Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

не прочитано
Прочитано: 0%

КОММЕНТАРИЙ К ЗК РФ - КРАССОВ О.И.

Статьи взяты на сайте IDIOMA.RU и предоставляются в порядке
взаимного пользования библиотечными ресурсами
Порядок просмотра: если вы это читаете этот текст, значит выбрали
нужную книгу. По ссылке (вверху или внизу) перейдите в "Оглавление"
и выберите, интересующую вас статью. Возможно, что комментарий к
статье не помещается на одной веб-странице. В этом случае
используйте ссылки "Далее" и "Назад". Если вам нужна другая книга -
вернитесь в "Каталог библиотеки"

СТАТЬЯ 1

Статья 1. Основные принципы земельного законодательства. Это система
взаимосвязанных принципов, которые лежат в основе правового
регулирования общественных отношений по поводу земли.
Статья 19 Закона РФ "О недрах", ст.40 и 41 ЗК предоставляют
право на использование подземного пространства, а также
определенной части его содержимого лицу, использующему на законных
основаниях земельный участок. Закон разрешает использовать в
установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на участке
общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды.
Таким образом, недра рассматриваются в качестве недвижимости не
только в тех случаях, когда они предоставлены в пользование, но и
в тех случаях, когда определенная категория лиц вправе их
использовать, реализуя свое право на подземное пространство на
основании закона.
Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г. (СЗ РФ. 1995. N 47.
ст.4471.) содержит определение понятия "водный объект". Это
сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в
недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима (ст.1).
Согласно ст.7 ВК РФ поверхностные воды и земли, покрытые ими и
сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются
как единый водный объект.
ВК РФ (ст.11) признал обособленные водные объекты недвижимым
имуществом, составной частью земельного участка. Статья 34 ВК РФ
допускает возможность установления права собственности граждан и
юридических лиц на обособленные водные объекты. Согласно ст.40 ВК
РФ в собственности граждан и юридических лиц могут находиться
обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) - небольшие по
площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие
гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.
Предельные размеры обособленных водных объектов определяются
земельным законодательством РФ.
Точного юридического определения понятия "лес" в лесном
законодательстве нет. Однако в преамбуле к Лесному кодексу РФ от
29 января 1997 г.(СЗ РФ. 1997. N 5. ст.610) говорится, что
регулирование лесных отношений осуществляется с учетом
представлений о лесе как о совокупности лесной растительности,
земли, животного мира и других компонентов окружающей природной
среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное
значение. Статья 7 ЛК РФ предусматривает, что все леса, за
исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях
населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не
покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли),
образуют лесной фонд. Не все леса, которые произрастают в нашей
стране, включаются в состав лесного фонда, а лишь часть их. В
лесном законодательстве используется также термин "леса, не
входящие в лесной фонд". Леса, расположенные на землях обороны, и
городские леса на землях городских поселений в лесной фонд не
включаются (ст.10 ЛК РФ).
Понятие "многолетние насаждения" в законодательстве
отсутствует. Для уяснения его содержания имеет значение термин
"древесно-кустарниковая растительность". Это понятие является
составной частью понятия "многолетние насаждения". К
древесно-кустарниковой растительности относится растительность,
произрастающая на землях сельскохозяйственного назначения, в том
числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного
хозяйства; землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных
магистралей и автомобильных дорог); землях населенных пунктов
(поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и
иного строительства (за исключением городских лесов); землях
водного фонда (на полосах отвода каналов); землях иных категорий
(ст.11 ЛК РФ). Древесно-кустарниковая растительность не включается
в лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд. Это означает,
что лесное законодательство разграничивает понятие "лесная
растительность", которая включается в состав лесного фонда и в
состав лесов, не входящих в лесной фонд, и понятие "нелесная
растительность".
Древесно-кустарниковая растительность, может иметь два
правовых режима: режим собственности на древесно-кустарниковую
растительность, произраставшую на земельном участке до момента
приобретения права собственности лица на данный участок, и режим
собственности на древесно-кустарниковую растительность, которая
появилась в результате хозяйственной деятельности собственника или
естественным путем, после приобретения лицом права собственности
на земельный участок.
В отношении первого вида древесно-кустарниковой
растительности ЛК РФ предусматривает, что собственник вправе
осуществлять свои правомочия собственности в соответствии с
требованиями лесного законодательства и законодательства о
растительном мире. Что же касается древесно-кустарниковой
растительности, которая появилась после приобретения права
собственности на земельный участок, то собственник вправе владеть,
пользоваться и распоряжаться ею по своему усмотрению.
К недвижимому имуществу относится также
древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях
сельскохозяйственного назначения. Согласно ст.134 ЛК РФ эта
растительность предназначена для обеспечения защиты земель от
воздействия неблагоприятных природных, антропогенных и техногенных
явлений посредством использования почвозащитных, водорегулирующих
и иных свойств лесной растительности. Порядок лесоразведения на
землях сельскохозяйственного назначения, ухода за
древесно-кустарниковой растительностью, ее использование, охрана и
защита, а также государственный контроль за использованием,
охраной и защитой этой растительности определяются
законодательством РФ.
Вопросы создания таких лесонасаждений регулируются
Федеральным законом от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации
земель" (СЗ РФ. 1996. N 3. ст.142.) и лесным законодательством.
Статья 2 данного Закона определяет мелиорацию земель как коренное
улучшение земель путем проведения гидротехнических,
культуртехнических, химических, противоэрозионных,
агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных
мероприятий. Мелиоративные мероприятия, согласно той же статье
Закона, - это проектирование, строительство, эксплуатация и
реконструкция мелиоративных систем и отдельно расположенных
гидротехнических сооружений, обводнение пастбищ, создание систем
защитных лесных насаждений и др. Государственные мелиоративные
системы - это мелиоративные системы, находящиеся в государственной
собственности и обеспечивающие межрегиональное и межхозяйственное
водораспределение и противопаводковую защиту, а также
противоэрозионные и пастбищезащитные лесные насаждения, которые
необходимы для обеспечения государственных нужд. К мелиоративным
системам индивидуального пользования относятся мелиоративные
системы, находящиеся в собственности гражданина (физического лица)
или юридического лица либо переданные в установленном порядке в
пользование гражданину (физическому лицу) или юридическому лицу, а
также защитные лесные насаждения, необходимые указанным лицам
только для их нужд.
В качестве одного из типов мелиорации земель ст.5 Закона
выделяет агролесомелиорацию. Агролесомелиорация земель заключается
в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих
коренное улучшение земель посредством использования почвозащитных,
водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений.
Статья 10 Федерального закона "О мелиорации земель"
регулирует вопросы собственности на мелиоративные системы и
отдельно расположенные гидротехнические сооружения. Мелиоративные
системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения в
соответствии с гражданским законодательством РФ могут находиться в
частной, государственной, муниципальной и иных формах
собственности. Соответственно определяется и право собственности
на противоэрозионные и пастбищезащитные лесные насаждения.
2. Принцип приоритета охраны земли по отношению к
использованию земли в качестве недвижимого имущества логически
следует из рассмотренного выше принципа. Данный принцип также
закреплен в ст.9 Конституции РФ. Кроме того, согласно ч.2 ст.36
Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и
другими природными ресурсами осуществляются их собственниками
свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не
нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Содержание этого принципа заключается в закреплении в праве
норм, обеспечивающих одновременно эффективное использование земель
и их охрану. Специальные требования предусмотрены в целях
сохранения почвенного плодородия земель, повышения их урожайности.
Установлены требования, касающиеся размещения объектов на
минимально необходимых площадях, предотвращения негативного
воздействия на состояние земель, всей окружающей среды. Примером
тому может служить, прежде всего, ст.13 ЗК, определяющая
содержание охраны земель, и ст.42 ЗК, устанавливающая круг
обязанностей лиц, использующих земельные участки.
3. Трудно переоценить значение принципа охраны жизни и
здоровья человека и предотвращения негативного (вредного)
воздействия на здоровье человека в процессе использования и охраны
земель. Этот принцип важен не только для земельного
законодательства, но и для законодательства об охране окружающей
среды, лесного, водного, горного, градостроительного
законодательства, поскольку любого рода деятельность человека, как
правило, связана с использованием земель и природопользование
практически невозможно без использования земли.
Практическое значение этого принципа заключается в том, что,
например, согласно п.3 ст.13 ЗК внедрение новых технологий,
осуществление программ мелиорации земель и повышения плодородия
почв запрещаются в случае их несоответствия предусмотренным
законодательством экологическим, санитарно-гигиеническим и иным
нормам и требованиям. Пункт 2 ст.31 ЗК требует при выборе
земельного участка для строительства учитывать экологические,
градостроительные и иные условия. Данный принцип отражается также
в содержании обязанностей, которые ст.42 ЗК возлагает на лиц,
использующих земельные участки, и в иных нормах ЗК.
4. Принцип участия граждан и общественных организаций
(объединений) в решении вопросов, затрагивающих их права на землю,
выражается в соответствующих нормах ЗК. Так, в соответствии с п.2
ст.23 ЗК установление публичного сервитута осуществляется с учетом
результатов общественных слушаний. Пункт 3 ст.31 ЗК обязывает
органы местного самоуправления информировать население о возможном
(предстоящем) предоставлении земель для размещения объектов. При
предоставлении земельных участков в местах проживания и
хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических
групп для целей, не связанных с их традиционной деятельностью и
традиционными промыслами, могут быть проведены сход, референдум
граждан по поводу изъятия (выкупа) земельных участков. Согласно
п.4 ст.31 ЗК орган местного самоуправления информирует
собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов в
связи с возможным изъятием их земельных участков и т.д.
Наиболее четко данный вопрос решен в градостроительном
законодательстве, которое регулирует правовой режим земель
поселений. Граждане, их объединения и юридические лица РФ имеют
право на достоверную, полную и своевременную информацию о
состоянии среды жизнедеятельности, ее предполагаемых изменениях
(строительстве, реконструкции объектов жилищно-гражданского
назначения, благоустройстве территорий, прокладке инженерных и
транспортных коммуникаций) и иную информацию о градостроительной
деятельности, за исключением информации, содержащей
государственную тайну в соответствии с федеральным законом. Такое
право закреплено в ст.18 Градостроительного кодекса РФ от 7 мая
1998 г. (СЗ РФ. 1998. N 19. ст.2069.) Эта правовая норма является
одним из важных элементов механизма реализации права граждан на
благоприятную среду жизнедеятельности, закрепленного в ст.7
Градостроительного кодекса РФ, согласно которой осуществление
такого права гражданина предусматривает участие граждан и
общественных объединений в осуществлении градостроительной
деятельности. Градостроительный кодекс РФ (ст.22) предусматривает
также, что органы государственной власти субъектов Федерации
информируют население о принимаемых и принятых решениях в области
градостроительства.
Пункт 4 ст.18 Градостроительного кодекса РФ предусматривает,
что граждане РФ и их объединения до утверждения градостроительной
документации имеют право обсуждать, вносить предложения и
участвовать в подготовке решений в области градостроительной
деятельности в форме участия в собраниях (сходах) граждан, в
общественных слушаниях, обсуждениях градостроительной документации
и др., требовать рассмотрения их предложений. Граждане РФ и их
объединения до утверждения градостроительной документации могут
проводить независимые экспертизы указанной документации за счет
собственных средств.
В Градостроительном кодексе РФ имеются нормы, которые
определяют процедуры выявления мнения населения по поводу тех или
иных действий соответствующих органов, которые могут затронуть его
интересы. Например, по общему правилу порядок проведения
обсуждения разрабатываемой градостроительной документации любого
вида с участием населения устанавливается законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов Федерации и нормативными
правовыми актами органов местного самоуправления (ст.28).
Согласно п.6 ст.18 Кодекса граждане РФ и их объединения в
случаях, если градостроительная деятельность затрагивает их
интересы, имеют право:
требовать в административном или судебном порядке отмены
решения о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции
или вводе в эксплуатацию объектов в случае нарушения
законодательства РФ о градостроительстве;
требовать в административном или судебном порядке
ограничения, приостановления или прекращения деятельности
предприятий и других объектов, эксплуатация которых осуществляется
с нарушением законодательства РФ о градостроительстве;
обжаловать в суд заключения органов государственной
экспертизы градостроительной и проектной документации;
предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного
здоровью и имуществу граждан в связи с нарушением законодательства
РФ о градостроительстве;
требовать в порядке, предусмотренном действующим
законодательством, привлечения к ответственности граждан, виновных
в нарушении законодательства РФ о градостроительстве.
5. Важное значение имеет принцип единства юридической судьбы
земельного участка и прочно связанных с ним объектов. Содержание
этого принципа раскрывается в ст.35 ЗК РФ. Так, по общему правилу
при переходе права собственности на здание, строение, сооружение,
находящееся на чужом земельном участке, к другому лицу (лицам) оно
приобретает право на использование соответствующей части участка,
занятой объектом, на тех же условиях и в том же объеме, что и
прежний их собственник. Предусмотрено, что обычно отчуждение
здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке,
производится вместе с земельным участком, за некоторыми
исключениями.
Статья 36 ЗК регулирует вопросы приобретения прав на
земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной
собственности, на которых расположены здания, строения,
сооружения. Установлено. что лица, которые имеют в собственности,
хозяйственном ведении или оперативном управлении указанные
объекты, находящиеся на земельных участках, являющихся
государственной или муниципальной собственностью, приобретают
права на эти участки.
Правовое единство земельного участка и прочно связанных с ним
объектов выражается и в том, что в соответствии с пп.2 п.2 ст.40
собственник земельного участка обладает правом собственности на
многолетние насаждения, произрастающие на нем. Следует также
отметить, что такое же право имеют собственники земельных участков
в отношении расположенных на них обособленных водных объектов.
6. Принцип приоритета сохранения особо ценных земель (см.
комментарий к ст.100 ЗК), в том числе особо ценных продуктивных
сельскохозяйственных угодий (см. комментарий к ст.79 ЗК), земель
особо охраняемых территорий (см. комментарий к ст.94 ЗК) и других,
указанных в настоящей статье, вытекает из содержания целого ряда
норм земельного законодательства.
Охрана перечисленных в п.6 комментируемой статьи видов земель
осуществляется путем установления либо ограничений, либо запрета
на их изъятие. Так, не допускается изъятие или иное прекращение
прав на земли особо охраняемых природных территорий для нужд,
противоречащих их целевому назначению (см. комментарий к п.3 ст.95
ЗК); особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут
быть включены в перечень земель, использование которых для других
целей не допускается (см. комментарий к п.4 ст.79 ЗК); изъятие
земель, занятых лесами первой группы, возможно только в
исключительных случаях (см. комментарий к п.3 ст.101 ЗК) и др.
7. Земельное законодательство закрепляет принцип платности
использования земель независимо от титула права на землю (см.
комментарий к ст.65 ЗК). Формами платы за использование земли
являются земельный налог (до введения в действие налога на
недвижимость) и арендная плата. Согласно Закону РФ "О плате за
землю" (ВВС РФ. 1991. N 44. ст.1424; СЗ РФ. 2000. N 1. Ст.10)
собственники земли, землевладельцы, землепользователи обязаны
ежегодно уплачивать земельный налог. С арендаторов земельных
участков взимается арендная плата. Использование практически всех
категорий земель в стране является платным, за некоторыми
исключениями.
8. Все земли для организации их рационального использования и
охраны подразделяются на соответствующие категории. Это
обстоятельство является решающим фактором, определяющим их
правовой режим. Основными элементами понятия "правовой режим
земельного участка" являются право собственности на землю, иные
права на землю, управление использованием и охраной земель,
правовая охрана земель и меры ответственности за нарушение
земельного законодательства. Практическое значение этого понятия
заключается в том, что его употребление дает возможность
определить порядок использования и охраны определенной категории
земель, т.е. установить особенности содержания права собственности
в отношении той или иной категории земель, возможности
использования земель на иных, производных от права собственности
титулах прав на землю, особенности управления использованием и
охраной земель и т.д. Использование понятия "правовой режим
земель" применительно к земельному участку означает определение
содержания конкретных прав и обязанностей лиц, которые используют
участок на законных основаниях.
Неотъемлемым элементом правового режима категории земель являются
ограничения прав лиц, использующих земельные участки,
путем установления зон с особыми условиями использования земель,
санитарных зон, охранных зон и т.п. Задача установления таких зон
- ограничить права лиц, использующих земельные участки, обычно в
публичных интересах. Правовой режим земельного участка зависит
также от того, установлен в отношении него сервитут или нет.
Разрешенное использование земельного участка - это также
элемент понятия "правовой режим земель". Разрешенное использование
представляет собой результат отнесения участка к соответствующей
категории земель, территориального зонирования, установления
ограничений и сервитутов, если таковые предусмотрены
законодательством Земельное и градостроительное законодательство
связывает разрешенное использование с зонированием земель, которое
проводится преимущественно на землях поселений. Несмотря на это,
кодекс использует этот термин и в отношении иных категорий земель,
на которых зонирование не осуществляется. Разрешенное
использование земельного участка особенно важно для конкретного
лица, использующего земельный участок, - собственника, владельца,
пользователя или арендатора земли. Так, в ст.29 Федерального
закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих
объединениях граждан" предусматривается, что при совершении сделок
с садовыми, огородными и дачными земельными участками изменение их
целевого назначения и разрешенного использования не допускается.
Согласно Федеральному закону "О государственном земельном
кадастре" (СЗ РФ. 2000. N 2. ст.149) в Едином государственном
реестре земель содержатся, в частности, следующие основные
сведения о земельных участках: кадастровые номера; местоположение
(адрес); площадь; категория земель и разрешенное использование
земельных участков (ст.14).
В ЗК (ст.6) разрешенное использование выступает в качестве
критерия для признания земельного участка делимым. Разрешенное
использование определяется при предоставлении земельного участка
для строительства с его формированием без предварительного
согласования (см. комментарий к п.4 ст.30 ЗК). Разрешенное
использование - это правовая основа для возведения лицом,
использующим земельный участок, жилых, производственных и т.п.
зданий и сооружений, проведения оросительных, осушительных и т.п.
работ (см. комментарий к п.2 и 3 ст.40 ЗК). В то же время
собственник участка обязан использовать землю как в соответствии с
целевым назначением, так и разрешенным использованием (см.
комментарий к п.1 ст.42 ЗК РФ).
Наряду с указанными выше факторами ЗК предусматривает, что
правовой режим соответствующих категорий земель устанавливается
требованиями законодательства. Таким законодательством являются,
согласно п.2 ст.3 ЗК, законодательство о природных ресурсах, об
охране окружающей природной среды и т.д. Например, правовой режим
земель лесного фонда определяется не только земельным, но и лесным
законодательством, земель водного фонда - водным законодательством
и т.д.
Правовой режим земель представляет собой определение в
законодательстве содержания права собственности, иных прав на
земельные участки, управления использованием и охраной земель, мер
по охране земель, выражающееся в правах и обязанностях лиц,
использующих земельные участки, посредством установления основного
целевого назначения земель, зонирования, ограничения прав и
сервитутов.
9. К числу принципов земельного законодательства ЗК относит
разграничение публичной собственности на землю: государственной
собственности (федеральной и собственности субъектов) и
муниципальной собственности. Разграничение публичной собственности
на землю должно осуществляться в соответствии с критериями,
закрепленными в ст.16-19 ЗК и в Федеральном законе от 17 июля 2001
г. "О разграничении государственной собственности на землю" (СЗ
РФ. 2001. N 30. ст.3060.).
10. Все земли имеют различное качество, отличаются друг от
друга своими природными характеристиками и показателями, имеют
различное экономическое и социальное значение в жизни общества. В
отношении некоторых земель на первый план выходит их экологическое
значение. С учетом этих обстоятельств, для организации
рационального использования и охраны земель все земли в нашей
стране подразделяются на различные категории. В основе выделения
категорий земель лежит их целевое назначение. Определение целей,
для которых могут использоваться земли, является объективно
необходимым, с тем чтобы правильно организовать процесс их
использования. Комментируемая статья, закрепляя принцип
дифференцированного подхода к установлению правового режима
земель, связывает его с учетом трех главных факторов: природных,
социальных и экономических.
Соответствующие исполнительные органы государственной власти
на основании данных государственного земельного кадастра
определяют целевое назначение земель, решая вопрос об
использовании тех или иных земель либо в сельском или лесном
хозяйстве, либо для размещения населенных пунктов, промышленных,
транспортных и иных объектов и сооружений и т.д. (см. комментарий
к ст.8 ЗК).
В результате подразделения земель на категории определяется
содержание и объем прав и обязанностей соответствующего субъекта,
использующего землю на законных основаниях. Права и обязанности,
например, собственника сельскохозяйственных земель отличаются от
прав и обязанностей собственника земель, которые отнесены к
категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи и
т.п. Таким образом, базой определения правового режима земель
является их целевое назначение.
11. Суть принципа сочетания общественных интересов и
интересов граждан в сфере использования земель состоит в том, что
новое земельное законодательство призвано обеспечить баланс
общественных и частных интересов, что особенно актуально в
условиях частной собственности на землю. Правовыми средствами
разрешения этой проблемы являются установление ограничений прав
лиц, использующих земельные участки (см. комментарий к ст.56 ЗК);
регулирование вопросов оборотоспособности земельных участков (см.
комментарий к ст.27 ЗК) и установления публичных сервитутов (см.
комментарий к ст.23 ЗК).
В земельном законодательстве не раскрываются понятия
"общественные интересы" и "частные интересы". Суть этих понятий
применительно к сфере градостроительства, непосредственно
связанной с использованием земель, и некоторые правовые механизмы
разрешения противоречий между этими интересами определены в ст.3
Градостроительного кодекса РФ.
Общественные интересы в области градостроительной
деятельности интересы населения городских и сельских поселений,
других муниципальных образований в обеспечении благоприятных
условий проживания, ограничения вредного воздействия хозяйственной
и иной деятельности на окружающую среду градостроительными
средствами, улучшения экологической обстановки, развития
инженерной, транспортной и социальной инфраструктур городских и
сельских поселений и прилегающих к ним территорий и сохранения
территорий объектов историко-культурного и природного наследия. В
случае если градостроительная деятельность противоречит
общественным интересам, такая деятельность может быть прекращена.
Частные интересы в области градостроительной деятельности
интересы граждан и юридических лиц в связи с осуществлением
градостроительной деятельности на принадлежащих им земельных
участках. Градостроительная деятельность граждан и юридических лиц
может быть ограничена в случае, если она препятствует реализации
прав и законных интересов собственников, землевладельцев,
землепользователей и арендаторов сопредельных земельных участков и
иных объектов недвижимости (Градостроительный кодекс РФ (ст.3)
содержит также понятие государственных интересов в области
градостроительной деятельности - интересы Российской Федерации в
целом и субъектов Федерации в обеспечении условий для устойчивого
развития поселений и межселенных территорий, функционирования
государственных систем инженерной и транспортной инфраструктур,
сохранения природных ресурсов, охраны государственных объектов
историко-культурного и природного наследия, территорий
традиционного проживания коренных малочисленных народов.).
Объективно существовали, существуют и всегда будут
существовать противоречия между публичными интересами, т.е.
интересами государства, общества и частными интересами -
интересами отдельных групп людей, отдельных лиц. Конфликт
общественных и частных интересов часто проявляется в сфере
использования и охраны земель, особенно когда возникает
необходимость создания объектов недвижимости, требующих больших
затрат и поэтому имеющих большую ценность.
Для того чтобы попытаться разрешить эти всегда существующие
противоречия, в ст.3 Градостроительного кодекса РФ закреплены
основы правового механизма разрешения конфликтных ситуаций,
который должен обеспечить баланс государственных, общественных и
частных интересов. Общественные интересы ассоциируются с
обеспечением благоприятных условий проживания, ограничением
вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на
окружающую среду градостроительными средствами, улучшением
экологической обстановки, развитием инженерной, транспортной и
социальной инфраструктур городских и сельских поселений и
прилегающих к ним территорий и сохранением территорий объектов
историко-культурного и природного наследия. Большое значение в
этом плане имеют нормы земельного законодательства,
законодательства о недрах, водного и лесного законодательства и
законодательства об охране окружающей природной среды.
12. Комментируемая статья закрепляет принцип соотношения
земельного и гражданского законодательства, в соответствии с
которым осуществляется правовое регулирование земельных отношений.
ЗК разграничивает сферу применения гражданского и земельного
законодательства в части регулирования использования земель. Кроме
того, действует принцип государственного регулирования
приватизации земли.
Разграничение этих отраслей законодательства относится прежде
всего к применению норм гл.17 ГК, которая регулирует вопросы права
собственности на землю, иных прав на землю. Необходимость
разграничения касается также регулирования совершения сделок с
земельными участками. Общие положения, касающиеся указанных выше
вопросов, регулируются гражданским законодательством. Специфика,
обусловленная публичным характером регулирования земельных
отношений, - прерогатива земельного законодательства. Исходя из
этого, согласно п.3 ст.3 ЗК, имущественные отношения по владению,
пользованию и распоряжению земельными участками, а также по
совершению сделок с ними регулируются гражданским
законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным,
природоохранительным, иными специальными федеральными законами.
Такова система взаимосвязанных принципов, которые лежат в
основе правового регулирования общественных отношений по поводу
земли, заложенных в новом Земельном кодексе РФ.

Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

Hosted by uCoz