ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ. ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОГО УЧЕТА. ОРГАНЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ. |
Постановлением Правительства РФ от 4 декабря 2000 г. N 921 было утверждено Положение об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности. Основными задачами государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности являются: а) обеспечение полной объективной информацией органов государственной власти, на которые возложен контроль за осуществлением градостроительной деятельности; б) формирование в целях совершенствования планирования развития территорий и поселений обобщенной информационной базы об объектах градостроительной деятельности и их территориальном распределении; в) обеспечение полноты и достоверности сведений о налоговой базе; г) информационное обеспечение функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; д) сбор и предоставление сведений об объектах градостроительной деятельности для проведения государственного статистического учета. Объектами градостроительной деятельности, подлежащими государственному техническому учету и технической инвентаризации (объекты учета), являются: а) объекты, завершенные строительством и принятые в эксплуатацию; б) самовольно возведенные завершенные строительством объекты (части объектов); в) объекты, не завершенные строительством, в том числе объекты, разрешение на строительство которых не выдавалось; г) бесхозяйные объекты. Уполномоченный орган государственного регулирования в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности осуществляет: а) разработку основ федеральной политики в области государственного технического учета и технической инвентаризации; б) разработку и утверждение в установленном порядке правил ведения Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности (далее именуется - Единый государственный реестр), проведения государственного технического учета и технической инвентаризации объектов учета, формирования и хранения архивных фондов технической инвентаризации, предоставления сведений (документов) об объектах учета, а также иных нормативных правовых, методических и инструктивных актов, форм учетной документации в указанной сфере; в) назначение организаций, уполномоченных на проведение государственного технического учета и технической инвентаризации, а также определение номенклатуры объектов, учет и инвентаризацию которых осуществляют указанные организации; г) аккредитацию уполномоченных организаций технической инвентаризации; д) организационно-методическое руководство деятельностью по осуществлению государственного технического учета и технической инвентаризации. Государственный технический учет и техническую инвентаризацию проводят специализированные государственные унитарные предприятия или учреждения (службы, управления, бюро), уполномоченные на осуществление этой деятельности органом, указанным в п. 4 Положения. Техническая инвентаризация объектов учета подразделяется на первичную, плановую и внеплановую. Первичной технической инвентаризации подлежат все объекты учета, техническая инвентаризация которых ранее не проводилась. По результатам первичной технической инвентаризации на каждый объект учета оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются уполномоченным органом государственного регулирования в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности. Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра. Объектам учета в установленном порядке присваиваются инвентарный и кадастровый номера. Техническая инвентаризация объектов учета, находящихся в общей (совместной или долевой) собственности, может проводиться по заявлению любого из собственников. Плановая техническая инвентаризация объектов учета проводится в целях выявления произошедших после первичной технической инвентаризации изменений и отражения этих изменений в технических паспортах и иных учетно-технических документах. Плановая техническая инвентаризация проводится не реже одного раза в пять лет. Внеплановая техническая инвентаризация объектов учета проводится при изменении технических или качественных характеристик объекта учета (перепланировка, реконструкция, переоборудование, возведение, разрушение, изменение уровня инженерного благоустройства, снос), а также при совершении с объектом учета сделок, подлежащих в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации. Проведение первичной и внеплановой технической инвентаризации, а также выдача гражданам и юридическим лицам по их заявлениям документов об объектах учета осуществляются за плату, размер и порядок взимания которой устанавливаются законодательством РФ. На основе сведений, полученных в результате технической инвентаризации, формируется и ведется в установленном порядке Единый государственный реестр. Реестр ведется на бумажных и магнитных носителях. При наличии расхождения в сведениях, записанных на бумажных и магнитных носителях, используются сведения на бумажных носителях, если иное не установлено законодательством РФ. Сведения об объектах учета, полученные от уполномоченных организаций технической инвентаризации, являются основой для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведения государственного статистического учета, определения размера налога на имущество, ведения земельного, градостроительного кадастров, а также реестра федерального имущества. Технические паспорта, оценочная и иная учетно-техническая документация по объектам учета, включая регистрационные книги, реестры, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела, образуют архивные фонды, которые относятся к государственной части Архивного фонда РФ и являются федеральной собственностью. Дела и документы архивных фондов не могут быть объектом сделок, в том числе сделок купли-продажи, за исключением случаев, указанных в федеральных законах. Уполномоченные организации технической инвентаризации предоставляют физическим и юридическим лицам сведения (документы) об объектах учета, техническую инвентаризацию которых они осуществляют. Должностные лица указанных организаций несут установленную законодательством РФ ответственность за обеспечение сохранности конфиденциальной информации. Сведения об объектах учета предоставляются по заявлениям (запросам): а) собственника, владельца (балансодержателя) или их доверенных лиц (при предъявлении надлежащим образом оформленной доверенности); б) наследников по закону или по завещанию; в) правоохранительных органов и судов (по находящимся в их производстве делам); г) органов государственной власти и местного самоуправления (об объектах учета, расположенных на территории соответствующих административно-территориальных образований); д) налоговых органов (об объектах учета, расположенных на территории административно-территориальных образований, находящихся в сфере их ведения); е) органов государственной статистики (сведения, включенные в формы федерального государственного статистического наблюдения); ж) учреждений юстиции, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним; з) иных лиц и органов, определенных законодательством РФ. Сведения (документы) об объектах учета предоставляются уполномоченной организацией технической инвентаризации, проводившей техническую инвентаризацию соответствующего объекта, в течение месяца с даты получения заявления (запроса), если иное не установлено законодательством РФ. Сведения (документы) об объектах учета, находящихся в общей (совместной или долевой) собственности, предоставляются по заявлению любого из собственников. Подлинники учетно-технической и иной документации, хранящиеся в архивных фондах, не выдаются, если иное не установлено законодательством РФ (п. 1-18 постановления). Уполномоченным органом государственного регулирования в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности является Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу. Государственный учет объектов градостроительной деятельности независимо от их назначения и принадлежности осуществляется по единой для Российской Федерации системе учета. Правила ведения единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности утверждены приказом Госстроя России от 31 мая 2001 г. N 120. Правила устанавливают единые принципы ведения Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности и регламентируют его структуру, состав сведений, порядок формирования и предоставления информации об объектах градостроительной деятельности. Правила ведения Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности (далее - Единый реестр) основываются на следующих принципах: - централизация информации об объектах градостроительной деятельности на основе регулируемого взаимодействия организаций технической инвентаризации; - унификация, основанная на преемственности государственного технического учета объектов градостроительной деятельности на всех стадиях их формирования и эксплуатации; - динамичность, обеспечиваемая своевременным и оперативным внесением изменений в учетные документы технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности; - достоверность данных государственного технического учета. Единый реестр представляет собой упорядоченную систему записей, содержащих в них сведения об объектах недвижимости и являющихся доказательством существования учетного объекта в фиксированном составе, границах, назначении, принадлежности и других технических характеристиках на определенную дату. Единый реестр Российской Федерации нацелен на обеспечение функционирования единой государственной системы учета объектов градостроительной деятельности, задачами которой являются: - обеспечение полной объективной информацией органов государственной власти, на которые возложен контроль за осуществлением градостроительной деятельности; - формирование в целях совершенствования планирования развития территорий и поселений обобщенной информационной базы об объектах градостроительной деятельности и их территориальном распределении; - обеспечение полноты и достоверности сведений о налоговой базе; - информационное обеспечение функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; - сбор и представление сведений об объектах градостроительной деятельности для проведения государственного статистического учета. Единый реестр ведется на основе унифицированных и сопоставимых сведений, полученных в результате технической инвентаризации объектов: - на территории муниципальных образований; - на территориях субъектов РФ (п. 1-4 Правил). Объектом учета Единого реестра является объект градостроительной деятельности, подлежащий государственному техническому учету и технической инвентаризации, независимо от формы собственности и назначения. В Едином реестре учитываются: - объекты, завершенные строительством и принятые в эксплуатацию; - самовольно возведенные завершенные строительством объекты (части объектов); - объекты, не завершенные строительством, в том числе объекты, разрешение на строительство которых не выдавалось; - бесхозяйные объекты (п. 5 Правил). Единый реестр объектов градостроительной деятельности Российской Федерации включает в себя совокупность обобщенных сведений об объектах градостроительной деятельности, сосредоточенных во всех сводных реестрах объектов градостроительной деятельности, расположенных на территории субъектов РФ, которые ведутся на приспособленных к машинной обработке бумажных и магнитных носителях по форме приложения N 1. Документальной основой ведения Единого реестра является технический паспорт. Источником формирования записи об объекте являются удостоверенные документы, составленные на основе проведенной технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности и хранящиеся в инвентарном деле объекта. Запись об объекте градостроительной деятельности в Едином реестре устанавливает факт наличия объекта по конкретному адресу, в определенных границах, фиксированном составе, с определенными техническими характеристиками (п. 6-7 Правил). В результате внесения записи в Единый реестр объекту градостроительной деятельности присваивается реестровый номер. Выписка из Единого реестра является доказательством проведенного государственного технического учета и наличия объекта градостроительной деятельности по определенному адресу, в фиксированном составе, границах, назначении, принадлежности и иных характеристик на определенную дату (п. 8-9 Правил). Структура и состав сведений Единого реестра определены в п. 10-17 Правил. Единый реестр РФ имеет иерархическую структуру и ведется в качестве сводной базы данных реестров субъектов РФ. Единый реестр представляет собой трехуровневую информационную систему, в которую входят: - сведения Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности Российской Федерации; - сведения сводных реестров субъектов РФ об объектах градостроительной деятельности на территориях субъектов РФ; - реестровые книги учета объектов градостроительной деятельности, организаций технической инвентаризации на территориях муниципальных образований. Основу Единого реестра составляют регистрационные книги учета объектов градостроительной деятельности (далее - реестровые книги). Реестровые книги ведутся специализированными государственными организациями технической инвентаризации (ОТИ) и включают сведения по объектам градостроительной деятельности, находящимся на территории, обслуживаемой данной ОТИ, в разрезе городов и административных районов. Электронный вариант сведений реестровых книг в разрезе муниципальных образований представляется в государственную специализированную организацию технической инвентаризации субъекта РФ, которая ведет электронный вариант Сводного реестра объектов градостроительной деятельности, находящихся на территории данного субъекта РФ, и представляет сведения в Единый реестр РФ. |
Реестровый номер объекта образуется из: - номера реестровой книги (А:Б:В); - порядкового номера объекта учета в инвентарной книге, после разделителя (":"). Реестровый номер объекта записывается на титульном листе технического паспорта. Реестровый номер объекта, входящего в состав комплекса (состоящего из нескольких строений), образуется из номера реестровой книги, порядкового (реестрового) номера записи о комплексе и порядкового номера (субномера) здания или сооружения в составе комплекса, соответствующего нумерации объектов в техническом паспорте, который записывается с разделителем ("/"). Например, после проведения технической инвентаризации производственно-технологического комплекса в Единый реестр вносится: а) запись о производственно-технологическом комплексе по соответствующим показателям, предусмотренным приложением N 1, с вышеописанным реестровым номером комплекса, например: 64:19:25:1001, где - 64 - двузначный код субъекта РФ по классификатору АТО; - 19 - двузначный код муниципального образования; - 25 - двузначный код района в пределах муниципального образования (в соответствии с его административным делением); - 1001 - порядковый номер записи о комплексе в реестровой книге, где 10 - номер инвентарного дела, а 01 - год заведения инвентарного дела; б) записи об объектах, входящих в состав комплекса, с реестровыми номерами, например 64:19:25:1001/01, 64:19:25:1001/02, 64:19:25:1001/03 и т.д., где 01, 02, 03 и т.д. - субномера объектов в составе комплекса. В Единый реестр объектов градостроительной деятельности заносятся следующие данные: - реестровый номер - порядковый номер объекта в реестровой книге; - кадастровый номер - присваивается в соответствии с действующим порядком присвоения кадастровых номеров; - инвентарный номер - номер дела по инвентарной книге ОТИ; - местоположение объекта - полный почтовый адрес объекта или описание местоположения в случае расположения объекта вне населенного пункта, если почтовый адрес не присвоен; - вид объекта - указывается код, присваиваемый в соответствии с п. 13 Правил; - наименование объекта - указывается по документам правообладателя; - форма собственности (федеральная, субъекта Федерации, муниципальная, юридических лиц, физических лиц); - назначение объекта - указывается в соответствии с исходно-разрешительной документацией; - код объекта. Виды объектов кодифицируются следующими номерами: 11 - здания жилые; 12 - здания нежилые; 21 - сооружения дорожно-мостового хозяйства; 22 - сооружения внешнего благоустройства; 23 - сооружения инженерных сетей; 31 - комплексы жилые; 32 - комплексы гражданских зданий; 33 - комплексы производственно-технологические; 50 - иные объекты градостроительной деятельности; - характер фактического использования объекта; - год ввода объекта в эксплуатацию (для объектов, не завершенных строительством, - год выдачи разрешения на строительство); - общая площадь объекта (протяженность для инженерных сетей); - этажность / подземная этажность; - материал стен (конструкций для сооружения); - год последнего обследования объекта; - полная восстановительная стоимость в ценах 1969 г.; - процент физического износа объекта на год обследования (для объектов, не завершенных строительством, - процент завершенности); - инвентаризационная стоимость с учетом износа в текущих ценах; - оборудование строений жилого и нежилого назначения (вид инженерного оборудования и общая оборудованная площадь по внутреннему обмеру); - принадлежность объекта - сведения о балансодержателе или правообладателе, содержащиеся в техническом паспорте, источником которых являются правоустанавливающие документы или выписка из Единого государственного реестра прав (копия свидетельства о государственной регистрации прав), для юридических лиц - полное наименование по уставу, для физических лиц - фамилия, имя, отчество; - отметка о принадлежности к памятникам архитектуры, истории и культуры - если нет, ставится прочерк; - дата записи - дата внесения сведений об объекте в Единый государственный реестр объектов градостроительной деятельности; - подпись лица, свидетельствующего о правильности записи в реестровую книгу; - фамилия и инициалы ответственного лица, подпись; - отметка об исключении из реестра - дата и наименование документа, на основании которого сделана запись о прекращении существования объекта. Форма внесения информации об объекте градостроительной деятельности в Единый государственный реестр приведена в приложении N 1. Электронный вариант Единого реестра должен позволять делать выборку сведений в соответствии с содержащейся информацией (например, по объектам разных форм собственности, по положению в определенной зоне с помощью кадастровых номеров, по видам сооружений и т.д.). Сводный реестр объектов градостроительной деятельности на территории субъектов РФ ведется в электронном варианте и содержит сведения об объекте, предусмотренные приложением N 1. Реестр объектов градостроительной деятельности, независимо от форм собственности на объекты, от местонахождения объекта, от стадии завершенности строительством, ведется в единой реестровой книге. Записи в реестровой книге ведутся по мере проведения инвентаризации в соответствии с теми пунктами, которые предусмотрены прилагаемой формой. Обобщающая форма ведения реестровой книги приведена в приложении N 2. К каждой записи в реестровой книге заводится реестровая карточка, куда заносятся данные об объекте градостроительной деятельности в соответствии с приложением N 1. Присвоение реестровых номеров ведется в порядке очередности учета объектов. Все исправления в реестровой книге должны быть надлежаще оговорены и засвидетельствованы подписью лица, ответственного за проведение технического учета, или руководителем ОТИ. Реестровые книги подлежат постоянному хранению в архиве ОТИ. Реестровые книги изготавливаются из качественной бумаги формата А3 в твердом переплете. Листы книг нумеруются, шнуруются и скрепляются печатью и подписью руководителя ОТИ. Изменения в записях об объектах градостроительной деятельности вносятся исключительно на основе сведений технического паспорта. При изменениях характеристик объекта, выявленных в процессе текущей инвентаризации, предыдущие записи дополняются сведениями о дате обследования, причинах изменений и погашаются, затем заносятся новые сведения. При этом за объектом сохраняется первоначальный реестровый номер. После прекращения существования объекта в реестровой книге делается отметка об исключении его из реестра на основании документов инвентарного дела. Предоставление информации из Единого реестра регламентировано п. 18-22 Правил. Сведения по конкретному градостроительному объекту выдаются ОТИ, которой произведена его постановка на государственный технический учет. Сводная информация по объектам, расположенным на территории субъекта РФ, выдается специализированной ОТИ субъекта РФ. Обобщенные данные по объектам на территории РФ предоставляются государственной специализированной организацией, уполномоченной на ведение Единого реестра. Предоставление информации из Единого реестра производится путем выдачи: а) сводных отчетов: - об объектах градостроительной деятельности и их территориальном распределении в целях совершенствования планирования развития территорий и поселений и контроля градостроительной деятельности для органов государственной власти; - об инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, принадлежащих гражданам на праве собственности, с целью определения налоговой базы для налоговых органов; - об объектах градостроительной деятельности для проведения государственного статистического учета; б) выписок по заявлениям физических и юридических лиц. Выписки из Единого реестра по отдельным объектам предоставляются в 5-дневный срок после оформления заявки, если объект паспортизирован, и в 5-дневный срок после завершения паспортизации, если объект не был поставлен на технический учет заявителям, в том числе: - собственникам, владельцам, балансодержателям или их доверенным лицам (при предъявлении надлежащим образом оформленной доверенности); - наследникам по закону или завещанию; - правоохранительным органам и судам (по находящимся в их производстве делам); - органам государственной власти и местного самоуправления, налоговым органам (об объектах учета, расположенных на территории соответствующих административно-территориальных образований); - органам государственной статистики (сведения, включенные в формы федерального государственного статистического наблюдения); - учреждениям юстиции, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним; - иным лицам и органам, определенным законодательством РФ. Сводные отчеты предоставляются в течение месяца с момента получения заявления (запроса), если иное не предусмотрено действующим законодательством РФ. Выписка из Единого реестра может быть полной или по формам для государственной регистрации прав в объеме, требуемом в соответствии с правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При необходимости выписка может дополняться сведениями об объекте, содержащимися в инвентарном деле. Сведения, содержащиеся в электронном варианте Единого реестра РФ, не могут использоваться для выдачи выписки из Единого реестра по конкретному объекту градостроительной деятельности. Указанные сведения используются в целях получения обобщающих статистических данных, а также служат страховой электронной базой данных. Выписки из Единого реестра предоставляются по месту нахождения инвентарного дела и заверяются подписью исполнителя, руководителя организации и печатью (п. 18-22 Правил). Ведение Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности Российской Федерации на федеральном уровне осуществляет уполномоченная Госстроем России организация. Представление сведений для включения в Единый государственный реестр объектов градостроительной деятельности Российской Федерации осуществляют специализированные государственные унитарные предприятия или учреждения (службы, управления, бюро), проводящие государственный технический учет и техническую инвентаризацию на соответствующей территории (п. 23-24 Правил). Правила являются едиными и обязательными к применению всеми уполномоченными специализированными государственными организациями технической инвентаризации на территории РФ, проводящими государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности (п. 25 Правил). Контроль за выполнением Правил ведения Единого реестра объектов градостроительной деятельности осуществляет Госстрой России (п. 26 Правил). Порядок предоставления уполномоченными организациями технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах недвижимого имущества утвержден приказом Госстроя России и МНС России от 28 февраля 2001 г. N 36/БГ-3-08/67. Организации технической инвентаризации обязаны направлять сведения об инвентаризационной стоимости расположенного на подведомственной им территории недвижимого имущества и его владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения. Сведения об инвентаризационной стоимости объектов налогообложения заполняются на основании данных технических паспортов. В случае если отсутствуют технические паспорта объектов недвижимого имущества или плановая инвентаризация таких объектов не была проведена в течение последних пяти лет, организации технической инвентаризации представляют сведения по результатам массовой оценки объектов, которые могут быть скорректированы после проведения полной паспортизации объекта и предоставления выписки в налоговый орган о его инвентаризационной стоимости. В случае если объект налогообложения на момент представления сведений не поставлен правообладателем на технический учет, организации технической инвентаризации представляют сведения по результатам визуального наблюдения, которые впоследствии могут быть скорректированы после проведения полной паспортизации объекта и предоставления выписки в налоговый орган о его инвентаризационной стоимости (п. 1-3 Приказа). Сведения об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества, являющегося объектом обложения налогом на имущество физических лиц, направляются на магнитных или бумажных носителях согласно форме справки (приложение N 1). Сведения об объектах недвижимого имущества, находящегося во владении юридического лица, представляются на магнитных или бумажных носителях по мере проведения инвентаризации и включения объектов в единый реестр объектов недвижимости согласно форме справки (приложение N 2). Указанные справки в электронном виде представляются в налоговые органы с соблюдением структуры и форматов текстовых файлов (п. 4 Приказа). |