Оглавление  

СТАТЬЯ 375
Статья 375. Налоговая база
Налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика
объекта налогообложения. Налоговая база - один из основных
элементов налогообложения, которые должны быть определены в акте
законодательства о налогах и сборах для того, чтобы налог считался
установленным. Налоговая база и порядок ее определения по
федеральным налогам, региональным налогам и местным налогам
устанавливаются НК (см. ст. 53, 54 НК).
Следует отметить, что нормами п. 1 комментируемой статьи
устанавливаются правила определения налоговой базы по налогу на
имущество организаций:
- для российских организаций (по всем объектам налогообложения);
- для иностранных организаций, осуществляющих деятельность на
территории РФ через постоянное представительство, по объектам
имущества (как движимого, так и недвижимого), относящимся к
деятельности данных организаций в Российской Федерации через
постоянные представительства.
Нормами п. 2 комментируемой статьи устанавливаются правила
определения налоговой базы:
- для иностранных организаций, осуществляющих деятельность на
территории РФ через постоянные представительства, по объектам
недвижимого имущества, находящимся на территории РФ, но не
относящимся к деятельности данных организаций в Российской
Федерации через постоянные представительства;
- для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на
территории РФ через постоянные представительства, по объектам
недвижимого имущества, расположенным на территории РФ.
Таким образом, на российские организации распространяются только
нормы п. 1, на иностранные организации, не осуществляющие
деятельность на территории РФ через постоянные представительства,
- только нормы п. 2. Иностранные организации, осуществляющие
деятельность на территории РФ через постоянные представительства,
должны руководствоваться и нормами п. 1 (по объектам имущества,
относящимся к деятельности их постоянных представительств), и
нормами п. 2 (по объектам недвижимого имущества, не относящимся к
деятельности их постоянных представительств).
1. Налоговая база по налогу на имущество организаций определяется
как среднегодовая стоимость имущества (см. комментарий к ст. 376
НК), признаваемого объектом налогообложения налогом на имущество
организаций.
При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом
налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости,
сформированной в соответствии с установленным порядком ведения
бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Приказом Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н
утверждено Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика
организации" ПБУ 1/98. Положение устанавливает основы формирования
(выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной
политики организаций, являющихся юридическими лицами по
законодательству РФ (кроме кредитных организаций и бюджетных
учреждений).
Для целей Положения под учетной политикой организации понимается
принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета -
первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки
и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы
группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения
стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации,
способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров
бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие
способы и приемы.
Положение распространяется:
- в части формирования учетной политики - на организации,
независимо от организационно-правовых форм;
- в части раскрытия учетной политики - на организации, публикующие
свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно
законодательству РФ, учредительным документам либо по собственной
инициативе.
Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся
на территории РФ, могут формировать учетную политику исходя из
правил, установленных в стране нахождения иностранной организации,
если последние не противоречат Международным стандартам финансовой
отчетности (см. п. 1-4 Положения).
В случае если для отдельных объектов основных средств начисление
амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для
целей налогообложения определяется как разница между их
первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по
установленным нормам амортизационных отчислений для целей
бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного)
периода.
Значение понятий "представительство" и "филиал" устанавливается
Гражданским кодексом РФ.
Представительством является обособленное подразделение
юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое
представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту
(см. п. 1 ст. 55 ГК РФ). Следует различать понятия
"представительство" и "постоянное представительство иностранной
организации".
Филиалом является обособленное подразделение юридического лица,
расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его
функции или их часть, в том числе функции представительства (см.
п. 2 ст. 55 ГК РФ).
Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они
наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют
на основании утвержденных им положений. Руководители
представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и
действуют на основании его доверенности. Представительства и
филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего
их юридического лица (см. п. 3 ст. 55 ГК РФ).
В актах законодательства РФ о налогах и сборах в отношении
филиалов и представительств используется понятие "обособленное
подразделение организации".
2. Налоговой базой по налогу на имущество организаций признается
инвентаризационная стоимость объектов недвижимого имущества
иностранных организаций по данным органов технической
инвентаризации в отношении:
- объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не
осуществляющих деятельности в Российской Федерации через
постоянные представительства,
- объектов недвижимого имущества иностранной организации, не
относящихся к деятельности данной организации в Российской
Федерации через постоянные представительства.
Подробно см. разд. II настоящего Комментария, п. 3, Деятельность
иностранной организации, приводящая к образованию постоянных
представительств; п. 5, Деятельность иностранной организации не
приводящая к возникновению постоянного представительства по
условиям международных договоров.
Уполномоченные органы и специализированные организации,
осуществляющие учет и техническую инвентаризацию объектов
недвижимого имущества, обязаны сообщать в налоговый орган по
местонахождению указанных объектов сведения об инвентаризационной
стоимости каждого такого объекта, находящегося на территории
соответствующего субъекта РФ, в течение 10 дней со дня оценки или
переоценки указанных объектов.
Важно отметить, что законодатель не предусмотрел обязанности
указанных органов и организаций предоставлять сведения об
инвентаризационной стоимости таких объектов непосредственно
налогоплательщикам. В п. 3 ст. 376 НК установлено, что налоговая
база должна определяться налогоплательщиками самостоятельно. Для
иностранных организаций, на которых распространяются нормы
комментируемого пункта, не сделано исключения. Они должны
самостоятельно определить налоговую базу, а также самостоятельно
исчислять суммы налога и авансовых платежей по налогу.
При этом необходимо учитывать следующее. Российские организации и
иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории
РФ через постоянные представительства (по имуществу, относящемуся
к деятельности постоянных представительств) могут без органов и
организаций технической инвентаризации определить налоговую базу и
исчислить суммы налога и авансовых платежей, подлежащие уплате в
бюджет (в соответствии с правилами п. 1 комментируемой статьи). Но
иностранные организации, не осуществляющие деятельность на
территории РФ через постоянные представительства, и иностранные
организации, осуществляющие деятельность на территории РФ через
постоянные представительства, по недвижимому имуществу, не
относящемуся к деятельности постоянных представительств, не могут
этого сделать самостоятельно без сведений от органов и организаций
технической инвентаризации. Эти налогоплательщики для правильного
и своевременного выполнения своих обязанностей, установленных гл.
30 НК, должны иметь сведения об инвентаризационной стоимости
каждого объекта налогообложения, находящегося на территории
соответствующего субъекта РФ, на 1 января каждого года, хотя бы
накануне даты представления налоговых расчетов по авансовым
платежам (т.е. не позже 29 апреля года, считающегося налоговым
периодом). Другими словами, в нынешнем году все указанные
налогоплательщики должны иметь возможность получить эти сведения
от органов и организаций технической инвентаризации не позже чем
29 апреля 2004 г.
О действующем порядке предоставления сведений органами и
организациями технической инвентаризации см. разд. II, п. 7,
Техническая инвентаризация объектов недвижимости. Правила
технического учета. Органы технической инвентаризации, а также п.
9, Правила определения инвентаризационной стоимости в г. Москве.
На наш взгляд, установление обязанности для органов и организаций
технической инвентаризации представлять сведения об
инвентаризационной стоимости объектов недвижимости в налоговые
органы без обязанности бесплатно представлять те же сведения самим
налогоплательщикам в большей степени соответствует механизму
налогообложения путем направления налоговыми органами
налогоплательщикам налоговых уведомлений.
Налоговое уведомление - уведомление о необходимости уплатить
налог, направляемое налоговым органом в случаях, предусмотренных
законодательством о налогах и сборах РФ, налогоплательщику не
позднее 30 дней до наступления срока платежа. В налоговом
уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате,
расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма
налогового уведомления устанавливается МНС. Налоговое уведомление
может быть передано руководителю организации (ее законному или
уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному
или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным
способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае,
когда указанные лица уклоняются от получения налогового
уведомления, данное уведомление направляется по почте заказным
письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении
шести дней с даты направления заказного письма (см. ст. 32 НК).
Именно такой механизм в настоящее время применяется для исчисления
и уплаты налога на имущество физических лиц (налога со зданий,
строений и сооружений).
Следует обратить внимание на еще одно обстоятельство. Законодатель
обязал органы и организации технической инвентаризации
представлять в налоговые органы сведения об инвентаризационной
стоимости только тех объектов недвижимости иностранных
организаций, о которых идет речь в п. 2 комментируемой статьи.
Представлять в налоговые органы сведения об инвентаризационной
стоимости объектов недвижимого имущества, относящихся к
деятельности иностранной организации на территории РФ через
постоянное представительство, органы и организации технической
инвентаризации не обязаны, а следовательно и не должны (не имеют
права передавать такие сведения). Для корректного выполнения своих
обязанностей органы и организации технической инвентаризации
должны в каждом конкретном случае решать вопросы о том, к какой
категории следует относить каждый объект недвижимого имущества,
принадлежащий иностранной организации, к какой категории
налогоплательщиков относится конкретная иностранная организация.
Но для этого они не располагают ни соответствующими полномочиями,
ни специалистами.
Кроме того следует отметить, что в подавляющем числе субъектов РФ
уполномоченные органы и специализированные организации,
осуществляющие технический учет и техническую инвентаризацию
объектов недвижимости, до 1 января 2004 г. определяли для целей
налогообложения инвентаризационную стоимость только по объектам
недвижимого имущества, принадлежащим на праве собственности
физическим лицам (для целей налога на имущество физических лиц).
Возложение на эти органы и организации обязанности определять
инвентаризационную стоимость объектов недвижимого имущества
иностранных организаций может привести к значительным и
многочисленным ошибкам и (или) нарушениям установленных в
комментируемой статье сроков.
В настоящее время в России отсутствует единая для всех субъектов
РФ методология определения инвентаризационной стоимости объектов
недвижимости, а органы и организации технической инвентаризации не
обладают опытом определения инвентаризационной стоимости объектов,
не относящихся к жилому фонду (особенно таких, как сооружения
связи, трубопроводы, мосты, участки дорог, не относящиеся к
дорогам общего пользования объекты, буровые установки и т.д.). В
этой связи у налогоплательщиков могут возникать как проблемы со
своевременным получением информации, необходимой для исчисления
налога, так и сложности с определением, планированием и
прогнозированием своих будущих расходов по уплате налога на
имущество организаций.
В субъектах Российской Федерации применяются значительно
отличающиеся методики определения инвентаризационной стоимости
объектов недвижимости, а также разнообразные системы коэффициентов
(как правило, повышающих коэффициентов), свои региональные правила
по проведению переоценки объектов, используемые для целей
налогообложения, установления размеров арендной платы, исчисления
сумм платежей при проведении приватизации объектов недвижимости
(см. разд. II, п. 8, Правила определения инвентаризационной
стоимости объектов недвижимости в г. Москве).
Налогоплательщикам следует учитывать, что в субъектах РФ органы
исполнительной власти вместе с законодательными
(представительными) органами власти вправе установить практически
произвольно любой уровень инвентаризационной стоимости объектов
недвижимости, предоставляя при этом отдельным категориям
налогоплательщиков налоговые льготы.

Оглавление   

Hosted by uCoz