«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 62%

СТАТЬЯ 69

Статья 69. Организация и порядок проведения землеустройства
1. Порядок проведения землеустроительных работ урегулирован в
Федеральном законе "О землеустройстве". Статья 3 Закона определяет
основания, когда землеустройство должно проводиться в обязательном
порядке. Эти работы обязательно проводятся в случаях:
изменения границ объектов землеустройства;
При проведении землеустройства осуществляется комплекс
взаимосвязанных работ. Так, согласно ст.9 Закона изучение
состояния земель проводится в целях получения информации об их
количественном и качественном состоянии и состоит из следующих
видов работ: геодезические и картографические работы; почвенные,
геоботанические и другие обследования и изыскания; оценка качества
земель; инвентаризация земель.
Материалы геодезических и картографических работ являются
основой для проведения почвенных, геоботанических и других
обследований и изысканий, инвентаризации земель, оценки качества
земель, планирования и рационального использования земель,
территориального и внутрихозяйственного землеустройства.
Почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания
проводятся в целях получения информации о состоянии земель, в том
числе почвы, а также в целях выявления земель, подверженных водной
и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному
засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами
производства и потребления, радиоактивными и химическими
веществами, заражению и другим негативным воздействиям.
В целях получения информации о свойствах земли как средства
производства в сельском хозяйстве проводится оценка земель. Оценка
качества земель, являющихся исконной средой обитания коренных
малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России,
проводится в целях установления продуктивности оленьих пастбищ и
наличия биологических ресурсов, необходимых для обеспечения
традиционного образа жизни коренных малочисленных народов.
Для уточнения или установления местоположения объектов
землеустройства, их границ (без закрепления на местности),
выявления неиспользуемых, нерационально используемых или
используемых не по целевому назначению и не в соответствии с
разрешенным использованием земельных участков, других
характеристик земель осуществляется инвентаризация земель.
Инвентаризация может проводиться на территории России, на
территориях субъектов Федерации и муниципальных образований и
других административно-территориальных образований, на землях
отдельных категорий, в территориальных зонах, в которых существует
угроза возникновения процессов, оказывающих негативное воздействие
на состояние земель, в отношении групп земельных участков или на
отдельных земельных участках.
Положение о порядке проведения инвентаризации земель
утверждено постановлением Совета Министров РФ от 12 июля 1993 г. N
659 (с изм. от 27 декабря 1994 г.)(САПП РФ. 1993. N 29. Ст.2686;
СЗ РФ. 1995. N 3. Ст.190.). Инвентаризации подлежат земли всех
категорий, не используемые в сельскохозяйственном производстве. С
учетом местных условий органы исполнительной власти субъектов
Федерации конкретизируют содержание работ по инвентаризации земель
и устанавливают очередность их проведения.
Для проведения инвентаризации земель в районах создаются
комиссии, в состав которых включаются: председатель
соответствующего территориального органа Федеральной службы
земельного кадастра России (председатель комиссии), представители
природоохранного органа, архитектурно-градостроительной и
санитарно-эпидемиологической службы, органов сельского и лесного
хозяйства, органов местного самоуправления, а также собственники
земли, землевладельцы, землепользователи и арендаторы или их
представители. При необходимости к работе комиссии могут
привлекаться представители других органов и служб. Состав комиссии
утверждается главой местной администрации.
При проведении инвентаризации выявляются соответствие
документов, удостоверяющих права юридических лиц на землю,
фактически используемым земельным участкам; неиспользуемые либо
используемые не по целевому назначению земельные участки;
нарушенные и отработанные земли, подлежащие рекультивации; земли
лесного фонда, не покрытые лесом, а также покрытые кустарником,
малоценными лесными породами, расположенные за пределами
пригородных зеленых зон и других особо охраняемых территорий. В
ходе инвентаризации земель устанавливаются их местоположение,
площадь, качественное состояние, а также причины, приведшие к
выявленным изменениям состояния земель.
На основании проведенных работ комиссией разрабатываются
предложения по дальнейшему использованию выявленных в ходе
инвентаризации земель. Устанавливаются возможность и условия
использования земель гражданами для индивидуального жилищного
строительства, садоводства, огородничества, личного подсобного и
дачного хозяйства, организации крестьянских (фермерских) хозяйств
и сельскохозяйственных кооперативов и других целей; дальнейшего
использования всех или части земель прежними собственниками земли,
землевладельцами, землепользователями и арендаторами, а также
перераспределения земель между ними; восстановления мелиоративно
неустроенных, нарушенных и деградирующих земель; обмена в
установленном порядке пригодных для сельскохозяйственного
использования, но не используемых в этих целях земель
промышленности, транспорта, связи, обороны, лесного фонда и иного
несельскохозяйственного назначения на менее продуктивные или с
нарушенным почвенным покровом земли сельскохозяйственного
назначения; передачи неиспользуемых земель в состав земель запаса.
По результатам проведенной инвентаризации земель на каждое
землепользование заводится самостоятельное дело с обосновывающими
расчетами, графическим материалом, данными по вычислению площадей
и подписанным всеми членами комиссии актом проведения
инвентаризации земель.
В случае разногласий между членами комиссии в акте
указывается особое мнение отдельных ее членов с обоснованием
причин несогласия. Обобщенные комиссией материалы инвентаризации
земель с предложениями по их дальнейшему использованию и
установлению правового режима земельных участков рассматриваются
местной администрацией с участием представителя территориального
органа Федеральной службы земельного кадастра России и
направляются в органы исполнительной власти субъекта Федерации для
утверждения и принятия решения о дальнейшем использовании этих
земель. Данный порядок рассмотрения и утверждения материалов
инвентаризации земель применяется в случае, если законодательным
(представительным) органом субъекта Федерации не установлен иной
порядок.
Утвержденные материалы инвентаризации земель являются
основанием для перерегистрации прав на землю и внесения
соответствующих изменений в земельно-кадастровую документацию.
Согласно ст.14 Закона планирование и организация
рационального использования земель и их охраны проводятся в целях
совершенствования распределения земель в соответствии с
перспективами развития экономики, улучшения организации территорий
и определения иных направлений рационального использования земель
и их охраны. Планирование и организация рационального
использования земель и их охраны включают в себя следующие
основные виды работ: разработку предложений о рациональном
использовании земель и об их охране; природно-сельскохозяйственное
районирование земель; определение земель, в границах которых
гражданам и юридическим лицам могут быть предоставлены земельные
участки; определение земель, которые могут быть включены в
специальные земельные фонды; определение земель, отнесенных к
категориям и видам, установленным законодательством РФ.
Планирование и организация рационального использования земель и их
охраны в городских и сельских поселениях проводятся в соответствии
с градостроительной документацией.
При проведении территориального землеустройства, как
предусматривает ст.15 Закона, осуществляется образование новых и
упорядочение существующих объектов землеустройства и проводится
межевание объектов землеустройства. Порядок проведения
территориального землеустройства определяется Правительством РФ.
Образование новых и упорядочение существующих объектов
землеустройства проводятся в случаях изменения границ объектов
землеустройства, в том числе в целях устранения недостатков в их
расположении (чересполосицы, вклинивания, вкрапливания,
дальноземелья, изломанности и неудобств в использовании);
восстановления границ объектов землеустройства; предоставления
земельных участков гражданам и юридическим лицам; изъятия, в том
числе путем выкупа, земельных участков; совершения сделок с
земельными участками; в иных случаях перераспределения земель.
Образование новых и упорядочение существующих объектов
землеустройства осуществляются на основе сведений государственного
земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра,
землеустроительной, градостроительной и иной связанной с
использованием, охраной и перераспределением земель документации.
При образовании новых и упорядочении существующих объектов
землеустройства определяются местоположение границ объектов
землеустройства, в том числе границы ограниченных в использовании
частей объектов землеустройства; варианты использования земель с
учетом размеров земельного участка, целевого назначения,
разрешенного использования земель и расположенных на них объектов
инженерной, транспортной и социальной инфраструктур; площади
объектов землеустройства и (или) ограниченных в использовании
частей объектов землеустройства; иные характеристики земель.
2. Межевание объектов землеустройства согласно ст.17 Закона о
землеустройстве представляет собой работы по установлению на
местности границ муниципальных образований и других
административно-территориальных образований, границ земельных
участков с закреплением таких границ межевыми знаками и
определению их координат. Межевание осуществляется на основе
сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной,
градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и
перераспределением земель документации. Межевание включает в себя
работы по определению границ объекта землеустройства на местности
и их согласование; закреплению на местности местоположения границ
объекта землеустройства межевыми знаками и определение их
координат или составление иного описания местоположения границ
объекта землеустройства; изготовлению карты (плана) объекта
землеустройства.
Работы по межеванию земельных участков проводятся главным
образом на землях поселений. Порядок проведения таких работ
регулируется также ст.59 Градостроительного кодекса РФ, которая
предусматривает, что проекты межевания территорий разрабатываются
для застроенных территорий и подлежащих застройке территорий в
границах установленных красных линий.
Законодательное определение понятия "межевание земельного
участка" содержится в Федеральном законе от 2 января 2000 г. N
28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (СЗ РФ. 2000. N 2.
Ст.149.). Межевание земельного участка представляет собой
мероприятия по определению местоположения и границ земельного
участка на местности. В отличие от этого понятия понятие
"межевание территорий" носит более общий характер и применяется к
застроенным территориям и территориям, которые подлежат застройке
в границах установленных красных линий. Данные территории являются
теми объектами, в отношении которых разрабатываются проекты
межевания.
Проекты межевания территорий разрабатываются, во-первых, на
основе проектов планировки и, во-вторых, они могут разрабатываться
в составе указанных проектов и проектов застройки. Межевание
территорий общего пользования в границах застроенных территорий
городских и сельских поселений не проводится.
Размеры земельных участков в границах застроенных территорий
городских и сельских поселений устанавливаются с учетом
фактического землепользования и градостроительных нормативов,
действовавших на период застройки указанных территорий. Если в
процессе межевания территорий выявляются территории, размеры
которых превышают установленные градостроительные нормативы, такие
территории выделяются для строительства объектов недвижимости при
условии соответствия образовавшегося земельного участка
градостроительному регламенту (п.4 ст.59 Градостроительного
кодекса РФ). Эта норма является выражением принципа "закон
обратной силы не имеет" в области градостроительного
законодательства. Регламентация действия норм Градостроительного
кодекса РФ во времени имеет важное значение, поскольку их
применение затрагивает права и интересы лиц, использующих
земельные участки. В связи с этим установление размеров земельных
участков при межевании производится с учетом фактического их
использования и тех норм и нормативов, которые применялись в то
время, когда застраивался земельный участок. В этом и проявляется
указанный выше принцип.
В то же время следует иметь в виду, что если в процессе
межевания территорий выявляются территории, размеры которых
превышают установленные градостроительные нормативы, то такие
территории выделяются для строительства объектов недвижимости при
условии соответствия образовавшегося земельного участка
градостроительному регламенту. Эта правовая норма рассматривается
в контексте нормы, содержащейся в п.6 ст.59 Градостроительного
кодекса РФ, согласно которой в случае изменения ранее
установленных границ земельных участков изъятие или выкуп таких
земельных участков для государственных или муниципальных нужд
осуществляется в соответствии с земельным законодательством РФ и
гражданским законодательством РФ. Таким образом, если в результате
межевания изменяются границы земельного участка, поскольку его
размеры превышают установленные градостроительные нормативы, то
часть его может быть изъята при наличии оснований прекращения прав
на землю, предусмотренных земельным и гражданским
законодательством, а также при соблюдении условия о соответствии
образовавшегося земельного участка градостроительному регламенту,
т.е. параметрам, предусмотренным в процессе зонирования.
Согласно п.5 ст.59 Градостроительного кодекса РФ нормы
предоставления земельных участков вновь осваиваемых территорий
устанавливаются органами государственной власти субъектов
Федерации, а также органами местного самоуправления в соответствии
с правилами застройки. Подробнее о нормировании площадей земельных
участков см. комментарий к ст.33 ЗК.
Проект межевания имеет юридическое значение после его
утверждения органом местного самоуправления. После этого проект
является основанием для установления границ земельных участков на
местности, т.е. в натуре. Порядок разработки и утверждения
проектов межевания Градостроительный кодекс РФ отнес к компетенции
органов местного самоуправления.
Вопросы межевания земельных участков достаточно подробно
регламентированы в Положении о порядке установления границ
землепользований в застройке городов и других поселений,
утвержденном постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1996 г.
N 105 (с изм. от 21 августа 2000 г.) (СЗ РФ. 1996. N 6. Ст.592;
2000. N 35. Ст.3584.). Положение регулирует порядок закрепления и
передачи земельных участков и прочно связанных с ними зданий и
сооружений как единых объектов недвижимого имущества в городах и
других поселениях в собственность, владение, пользование, аренду
физических и юридических лиц, а также их регистрации,
налогообложения и осуществления сделок с недвижимостью. Положение
направлено на решение задач по установлению границ сложившихся
объектов недвижимости и формированию новых объектов недвижимости в
сложившейся застройке.
Установление границ землепользований, т.е. межевание,
производится в отношении как застроенных, так и подлежащих
застройке территорий в соответствии с генеральными планами и
проектами планировки и застройки городов и других поселений, иными
документами территориального развития. При межевании территории
сложившейся застройки городов и других поселений из границ
земельного участка исключаются территории, занятые транспортными и
инженерными коммуникациями, а также территории общественного
пользования.
Для всех типов застройки являются обязательными следующие
правила межевания. Так, границы и размеры земельных участков,
переданных в собственность, владение, пользование юридических и
физических лиц, а также государственных и муниципальных земельных
участков, сданных в аренду до принятия Положения, не подлежат
пересмотру, за исключением случаев, предусмотренных федеральными
законами РФ. В границы земельного участка включаются все объекты,
входящие в состав недвижимого имущества, подъезды и проходы к ним,
а также обеспечивается доступ ко всем объектам социальной
инженерно-транспортной инфраструктуры. При установлении границ
должно быть предусмотрено обеспечение прав других лиц на
пользование необходимыми для них объектами в границах земельного
участка: частями подземного и надземного пространства, занятыми
или предназначенными для размещения магистральных инженерных
коммуникаций, пешеходными проходами и проездами к объектам,
расположенным за пределами участка, если иной доступ к ним
невозможен, а также к необходимым объектам общего пользования в
соответствии с градостроительными нормативами и правилами
застройки, действовавшими в период строительства.
В процессе межевания застроенных территорий проводится
выделение структурных планировочных единиц посредством разделения
на кварталы крупных межмагистральных территорий (жилых районов,
микрорайонов, промышленных районов) с выделением территорий
транспортных и инженерных коммуникаций в соответствии с планом
красных линий и межевание на земельные участки посредством
установления границ существующих и новых объектов недвижимости.
Работы по межеванию проводятся на основании постановлений
органов местного самоуправления или по заявкам владельцев
недвижимости. Постановления органов местного самоуправления о
межевании и сроки его проведения публикуются в местной печати.
В состав работ по межеванию включаются подготовительные
работы (сбор заявок владельцев недвижимости на установление границ
земельного участка, данных бюро технической инвентаризации и
территориальных органов по земельным ресурсам и землеустройству по
всем объектам, расположенным на территории квартала, микрорайона
или другого элемента планировочной структуры, подлежащей
межеванию, градостроительной документации, опорных планов, планов
инженерно-транспортной инфраструктуры, документов по землеотводу,
правоустанавливающих документов на пользование земельным участком;
обследование на местности подлежащей размежеванию территории и
выявление фактического использования земельного участка);
разработка проекта межевания территории квартала, микрорайона или
другого элемента планировочной структуры, согласование его с
физическими и юридическими лицами - владельцами недвижимости и
утверждение в установленном порядке; установление границ на
местности.
Разработка плана межевания осуществляется по инициативе
органов местного самоуправления или физических и юридических лиц -
владельцев недвижимости в границах данного микрорайона или
квартала. План межевания разрабатывается на микрорайон или квартал
в границах красных линий в масштабе 1:2000 и является открытой
информацией. Границы земельных участков устанавливаются по красным
линиям, осям внутренних проездов, другим границам. К плану
межевания прилагаются: акты согласования границ землепользований;
каталог координат границ землепользований; перечень сервитутов;
пояснительная записка. Проект межевания территории утверждается
решением органа местного самоуправления и является основанием для
установления границ земельных участков на местности, закрепления
их межевыми знаками и регистрации недвижимости в установленном
порядке. Возведение владельцами ограждений регламентируется
правилами застройки.
Действует также Инструкция по межеванию земель, утвержденная
Роскомземом 8 апреля 1996 г. В Инструкции содержатся определения
межевания земель как комплекса работ по установлению,
восстановлению и закреплению на местности границ земельного
участка, определению его местоположения и площади.
Установление и закрепление границ на местности выполняют при
получении гражданами и юридическими лицами новых земельных
участков, при купле-продаже, мене, дарении всего или части
земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц,
если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были
выданы без установления и закрепления границ на местности.
Восстановление границ земельного участка выполняют при наличии
межевых споров, а также по просьбе граждан и юридических лиц в
случае полной или частичной утраты на местности межевых знаков и
других признаков границ принадлежащих им земельных участков.
Межевание земель осуществляют специализированные
проектно-изыскательские организации, а также граждане и
юридические лица, получившие в установленном порядке лицензии на
право выполнения этих работ.
В работу по межеванию земель входят:
подготовительные работы по сбору и изучению
правоустанавливающих, геодезических, картографических и других
исходных документов;
полное обследование и оценка состояния пунктов
государственной геодезической сети (ГГС) и опорной межевой сети
(ОМС) - опорных межевых знаков (ОМЗ);
полевое обследование границ размежовываемого земельного
участка оценкой состояния межевых знаков;
составление технического проекта (задания) межевания земель;
уведомление собственников, владельцев и пользователей
размежовываемых земельных участков о производстве межевых работ;
согласование и закрепление на местности межевыми знаками
границ земельного участка с собственниками, владельцами и
пользователями размежовываемых земельных участков;
сдача пунктов ОМС на наблюдение за сохранностью;
определение координат пунктов ОМС и межевых знаков;
определение площади земельного участка;
составление чертежа границ земельного участка;
контроль и приемка результатов межевания земель
производителем работ;
государственный контроль за установлением и сохранностью
межевых знаков;
формирование межевого дела;
сдача материалов в архив.
Межевание земель выполняется в соответствии с техническим
проектом, в котором предусмотрены объемы работ, трудовые затраты,
необходимые материалы, сметная стоимость, сроки выполнения и
техника безопасности работ. Технический проект межевания земель
составляют на каждый населенный пункт, дачный поселок,
садоводческое товарищество, на крупные сельскохозяйственные и
лесохозяйственные предприятия и т.д.
Межевание земельного участка, предоставленного для ведения
личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и
индивидуального строительства, выполняют в соответствии с
техническим заданием, выданным на основе технического проекта.
Технический проект межевания земель утверждает районный
(городской) комитет по земельным ресурсам и землеустройству.
Технический проект состоит из текстовой части; графических
материалов; сметы затрат и расчетов необходимых материалов. В
текстовой части технического проекта отражают основание и цель
выполнения работ; сведения о геодезической основе; сведения о
ранее выполненных межевых работах; технологию геодезических работ
и закрепления новых или восстановления утраченных границ;
организацию и сроки межевания земельного участка; рекомендации по
технике безопасности и охране труда; перечень материалов,
подлежащих сдаче в комитет по земельным ресурсам и
землеустройству.
К техническому проекту прикладывается разбивочный чертеж,
составленный в удобном для работы масштабе. Разбивочный чертеж
может составляться на копии ранее изготовленного чертежа границ
земельного участка или кадастровой карты (плана), приведенной к
удобному для работы масштабу.
Собственники, владельцы и пользователи размежовываемого и
смежных с ним земельных участков заблаговременно, не позднее чем
за два дня до начала работ, извещаются о времени проведения
межевых работ. Извещения вручаются им под расписку с указанием
времени вручения. Извещения и расписки составляются в двух
экземплярах, один из которых подшивается в межевое дело.
Установление границ земельного участка производится на
местности в присутствии представителя районной, городской
(поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев
или пользователей размежовываемого и смежных с ним земельных
участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются
доверенностями, выданными в установленном порядке. После
завершения процедуры установления и согласования границ земельного
участка на местности производится закрепление его границ межевыми
знаками установленного образца.
Результаты установления и согласования границ оформляются
актом, который подписывается собственниками, владельцами,
пользователями размежовываемого и смежных с ним земельных участков
(или их представителями), городской (поселковой) или сельской
администрацией и инженером-землеустроителем - производителем
работ. Акт утверждается в установленном порядке. Составляется
чертеж границ земельного участка, который также подлежит
утверждению. Результаты межевания земель, утвержденные в
установленном порядке, могут быть обжалованы.
3. Статья 18 Федерального закона "О землеустройстве"
регулирует порядок проведения внутрихозяйственного
землеустройства, которое проводится в целях организации
рационального использования земель сельскохозяйственного
назначения и их охраны, а также земель, используемых общинами
коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и
лицами, относящимися к коренным малочисленным народам, для
обеспечения их традиционного образа жизни.
При проведении внутрихозяйственного землеустройства
выполняются следующие виды работ: организация рационального
использования гражданами и юридическими лицами земельных участков
для осуществления сельскохозяйственного производства, а также
организация территорий, используемых общинами коренных
малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и лицами,
относящимися к коренным малочисленным народам, для обеспечения их
традиционного образа жизни; разработка мероприятий по улучшению
сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, восстановлению
и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите
земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного
засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами
производства и потребления, радиоактивными и химическими
веществами, заражения и других негативных воздействий.
Таков действующий порядок проведения землеустроительных
работ.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

Hosted by uCoz