«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 16%

СТАТЬЯ 2

Статья 2. Земельное законодательство
1. Статья 2 определяет систему земельного законодательства.
Пункт 1 комментируемой статьи рассматривает земельное
законодательство РФ в узком смысле. В его состав включаются только
законы, принятые как на федеральном уровне, так и уровне субъектов
Федерации. Правовой базой принятия нового ЗК является ч.3 ст.36
Конституции РФ, согласно которой условия и порядок пользования
землей определяются на основе федерального закона (каковым и
является, по нашему мнению, Земельный кодекс РФ).
В Конституции РФ закреплены общие принципы регулирования
земельных отношений в системе законодательства нашей страны.
Статья 72 Конституции РФ относит регулирование земельных отношений
к предмету совместного ведения РФ и субъектов Федерации. В
совместном ведении РФ и ее субъектов находятся вопросы владения,
пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими
природными ресурсами (п."в" ч.1) разграничение государственной
собственности, в том числе и на землю и другие природные ресурсы
(п."г" ч.1); природопользование; охрана окружающей среды и
обеспечение экологической безопасности (п."д" ч.1); земельное
законодательство, водное, лесное законодательство,
законодательство о недрах, об охране окружающей среды (п."к" ч.1);
защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни
малочисленных этнических общностей (п."м" ч.1). Основываясь на
этих конституционных положениях, ЗК предусматривает, что
регулирование земельных отношений является предметом совместного
ведения РФ и субъектов Федерации.
По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются
федеральные законы - Земельный кодекс РФ и принимаемые в
соответствии с ними законы (кодексы) и иные нормативные правовые
акты субъектов РФ.
ЗК допускает, что наряду с ним могут приниматься иные
федеральные законы, регулирующие вопросы использования и охраны
земель. Возможность принятия специальных федеральных законов,
которые будут регулировать отдельные вопросы, предусмотрена пп.5,
6, 7, 9 п.1, п.2 ст.1 ЗК; п.2 ст.5; п.2 ст.7; п.1, 2 ст.8; пп.7
п.1 ст.9 п.2 ст.16 ЗК и рядом иных правовых норм.
Очень важным является положение, согласно которому нормы
земельного права, которые содержатся в других федеральных законах,
законах субъектов РФ, должны соответствовать ЗК. Значение этой
правовой нормы заключается в том, что по отношению к любым
федеральным законам, которые регулируют земельные отношения, нормы
ЗК имеют абсолютный приоритет. Естественно, что такую же
юридическую силу ЗК имеет в отношении законов субъектов Федерации,
что прямо следует из содержания ч.5 ст.76 Конституции РФ. Теперь
субъекты РФ обязаны обеспечить соответствие своего земельного
законодательства нормам нового ЗК.
Норма абз. второго п.1 ст.2 ЗК означает также, что принцип,
согласно которому последующий нормативный правовой акт имеет
приоритет по отношению к ранее изданному акту, специальный акт
обладает приоритетом по сравнению с актом общего значения,
неприменим к действию норм ЗК.
Земельные отношения могут регулироваться также указами
Президента РФ. Согласно ст.90 Конституции РФ Президент РФ издает
указы и распоряжения. Эти акты обязательны для исполнения на всей
территории страны. Акты Президента РФ не должны противоречить
Конституции РФ и федеральным законам. Порядок принятия таких актов
регулируется Указом Президента РФ "О порядке подготовки проектов
указов, распоряжений Президента Российской Федерации,
предусматривающих принятие постановлений, распоряжений
Правительства Российской Федерации" от 2 мая 1996 г. N 638 (СЗ РФ.
1996. N 19. ст.2257.) и Распоряжением Президента РФ "О порядке
подготовки и внесения проектов указов и распоряжений Президента
Российской Федерации" от 3 августа 1996 г. N 413-РП (СЗ РФ. 1996.
N 33. ст.3982.).
Указ Президента РФ может быть принят по любому вопросу,
который входит в его компетенцию. Исключением являются случаи,
когда в ЗК прямо указано, что соответствующий вопрос должен быть
решен федеральным законом.
2. Правовые акты, принимаемые Правительством РФ, также могут
регулировать земельные отношения. Они относятся к категории
подзаконных нормативных правовых актов, т.е. актов исполнительных
органов государственной власти, изданных в пределах их
компетенции, в соответствии с законом, указом Президента РФ, либо
на их основе и во исполнение их.
Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской
Федерации" от 17 декабря 1997 г. (с изм. и доп. от 31 декабря 1997
г.) (СЗ РФ. 1997. N 51. ст.5712; 1998. N 1. ст.1).
предусматривает, что Правительство РФ на основании и во исполнение
Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных
законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и
распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие
нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства
РФ (ст.23).
3. Регулировать земельные отношения могут не только указанные
выше органы государственной власти, но и органы исполнительной
власти субъектов РФ, полномочия которых определены в ст.10 ЗК.
Органы местного самоуправления также наделены компетенцией
участвовать в процессе нормотворчества в сфере регулирования
использования и охраны земель. Полномочия органов местного
самоуправления установлены в ст.11 ЗК.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

Hosted by uCoz