовлетворяющего указанным требованиям,
независимо от изменения стоимости ценных бумаг других выпусков.
При реализации или ином выбытии ценных бумаг, в отношении
которых ранее создавался резерв, отчисления на создание
(корректировку) которого ранее были учтены при определении
налоговой базы, сумма такого резерва подлежит включению в доходы
налогоплательщика на дату реализации или иного выбытия ценной
бумаги.
В случае, если по окончании отчетного (налогового) периода
сумма резерва с учетом рыночных котировок ценных бумаг (см.
коммент. к п.4 ст.280 НК) на конец этого периода оказывается
недостаточна, налогоплательщик увеличивает сумму резерва в
установленном выше порядке, и отчисления на увеличение резерва
учитываются в составе расходов в целях налогообложения. Если на
конец отчетного (налогового) периода сумма ранее созданного
резерва с учетом восстановленных сумм превышает расчетную
величину, резерв уменьшается налогоплательщиком
(восстанавливается) до расчетной величины с включением в доходы
суммы такого восстановления.
Резервы под обесценение ценных бумаг создаются в валюте РФ
независимо от валюты номинала ценной бумаги. Для ценных бумаг,
номинированных в иностранной валюте, цена приобретения и рыночная
котировка пересчитываются в рубли по официальному курсу ЦБ РФ (см.
коммент. к п.2 ст.250 НК) на дату создания (корректировки)
резерва.
В комментируемой статье устанавливаются значения понятий,
используемых для целей налогообложения срочных сделок, а также
основные особенности налогообложения срочных сделок.
Комментарий к пункту 1
Срочная сделка - сделка с отсрочкой исполнения.
Участники срочной сделки - организации, совершающие операции
с финансовыми инструментами срочных сделок (стороны сделки с
отсрочкой исполнения).
Под финансовыми инструментами срочных сделок (далее - ФИСС)
для целей гл.25 НК понимаются соглашения участников срочных
сделок, определяющие их права и обязанности в отношении базисного
актива, в том числе:
а) фьючерсные, опционные, форвардные контракты;
Налогообложение операций по поставке базисного актива
осуществляется в порядке, предусмотренном ст.301-305 НК (см.
коммент. к ним).
Налогоплательщик вправе самостоятельно квалифицировать
сделку, признавая ее операцией с финансовым инструментом срочных
сделок либо сделкой на поставку предмета сделки с отсрочкой
исполнения. Критерии отнесения сделок, предусматривающих поставку
предмета сделки (за исключением операций хеджирования), к
категории операций с ФИСС должны быть определены
налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения
(см. коммент. к ст.326, 327 НК).
Датой окончания операции с ФИСС считается дата исполнения
прав и обязанностей по операции с ФИСС.
Комментарий к пункту 3
В целях гл.25 НК финансовые инструменты срочных сделок
подразделяются:
1) на ФИСС, обращающиеся на организованном рынке;
2) ФИСС, не обращающиеся на организованном рынке.
При этом ФИСС признаются ФИСС, обращающимися на
организованном рынке при одновременном соблюдении следующих
условий:
1) порядок их заключения, обращения и исполнения
устанавливается организатором торговли, имеющим на это право в
соответствии с законодательством РФ или законодательством
иностранных государств;
2) информация о ценах ФИСС публикуется в средствах массовой
информации (в том числе электронных) либо может быть предоставлена
организатором торговли или иным уполномоченным лицом любому
заинтересованному лицу в течение трех лет после даты совершения
операции с ФИСС.
Под ФИСС, не обращающимися на организованном рынке, следует
понимать ФИСС, не отвечающие одновременно вышеуказанным
требованиям (требованиям, установленным в п.3 ст.301 НК).
Комментарий к пункту 4
Для целей гл.25 НК под вариационной маржей понимается сумма
денежных средств, рассчитываемая организатором торговли и
уплачиваемая (получаемая) участниками срочных сделок в
соответствии с установленными организаторами торговли правилами.
См. коммент. к ст.298, 299 НК.
Комментарий к пункту 5
Для целей гл.25 НК под операциями хеджирования понимаются
операции с ФИСС, совершаемые в целях компенсации возможных
убытков, возникающих в результате неблагоприятного изменения цены
или иного показателя объекта хеджирования. Для подтверждения
обоснованности отнесения операций с ФИСС к операциям хеджирования
налогоплательщик представляет расчет, подтверждающий, что
совершение данных операций приводит к снижению размера возможных
убытков (недополучения прибыли) по сделкам с объектом
хеджирования.
Под объектами хеджирования признаются активы и (или)
обязательства, а также потоки денежных средств, связанные с
указанными активами и (или) обязательствами или с ожидаемыми
сделками.
Порядок налогового учета операций хеджирования для целей
налогообложения определяется гл.25 НК (см. коммент. к ст.326, а
также к ст.304 НК).
Комментарий к пункту 6
При проведении налогоплательщиками - участниками срочных
сделок операций в рамках форвардных контрактов, предполагающих
поставку базисного актива иностранной организации в таможенном
режиме экспорта, налоговая база определяется с учетом положений
ст.40 НК (см. коммент. к п.27 ст.270 и ст.280 НК).
Таможенный режим - термин ТК, означающий совокупность
положений, определяющих статус товаров и транспортных средств,
перемещаемых через таможенную границу РФ, для таможенных целей
(п.12 ст.18 ТК).
Особенности правового регулирования таможенных режимов
установлены в ст.24 ТК. В случае, если в ТК не предусмотрены
положения, регулирующие отдельные вопросы применения таможенных
режимов, Правительство РФ и ГТК РФ в пределах своей компетенции
вправе впредь до принятия соответствующих законодательных актов РФ
определять особенности правового регулирования таможенных режимов,
а также устанавливать таможенные режимы, не предусмотренные ТК.
Лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим (вид
таможенного режима) или изменить его на другой независимо от
характера, количества, страны происхождения или назначения товаров
и транспортных средств, если иное не предусмотрено ТК и иными
актами законодательства РФ по таможенному делу (ст.25 ТК).
Таможенный режим экспорта (экспорт) - таможенный режим, при
котором товары вывозятся за пределы таможенной территории РФ без
обязательства об их ввозе на эту территорию (ст.97 ТК).
В соответствии с Федеральным законом от 13.10.95 N 157-ФЗ "О
государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (в ред.
от 10.02.99)*(256) к экспорту товаров приравниваются отдельные
коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории
РФ за границу, в частности при закупке иностранным лицом товара у
российского лица и передаче его другому российскому лицу для
переработки и последующего вывоза переработанного товара за
границу.
Экспорт товаров осуществляется при условии уплаты вывозных
таможенных пошлин и внесения иных таможенных платежей, соблюдения
мер экономической политики и выполнения других требований,
предусмотренных ТК и иными актами законодательства РФ по
таможенному делу. При экспорте товары освобождаются от налогов
либо уплаченные суммы налогов подлежат возврату в соответствии с
налоговым законодательством РФ (ст.98 ТК).
При выпуске товаров в таможенном режиме экспорта товары
должны быть вывезены за пределы таможенной территории РФ в том же
состоянии, в котором они были на день принятия таможенной
декларации, кроме изменений состояния товаров вследствие
естественного износа или убыли при нормальных условиях
транспортировки и хранения (ст.99 ТК).
Таможенная граница РФ - пределы таможенной территории РФ, а
также периметры свободных таможенных зон и свободных складов (ст.3
ТК). В п.2 ст.5 Закона РФ от 21.05.93 N 5003-1 "О таможенном
тарифе" (в ред. от 07.07.03)*(257) определено, что таможенной
границей РФ считается граница таможенной территории РФ.
Таможенная территория РФ - сухопутная территория РФ,
территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над
ними, а также находящиеся в морской исключительной экономической
зоне РФ искусственные острова, установки и сооружения, над
которыми РФ обладает исключительной юрисдикцией в отношении
таможенного дела (ст.3 ТК). На территории РФ могут находиться
свободные таможенные зоны и свободные склады. Территории свободных
таможенных зон и свободных складов рассматриваются как находящиеся
вне таможенной территории РФ, за исключением случаев, определяемых
ТК и иными законодательными актами РФ по таможенному делу