«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки
Прочитано: 92% |
Статья 56. Ограничение прав на землю
Публичные интересы определяют необходимость установления
различного рода ограничений хозяйственной деятельности, связанной
с использованием земель. В связи с этим права на землю могут быть
ограничены по основаниям, предусмотренным ЗК или иным федеральным
законом.
Ограничение прав лиц, использующих земельные участки,
представляет собой установление в административном порядке
запретов на осуществление отдельных видов хозяйственной
деятельности и использования земли, либо требований о воздержании
от совершения определенных действий. Виды и характер ограничений
основаны на предписаниях, содержащихся в соответствующих
нормативных правовых актах.
Ограничениями следует считать запреты на осуществление
определенных видов деятельности и требования о воздержании от
совершения определенных действий, связанных с использованием
земли, которые предусмотрены законодательством, в зависимости от
местоположения земельных участков, и которые не применяются в
отношении других земельных участков, имеющих аналогичное целевое
назначение.
Установление ограничений прав лиц на земельные участки
представляет собой форму закрепления в законодательстве пределов
осуществления субъективных прав лиц на земельные участки. Цели
ограничения прав лиц на землю заключаются преимущественно в
обеспечении рационального и эффективного использования земель и
охраны окружающей природной среды. Характер ограничений должен
быть таким, чтобы обеспечить возможность пользоваться земельным
участком в соответствии с его целевым назначением.
Основаниями установления ограничений являются соответствующие
нормы, которые предусмотрены в законодательных актах.
Непосредственное установление ограничения прав на землю основано
на административно-правовом акте решении соответствующего органа.
Возможно установление ограничения по решению суда. Ограничение
устанавливается бессрочно или на определенный срок. При
установлении ограничений прав на землю допускается возмещение
причиненных убытков.
Ограничение прав по использованию земельного участка
представляет собой неотъемлемый элемент правового режима того или
иного земельного участка. Подробнее различного рода ограничения
прав лиц, использующих земельные участки, будут освещены ниже при
рассмотрении правового режима земель соответствующих категорий.
Статья 57. Возмещение убытков при изъятии земельных участков
для государственных или муниципальных нужд ухудшении качества
земель, временном занятии земельных участков, ограничении прав
собственников земельных участков, землепользователей,
землевладельцев и арендаторов земельных участков
Комментируемая статья устанавливает порядок возмещения
убытков, причиненных лицам, использующим земельные участки,
находящиеся в составе любых категорий земель, кроме земель запаса,
в случаях действий, совершенных органами власти, органами местного
самоуправления или иными лицами. К таким случаям относятся изъятие
земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
временное занятие земельных участков; ограничения прав лиц на
земельные участки; ухудшение качества земель в результате
деятельности других лиц. В указанных ситуациях причинение убытков
является следствием правомерных действий, поэтому возмещение
ущерба не рассматривается как мера юридической ответственности.
Особенностью возмещения убытков в указанных случаях является
норма, предусмотренная в п.2 ст.57 ЗК, согласно которой убытки
возмещаются землевладельцам, землепользователям и арендаторам по
основаниям, указанным выше. Что касается собственников земельных
участков, то им убытки, причиненные изъятием земельных участков,
не возмещаются, поскольку они компенсируются в составе выкупной
цены за земельный участок. В этой статье определены источники, из
которых возмещаются причиненные убытки (п.3), и принцип
определения расчетов размера возмещения причиненных убытков (п.4).
Порядок возмещения указанных убытков устанавливается
Правительством РФ. Основным таким актом является постановление
Правительства РФ от 28 января 1993 г. N 77 "Об утверждении
Положения о порядке возмещения убытков собственникам земли,
землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь
сельскохозяйственного производства" (с изм. от 15 мая 1999 г.)
(САПП РФ. 1993. N 6. Ст.483; 1999. N 21. Ст.2625.), которое
применяется с учетом норм нового ЗК.
Положение распространяется на земли всех категорий основного
целевого назначения, за исключением тех земель, для которых
действующим законодательством установлен иной порядок возмещения
потерь. Положение, во-первых, не регламентирует порядок возмещения
ущерба в связи с утратой природоохранного, оздоровительного,
рекреационного значения сельскохозяйственных угодий при их
предоставлении для несельскохозяйственных нужд и, во-вторых, не
распространяется на случаи принудительного выкупа земли у
собственников в части возмещения убытков и упущенной выгоды.
В п.9 Положения говорится о том, что при выкупе или продаже
земельных участков убытки собственников земли, включая упущенную
выгоду, учитываются в стоимости (цене) выкупаемого или
продаваемого участка. Аналогичная норма содержится и в п.4 Указа
Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании
земельных отношений и развитии аграрной реформы в России". Изъятие
земельного участка у собственника для государственных и
общественных нужд производится в установленном законом порядке
путем выкупа с учетом интересов собственника, включая возмещение
стоимости земли по договорной цене и причиненных убытков, в том
числе упущенную выгоду.
Собственник земельного участка, в случае его изъятия, имеет
право требовать либо возмещения стоимости земли по договорной цене
и всех иных убытков в полном объеме, или предоставления ему
другого земельного участка и возведения на нем строений и
сооружений, которые у него были ранее. Если возмещение убытков в
этой форме полностью не компенсирует причиненный ему вред,
собственник может требовать возмещения ему иных убытков. Возможна
ситуация, когда стоимость работ при такой форме компенсации будет
превышать размер причиненных убытков. В этом случае собственник
обязан выплатить разницу лицу, которое производило такие работы.
Некоторые вопросы возмещения убытков в этой ситуации
урегулированы в Жилищном кодексе РСФСР от 24 июня 1983 г. (в ред.
от 28 марта 1998 г.) (ВВС РСФСР. 1983. N 26. Ст.883; СЗ РФ. 1998.
N 13. Ст. 1467.). Так, в случае сноса находящихся в собственности
граждан жилых домов в связи с изъятием земельных участков для
государственных или общественных нужд указанным гражданам, членам
их семей, а также другим гражданам, постоянно проживающим в этих
домах, предоставляются по установленным нормам квартиры в домах
государственного или общественного жилищного фонда. Кроме того,
собственникам жилых домов по их выбору либо выплачивается
стоимость сносимых домов, строений и устройств, либо
предоставляется право использовать материалы от разработки этих
домов, строений и устройств по своему усмотрению. По желанию
граждан органы местного самоуправления обеспечивают им (вместо
предоставления квартир) возможность внеочередного вступления в
члены жилищно-строительных кооперативов и получения в них квартир
(ст.137).
В соответствии со ст.138 ЖК РСФСР по желанию граждан
принадлежащие им жилые дома и строения, подлежащие сносу, могут
быть перенесены и восстановлены на новом месте. Для граждан, дома
которых подлежат сносу, по их желанию сооружаются на новом месте
жилые дома, строения и устройства и передаются этим гражданам в
личную собственность. При этом возмещение стоимости сносимых жилых
домов, строений и устройств не производится (ст.139 ЖК РСФСР).
В случаях изъятия и предоставления земель для
несельскохозяйственных нужд размеры убытков землевладельцев,
землепользователей и арендаторов и потерь сельскохозяйственного
производства устанавливаются в составе землеустроительного проекта
(землеустроительного дела) на стадии предварительного согласования
места размещения объекта и уточняются на стадии изъятия и
предоставления земельных участков. Землеустроительный проект
подлежит государственной экологической экспертизе. При ограничении
прав собственников земли, землевладельцев, землепользователей и
арендаторов или ухудшении качества их земель в результате влияния
деятельности организаций и граждан размеры убытков и потерь также
устанавливаются в землеустроительном проекте. Проекты составляются
землеустроительными организациями и представляются местными
комитетами по земельным ресурсам и землеустройству органам
местного самоуправления.
В случаях временного занятия земельных участков убытки и
потери возмещаются при предоставлении земель в пользование и
уточняются после освобождения этих участков. Уточненные размеры
убытков и потерь отражаются в акте, составляемом при приемке
участка по истечении срока временного пользования, по нормативам и
ценам, действующим на момент составления акта. Во всех случаях
расчеты убытков и потерь согласовываются с заинтересованными
сторонами и оформляются актом, который регистрируется местной
администрацией. Споры о размерах возмещения убытков и потерь
разрешаются судом или арбитражным судом в соответствии с их
компетенцией или третейским судом.
Убытки, причиненные изъятием или временным занятием земельных
участков для государственных и общественных нужд, а также
ограничением прав лиц, использующих земли (Действовавшее ранее
земельное законодательство не предусматривало возмещения убытков в
случаях установления охранных зон или округов санитарной охраны
вокруг земель природоохранного, природно-заповедного и
оздоровительного назначения. ЗК РФ устранил это ограничение.), или
ухудшением качества их земель в результате влияния, вызванного
деятельностью организаций и граждан, подлежат возмещению в полном
объеме (включая упущенную выгоду в расчете на предстоящий период,
необходимый для восстановления нарушенного производства) лицам,
понесшим эти убытки.
Возмещение убытков, включая упущенную выгоду, производится
организациями, которым отведены земельные участки, а также
организациями и гражданами, деятельность которых вызывает
ограничение прав пользователей земли или ухудшение качества их
земель.
Возмещению подлежат: стоимость жилых зданий, объектов
культурно-бытового назначения, производственных и иных зданий и
сооружений или затраты по их переносу на новое место; стоимость
плодово-ягодных, защитных и иных многолетних насаждений,
незавершенного производства; убытки, вызываемые возникающими
неудобствами землевладения и землепользования, убытки, необходимые
для восстановления ухудшенного качества земель; убытки, связанные
с ограничением прав лица, использующего землю, упущенная выгода.
Оценка жилых домов, объектов культурно-бытового назначения,
производственных и иных зданий и сооружений, расположенных на
изымаемом или временно занимаемом земельном участке, а также
находящихся за пределами этого участка, если дальнейшее их
использование окажется невозможным, производится по сметной
стоимости строительства новых зданий, объектов и сооружений,
равных имеющимся по полезной площади, вместимости, емкости и
уровню механизации (по типовым проектам).
Организации, которым отведены изымаемые земельные участки, по
согласованию с заинтересованными лицами, использующими земли,
вместо возмещения стоимости расположенных на этих участках зданий,
объектов и сооружений могут осуществлять своими силами и
средствами (а также силами привлекаемых организаций) перенос их на
новое место либо строительство новых зданий и сооружений. Если при
строительстве новых зданий, объектов и сооружений
предусматривается их модернизация или расширение, то
дополнительные затраты на это оплачиваются пользователем земли,
для которого ведется строительство.
Упущенная выгода также включается в состав убытков лиц,
использующих земли, причиненных изъятием или временным занятием
земельных участков. Размер упущенной выгоды определяется как
прекращение получения ежегодного дохода с изымаемых земель в
расчете на предстоящий период, необходимый для восстановления
нарушенного производства. Возмещение упущенной выгоды производится
организациями, которым отведены изымаемые земельные участки, в
размере единовременной выплаты, равной доходу, теряемому в течение
периода восстановления нарушенного производства. Ежегодный доход
исчисляется по фактическим объемам производства в натуральном
выражении в среднем за пять лет и по ценам, действующим на момент
изъятия земель. Размер ежегодного дохода рассчитывается с
привлечением данных налоговых инспекций и в необходимых случаях
корректируется в расчете на предстоящий период в соответствии со
сложившимися темпами инфляции.
Упущенная выгода исчисляется путем умножения величины
ежегодного дохода на установленный в Положении коэффициент,
соответствующий периоду восстановления нарушенного производства.
Период восстановления нарушенного производства
устанавливается землеустроительным проектом по отдельным видам
нарушаемого и восстанавливаемого производства.
Если изымаются земли, занятые плодоносящими плодово-ягодными
насаждениями, упущенная выгода возмещается за весь срок, включая
год изъятия земель и год получения урожая плодово-ягодных
насаждений на новых землях, равного достигнутому на изымаемых
землях. Упущенная выгода, вызванная возникшими неудобствами в
использовании земель (образование островов при наполнении
водохранилищ, нарушение транспортных связей, разобщение территории
коммуникациями и т.п.), исчисляется как десятикратная разница
ежегодных затрат на эксплуатацию транспортных средств после
изъятия земель (с образованием неудобств) и до изъятия земель.
Средства в качестве возмещения убытков, причиненных изъятием
или временным занятием земельных участков, а также ограничением
прав или ухудшением качества их земель, включая упущенную выгоду,
перечисляются соответствующими организациями и гражданами на
расчетные (текущие) счета лиц, использующих земли.