«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 69% |
Статья 12. Цели охраны земель
1. В результате использования земель в качестве средства
производства в сельском и лесном хозяйстве и как пространственного
операционного базиса встает необходимость их охраны от
нерационального, неправильного использования. В постановлении
Правительства РФ от 26 июня 1999 г. N 694 "О Федеральной целевой
программе "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на
1999-2002 годы" (СЗ РФ. 1999. N 27. ст.3379) отмечается, что
Россия располагает огромными земельными ресурсами, но это
национальное богатство страны используется крайне неэффективно.
Анализ состояния земельных ресурсов показывает, что уровень
экологически допустимого воздействия на землю в ряде регионов
страны превышен, существует реальная угроза истощения и
загрязнения земель. Серьезную опасность представляют опустынивание
земель (ущерб составляет 25 млрд руб. в год), эрозия почв
(эродированы 59% сельскохозяйственных угодий, 44% - пашни),
истощение плодородного слоя (ежегодно теряется около 0,6 тонн
гумуса на 1 га, на черноземных почвах - до 0,9 тонн), засоление
земель (около 20% сельскохозяйственных угодий), заболачивание и
переувлажнение земель (более 12% земель сельскохозяйственного
назначения), деградация пастбищ и сенокосов (около 50% их
площади), массовое подтопление земель (около 1300 городов и других
поселений - в опасной зоне), техногенное загрязнение земель.
Проблема правовой охраны земель не возникает сама по себе.
Причиной осуществления мер по охране земель является объективная
необходимость устранения негативных последствий, возникающих в
результате использования земельных ресурсов. Если земли не
используются, как, впрочем, и любые иные природные ресурсы, то они
не нуждаются в охране, поскольку такая проблема вообще не встает.
Правовая охрана земель представляет собой соблюдение в первую
очередь правил рационального их использования. Установленный в
земельном законодательстве порядок использования земель
предполагает их сохранение, восстановление и улучшение. В
содержание правовой охраны земель включаются правовые нормы,
регулирующие вопросы обеспечения сохранения и повышения плодородия
почв, предотвращения их истощения, загрязнения и разрушения и
т.д., т.е. охраны земель как средства производства, а также охраны
земель, используемых в качестве пространственно-территориального
базиса.
Использование земель оказывает в ряде случаев неблагоприятное
воздействие не только непосредственно на состояние земель, но и на
другие объекты природы: воды, леса, недра, животный и растительный
мир, атмосферный воздух. Целями правовой охраны земель являются
поэтому не только обеспечение сохранения благоприятного состояния
земель, но и сопредельных с ними природных объектов, всей
окружающей среды в целом.
Земля и почвы, согласно ст.4 Федерального закона "Об охране
окружающей среды", отнесены к числу объектов охраны от
загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного
негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
ЗК выдвигает на первый план регулирование вопросов охраны
земель. Формулировка ст.12 ЗК о том, что земля в РФ охраняется как
основа жизни и деятельности народов, проживающих на
соответствующей территории, взятая из ст.9 Конституции РФ,
означает, что в основе правового регулирования охраны земель
заложен публичный интерес.
В п.1 комментируемой статьи сформулированы критерии, которые
в процессе правового регулирования использования земель позволяют
обеспечить охрану земельных ресурсов. Таких критериев два.
Во-первых, при использовании земель должно быть обеспечено
сохранение экологических систем. Понятие "экологическая система" в
национальном законодательстве отсутствует. Однако оно раскрывается
в ст.2 Конвенции о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 5
июня 1992 г.) (БМД. 1996. N 9. С.3). Понятие "экосистема" означает
динамичный комплекс сообществ растений, животных и
микроорганизмов, а также их неживой окружающей среды,
взаимодействующих как единое функциональное целое.
Во-вторых, при использовании земель должна быть обеспечена
возможность выполнения землей как природным ресурсом двух ее
главных функций: выступать как средство производства и как
пространственный операционный базис.
2. Цели охраны земель заключаются, с одной стороны, в том,
чтобы предотвратить последствия вредных негативных воздействий на
них. С другой стороны - обеспечить улучшение и восстановление
земель.
Формы последствий вредных негативных воздействий перечислены
в пп.1 п.2 ст.12 ЗК. Рассмотрим правовое содержание этих
последствий.
Под деградацией земель сельскохозяйственного назначения ст.1
Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном
регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного
назначения" (СЗ РФ. 1998. N 29. ст.3399) понимает ухудшение
свойств этих земель в результате природного и антропогенного
воздействий. Как говорится в постановлении Правительства РФ от 26
июня 1999 г. N 694 "О Федеральной целевой программе "Развитие
земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы",
десятки миллионов гектаров земли выведены из хозяйственного
использования, идет деградация и снижение плодородия почв. Для
осуществления земельных преобразований в рамках реализации
Программы предусматривается разработать программы (схемы) защиты
земель от деградации и других негативных явлений, консервации
деградированных земель и их восстановления и положение о порядке
перевода малопродуктивных угодий в другие виды угодий.
Согласно ст.1 Федерального закона "О государственном
регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного
назначения" загрязнение почв - это содержание в почвах химических
соединений, радиоактивных элементов, патогенных организмов в
количествах, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека,
окружающую природную среду, плодородие земель
сельскохозяйственного назначения. Понятие загрязнения земель
закреплено также в Инструкции по организации и осуществлению
государственного контроля за использованием и охраной земель
органами Минприроды России, утвержденной приказом Минприроды
России от 25 мая 1994 г. N 160 (РГ. 1994. 6 июля.). Это ухудшение
в результате антропогенной деятельности (включая аварии) качества
земель, в том числе лишенных плодородного слоя почвы (карьеры,
каменистые поверхности и т.д.), характеризующееся увеличением
(появлением) химических веществ или уровня радиации по сравнению с
их ранее существовавшими значениями (фоновыми или на начало
сравниваемого периода).
В Инструкции по организации и осуществлению государственного
контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды
России сказано, что захламление земель представляет собой
размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной
деятельности, твердых производственных и бытовых отходов
(металлолом, стеклобой, строительный мусор, древесные остатки и
др.).
Вывод о том, какие действия являются нарушением земель, можно
сделать на основе анализа постановления Правительства РФ от 23
февраля 1994 г. N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении
и рациональном использовании плодородного слоя почвы" (САПП РФ.
1994. N 10. ст.779.). Нарушением земель следует считать разработку
месторождений полезных ископаемых и торфа, проведение всех видов
строительных, геолого-разведочных, мелиоративных,
проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением
поверхности почвы.
Что касается понятия восстановления земель, то оно
сформулировано применительно к землям сельскохозяйственного
назначения в ст.1 Федерального закона "О государственном
регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного
назначения". Воспроизводство плодородия земель
сельскохозяйственного назначения - это сохранение и повышение
плодородия земель сельскохозяйственного назначения посредством
систематического проведения агротехнических, агрохимических,
мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных и иных
мероприятий.