«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 8% |
Статья 16. Государственная собственность на землю
1. Положения, касающиеся права государственной собственности
на землю, предусмотрены в ГК. Действующее законодательство
признает, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в
собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных
образований, являются государственной собственностью (п.2 ст.214
ГК).
Государственная собственность на землю возникла в результате
национализации, провозглашенной Декретом "О земле" от 26 октября
(8 ноября) 1917 г., принятым II Всероссийским съездом Советов (СУ
РСФСР. 1917. N 1. ст.3). До недавнего времени земля, недра, воды,
леса и животный мир рассматривались как объекты права
исключительной государственной собственности. Считалось, что никто
другой в стране, кроме государства, не может быть собственником
земли. Исключительность права государственной собственности
означала также, что в пределах страны не могло быть никому не
принадлежащих участков земли, вод, недр и лесов, т.е. бесхозных.
Из исключительности права государственной собственности на
указанные объекты вытекал принцип неотчуждаемости природных
объектов. Земля, недра, леса и воды были полностью изъяты из
гражданского оборота и не могли быть предметом купли-продажи,
дарения, наследования, аренды, так как это противоречило принципу
их национализации.
Проводимые в России политические и экономические
преобразования направлены на демонополизацию государственной
собственности на землю. Следствием этого стал отказ от концепции
исключительной государственной собственности на природные объекты.
Понятие права исключительной государственной собственности было
заменено в Конституции РФ 1978 г. (с изм. и доп. от 21 апреля 1992
г.) на формулировку, согласно которой земля, ее недра, воды,
растительный и животный мир признавались достоянием народов,
проживающих на соответствующей территории (ч.1ст.11).
В государственной собственности находятся земли, не
принадлежащие гражданам, юридическим лицам и муниципальным
образованиям. Земли, принадлежащие на праве собственности РФ,
являются федеральной собственностью (см. комментарий к ст.17 ЗК).
Земли, которые принадлежат субъектам РФ, рассматриваются как
государственная собственность субъекта Федерации (см. комментарий
к ст.18 ЗК).
2. Правовой основой для признания права собственности на
землю за всеми субъектами РФ является Федеративный договор.
Согласно Договору о разграничении предметов ведения и полномочий
между федеральными органами государственной власти Российской
Федерации и органами власти суверенных республик в составе
Российской Федерации (ст.III) земля, ее недра, воды, растительный
и животный мир являются достоянием (собственностью) народов,
проживающих на территории соответствующих республик. Федеративным
договором закреплено право государственной собственности республик
на землю и иные природные ресурсы. Часть 4 ст.5 Конституции РФ
предусмотрела, что во взаимоотношениях с федеральными органами
государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны.
Таким образом, из принципа равенства всех субъектов РФ следует
вывод о том, что и иные субъекты РФ могут иметь в собственности
землю и другие природные ресурсы.
Это положение подтверждается также тем, что согласно разделу
второму Конституции РФ "Заключительные и переходные положения", в
случае несоответствия положениям Конституции РФ положений
Федеративного договора, действуют положения Конституции РФ.
Согласно Федеративному договору статус федеральных природных
ресурсов определяется по взаимной договоренности федеральных
органов государственной власти РФ и органов государственной власти
субъектов РФ. Согласно п."г" ч.1 ст.72 Конституции РФ
разграничение государственной собственности отнесено к совместному
ведению РФ и субъектов РФ. Статья 214 ГК в принципе закрепила
возможность отнесения земли и других природных ресурсов, не
находящихся в собственности граждан, юридических лиц либо
муниципальных образований, к федеральной собственности или к
собственности субъектов РФ.
Правовые критерии выделения федеральных природных ресурсов
были закреплены в Указе Президента РФ от 16 декабря 1993 г. N 2144
"О федеральных природных ресурсах" (САПП РФ. 1993. N 51. ст.4932).
В основе разграничения государственной собственности на природные
ресурсы Указом был заложен критерий их общегосударственного
значения.
К федеральным природным ресурсам Указом отнесены земельные
участки и другие природные объекты, предоставляемые для
обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны
государственных границ; земельные участки, занятые федеральными
энергетическими, транспортными и космическими системами, а также
другими объектами, находящимися в федеральной собственности;
земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных
государственных природных заповедников, национальных природных
парков, государственных природных заказников, курортных и
лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных
территорий федерального значения; виды растений и животных,
занесенные в Красную книгу Российской Федерации, и другие, а также
иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных
органов государственной власти РФ и органов государственной власти
субъектов РФ.
Статья 16 ЗК предусматривает, что вопрос о разграничении
публичной собственности должен быть разрешен в федеральном законе
о разграничении государственной собственности на землю.
17 июля 2001 г. был принят Федеральный закон "О разграничении
государственной собственности на землю" (СЗ РФ. 2001. N 30.
ст.3060). Закон определил правовые основы разграничения
государственной собственности на землю на федеральную
собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную
собственность.
Статья 2 Закона предусматривает, что право собственности на
земельные участки у РФ, субъектов Федерации и муниципальных
образований возникает с момента государственной регистрации права
собственности на земельные участки. Основанием государственной
регистрации права собственности на земельные участки РФ, субъектов
Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства
РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые
возникает право собственности при разграничении государственной
собственности на землю, а также вступившие в законную силу
судебные решения по спорам о праве собственности на землю.
В соответствии со ст.6 Федерального закона "О разграничении
государственной собственности на землю" разграничение
государственной собственности осуществляется в следующем порядке.
Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти
по имущественным отношениям (в настоящее время это Министерство
имущественных отношений РФ) совместно с другими федеральными
органами исполнительной власти подготавливает перечни земельных
участков, на которые у РФ, субъектов Федерации и муниципальных
образований возникает право собственности. Подготовка указанных
перечней и их согласование с органами государственной власти
субъектов Федерации, органами местного самоуправления проводятся в
порядке, установленном Правительством РФ.
Подготовленные и согласованные перечни земельных участков
утверждаются Правительством РФ. Сведения о земельных участках,
включенных в перечни, вносятся в документы государственного
земельного кадастра в соответствии с законодательством РФ.
Предусмотрено (ст.7 данного Федерального закона), что споры
между РФ, субъектами Федерации, муниципальными образованиями о
разграничении собственности на землю должны разрешаться
заинтересованными сторонами с использованием согласительных
процедур. В случае недостижения согласованного решения споры о
разграничении государственной собственности на землю
рассматриваются в суде.
3. Согласно п.10 ст.3 Федерального закона "О введении в
действие Земельного кодекса Российской Федерации" до разграничения
государственной собственности на землю государственная регистрация
права государственной собственности на землю для осуществления
распоряжения землями, являющимися государственной собственностью,
не требуется. Распоряжение этими землями до того, как будет
разграничена государственная собственность на них, осуществляют
органы местного самоуправления, если законодательством не
предусмотрено иное. До момента разграничения государственной
собственности Правительство РФ может определить порядок
распоряжения этими землями.