«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки

прочитаноне прочитано
Прочитано: 73%

СТАТЬЯ 13

Статья 13. Содержание охраны земель
1. Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земель
обязаны выполнять экологические требования по охране земель.
Комментируемая статья содержит широкий круг обязанностей, которые
возлагаются на лиц, использующих земельные участки, наряду с теми,
которые сформулированы в ст.42 ЗК. Обязанности, касающиеся
использования земель, предусмотрены и в иных законодательных
актах. Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных
некоммерческих объединениях граждан" (п.2 ст.19) обязывает членов
этих объединений использовать земельный участок в соответствии с
его целевым назначением и разрешенным использованием, не наносить
ущерб земле как природному и хозяйственному объекту; соблюдать
градостроительные, строительные, экологические,
санитарно-гигиенические, противопожарные и иные требования (нормы,
правила и нормативы). Статья 11 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г.
"О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (с изм. от 24 декабря 1993
г.) (ВВС РФ. 1990. N 26. ст.324; САПП РФ. 1993. N 52. ст.5088)
возлагает на граждан, ведущих крестьянское хозяйство, обязанность
эффективно использовать землю в соответствии с целевым
назначением, повышать ее плодородие, осуществлять комплекс
мероприятий по охране земель, не допускать ухудшения экологической
обстановки на территории в результате своей хозяйственной
деятельности.
2. Сохранение почв, их плодородия - это основная обязанность
лиц, использующих землю. Статья 7 Федерального закона "О
государственном обеспечении плодородия земель
сельскохозяйственного назначения" предусматривает, что
собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы,
земельных участков имеют право проводить агротехнические,
агрохимические, мелиоративные, фитосанитарные и противоэрозионные
мероприятия по воспроизводству плодородия земель
сельскохозяйственного назначения; получать в установленном порядке
информацию о состоянии плодородия почв на своих земельных участках
и динамике изменения его состояния.
Статья 8 Закона определяет круг обязанностей указанных лиц по
обеспечению плодородия данной категории земель. Они обязаны
осуществлять производство сельскохозяйственной продукции
способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель
сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или
ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на
окружающую природную среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы,
правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических,
мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.
Осуществляются разработка и реализация федеральных целевых
программ обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного
назначения и региональных целевых программ в данной области.
Федеральные целевые программы обеспечения плодородия земель
сельскохозяйственного назначения формируются Правительством РФ и
утверждаются в порядке, установленном законодательством РФ. Так,
Государственная комплексная программа повышения плодородия почв
России утверждена постановлением Правительства РФ от 17 ноября
1992 г. N 879 (САПП РФ. 1992. N 23. ст.2016). Региональные целевые
программы обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного
назначения разрабатываются и утверждаются в порядке,
предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами
субъектов Федерации.
Согласно ст.14 Закона осуществляется государственное
нормирование плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Ведется государственный учет показателей состояния плодородия
земель сельскохозяйственного назначения (ст.15 Закона). Учет
показателей состояния плодородия проводится в целях обеспечения
органов государственной власти РФ, органов государственной власти
субъектов Федерации, органов местного самоуправления,
заинтересованных граждан и юридических лиц информацией о состоянии
плодородия указанных земель.
Правила государственного учета показателей состояния
плодородия земель сельскохозяйственного назначения утверждены
постановлением Правительства РФ от 1 марта 2001 г. N 154 (СЗ РФ.
2001. N 10. ст.963). Правила устанавливают порядок
государственного учета показателей состояния плодородия земель
сельскохозяйственного назначения в России. Учет показателей
состояния плодородия земель представляет собой упорядоченную
систему сбора и обобщения информации о состоянии плодородия земель
сельскохозяйственного назначения, полученной при проведении
почвенных, агрохимических, фитосанитарных и
эколого-токсикологических обследований таких земель. Эта
деятельность проводится в целях формирования полной и достоверной
информации о состоянии и динамике плодородия земель
сельскохозяйственного назначения; выявления и предотвращения
отрицательных результатов хозяйственной деятельности на землях
сельскохозяйственного назначения; выявления резервов обеспечения
устойчивости сельскохозяйственного производства; информационного
обеспечения государственного земельного кадастра. Данную функцию
осуществляет Министерство сельского хозяйства РФ. В учетные данные
включаются также показатели обследований земель, проводимых
Федеральной службой земельного кадастра России.
Статья 17 Закона предусматривает требование о сертификации
почв земельных участков сельскохозяйственного назначения,
агрохимикатов и пестицидов. Сертификация почв земельных участков
сельскохозяйственного назначения, агрохимикатов и пестицидов
осуществляется в соответствии с Законом РФ "О сертификации
продукции и услуг".
Правила проведения сертификации химической продукции
утверждены постановлением Госстандарта России от 3 декабря 1999 г.
N 61 (БНА. 2000. N 15). Правила устанавливают процедуру и порядок
проведения обязательной сертификации химической продукции в
Системе сертификации химической продукции, учитывающие особенности
ее производства, поставки потребителям, международные требования и
т.д. В Систему сертификации химической продукции входят
Центральный орган системы (ЦОС) Управление продукции
сельскохозяйственного производства, пищевой, легкой и химической
промышленности Госстандарта России; Аттестационная комиссия
экспертов; Комиссия по апелляциям при ЦОС; аккредитованные органы
по сертификации продукции; аккредитованные испытательные
лаборатории (центры).
Объектом обязательной сертификации является химическая
продукция, в том числе бытового назначения, которая включена в
Номенклатуру продукции и услуг (работ), в отношении которых
законодательными актами Российской Федерации предусмотрена
обязательная сертификация, утвержденную постановлением
Госстандарта России от 23 февраля 1998 г. N 5 (с изм. от 3 июля
2001 г.)(Вестник Госстандарта России. 1998. Май.).
Лицензирование деятельности по агрохимическому обслуживанию
осуществляется в соответствии со ст.18 Закона и Положением о
лицензировании деятельности по агрохимическому обслуживанию,
утвержденным постановлением Правительства РФ от 3 мая 2001 г. N
344 (СЗ РФ. 2001. N 19. ст.1948). Положение устанавливает порядок
лицензирования деятельности по агрохимическому обслуживанию,
осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями. Деятельность по агрохимическому обслуживанию,
осуществляемая на основании лицензии, включает в себя выполнение
следующих работ и услуг: проведение почвенных, агрохимических
обследований и мониторинга плодородия земель сельскохозяйственного
назначения; проведение фитосанитарных и эколого-токсикологических
обследований земель сельскохозяйственного назначения; проведение
агротехнических, агрохимических, фитосанитарных, мелиоративных и
противоэрозийных мероприятий в целях обеспечения воспроизводства
плодородия земель сельскохозяйственного назначения, в том числе
консервации сильно эродированных земель; обеспечение
производителей сельскохозяйственной продукции средствами защиты
растений и технологиями применения агрохимикатов и средств защиты
растений; предоставление собственникам, арендаторам, владельцам,
пользователям земельных участков техники для осуществления
агротехнических, агрохимических, фитосанитарных, мелиоративных и
противоэрозийных мероприятий; обеспечение производителей
сельскохозяйственной продукции торфом и продуктами его
переработки, гипсом, известковыми и органическими удобрениями.
Лицензирование осуществляет Министерство сельского хозяйства РФ.
Государственный контроль за воспроизводством плодородия
земель сельскохозяйственного назначения и их рациональным
использованием проводится специально уполномоченными федеральными
органами исполнительной власти в целях обеспечения соблюдения
собственниками, владельцами, пользователями, в том числе
арендаторами, земельных участков требований законодательства РФ.
Порядок проведения государственного контроля за воспроизводством
плодородия земель сельскохозяйственного назначения устанавливается
Правительством РФ. Положение о порядке осуществления
государственного контроля за использованием и охраной земель в
Российской Федерации утверждено постановлением Совета Министов РФ
от 23 декабря 1993 г. N 1362 (с изм. от 12 марта 1996 г.) (САПП
РФ. 1994. N2. ст.78; СЗ РФ. 1996. N 13. ст.1345).
3. Должны осуществляться меры по защите земель от водной и
ветровой эрозии, предотвращению иных вредных воздействий на их
состояние. Так, согласно ст.3 Федерального закона "О
землеустройстве" землеустройство проводится в обязательном порядке
в случаях выявления земель, подверженных водной и ветровой эрозии,
селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению,
иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и
потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и
другим негативным воздействиям.
В целях получения информации о состоянии земель, в том числе
почвы, а также в целях выявления земель, подверженных водной и
ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному
засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами
производства и потребления, радиоактивными и химическими
веществами, заражению и другим негативным воздействиям, проводятся
почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания
(ст.11 Закона).
Положение о мониторинге земель в Российской Федерации,
утвержденное постановлением Правительства РФ от 15 июля 1992 г. N
491 (САПП РФ. 1992. N 4. ст.183), предусматривает, что содержание
мониторинга земель составляют систематические наблюдения (съемки,
обследования и изыскания) за состоянием земель, выявление
изменений и оценка, в том числе процессов, связанных с изменением
плодородия почв (опустынивание, развитие водной и ветровой эрозии,
потери гумуса, ухудшение структуры почв, заболачивание и
засоление), зарастание и закустаривание сельскохозяйственных
угодий, загрязнение земель пестицидами, тяжелыми металлами,
радионуклидами, другими токсичными веществами.
4. Действует специальное законодательство, целью которого
является предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей
среды, в том числе и земель. Федеральный закон от 9 января 1996 г.
"О радиационной безопасности населения" (РГ. 1996. 17 янв.)
предусматривает, что при планировании и проведении мероприятий по
обеспечению радиационной безопасности, принятии решений в области
обеспечения радиационной безопасности, анализе эффективности
указанных мероприятий органами государственной власти, органами
местного самоуправления, а также организациями, осуществляющими
деятельность с использованием источников ионизирующего излучения,
проводится оценка радиационной безопасности.
В процессе оценки характеризуется радиоактивное загрязнение
окружающей среды; анализируется обеспечение мероприятий по
радиационной безопасности и выполнению норм, правил и
гигиенических нормативов в области радиационной безопасности;
определяется вероятность радиационных аварий и их масштаб;
выявляется степень готовности к эффективной ликвидации
радиационных аварий и их последствий; анализируются дозы
облучения, получаемые отдельными группами населения от всех
источников ионизирующего излучения; определяется число лиц,
подвергшихся облучению выше установленных пределов доз облучения.
Результаты оценки ежегодно заносятся в
радиационно-гигиенические паспорта организаций или территорий
(ст.13 Федерального закона "О радиационной безопасности
населения"). Типовые формы радиационно-гигиенических паспортов
утверждены приказом Минздрава России, Госатомнадзора России и
Госкомэкологии России от 21 июня 1999 г. N 240/65/289 (БНА. 1999.
N 30).
Методические указания "Порядок ведения
радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий"
утверждены приказом Минздрава России, Госатомнадзора России и
Госкомэкологии России от 21 июня 1999 г. N 239/66/288.
Методические указания предназначены для организаций любой
ведомственной принадлежности и формы собственности, в которых
проводятся работы с использованием источников ионизирующего
излучения, для администрации субъектов РФ и для центров
государственного санитарно-эпидемиологического надзора
государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ.
Радиационно-гигиенические паспорта являются основными
документами, характеризующими радиационную безопасность
организаций и территорий. Радиационно-гигиенический паспорт
ведется организациями, использующими источники ионизирующего
излучения, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28
января 1997 г. N 93 "О порядке разработки
радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий" (СЗ
РФ. 1997. N 5. ст.688). Во всех субъектах Федерации составляется и
ведется также радиационно-гигиенический паспорт территории.
Ядерные материалы подлежат государственному учету и контролю
на федеральном и ведомственном уровнях. В отношении радиоактивных
веществ и радиоактивных отходов эта функция управления
осуществляется на федеральном, региональном и ведомственном
уровнях. Цель государственного учета и контроля заключается в
определении наличного количества этих материалов и веществ в
местах их нахождения, предотвращении потерь, несанкционированного
использования и хищений, а также предоставлении соответствующим
государственным органам информации о наличии и перемещении ядерных
материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, а также
об их экспорте и импорте (ст.22 Федерального закона от 21 ноября
1995 г. "Об использовании атомной энергии" (с изм. от 10 июля 2001
г.) (СЗ РФ. 1995. N 48. ст.4552; 2001. N 29. ст.2949). Правила
организации системы государственного учета и контроля ядерных
материалов утверждены постановлением Правительства РФ от 10 июля
1998 г. N 746 (СЗ РФ. 1998. N 29. ст.3559). Учету и контролю
подлежат ядерные и специальные неядерные материалы в соответствии
со специальным перечнем, который определяется, дополняется и
изменяется Правительством РФ. Правила организации системы
государственного учета и контроля радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов утверждены постановлением Правительства РФ
от 11 октября 1997 г. N 1298 (СЗ РФ. 1997. N 42. ст.4782).
Согласно ст.21 Федерального закона "Об использовании атомной
энергии" на территории РФ осуществляется государственный контроль
за радиационной обстановкой. Цель его - своевременное выявление
изменений радиационной обстановки, оценка, прогнозирование и
предупреждение возможных негативных последствий радиационного
воздействия для населения и окружающей среды, а также
систематическое предоставление соответствующей оперативной
информации соответствующим государственным органам для принятия
мер по предотвращению или снижению радиационного воздействия.
Положение о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной
безопасности утверждено распоряжением Президента РФ от 5 июня 1992
г. N 283-рп (с изм. от 26 июля 1995 г.)(ВВС РФ. 1992. N 24.
ст.1338; РГ. 1995. 2 авг.).
Федеральным законом "О радиационной безопасности населения"
(ст.9) установлено, что государственное нормирование в области
обеспечения радиационной безопасности осуществляется путем
установления санитарных правил, норм, гигиенических нормативов,
правил радиационной безопасности, государственных стандартов,
строительных норм и правил, правил охраны труда, распорядительных,
инструктивных, методических и иных документов по радиационной
безопасности (См.: Основные санитарные правила обеспечения
радиационной безопасности (ОСПОРБ-99) СП 2.6.1. 799-99; Санитарные
правила. Нормы радиационной безопасности (НРБ-99)СП
2.6.1.758-99.).
5. Экологические требования при использовании химических
веществ в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве сформулированы в
ст.49 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
Потенциально опасные для человека химические вещества и
отдельные виды продукции допускаются к производству,
транспортировке, закупке, хранению, реализации и применению
(использованию) после их государственной регистрации (ст.14
Федерального закона от 30 марта 1999 г. "О санитарно -
эпидемиологическом благополучии населения" (СЗ РФ. 1999. N 14.
ст.1650.)). Государственной регистрации подлежат впервые
внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические и
изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для
человека; отдельные виды продукции, представляющие потенциальную
опасность для человека; отдельные виды продукции, в том числе
пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию страны.
Государственная регистрация проводится на основании оценки
опасности веществ и отдельных видов продукции для человека и среды
обитания; установления гигиенических и иных нормативов содержания
веществ, отдельных компонентов продукции в среде обитания;
разработки защитных мер, в том числе условий утилизации и
уничтожения веществ и отдельных видов продукции, по предотвращению
их вредного воздействия на человека и среду обитания. Оценка
опасности веществ и отдельных видов продукции для человека и среды
обитания, установление гигиенических и иных нормативов содержания
веществ и отдельных компонентов продукции в среде обитания,
разработка защитных мер осуществляются организациями,
аккредитованными в установленном порядке. Государственная
регистрация указанных веществ и отдельных видов продукции
проводится уполномоченными на то федеральными органами
исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ.
Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ,
загрязняющих почвы, устанавливаются для оценки состояния
окружающей природной среды в интересах охраны здоровья человека,
сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного
мира (ст.26 Закона) (См.: Перечень предельно допустимых
концентраций (ПДК) и ориентировочно допустимых количеств (ОДК)
химических веществ в почве (утв. Минздравом СССР. 1991);
Ориентировочно допустимые концентрации (ОДК) тяжелых металлов и
мышьяка в почвах. ГН 2.1.7.020-94 (утв. Госкомсанэпиднадзором
России 27 декабря 1994 г.) и др.).
Нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) химических
веществ в почвах установлены применительно к химическим элементам
и химическим веществам; определено их содержание в мг на кг почвы.
Например, содержание ванадия может достигать 150 мг; марганца -
1500; марганца + ванадия 1000 + 100; мышьяка - 2,0; олова - 4,5;
ртути - 2,1; свинца 32; сурьмы - 4,5; сернистых соединений - 160;
сероводорода - 0,4; нитратов - 130 мг и т.д. (См.: Порядок
определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими
веществами (утв. Роскомземом 10 ноября 1993 г. и Минприроды России
18 ноября 1993 г.).)
Система мер по безопасному обращению с пестицидами и
агрохимикатами предусмотрена Федеральным законом от 19 июля 1997
г. "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" (СЗ РФ.
1997. N 29. ст.3510.). В основе правового регулирования охраны
почв от химического загрязнения лежит принцип допустимости
применения только тех пестицидов и агрохимикатов, которые прошли
государственную регистрацию. Так, не допускается оборот пестицидов
и агрохимикатов, которые не внесены в Государственный каталог
пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории
РФ. Оборот пестицидов ограниченного использования, которые имеют
повышенную вероятность негативного воздействия на здоровье людей и
окружающую природную среду, осуществляется на основании
специального разрешения (ст.3 Закона).
Условием государственной регистрации пестицидов и
агрохимикатов является выполнение установленной Законом процедуры.
Сначала пестициды и агрохимикаты должны согласно ст.9 Закона
пройти регистрационные испытания для разработки и обоснования
регламентов их применения. Регламенты обеспечивают эффективность
применения пестицидов и агрохимикатов и их безопасность для
здоровья человека, окружающей природной среды.
Затем проводится экспертиза результатов регистрационных
испытаний пестицидов и агрохимикатов (ст.10 Закона). Заключение
экспертизы результатов регистрационных испытаний пестицидов и
агрохимикатов может быть обжаловано в судебном порядке.
Гражданину или юридическому лицу по решению специально
уполномоченного федерального органа исполнительной власти,
осуществляющего организацию регистрационных испытаний и
государственную регистрацию, выдается регистрационное
свидетельство о государственной регистрации пестицида и (или)
агрохимиката по установленной форме. Пестицид или агрохимикат
вносится в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов,
разрешенных к применению на территории Российской Федерации (ст.12
Закона).
Пестициды и агрохимикаты производятся в соответствии со
стандартами и иными нормативными документами, согласованными со
специально уполномоченными федеральными органами исполнительной
власти в области безопасного обращения с пестицидами и
агрохимикатами и утвержденными в порядке, установленном
законодательством РФ. Пестициды и агрохимикаты подлежат
сертификации на соответствие требованиям к их безопасному
обращению в порядке, установленном специально уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
организацию регистрационных испытаний и государственную
регистрацию этих веществ. Правила проведения сертификации
химической продукции утверждены постановлением Госстандарта России
от 3 декабря 1999 г. N 61 (БНА. 2000. N 15.).
Государственный надзор и контроль за безопасным обращением с
пестицидами и агрохимикатами осуществляют специально
уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области
безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами. Порядок
осуществления государственного надзора и контроля за безопасным
обращением с этими веществами устанавливается законодательством РФ
(ст.15 Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и
агрохимикатами").
Порядок применения пестицидов и агрохимикатов определяется
федеральными органами исполнительной власти в области безопасного
обращения с пестицидами и агрохимикатами с учетом фитосанитарной,
санитарной и экологической обстановки, потребностей растений в
агрохимикатах, состояния плодородия земель (почв), а также с
учетом рационов животных. Безопасность применения пестицидов и
агрохимикатов обеспечивается соблюдением установленных регламентов
и правил применения этих веществ, исключающих их негативное
воздействие на здоровье людей и окружающую природную среду.
Пестициды и агрохимикаты применяются только при использовании
специальной техники и оборудования. Применение пестицидов
ограниченного использования должно осуществляться на основании
специальных разрешений специально уполномоченного федерального
органа исполнительной власти только гражданами, имеющими
специальную профессиональную подготовку (ст.22 Федерального закона
"О безопасном обращении пестицидов и агрохимикатов").
Природоохранные требования при применении пестицидов и
минеральных удобрений предусмотрены Правилами охраны окружающей
природной среды от вредного воздействия пестицидов и минеральных
удобрений при применении, хранении и транспортировке,
утвержденными приказом Минприроды России от 20 декабря 1995 г. N
521.
6. Правовая охрана почв от загрязнения их производственными и
иными отходами регулируется Федеральным законом от 24 июня 1998 г.
"Об отходах производства и потребления" (СЗ РФ. 1998. N 26.
ст.3009). Экологические требования к обращению с отходами
закреплены в ст.54 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной
среды". Органы местного самоуправления, предприятия, учреждения,
организации, граждане обязаны принимать эффективные меры по
обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию или
захоронению производственных и бытовых отходов, соблюдать
действующие экологические, санитарно-гигиенические и
противоэпидемические нормы и правила
Федеральный закон "Об отходах производства и потребления"
содержит требования к обращению с отходами. Так, по общему правилу
при проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и
ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных
объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы,
граждане, которые осуществляют индивидуальную предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица, и юридические лица
обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования,
установленные законодательством РФ в области охраны окружающей
природной среды и здоровья человека и иметь техническую и
технологическую документацию об использовании, обезвреживании
образующихся отходов.
Строительство, реконструкция, консервация и ликвидация
предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов,
эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускаются
при наличии положительного заключения государственной
экологической экспертизы. При проектировании жилых зданий, а также
предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в
процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо
предусматривать места (площадки) для сбора таких отходов в
соответствии с установленными правилами, нормативами и
требованиями в области обращения с отходами (ст.10 Закона).
Создание объектов размещения отходов - специально
оборудованных сооружений, предназначенных для размещения отходов
(полигонов, шламохранилищ, хвостохранилищ, отвалов горных пород и
других), допускается на основании разрешений, выданных специально
уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в
области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Определение места строительства объектов размещения отходов
осуществляется на основе специальных (геологических,
гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном
законодательством РФ, и при наличии положительного заключения
государственной экологической экспертизы.
Запрещается захоронение отходов на территориях городских и
других поселений, лесопарковых, курортных,
лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных
зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые
используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового
водоснабжения. Также запрещается захоронение отходов в местах
залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях,
если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных
ископаемых и безопасности ведения горных работ.
Закон предусматривает, что объекты размещения отходов
вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
Ведение государственного реестра объектов размещения отходов
осуществляется в порядке, определенном Правительством РФ.
Гигиенические требования к устройству, содержанию и эксплуатации
полигонов для твердых бытовых отходов установлены Санитарными
правилами и нормами СанПиН 2.1.7.722-98 "Гигиенические требования
к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов",
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного
врача РФ от 11 ноября 1998 г. N 30.
7. Одной из основных правовых мер охраны почв от вредного
биологического воздействия является нормирование. Федеральный
закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(ст.21) гласит, что в почвах городских и сельских поселений и
сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для
человека биологических веществ, биологических и микробиологических
организмов не должно превышать предельно допустимые концентрации
(уровни), установленные санитарными правилами.
Особое значение для предотвращения биологического загрязнения
почв имеет соблюдение Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.7.573-96
"Гигиенические требования к использованию сточных вод и их осадков
для орошения и удобрения", утвержденных постановлением
Госкомсанэпиднадзора России от 31 октября 1996 г. N 46. Эти
санитарные правила и нормы (СанПиН) определяют
санитарно-гигиенические требования к качеству сточных вод и их
осадков, используемых для орошения и удобрения земель, выбору
территории земледельческих полей орошения и осуществлению контроля
за их эксплуатацией.
8. Правовая охрана почв от заражения карантинными вредителями
и болезнями основана на Федеральном законе "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Законе РФ "О
Государственной границе Российской Федерации" (с изм. от 5 августа
2000 г.) (ВВС РФ. 1993. N 17. ст.594; 2000. N 32. ст.3341.),
Федеральном законе от 15 июля 2000 г. "О карантине растений" (СЗ
РФ. 2000. N 29. ст.3008) и других законодательных актах.
Правовым средством предотвращения вредного биологического
воздействия в результате завоза и распространения опасных растений
является установление карантинного режима. Законодательство о
карантине растений преследует цель обеспечить охрану растений и
продукции растительного происхождения от карантинных объектов,
т.е. от вредных организмов, отсутствующих или ограниченно
распространенных на территории нашей страны. Карантин растений -
это правовой режим, предусматривающий систему мер по охране
растений и продукции растительного происхождения от карантинных
объектов на территории РФ (ст.2 Федерального закона "О карантине
растений").
Важнейшим звеном системы мер по борьбе с рассматриваемой
формой вредного биологического воздействия является организация
санитарной охраны территории РФ (ст.30 Федерального закона "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Для санитарной охраны территории РФ в пунктах пропуска через
Государственную границу РФ на основании решения федерального
органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять
государственный санитарно-эпидемиологический надзор, вводится
санитарно-карантинный контроль. Порядок и условия осуществления
санитарной охраны территории РФ, а также мероприятия по санитарной
охране устанавливаются федеральными законами, санитарными
правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. Санитарные
правила и нормы СанПиН 3.4.035-95 "Санитарная охрана территории
Российской Федерации" утверждены постановлением
Госкомсанэпиднадзора России от 23 августа 1995 г. N 13.
Порядок установления карантина растений как для
предотвращения завоза в страну подкарантинной продукции -
растений, продукции растительного происхождения, тары, упаковки,
почвы либо других организмов, объектов или материалов, которые
могут стать носителями вредных организмов или способствовать
распространению вредных организмов а также для борьбы с
карантинными объектами, т.е. вредными организмами, отсутствующими
или ограниченно распространенными на территории РФ, урегулирован в
Федеральном законе "О карантине растений".
При выявлении заражения или засорения подкарантинных объектов
карантинными объектами специально уполномоченный государственный
орган РФ по обеспечению карантина растений устанавливает
карантинную фитосанитарную зону и карантинный фитосанитарный
режим, делает представление в орган исполнительной власти субъекта
РФ, налагающий карантин. В этой зоне проводятся мероприятия по
борьбе с карантинными объектами, локализации, ликвидации их
очагов, вводятся запреты на использование определенной
подкарантинной продукции, запреты на вывоз с территории
карантинной фитосанитарной зоны определенной подкарантинной
продукции, ограничения такого использования и вывоза и иные
запреты и ограничения. После ликвидации очагов карантинных
объектов специально уполномоченный государственный орган РФ по
обеспечению карантина растений упраздняет карантинную
фитосанитарную зону и отменяет карантинный фитосанитарный режим, и
соответствующий орган исполнительной власти субъекта Федерации
снимает карантин (ст.6 Закона).
Ввоз на территорию России подкарантинной продукции
разрешается, если имеются документы на ее ввоз, а также документы,
удостоверяющие соответствие такой продукции требованиям
международных договоров РФ, касающихся карантина растений, правил
и норм обеспечения карантина растений. Запрещается ввоз на
территорию страны подкарантинной продукции, зараженной
карантинными объектами (за исключением случаев, предусмотренных
правилами и нормами обеспечения карантина растений), а также
подкарантинной продукции, если при ее ввозе нарушаются правила и
нормы обеспечения карантина растений (ст.9 Закона). Ввоз на
территорию РФ подкарантинной продукции разрешается только в
пунктах пропуска через Государственную границу РФ, в которых
имеются оборудованные в соответствии с требованиями правил и норм
обеспечения карантина растений пограничные пункты карантина
растений.
Ввозимая подкарантинная продукция подлежит обязательному
государственному карантинному фитосанитарному контролю, в том
числе досмотру. Подкарантинная продукция, ввозимая на территорию
нашей страны, зараженная карантинными объектами, подлежит
обеззараживанию в пунктах пропуска через Государственную границу
РФ или в местах назначения.
Особо следует отметить, что согласно ст.13 Закона в целях
предотвращения проникновения на территорию РФ или распространения
на ее территории карантинных объектов подкарантинная продукция
может быть изъята, уничтожена или возвращена по предписаниям
должностных лиц специально уполномоченного государственного органа
РФ по обеспечению карантина растений.
В целях своевременного выявления карантинных объектов,
определения границ их очагов подкарантинные объекты подлежат
систематическому карантинному фитосанитарному обследованию. При
выявлении очагов карантинных объектов на соответствующих
территориях устанавливается карантинный фитосанитарный режим в
порядке, определенном указанным Федеральным законом. Зерно,
продукты переработки зерна, ввозимые на территорию РФ, в случаях,
предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина
растений, подлежат переработке в соответствии с технологиями,
обеспечивающими лишение семян жизнеспособности. Вывоз зерна,
продуктов переработки зерна с мест переработки с жизнеспособными
семенами не допускается.
Осуществление организационных мер по обеспечению карантина
растений возлагается на Государственную службу карантина растений
РФ, которая является единой федеральной централизованной системой
государственных органов и организаций, обеспечивающих карантин
растений. Положение о Государственной службе по карантину растений
в Российской Федерации утверждено постановлением Правительства РФ
от 23 апреля 1992 г. N 268 (с изм. от 1 октября 1998 г.) (СЗ РФ.
1998. N 40. ст.4970).
9. Одним из важнейших средств повышения плодородия земель,
сохранения почв является мелиорация земель. Порядок проведения
работ по мелиорации земель регулируется Федеральным законом "О
мелиорации земель". Мелиорация земель осуществляется в целях
повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения
гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на
основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания
необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот
неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования
рациональной структуры земельных угодий. Закон выделяет несколько
типов мелиорации земель: гидромелиорация, агролесомелиорация,
культуртехническая мелиорация и химическая мелиорация, которые в
свою очередь подразделяются на соответствующие виды.
Работы по мелиорации земель проводятся на основе
соответствующих планов. Планирование мелиорации земель проводится
Минсельхозом России в соответствии с федеральными и региональными
(территориальными) программами в области мелиорации земель, а
также по заказам собственников, владельцев и пользователей
земельных участков. При планировании мелиорации земель по заказам
собственников, владельцев и пользователей земельных участков виды
и масштабы применения мелиорации земель определяются на основе
стандартов, норм и правил.
Статья 24 Закона предусматривает, что мелиорация земель
проводится на основе проектов, разработанных в соответствии с
технико-экономическими обоснованиями и учитывающих строительные,
экологические, санитарные и иные стандарты, нормы и правила.
Работы по мелиорации земель вправе проводить граждане и
организации, которые имеют соответствующие лицензии.
В Федеральном законе "О мелиорации земель" определен порядок
использования земель для проведения мелиоративных мероприятий.
Так, земельные участки, отнесенные в установленном порядке к
мелиорируемым землям, предоставляются и изымаются для проведения
мелиоративных мероприятий в порядке, предусмотренном земельным
законодательством. Земельные участки, которые находятся в
государственной собственности и на которых размещены
государственные мелиоративные системы и находящиеся в
государственной собственности отдельно расположенные
гидротехнические сооружения, предоставляются безвозмездно
организациям, осуществляющим эксплуатацию указанных систем и
сооружений на праве постоянного (бессрочного) пользования.
После завершения мелиоративных работ объекты мелиорации
подлежат приемке в эксплуатацию. Приемка в эксплуатацию
мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических
сооружений и защитных лесных насаждений проводится в порядке,
установленном федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим управление сельским хозяйством. В настоящее время
продолжают действовать Правила приемки в эксплуатацию законченных
строительством мелиоративных и водохозяйственных объектов,
утвержденные Минсельхозом СССР и Минводхозом СССР 11 января 1978
г. (См.: Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР.
1979. N 4. С.18.)
Граждане и юридические лица, которые эксплуатируют
мелиоративные системы, отдельно расположенные гидротехнические
сооружения и защитные лесные насаждения, обязаны содержать
указанные объекты в исправном состоянии и принимать меры по
предупреждению их повреждения (ст.29 Закона).
Специальные меры предусмотрены для защиты различных объектов
мелиорации. Так, строительство на мелиорируемых (мелиорированных)
землях объектов и проведение других работ, не предназначенных для
мелиорации земель, не должны ухудшать водного, воздушного и
питательного режимов почв на мелиорируемых (мелиорированных)
землях, а также препятствовать эксплуатации мелиоративных систем,
отдельно расположенных гидротехнических сооружений и защитных
лесных насаждений. Любая деятельность на мелиорируемых
(мелиорированных) землях должна осуществляться в соответствии с
требованиями специально уполномоченных государственных органов в
области мелиорации земель. Сооружение и эксплуатация линий связи,
электропередач, трубопроводов, дорог и других объектов на
мелиорируемых (мелиорированных) землях должны осуществляться по
согласованию со специально уполномоченными государственными
органами в области мелиорации земель.
10. Статья 13 ЗК обязывает собственников земли,
землевладельцев, землепользователей и арендаторов осуществлять
рекультивацию нарушенных земель, восстанавливать их плодородие.
Порядок проведения работ по рекультивации земель определен в
постановлении Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. N 140 "О
рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном
использовании плодородного слоя почвы"(САПП РФ. 1994. N 10.
ст.779). Установлено, что рекультивация земель, нарушенных
юридическими лицами или гражданами при разработке месторождений
полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных,
геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных
работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при
складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов,
загрязнении участков поверхности земли, осуществляется за счет
собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с
утвержденными проектами рекультивации земель. При необходимости в
установленном порядке на эти цели могут направляться средства из
других источников финансирования в соответствии с действующим
законодательством.
Действуют также Основные положения о рекультивации земель,
снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя
почвы, утвержденные приказом Минприроды России и Роскомзема от 22
декабря 1995 г. N 525/67. Этот нормативный правовой акт регулирует
порядок выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ,
связанных с нарушением почвенного покрова; приемки и передачи
рекультивированных земель, учета нарушенных земель и осуществления
контроля за рекультивацией земель и применения мер ответственности
за нарушение обязанностей по рекультивации.
11. В п.2 комментируемой статьи предусмотрено, что оценка
состояния земель и эффективности мероприятий по охране земель
проводится с учетом экологической экспертизы. Порядок проведения
экологической экспертизы регулируется Федеральным законом от 23
ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (с изм. от
15 апреля 1998 г.) (СЗ РФ. 1995. N 48. ст.4556; 1998. N 16.
ст.1800).
Экологическая экспертиза по определению, содержащемуся в ст.1
Федерального закона "Об экологической экспертизе", представляет
собой установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной
деятельности экологическим требованиям и определение допустимости
реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения
возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на
окружающую природную среду и связанных с ними социальных,
экономических и иных последствий реализации объекта экологической
экспертизы.
Существует два вида экологической экспертизы: государственная
экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.
Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится
специально уполномоченными государственными органами в области
экологической экспертизы в порядке, установленном данным
Федеральным законом законом и нормативными правовыми актами РФ, а
также нормативными правовыми актами субъектов РФ. Государственная
экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и уровне
субъектов РФ.
Что касается общественной экологической экспертизы, то она
организуется и проводится по инициативе граждан и общественных
организаций (объединений), а также по инициативе органов местного
самоуправления общественными организациями (объединениями),
основным направлением деятельности которых в соответствии с их
уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе
организация и проведение экологической экспертизы, и которые
зарегистрированы в порядке, установленном законодательством РФ.
Порядок проведения государственной экологической экспертизы
регулируется как Федеральным законом "Об экологической
экспертизе", так и Положением о порядке проведения государственной
экологической экспертизы, утвержденным постановлением
Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 698 (СЗ РФ. 1996. N 40.
ст.4648), а также Регламентом проведения государственной
экологической экспертизы, утвержденным приказом Госкомэкологии
России от 17 июня 1997 г. N 280 (БНА. 1997. N 16.).
Государственная экологическая экспертиза проводится
Министерством природных ресурсов РФ. Министерство и его
территориальные органы образуют экспертные комиссии
государственной экологической экспертизы по каждому конкретному
объекту государственной экологической экспертизы как из внештатных
экспертов, так и штатных сотрудников (специалистов) этого
Министерства и его территориальных органов.
Заключение, подготовленное экспертной комиссией, должно
содержать обоснованные выводы о допустимости (недопустимости)
воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной
деятельности, которая подлежит государственной экологической
экспертизе, и о возможности реализации объекта экспертизы. Форма
заключения государственной экологической экспертизы утверждена
приказом Минприроды России от 28 сентября 1995 г. N 392.
Государственная экологическая экспертиза считается
завершенной после утверждения приказом Министерства природных
ресурсов РФ или его территориального органа заключения,
подготовленного экспертной комиссией. Заключение, подготовленное
экспертной комиссией, приобретает юридическое значение заключения
государственной экологической экспертизы со дня его утверждения.
12. Пункт 6 ст.13 ЗК допускает возможность консервации
земель. Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. N 555
утверждено Положение о порядке консервации деградированных
сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными
промышленными отходами и радиоактивными веществами (с изм. от 27
декабря 1994 г.) (САПП РФ. 1992. N 8. ст.505). Деградированными
признаются земли, на которых в результате антропогенных или
природных факторов происходят устойчивые негативные процессы
изменения состояния почв. Консервация земель, или временное
исключение их из хозяйственного оборота, осуществляется для
предотвращения развития и устранения процессов деградации почв,
восстановления их плодородия и реабилитации загрязненных
территорий.
В зависимости от способа восстановления деградированных
сельскохозяйственных угодий и степени загрязненности земель вместо
консервации может вводиться специальный режим их использования или
производиться изменение целевого назначения земель.
Консервации подлежат сельскохозяйственные угодья с сильно
эродированными, сильно засоленными, сильно заболоченными почвами и
другие земли, использование которых по целевому назначению
приводит к дальнейшему развитию негативных процессов, ухудшению
состояния почв и экологической обстановки; земли, загрязненные
токсичными промышленными отходами свыше предельно допустимых
концентраций или радиоактивными веществами свыше предельно
допустимых уровней.
Земли, выведенные из хозяйственного оборота в результате
консервации, сохраняются за собственниками земли,
землевладельцами, землепользователями (при создании ими
необходимых условий для восстановления деградированных
сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель) либо
переводятся в земельный запас.
Выявление деградированных сельскохозяйственных угодий и
загрязненных земель производится путем обследований. По
результатам обследований изготавливаются карты, картограммы,
таблицы по видам и степени деградации и загрязнения земель, а
также подготавливается заключение по их дальнейшему использованию
(введение специального режима использования земель, изменение их
целевого назначения, рекомендуемый срок консервации и примерный
перечень мероприятий по восстановлению деградированных
сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель).
Подготовку материалов по консервации земель осуществляют
органы Минприроды России, Федеральной службы земельного кадастра
России с участием Минсельхоза России и государственных органов
санитарно-эпидемиологического надзора. Решения о дальнейшем
использовании деградированных сельскохозяйственных угодий и
загрязненных земель принимаются соответствующими органами местного
самоуправления.
Убытки, причиненные ухудшением качества земель и ограничением
их использования, включая упущенную выгоду на период консервации,
возмещаются собственникам земли, землевладельцам,
землепользователям в полном объеме теми предприятиями,
учреждениями, организациями и гражданами, по чьей вине произошли
деградация и загрязнение земель. Порядок определения размеров
ущерба от загрязнения земель химическими веществами утвержден
приказом Роскомзема от 10 ноября 1993 г. и Минприроды России от 18
ноября 1993 г.
Определение убытков и потерь сельскохозяйственного и
лесохозяйственного производства осуществляется по методикам и
нормативам, утвержденным в установленном порядке, а при их
отсутствии - по фактическим затратам на восстановление
деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель
с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Виновные лица могут полностью или частично освобождаться от
возмещения вреда, потерь сельскохозяйственного и
лесохозяйственного производства при условии своевременного
выполнения ими необходимых мероприятий по восстановлению
деградированных сельскохозяйственных угодий, реабилитации
загрязненных земель и оздоровлению экологической обстановки.
13. Особый правовой режим охраны имеют оленьи пастбища. В
соответствии с Федеральным законом "О территориях традиционного
природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и
Дальнего Востока Российской Федерации" (ст.10) на территориях
традиционного природопользования могут выделяться участки земли и
водного пространства, используемые для ведения традиционного
природопользования и традиционного образа жизни, в том числе
оленьи пастбища и др.
Статья 12 Федерального закона "О землеустройстве"
предусматривает, что оценка качества земель, являющихся исконной
средой обитания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и
Дальнего Востока РФ, проводится в целях установления
продуктивности оленьих пастбищ и наличия биологических ресурсов,
необходимых для обеспечения традиционного образа жизни коренных
малочисленных народов.
Учитывая экономическое и социальное значение этих угодий,
Положение о единой государственной системе предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное постановлением
Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. N 1113 (с изм. от 22 апреля
1997 г.) (СЗ РФ. 1995. N 46. ст.4459; 1997. N 17. ст.2011),
возлагает на Федеральную службу лесного хозяйства России (ныне
Минприроды России) обязанность организации и обеспечения
проведения мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций,
связанных с пожарами на оленьих пастбищах.
Постановлением Правительства РФ от 27 июля 2001 г. N 564 "О
федеральной целевой программе "Экономическое и социальное развитие
коренных малочисленных народов Севера до 2011 года" (СЗ РФ. 2001.
N 32. ст.3327) намечена реализация мероприятий по развитию
товарных и племенных оленеводческих хозяйств, рациональному
использованию оленьих пастбищ, проведению зооветеринарных
мероприятий, борьбе с хищниками, регулированию численности диких
северных оленей, повышению делового выхода телят и сохранности
оленей, применению изгородного выпаса стад и доведению за счет
этого численности домашних северных оленей до 2 млн голов.
14. Одной из важных мер по охране земель является
экономическое стимулирование собственников земли, землевладельцев,
землепользователей и арендаторов. Экономическое стимулирование
рационального использования и охраны земель направлено на
повышение заинтересованности лиц, использующих земли, в сохранении
и воспроизводстве плодородия почв, осуществлении мер по защите
земель от негативных последствий хозяйственной деятельности.
Государственная комплексная программа повышения плодородия
почв России, утвержденная постановлением Правительства РФ от 17
ноября 1992 г. N 879, предусматривает, что государство должно
оказывать экономическую поддержку и стимулировать лиц,
использующих землю и осуществляющих меры по охране земель. Такая
поддержка связана с финансированием разработок проектов
внутрихозяйственного землеустройства. Территориальные органы
Федеральной службы земельного кадастра России определяют степень
участия указанных лиц в реализации проектов землеустройства и
осуществляют контроль за рациональным и эффективным использованием
земель. При подтверждении местным комитетом по земельным ресурсам
и землеустройству участия лица, использующего землю, в выполнении
мероприятий по охране земель и повышению плодородия почв
государством производится полная или частичная компенсация
произведенных им затрат.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки

Hosted by uCoz