«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 2% |
Статья 15. Собственность на землю граждан и юридических лиц
1. Статья 15 ЗК закрепляет основы правового регулирования
отношений частной собственности на землю. Частной собственностью
являются те земельные участки, которые приобретены гражданами и
юридическими лицами по основаниям, предусмотренным
законодательством, т.е. законно. Эти основания определены в ст.25
ЗК.
Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает правило о том,
что все граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к
приобретению земельных участков в собственность, т.е. равное право
на приватизацию земельных участков. Подробнее см.комментарий к
ст.28 и 36 ЗК. В то же время земельное законодательство содержит
запрет или ограничения на приватизацию определенных земельных
участков. Во-первых, к числу таких земельных участков относятся
участки, перечисленные в п.4 ст.27 ЗК, которые полностью изъяты из
оборота и не могут быть приватизированы. Земельные участки,
перечисленные в п.5 ст.27 ЗК, относятся к землям, ограниченным в
обороте, и не подлежат приватизации, кроме случаев, установленных
федеральным законом.
Часть 2 ст.35 Конституции РФ предусматривает, что каждый
вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и
распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Согласно ч.1 ст.36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе
иметь в частной собственности землю. Таковы конституционные нормы,
определяющие круг субъектов, которые имеют право обладать
земельными участками на титуле права собственности.
Итак, какие конкретно лица могут иметь в частной
собственности земельные участки? В ст.35 Конституции РФ
использованы термины "граждане и их объединения". Тождественно ли
понятие "объединение граждан" понятию "юридическое лицо"? Правовое
содержание понятия "объединение граждан" раскрыто в постановлении
Конституционного Суда РФ от 24 октября 1996 г. N 17-П по делу о
проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального
закона от 7 марта 1996 г. "О внесении изменений в Закон Российской
Федерации "Об акцизах" (СЗ РФ. 1996. N 45. ст.5202). В этом
постановлении Конституционный Суд РФ признал, что объединения
граждан - это юридические лица, которые созданы гражданами для
совместной реализации таких конституционных прав, как право
свободно использовать свои способности и имущество для
предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической
деятельности (ч.1 ст.34 Конституции РФ) и право иметь в
собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом
как единолично, так и совместно с другими лицами (ч.2 ст.35
Конституции РФ). Таким образом, Конституция РФ закрепляет право
граждан и юридических лиц, созданных гражданами, иметь в частной
собственности земельные участки.
Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 "О
регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в
России" (с изм. от 25 января 1999 г.)(САПП РФ. 1993. N 44.
ст.4191; СЗ РФ. 1999. N 5. ст.651) также признает юридических лиц
в качестве субъектов права частной собственности на землю.
Согласно п.2 данного Указа граждане и юридические лица -
собственники земельных участков имеют право продавать, передавать
по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а
также передавать земельный участок или его часть в качестве взноса
в уставные фонды (капитал) акционерных обществ, товариществ,
кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями. Статья 15
ЗК разрешает этот вопрос на законодательном уровне, признавая
субъектами права частной собственности на землю юридических лиц.
Для того чтобы иметь в собственности земельный участок,
граждане должны обладать гражданской и земельной правоспособностью
и дееспособностью. Правовой статус граждан как субъектов права
собственности на землю определяется гражданским и земельным
законодательством. Чтобы иметь в собственности земельный участок,
владеть, пользоваться и распоряжаться им, гражданин должен
обладать гражданской правоспособностью и дееспособностью.
Гражданская правоспособность - это способность иметь
гражданские права и нести обязанности. Правоспособность признается
в равной мере за всеми гражданами. Она возникает в момент рождения
гражданина и прекращается смертью (ст.17 ГК). Содержание
правоспособности определено в ст.18 ГК. Применение данной общей
нормы гражданского законодательства к сфере отношений
собственности на землю означает следующее. Граждане могут иметь
имущество, в том числе и земельные участки, на праве собственности
с момента рождения; наследовать и завещать земельные участки;
заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом
деятельностью на земельном участке; создавать юридические лица,
самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими
лицами, которые могут иметь в собственности земельные участки;
совершать любые не противоречащие закону сделки, в том числе с
земельными участками, и участвовать в обязательствах; иметь иные
имущественные и неимущественные права.
Важнейшим элементом правового статуса гражданина является
дееспособность это способность гражданина своими действиями
приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя
гражданские обязанности и исполнять их (ст.21 ГК). Дееспособность
возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по
достижении 18 - летнего возраста. Только дееспособный гражданин
имеет право распоряжаться своим земельным участком, продать его,
сдать в аренду и т.п., приобрести земельный участок.
Кроме гражданской правоспособности, лицо должно обладать
также земельной правоспособностью и дееспособностью, яляющимися
необходимыми условиями, позволяющими иметь в собственности
земельный участок. Это требование основано на конституционной
норме, содержащейся в ч.1 ст.36 Конституции РФ, предусматривающей,
что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности
землю.
Земельное законодательство признает субъектами права частной
собственности как тех лиц, которые непосредственно имеют в
собственности земельный участок, так и тех, кто, имея по закону
право приобрести в собственность земельный участок, фактически это
право не реализуют в силу каких-либо причин. В связи с этим
следует различать понятия "субъект права частной собственности на
землю" и "собственник земельного участка". Применительно к
субъектам права частной собственности на землю можно говорить о
земельной правоспособности лиц как абстрактной возможности
осуществить свое право. Что касается собственника земельного
участка, то им является лицо, которое уже реализовало свою
земельную правоспособность. Следует иметь в виду, что земельная
правоспособность - это не только условие приобретения права
частной собственности за землю, но и важнейшее условие его
реализации.
В действующем законодательстве предусмотрены случаи, когда
определенные категории граждан наделяются также специальной
земельной правоспособностью. Эти случаи касаются предоставления
права на получение земельного участка, в том числе в
собственность, при наличии определенных условий, предусмотренных
законом или иным нормативным правовым актом.
Независимо от видов юридических лиц, созданных гражданами,
все они вправе иметь в собственности земельные участки.
Законодательство не устанавливает каких-либо особенностей права
собственности юридических лиц на земельные участки. Право
собственности на земельный участок юридического лица не связано с
его организационно-правовой формой, оно подчинено общим нормам
гражданского законодательства, определяющего режим имущества
юридического лица. Земельный участок, внесенный учредителем
(участником) соответствующей организации в качестве доли в
уставный капитал, становится собственностью юридического лица.
Соответственно право собственности учредителя (участника), которым
может быть или гражданин, или юридическое лицо, на этот земельный
участок прекращается.
2. Иностранные граждане, иностранные юридические лица и лица
без гражданства также являются субъектами права частной
собственности на землю. Согласно ч.3 ст.62 Конституции РФ
иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в
Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с
гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом
или международным договором РФ.
Статья 7 ЗК РСФСР (впоследствии признанная недействующей)
предусматривала, что иностранным гражданам земельные участки в
собственность и пожизненное наследуемое владение не передаются. ЗК
РСФСР, имевший ранг федерального закона, ограничивал права
иностранных граждан и тем самым юридических лиц (которые
рассматриваются как объединения граждан, о чем говорилось выше) на
приобретение в собственность земельных участков. Аналогичное
ограничение содержал и Закон РФ от 23 декабря 1992 г. "О праве
граждан Российской Федерации на получение в частную собственность
и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и
дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного
строительства" (ВВС РФ. 1993. N 1. ст.26).
Кроме того, следует иметь в виду, что Закон РСФСР "О
крестьянском (фермерском) хозяйстве" предоставлял право на
создание крестьянского (фермерского) хозяйства и соответственно
владение землей на титуле права частной собственности только
гражданину РСФСР (ст.1 и 4). Однако данная норма фактически
утратила силу в связи с принятием нового ЗК.
Согласно ранее действовавшему земельному законодательству
иностранные граждане и юридические лица не могли иметь в
собственности земельные участки на территории России. Исключениями
из этого правила были следующие случаи. Так, собственники
земельных участков могли передавать их в качестве взноса в
уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ,
кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями (п.2 Указа
Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании
земельных отношений и развитии аграрной реформы в России"). Кроме
того, иностранные юридические и физические лица могли приобрести в
собственность земельные участки при приватизации государственных и
муниципальных предприятий, когда они приобрели право собственности
на соответствующее предприятие, здание, строение, сооружение,
помещение. Это право вытекало из содержания Указа Президента РФ от
16 мая 1997 г. "О гарантиях собственникам объектов недвижимости в
приобретении в собственность земельных участков под этими
объектами", который не устанавливал в связи с этим никаких
ограничений для указанных лиц.
Новый ЗК устранил практически все ограничения прав на
приобретение в частную собственность земельных участков
иностранными гражданами, иностранными юридическими лицами и лицами
без гражданства. Эти лица не могут иметь в собственности земельные
участки лишь в приграничных территориях, перечень которых
устанавливается Президентом РФ, и в иных особых территориях в
соответствии с федеральными законами. Следует иметь в виду, что
согласно п.5 ст.3 Федерального закона "О введении в действие
Земельного кодекса Российской Федерации" право на приобретение в
собственность земельного участка иностранных граждан и лиц без
гражданства, предусмотренное в ст.15 ЗК, вступает в силу после
выхода Указа Президента РФ, в котором будет установлен перечень
приграничных и других территорий, где эти лица не могут обладать
земельными участками на праве собственности.