Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 0% |
Статьи взяты на сайте IDIOMA.RU и предоставляются в порядке
взаимного пользования библиотечными ресурсами
Порядок просмотра: если вы это читаете этот текст, значит выбрали
нужную книгу. По ссылке (вверху или внизу) перейдите в "Оглавление"
и выберите, интересующую вас статью. Возможно, что комментарий к
статье не помещается на одной веб-странице. В этом случае
используйте ссылки "Далее" и "Назад". Если вам нужна другая книга -
вернитесь в "Каталог библиотеки"
Статья 74. Административная и уголовная ответственность за
земельные правонарушения
1. Земельное правонарушение представляет собой негативное
социальное явление, его результатом является посягательство на
существующий в стране земельный правопорядок, цель которого
обеспечить рациональное использование и охрану земель, защиту лиц,
использующих земельные участки.
Субъектами земельных правонарушений могут быть как
российские, так и иностранные граждане и юридические лица, лица
без гражданства. Нередки случаи, когда субъектами земельных
правонарушений являются должностные лица органов государственной
власти и органов местного самоуправления. Объектами земельных
правонарушений могут выступать установленный порядок использования
и охраны земель; право собственности на землю; иные вещные и
обязательственные права граждан и юридических лиц на землю.
Основанием ответственности является наличие в законе указания
о применении соответствующих мер ответственности за противоправное
поведение. Субъект правонарушения несет ответственность только в
том случае, если его поведение (действие или бездействие) закон
признает противоправным. Земельным правонарушением признается
общественно вредное виновное действие или бездействие, нарушающее
нормы земельного законодательства.
2. Меры административной ответственности за нарушение
земельного законодательства установлены Кодексом РФ об
административных правонарушениях (КоАП)(РГ. 2001. 31 дек.),
который вводится в действие с 1 июля 2002 г.
Административное наказание - это установленная государством
мера ответственности за совершение административного
правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения
новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими
лицами. Понятие административного правонарушения содержится в
ст.2.1 КоАП. Административным правонарушением признается
противоправное, виновное действие (бездействие) физического или
юридического лица, за которое КоАП или законы субъектов РФ об
административных правонарушениях устанавливают административную
ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении
административного правонарушения, если будет установлено, что у
него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за
нарушение которых предусмотрена административная ответственность,
но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом назначение административного наказания юридическому лицу
не освобождает от административной ответственности за данное
правонарушение виновное физическое лицо, так же как привлечение к
административной или уголовной ответственности физического лица не
освобождает от административной ответственности юридическое лицо.
Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к
моменту совершения административного правонарушения 16-летнего
возраста (ст.2.3 КоАП). Должностные лица подлежат административной
ответственности за административные правонарушения в связи с
неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных
обязанностей (ст.2.4 КоАП). Понятие должностного лица содержится в
примечании к указанной статье.
Административная ответственность за нарушение земельного
законодательства предусмотрена в виде предупреждения или
административного штрафа. Предупреждение представляет собой меру
административного наказания, выраженную в официальном порицании
физического или юридического лица. Предупреждение выносится в
письменной форме (ст.3.4 КоАП). Административный штраф является
денежным взысканием и может выражаться в денежной величине,
кратной: минимальному размеру оплаты труда (без учета районных
коэффициентов); стоимости предмета административного
правонарушения на момент окончания или пресечения
административного правонарушения; сумме неуплаченных налогов,
сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения
административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной
операции (ст.3.5 КоАП).
Административное наказание назначается в пределах,
установленных законом, предусматривающим ответственность за данное
административное правонарушение, в соответствии с КоАП. При
назначении административного наказания физическому лицу
учитываются характер совершенного правонарушения, личность
виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие
или отягчающие административную ответственность. Если виновным
является юридическое лицо, то учитываются характер совершенного им
административного правонарушения, имущественное и финансовое
положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие
административную ответственность.
Назначение административного наказания не освобождает лицо от
исполнения обязанности, за неисполнение которой было назначено
наказание. Никто не может нести административную ответственность
дважды за одно и то же административное правонарушение (ст.4.1
КоАП).
По общему правилу, постановление по делу об административном
правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со
дня совершения административного правонарушения. Однако за
нарушение законодательства об охране окружающей среды указанный
срок составляет один год.
Привлечение виновного к административной ответственности не
исключает возможности возложения на него обязанности возместить
причиненный ущерб.
Ряд земельных правонарушений гл.7 КоАП признает в качестве
административных правонарушений в области охраны собственности.
Так, ст.7.1 КоАП предусматривает административную ответственность
за самовольное занятие земельного участка или его использование
без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих
документов на землю, а в случае необходимости без документов,
разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
Уничтожение межевых знаков границ земельных участков,
неуведомление собственником, владельцем или пользователем
земельного участка, здания или сооружения, на которых установлены
государственные геодезические сети, стационарные пункты наблюдений
за состоянием окружающей среды, ст.7.2 КоАП рассматривает как
административное правонарушение, которое влечет предупреждение или
наложение штрафа.
В ст.7.8 КоАП установлена ответственность за самовольное
занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного
объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа)
санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового
водоснабжения. Статья 7.9 КоАП предусматривает ответственность за
самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не
входящего в лесной фонд. Речь идет об использовании этих участков
для раскорчевки, возведения построек, переработки древесины,
устройства складов и т.п. без надлежащего разрешения на
использование этих участков.
Самовольная переуступка права пользования землей, участком
лесного фонда, участком леса, не входящим в лесной фонд, а также
самовольный обмен земельными или указанными выше участками
являются согласно ст.7.10 КоАП административными правонарушениями.
Статья 7.16 КоАП устанавливает административную ответственность за
незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях
историко-культурного назначения.
В гл.8 КоАП установлены административные правонарушения в
области охраны окружающей природной среды и природопользования.
Предусмотрена административная ответственность за порчу
земель (ст.8.6 КоАП). Речь идет о самовольном снятии или
перемещении плодородного слоя почвы, его уничтожении, а равно
порче земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами
и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и
окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Административными правонарушениями являются невыполнение
обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для
использования по целевому назначению (ст.8.7 КоАП); использование
земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных
мероприятий по улучшению и охране почв (ст.8.8 КоАП); нарушение
порядка предоставления в пользование и режима использования
земельных участков в водоохранных зонах и прибрежных полосах
водных объектов (ст.8.12 КоАП); уничтожение либо повреждение
сенокосов и пастбищных угодий, мелиоративных систем, а также дорог
на землях лесного фонда или в лесах, не входящих в лесной фонд
(ст.8.30 КоАП).
Нарушениями земельного законодательства являются некоторые
административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии
и мелиорации земель (гл.10 КоАП) - проведение мелиоративных работ
с нарушением проекта (ст.10.9 КоАП).
Отдельные административные нарушения на транспорте также
являются нарушениями земельного законодательства (гл.11 КоАП).
Так, распашка земли, покос травы, выпас скота, порубка или
повреждение насаждений, снятие дерна или выемка грунта,
вываливание мусора, снега либо спуск канализационных,
промышленных, мелиоративных или сточных вод в водоотводные
сооружения или резервы на полосе отвода автомобильной дороги,
прокладка инженерных коммуникаций, установка наружной рекламы,
дорожных знаков и указателей либо размещение объектов дорожного
сервиса без согласования с дорожными органами, а равно разведение
огня на полосе отвода и ближе 100 метров от деревянных мостов либо
курение на мостах с деревянными настилами признается согласно
ст.11.21 КоАП административным правонарушением.
Административную ответственность влечет также нарушение
землепользователями правил охраны автомобильных дорог или дорожных
сооружений (ст.11.22 КоАП). Состав правонарушения образуют
неисполнение землепользователями участков, прилегающих к полосам
отвода автомобильных дорог, в пределах населенных пунктов на
дорогах федерального значения обязанностей по устройству, ремонту
или регулярной очистке пешеходных дорожек или переходных мостиков
в границах закрепленных за ними участков, либо обязанностей по
содержанию в технически исправном состоянии и чистоте выездов с
закрепленных участков или подъездных путей на автомобильную дорогу
общего пользования, включая переездные мостики.
Глава 19 КоАП, посвященная административным правонарушениям
против порядка управления, устанавливает административную
ответственность за нарушение сроков рассмотрения заявлений
(ходатайств) о предоставлении земельных участков в виде
предупреждения или административного штрафа (ст.19.9 КоАП).
Несоблюдение порядка государственной регистрации прав на
недвижимое имущество или сделок с ним (в том числе и на земельные
участки) также является согласно ст.19.21 КоАП административным
правонарушением.
Правом применять административные наказания за указанные
нарушения земельного законодательства обладают органы Федеральной
службы земельного кадастра, Министерства природных ресурсов РФ,
Госстроя России, органы санитарно-эпидемиологического надзора
Минздрава России и суд (ст.19.9 и 19.21 КоАП).
3. Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную
ответственность за регистрацию незаконных сделок с землей
(ст.170). Регистрация заведомо незаконных сделок с землей,
искажение учетных данных государственного земельного кадастра, а
равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти
деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности
должностным лицом с использованием своего служебного положения, -
наказываются штрафом в размере от 100 до 200 МРОТ или в размере
заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного
до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью на срок до
трех лет, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов.
Статья 254 УК устанавливает уголовную ответственность за
порчу земли. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными
продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие
нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста
растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или
биологическими веществами при их хранении, использовании и
транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или
окружающей среде, - наказываются штрафом в размере от 200 до 500
МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного
за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью
на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух
лет.
Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или
в зоне чрезвычайной экологической ситуации, наказываются
ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на
тот же срок.
Деяния, предусмотренные ч.1 или 2 ст.254, повлекшие по
неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на
срок от двух до пяти лет.
Такие действия могут затронуть интересы собственника
земельного участка, землевладельца, землепользователя и арендатора
земельного участка. Объективная сторона данного преступления
включает в себя действия или бездействие, в результате которых
произошли отравление, загрязнение или иная порча земли вредными
продуктами хозяйственной или иной деятельности из-за нарушения
правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений,
ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими
веществами при их хранении, использовании и транспортировке.
Результатом таких действий или бездействия должны явиться
последствия, выразившиеся в причинении вреда здоровью человека или
окружающей среде. Естественно, что при этом должна быть выявлена
причинная связь между указанными действиями (бездействием) и
такого рода негативными последствиями.
Порча земли должна явиться результатом использования веществ,
которые являются удобрениями, стимуляторами роста растений, и
иных, указанных в настоящей статье. Использование каких-либо
других веществ исключает возможность применения ст.254 УК
независимо от того, каков характер наступивших в результате этого
последствий. Отравление, загрязнение или иная порча земли в
результате выбросов и сбросов вредных веществ, размещения отходов,
деятельности промышленных предприятий, в тех случаях, когда эти
вещества или отходы не относятся к классу опасных химических или
биологических веществ, не подпадает под признаки преступления,
установленного данной статьей.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998
г. N 14 "О практике применения судами законодательства об
ответственности за экологические правонарушения"(РГ. 1998. 24
нояб.) разъясняется, что причинение вреда здоровью человека
выражается в расстройстве здоровья, временной или постоянной
утрате трудоспособности, причинении тяжкого, средней тяжести или
легкого вреда одному или нескольким лицам (п.4). Причинение вреда
окружающей среде может выразиться в гибели диких животных и лесов,
растений, загрязнении водных объектов и гибели водных
биологических ресурсов, загрязнении атмосферного воздуха и т.п. С
момента наступления одного из таких последствий преступление
считается оконченным.
В случае, если такое преступление совершено в зоне
экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической
ситуации, то ответственность наступает по ч.2 ст.254 УК.
Субъектом преступления, предусмотренного ст.254 УК, является
лицо, достигшее 16 лет, которое ведет хозяйственную или иную
деятельность, связанную с применением удобрений, стимуляторов
роста растений, ядохимикатов и других опасных химических или
биологических веществ.
Субъективная сторона этого преступления характеризуется виной
в форме косвенного умысла. Лицо осознает, что нарушает правила
обращения с опасными химическими или биологическими веществами,
предвидит возможность наступления неблагоприятных экологических
последствий, возможность причинения вреда здоровью человека или
окружающей среде. Однако это лицо сознательно допускает
наступление таких последствий либо относится к этому безразлично.
Что касается отношения лица к такому последствию, как смерть
человека, предусмотренному частью третьей данной статьи, то оно
выражается в форме неосторожности.