«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 7% |
Статья 75. Дисциплинарная ответственность за земельные
правонарушения
Статья 75 ЗК предусматривает применение мер дисциплинарного
воздействия за нарушение земельного законодательства. Меры
дисциплинарной ответственности предусмотрены Трудовым кодексом
РФ(РГ. 2001. 31 дек.) (ТК), а также иными законодательными актами,
указанными в настоящей статье. Согласно ст.192 ТК за совершение
дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее
исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых
обязанностей, работодатель имеет право применить следующие
дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по
соответствующим основаниям.
Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине
отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и
другие дисциплинарные взыскания. Не допускается применение
дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными
законами, уставами и положениями о дисциплине.
Порядок применения дисциплинарных взысканий урегулирован в
ст.193 ТК. Так, до применения дисциплинарного взыскания
работодатель должен затребовать от работника объяснение в
письменной форме. В случае отказа работника дать объяснение
составляется соответствующий акт. При этом отказ не является
препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца
со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника,
пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет
мнения представительного органа работников. Взыскание не может
быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка,
а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной
деятельности или аудиторской проверки позднее двух лет со дня его
совершения. Время производства по уголовному делу не включается в
указанные сроки. За каждый дисциплинарный проступок может быть
применено только одно дисциплинарное взыскание.
Приказ (распоряжение) работодателя о применении
дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку в
течение трех рабочих дней со дня его издания. В случае отказа
подписать приказ составляется соответствующий акт.
Допускается обжалование работником взыскания в
государственные инспекции труда или органы по рассмотрению
индивидуальных трудовых споров.
В соответствии со ст.194 ТК, если в течение года со дня
применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут
новому взысканию, то он считается не имеющим взыскания.
Работодатель имеет право до истечения года со дня применения
дисциплинарного взыскания снять его с работника по собственной
инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его
непосредственного руководителя или представительного органа
работников.
Статья 76. Возмещение вреда, причиненного земельными
правонарушениями
Принципы регулирования возмещения вреда определены в гл.59
ГК. В частности, п.1 ст.1064 ГК закрепляет общее правило о том,
что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также
вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению
в полном объеме лицом, причинившим вред.
Положения гражданского законодательства о возмещении вреда
находят отражение в земельном законодательстве. Согласно ст.62 ЗК
убытки, причиненные нарушением прав на землю, подлежат возмещению
в полном объеме, включая упущенную выгоду, в порядке,
предусмотренном гражданским законодательством.
Специфика земельных отношений, условий причинения вреда и его
содержания в случаях нарушения земельного законодательства
определяют особенности правового регулирования этих вопросов.
Содержание убытков, причиненных в результате земельного
правонарушения, заключается в следующем. Расходы, которые лицо,
чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для
восстановления нарушенного права, - это неиспользованные затраты
собственника земельного участка, составляющие его убытки и
подлежащие возмещению. Утрата или повреждение имущества может
выражаться в порче земель, утрате возможности ее обработки и
использовании в определенных целях. Под неполученным доходом
(упущенной выгодой) обычно понимается стоимость
сельскохозяйственной продукции, которую потерпевший получил бы со
своего участка, если бы его имущественные права не были нарушены.
Эти особенности определяют необходимость применения
специальных методов исчисления размера убытков, причиненных земле
как объекту природы. Ст.78 Федерального закона "Об охране
окружающей среды" предусматривает, что компенсация вреда
окружающей среде, причиненного нарушением законодательства,
осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного
суда. Вред возмещается в соответствии с утвержденными в
установленном порядке таксами и методиками исчисления вреда, а при
их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление
нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных
убытков, в том числе упущенной выгоды (п.3 ст.77 Закона).
Для определения размера возмещения убытков, причиненных в
результате порчи земли как природного объекта, применяются в
некоторых случаях специальные методики. Приказом Роскомзема от 10
ноября 1993 г. и Минприроды России от 18 ноября 1993 г. утвержден
Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель
химическими веществами. Эта методика устанавливает правила
исчисления размера ущерба, причиненного в результате загрязнения
земель (почв) химическими веществами, включая загрязнение земель
несанкционированными свалками промышленных, бытовых и других
отходов.
Денежные средства в возмещение ущерба направляются в
государственные внебюджетные экологические фонды. При отказе
виновных юридических и физических лиц от возмещения ущерба
средства взыскиваются в судебном порядке. Средства, взыскиваемые с
виновных юридических и физических лиц в возмещение ущерба,
используются на мероприятия по консервации загрязненных земель, по
выполнению специальных режимов их использования, восстановлению
загрязненных земель, устранению дальнейшего их загрязнения, для
возмещения убытков и вреда, причиненного в результате ухудшения
качества земель и ограничения их использования, возмещения потерь
сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, а также
на проведение обследований по выявлению загрязненных земель и
лабораторных анализов по определению степени их загрязнения.
Методика определения размера ущерба состоит в следующем.
Площади, глубина загрязнения земель и концентрация химических
веществ определяются на основе материалов по обследованию земель и
лабораторных анализов, проведенных на основании соответствующих
нормативных и методических документов.
Применяется также Методика определения ущерба окружающей
природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах,
утвержденная Минтопэнерго России 1 ноября 1995 г. Эта методика
предназначена для определения ущерба окружающей природной среде в
результате аварийных разливов нефти из-за отказов сооружений,
объектов или линейной части магистральных нефтепроводов.
Статья 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды"
предусматривает, что юридические и физические лица, причинившие
вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения,
порчи, уничтожения, нерационального использования природных
ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических
систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного
нарушения законодательства в области охраны окружающей среды,
обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с
законодательством. Вред окружающей среде, причиненный субъектом
хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой
имеется положительное заключение государственной экологической
экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной
среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом
хозяйственной и иной деятельности.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного
нарушением законодательства, осуществляется, согласно ст.78
Закона, исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного
состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том
числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами
рекультивационных и иных восстановительных работ, при их
отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления
размера вреда окружающей среде, утвержденными органами
исполнительной власти, осуществляющими государственное управление
в области охраны окружающей среды.
На практике нередки случаи причинения вреда землям источником
повышенной опасности. Статья 1079 ГК регулирует вопросы
ответственности за вред, причиненный деятельностью, создающей
повышенную опасность для окружающих. Так, юридические лица и
граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для
окружающих (использование транспортных средств, механизмов,
электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии,
взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление
строительной и иной связанной с нею деятельности и др.), обязаны
возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если
не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или
умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может
быть освобожден судом от ответственности полностью или частично
также по основаниям, предусмотренным п.2 и 3 ст.1083 ГК.
Освобождение от ответственности в этом случае возможно,
во-первых, если грубая неосторожность самого потерпевшего
содействовала возникновению или увеличению вреда. И во-вторых, суд
может уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином,
с учетом его имущественного положения, за исключением случаев,
когда вред причинен действиями, совершенными умышленно.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо
или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на
праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве
оперативного управления либо на ином законном основании (на праве
аренды, по доверенности на право управления транспортным
средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче
ему источника повышенной опасности и т.п.).
Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред,
причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из
его обладания в результате противоправных действий других лиц.
Ответственность за вред, причиненный источником повышенной
опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие
источником. При наличии вины владельца источника повышенной
опасности в противоправном изъятии этого источника из его
обладания ответственность может быть возложена как на владельца,
так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной
опасности.
Вопрос об отнесении деятельности предприятия, учреждения,
организации к числу представляющих повышенную экологическую
опасность решается в каждом конкретном случае отдельно. При этом
необходимо иметь в виду, что к источникам повышенной опасности
могут быть отнесены: промышленные предприятия, производящие
выбросы токсичных и других вредных веществ в природную среду,
сельскохозяйственные и лесные предприятия, использующие для
обработки полей и лесов химические вещества, транспортные средства
и т.п. Предприятия, учреждения, организации, деятельность которых
связана с повышенной опасностью для окружающей природной среды,
освобождаются от возмещения вреда, если докажут, что вред возник
вследствие непреодолимой силы.