«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
![]() ![]() |
![]() |
Прочитано: 57% |
Статья 67 Государственный мониторинг земель
Мониторинг земель представляет собой систему наблюдения за
состоянием земель для своевременного выявления изменений, их
оценки, предупреждения и устранения последствий негативных
процессов. Порядок осуществления мониторинга устанавливается
Правительством РФ.
Составной частью государственного мониторинга земель является
мониторинг плодородия земель сельскохозяйственного назначения, как
предусматривает ст.16 Федерального закона "О государственном
регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного
назначения". Кроме того, мониторинг мелиорированных земель также
является составной частью государственной системы мониторинга
земель и представляет собой систематические наблюдения за
состоянием мелиорированных земель. На основе этих наблюдений
выявляются происходящие изменения состояния мелиорированных земель
и дается их оценка (ст.21 Федерального закона "О мелиорации
земель").
Положение о мониторинге земель в Российской Федерации
утверждено постановлением Правительства РФ от 15 июля 1992 г. N
491(САПП РФ. 1992. N 4. Ст.183.). Мониторинг земель является
составной частью мониторинга за состоянием окружающей природной
среды. Объектом мониторинга земель являются все земли в стране,
независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и
характера использования.
В зависимости от территориального охвата осуществляется
федеральный, региональный и локальный (местный) мониторинг земель.
Федеральный мониторинг охватывает всю территорию РФ. Региональный
мониторинг - территории, ограниченные физико-географическими,
экономическими, административными и иными границами. Локальный
(местный) мониторинг ведется на объектах ниже регионального
уровня, вплоть до территорий отдельных землепользований.
Основными задачами мониторинга земель являются своевременное
выявление изменений состояния земельного фонда, их оценка, прогноз
и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению
последствий негативных процессов; информационное обеспечение
государственного земельного кадастра; рациональное
землепользование и землеустройство, контроль за использованием и
охраной земель и др.
Содержание мониторинга земель составляют систематические
наблюдения (съемки, обследования и изыскания) за состоянием
земель, выявление изменений и оценка: состояния землепользований,
угодий, полей, участков; процессов, связанных с изменением
плодородия почв; состояния береговых линий рек, морей, озер,
заливов, водохранилищ, лиманов, гидротехнических сооружений;
процессов, вызванных образованием оврагов, оползнями, селевыми
потоками, землетрясениями и другими явлениями; состояния земель
населенных пунктов, объектов нефте- и газодобычи, очистных
сооружений и других объектов. Оценка состояния земель выполняется
путем анализа результатов наблюдений.
Мониторинг земель ведется Федеральной службой земельного
кадастра России и Министерством природных ресурсов РФ при участии
ряда заинтересованных министерств и ведомств. Организация и
координация деятельности указанных министерств и ведомств,
обобщение данных мониторинга земель осуществляются Федеральной
службой земельного кадастра России и Министерством природных
ресурсов РФ. Эти ведомства ежегодно представляют в Правительство
РФ Государственный (национальный) доклад о состоянии и
использовании земель РФ.
Статья 68. Землеустройство
1. Землеустройство - это одна из функций управления в сфере
использования и охраны земель. Комментируемая статья дает понятие
землеустройства. Более развернутое и полное определение этой
функции содержится в ст.1 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N
78-ФЗ "О землеустройстве"(СЗ РФ. 2001. N 26. Ст.2582.).
Землеустройство - это мероприятия по изучению состояния земель,
планированию и организации рационального использования земель и их
охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов
землеустройства и установлению их границ на местности
(территориальное землеустройство), организации рационального
использования гражданами и юридическими лицами земельных участков
для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по
организации территорий, используемых общинами коренных
малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и
лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера,
Сибири и Дальнего Востока РФ, для обеспечения их традиционного
образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство).
Территории субъектов Федерации, территории муниципальных
образований и других административно-территориальных образований,
территориальные зоны, земельные участки, а также части указанных
территорий, зон и участков Закон рассматривает в качестве объектов
землеустройства.
2. Глава 4 Федерального закона "О землеустройстве" посвящена
вопросам разработки и утверждения землеустроительной документации.
Землеустроительная документация - это документы, полученные в
результате проведения землеустройства. В ст.19 Закона перечислены
виды землеустроительной документации, к которым относятся
генеральная схема землеустройства территории РФ, схема
землеустройства территорий субъектов Федерации, схема
землеустройства муниципальных образований и других
административно-территориальных образований, схемы использования и
охраны земель; проекты территориального землеустройства; материалы
межевания объектов землеустройства; карты (планы) объектов
землеустройства(Карта (план) объекта землеустройства представляет
собой документ, отображающий в графической форме местоположение,
размер, границы объекта землеустройства, границы ограниченных в
использовании частей объекта землеустройства, а также размещение
объектов недвижимости, прочно связанных с землей.); проекты
внутрихозяйственного землеустройства; проекты улучшения
сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации
нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления,
заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения,
загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и
химическими веществами, заражения и других негативных воздействий;
материалы геодезических и картографических работ, почвенных,
геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества
земель, инвентаризации земель; тематические карты и атласы
состояния и использования земель. Федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов Федерации могут
устанавливаться другие виды землеустроительной документации.
Состав, содержание и правила оформления каждого вида
землеустроительной документации регламентируются соответствующими
техническими условиями и требованиями проведения землеустройства.
Карты (планы) объекта землеустройства составляются при
образовании новых и упорядочении существующих объектов
землеустройства. Эти документы составляются с использованием
сведений государственного земельного кадастра, имеющегося
картографического материала, материалов дистанционного
зонирования, а также по данным измерений, полученных при съемке
объекта землеустройства на местности или при его межевании. Карта
(план) объекта землеустройства используется при нанесении его
границ на соответствующую дежурную кадастровую карту (план).
Тематические карты и атласы состояния и использования земель
составляются для отображения в них характеристик состояния и
использования земель, данных зонирования и
природно-сельскохозяйственного районирования земель, определения
мероприятий по организации рационального использования земель и их
охраны.
Землеустроительное дело включает в себя землеустроительную
документацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие
касающиеся такого объекта материалы. Землеустроительное дело
формируется и хранится в порядке, установленном нормативными
правовыми актами РФ.
Статья 23 Закона предусматривает, что порядок согласования и
утверждения землеустроительной документации устанавливается
Правительством РФ. Согласно ст.6 Закона государственная экспертиза
землеустроительной документации осуществляется в целях обеспечения
соответствия этой документации исходным данным, техническим
условиям и требованиям. Государственная экспертиза
землеустроительной документации осуществляется в порядке,
установленном Правительством РФ.
В результате проведения землеустройства формируется
государственный фонд данных, полученных на основе сбора,
обработки, учета, хранения и распространения документированной
информации о проведении землеустройства. Порядок создания и
ведения государственного фонда данных, полученных в результате
проведения землеустройства, а также порядок их использования
определяется Правительством РФ.
Землеустроительная документация, включенная в этот фонд,
является федеральной собственностью и не подлежит приватизации.
Граждане и юридические лица, осуществляющие проведение
землеустройства, обязаны бесплатно передать экземпляр
подготовленной ими землеустроительной документации в
государственный фонд данных, полученных в результате проведения
землеустройства.