«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки
Прочитано: 91% |
Статья 92. Земли для обеспечения космической деятельности
Правовой режим земель космического обеспечения получил свое
отражение в Законе РФ от 20 августа 1993 г. "О космической
деятельности" (в ред. от 29 ноября 1996 г.) (РГ. 1993. 6 окт.; СЗ
РФ. 1996. N 50. Ст.5609.). Согласно ст.18 этого Закона к числу
наземных и иных объектов космической инфраструктуры относятся:
космодромы; стартовые комплексы и пусковые установки;
командно-измерительные комплексы; центры и пункты управления
полетами космических объектов; пункты приема, хранения и обработки
информации; базы хранения космической техники; районы падения
отделяющихся частей космических объектов; полигоны посадки
космических объектов и взлетно-посадочные полосы; объекты
экспериментальной базы для отработки космической техники; центры и
оборудование для подготовки космонавтов; другие наземные
сооружения и техника, используемые при осуществлении космической
деятельности. Выделение земельных участков и использование их под
объекты космической инфраструктуры и прилегающие к ним зоны
отчуждения осуществляются в соответствии с земельным
законодательством РФ.
Постановление Правительства РФ от 31 мая 1995 г. N 536 "О
порядке и условиях эпизодического использования районов падения
отделяющихся частей ракет" (в ред. от 24 марта 1998 г.) (СЗ РФ.
1995. N 23. Ст.2235; 1998. N 14. Ст.1587.) определяет правовой
режим земель, являющихся районами падения отделяющихся частей
космических объектов. Правовой режим таких земель весьма
специфичен.
Органы исполнительной власти субъектов РФ выделяют
Министерству обороны РФ земельные участки для падения отделяющихся
частей ракет при проведении пусков ракет с космодромов и
полигонов. Использование районов падения осуществляется на
основании договоров, заключаемых Министерством обороны РФ с
органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых
находятся эти районы. В этих договорах предусматривается:
установление местоположения и размеров районов падения,
периодичности и продолжительности их использования, а также
порядка оповещения о предстоящих пусках ракет и обеспечения
безопасности населения и окружающей среды;
обеспечение Министерством обороны РФ совместно с органами
исполнительной власти субъектов РФ и органами местного
самоуправления безопасности населения и возмещения затрат,
связанных с оповещением и эвакуацией населения из районов падения
на период проведения пусков ракет;
установление порядка возмещения Министерством обороны РФ
причиненного ущерба и приведения районов падения в состояние,
пригодное для хозяйственного использования, и некоторые другие
вопросы.
На Министерство обороны РФ возлагается обязанность возмещать
собственникам земельных участков, землепользователям,
землевладельцам и арендаторам прямой материальный и экологический
ущерб, причиненный в результате падения отделяющихся частей ракет.
Ущерб возмещается по представлению заключений совместных комиссий
Министерства обороны РФ, Министерства РФ по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий, Минприроды России и органов исполнительной власти
соответствующих субъектов РФ.
Постановлением Правительства РФ от 24 марта 1998 г. N 350 "О
внесении изменений и дополнений в постановление Правительства
Российской Федерации от 31 мая 1995 г. N 536 "О порядке и условиях
эпизодического использования районов падения отделяющихся частей
ракет" (СЗ РФ. 1998. N 14. Ст.1587.) утверждена Методика расчета
компенсационных выплат субъектам РФ за разовое использование
районов падения при проведении запусков космических аппаратов (за
исключением запусков в интересах обороны, безопасности страны и в
соответствии с Федеральной космической программой).
Статья 93. Земли обороны и безопасности
1. Согласно ст.1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. "Об
обороне" (с изм. от 30 декабря 1999 г.) (СЗ РФ. 1996. N 23.
Ст.2750; РГ. 2000. 6 янв.) земли, леса, воды и другие природные
ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам РФ, другим войскам,
воинским формированиям и органам, находятся в федеральной
собственности. Земли, леса, воды и другие природные ресурсы,
находящиеся в собственности субъектов РФ, органов местного
самоуправления, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил РФ,
других войск, воинских формирований и органов только в
соответствии с законодательством РФ.
К компетенции Министерства обороны РФ согласно Положению о
нем, утвержденному Указом Президента РФ от 11 ноября 1998 г. N
1357 (СЗ РФ. 1998. N 46. Ст.5652.), относится, в частности,
осуществление расквартирования войск, а также организация
строительства и эксплуатации объектов военной инфраструктуры в
Вооруженных Силах. Преимущественно в этих целях осуществляется
использование земель для нужд обороны. На них располагаются
обособленные военные городки общевойсковых, военно-воздушных,
военно-морских, ракетных и других частей, расположенных вне черты
населенных пунктов; военные городки при полигонах, арсеналах,
научно-исследовательских институтах, учреждениях и предприятиях,
имеющие регламентированный Министерством обороны РФ режим
деятельности, иные объекты, которые предназначены для
расквартирования и обслуживания военнослужащих и членов их семей,
и объекты военной ифраструктуры, в том числе военнно-морские базы
и пункты базирования военных кораблей. Особенностью правового
режима этих земель является установление запретных зон.
Исходя из характера отношений РФ с сопредельным государством
на отдельных участках Государственной границы пограничная зона
может не устанавливаться. Пределы пограничной зоны определяются,
предупреждающие знаки устанавливаются решениями органов
исполнительной власти субъектов РФ по представлениям старших
должностных лиц органов и войск Федеральной пограничной службы РФ
на территориях субъектов РФ.
Конкретное содержание, пространственные и временные пределы
действия предусмотренных Законом правил пограничного режима, круг
лиц, в отношении которых те или иные из указанных правил
действуют, устанавливаются решениями органов исполнительной власти
субъектов РФ по согласованию со старшими должностными лицами
органов и войск Федеральной пограничной службы РФ на территориях
субъектов РФ и подлежат опубликованию.
Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, связанная с
пользованием землями, лесами, недрами, водами, проведение массовых
общественно-политических, культурных и других мероприятий в
пограничной зоне регулируются федеральными законами, законами и
иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Конкретные
работы, мероприятия проводятся с разрешения органов и войск
Федеральной пограничной службы РФ (ст.18 Закона).
Кроме того, в соответствии со ст.19 Закона в целях
недопущения переноса заразных болезней через Государственную
границу может быть запрещено или ограничено содержание и выпас
скота в полосе местности (карантинной полосе) вдоль
Государственной границы на суше. Карантинная полоса, ее ширина,
порядок ее ограждения, ветеринарный режим на ней устанавливаются
Минсельхозом России или по его поручению органами ветеринарного
надзора субъектов РФ.
3. В соответствии с Законом РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О
закрытом административно-территориальном образовании" (в ред. от
31 декабря 1999 г.) (ВВС РФ. 1992. N 33. Ст.1915; РГ. 2000. 5
янв.) закрытым административно-территориальным образованием
признается имеющее органы местного самоуправления территориальное
образование, в пределах которого расположены промышленные
предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации
оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других
материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается
особый режим безопасного функционирования и охраны государственной
тайны, включающий специальные условия проживания граждан.
Содержание правового режима этих земель подчинено назначению
указанных объектов.
Закрытое административно-территориальное образование является
административно-территориальной единицей. Территория и границы
закрытого административно-территориального образования
определяются исходя из особого режима безопасного функционирования
предприятий и объектов, а также с учетом потребностей развития
населенных пунктов. Границы закрытого
административно-территориального образования могут не совпадать с
границами субъектов РФ и районов, входящих в их состав. В ведение
районов местного самоуправления закрытого
административно-территориального образования передаются другие
населенные пункты, расположенные на его территории.
Населенные пункты, расположенные в закрытом
административно-территориальном образовании, имеют официальные
географические названия и вносятся в соответствующие
картографические и иные документы, за исключением случаев,
специально устанавливаемых Правительством РФ.
В случае установления вредного воздействия предприятий и
объектов, расположенных в закрытых административно-территориальных
образованиях, на территории, прилегающей к границам закрытого
административно-территориального образования, этим территориям в
соответствии с положением, утверждаемым Правительством РФ,
присваивается статус зоны воздействия. Перечень зон воздействия,
их границы, режим землепользования, экологические мероприятия,
социальные гарантии и компенсации гражданам, проживающим на этих
территориях, определяются в соответствии с положением,
утверждаемым Правительством РФ.
Закрытое административно-территориальное образование
находится в ведении федеральных органов государственной власти по
вопросам:
установления административной подчиненности, границ
указанного образования и земель, отводимых предприятиям и (или)
объектам;
определения полномочий органов государственной власти
субъектов РФ в отношении указанного образования;
обеспечения особого режима безопасного функционирования
предприятий и (или) объектов, включающего специальные условия
проживания граждан, охраны общественного порядка и обеспечения
противопожарной безопасности.
Порядок установления и содержание особого режима на
территориях, объявленных закрытыми
административно-территориальными образованиями, регулируются
Положением об обеспечении особого режима в закрытом
административно-территориальном образовании, на территории
которого расположены объекты Минобороны РФ, утвержденным
постановлением Правительства РФ от 26 июня 1998 г. N 655 (СЗ РФ.
1998. N 27. Ст.3180.) и Положением о порядке обеспечения особого
режима в закрытом административно-территориальном образовании, на
территории которого расположены объекты Минатомэнерго РФ,
утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N
693 (в ред. от 3 апреля 1997 г.) (СЗ РФ. 1997. N 14. Ст.1637.).
Решение о создании (упразднении) закрытого
административно-территориального образования принимается
Президентом РФ. Предложение о создании (упразднении) закрытого
административно-территориального образования вносится
Правительством РФ. Предложения об установлении административной
подчиненности, об определении границ и об отводе земель
создаваемого (упраздняемого) закрытого
административно-территориального образования вносятся
Правительством РФ по согласованию с органами государственной
власти субъектов РФ, в ведении которых находятся соответствующие
территории.
Особый режим безопасного функционирования предприятий и
объектов в закрытом административно-территориальном образовании
включает:
установление контролируемых и запретных зон по границе и в
пределах указанного образования;
ограничения на въезд и постоянное проживание граждан на его
территории;
огра ничения на полеты летательных аппаратов над его
территорией;
ограничения на право ведения хозяйственной и
предпринимательской деятельности, владения, пользования и
распоряжения землей, природными ресурсами, недвижимым имуществом,
вытекающие из ограничений на въезд и постоянное проживание.
Особенности правового режима использования земель в закрытом
административно-территориальном образовании согласно ст.6
указанного Закона заключаются в следующем. Земли закрытого
административно-территориального образования в соответствии с их
основным целевым назначением могут включать в себя земли
населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных
пунктов), земли промышленности, обороны и иные земли,
предусмотренные земельным законодательством РФ. Земли, занимаемые
предприятиями и объектами, по роду деятельности которых созданы
закрытые административно-территориальные образования, находятся в
федеральной собственности и передаются в постоянное (бессрочное)
пользование этим предприятиям и объектам.
Решения об отнесении иных земель, включая зоны безопасности и
санитарно-защитные зоны, к землям федеральной собственности на
территории конкретного закрытого административно-территориального
образования принимаются Правительством РФ по согласованию с
органами государственной власти субъектов РФ и органами местного
самоуправления закрытого административно-территориального
образования. Управление этими землями осуществляется
Правительством РФ.
Земли закрытого административно-территориального образования,
за исключением земель, находящихся в федеральной собственности,
находятся в ведении органов местного самоуправления данного
образования.
В закрытом административно-территориальном образовании по
согласованию с органами местного самоуправления может
устанавливаться особый режим использования земель. Органы
государственной власти субъектов РФ принимают меры по
предоставлению земельных участков в ведение органов местного
самоуправления закрытого административно-территориального
образования для удовлетворения потребностей населения в развитии
садоводства, огородничества, сельскохозяйственного производства,
жилищного и дачного строительства за пределами указанного
образования.
4. В законодательстве предусмотрены специальные требования
применительно к размещению и эксплуатации объектов по хранению и
уничтожению химического оружия. В качестве такого объекта
признается совокупность специально выделенной и охраняемой
территории, на которой постоянно находится химическое оружие, и
расположенного на этой территории комплекса основных и
вспомогательных сооружений по его хранению. Эти требования
установлены в Федеральном законе от 2 мая 1997 г. N 76-ФЗ "Об
уничтожении химического оружия" (СЗ РФ. 1999. N 10. Ст.1234.).
Вокруг таких объектов устанавливаются зоны защитных мероприятий -
территория вокруг объекта по хранению химического оружия или
объекта по уничтожению химического оружия, в пределах которой
осуществляется специальный комплекс мероприятий, направленных на
обеспечение коллективной и индивидуальной защиты граждан, защиты
окружающей среды от возможного воздействия токсичных химикатов
вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций; площадь указанной
зоны зависит от расчетного или нормируемого безопасного уровня
загрязнения окружающей среды и утверждается Правительством РФ.
Так, согласно ст.2 Закона уничтожение химического оружия
осуществляется на объектах по уничтожению химического оружия,
расположенных на территориях субъектов РФ, где размещены объекты
по хранению химического оружия. Места размещения объектов по
уничтожению химического оружия, а также маршруты перевозки
химического оружия согласовываются с органами государственной
власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, на
территориях которых размещены объекты по хранению химического
оружия.
Положение о зоне защитных мероприятий, устанавливаемой вокруг
объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению
химического оружия, утвержденное постановлением Правительства РФ
от 24 февраля 1999 г. N 208, определяет порядок установления и
функционирования зоны защитных мероприятий вокруг объектов по
хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического
оружия. В Положении определены принципы расчета площади зоны
защитных мероприятий. Исходными данными для расчета площади такой
зоны для конкретного объекта являются: характеристики чрезвычайной
ситуации; физико-химические свойства токсичных химикатов;
токсикологические характеристики токсичных химикатов;
распределение (плотность) населения, проживающего и работающего
вокруг объектов; метеорологические данные для конкретной
местности; топографические данные для конкретной местности;
критерии риска возникновения чрезвычайной ситуации на конкретном
объекте.
Расчет площади зоны защитных мероприятий, устанавливаемой
вокруг объектов, осуществляется, как правило, на этапе
проектирования этих объектов согласно методике определения площади
зоны защитных мероприятий, утвержденной Минобороны РФ по
согласованию с заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти. На основании рассчитанных значений площади
зоны защитных мероприятий осуществляется определение ее границ на
местности. Если расчетное значение площади зоны защитных
мероприятий окажется менее размера санитарно-защитной зоны,
принятой для конкретного объекта, то зона защитных мероприятий
устанавливается по границе санитарно-защитной зоны. В случае
прохождения границы зоны защитных мероприятий через
административные границы населенного пункта (село, район, город и
т.д.) этот пункт полностью включается в зону защитных мероприятий.
В зонах защитных мероприятий осуществляется специальный
комплекс защитных мероприятий. Эти мероприятия осуществляются в
соответствии с нормативными документами, регламентирующими
деятельность оперативной (дежурной) и аварийно-спасательной служб
объектов, а также сил единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и применяются
на всей площади зоны защитных мероприятий. Различается два вида
указанных мероприятий: мероприятия, проводимые заблаговременно, а
также мероприятия, осуществляемые при возникновении чрезвычайной
ситуации.
Специальный комплекс защитных мероприятий определяется
планами действий по предупреждению возникновения чрезвычайных
ситуаций при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению
химического оружия и ликвидации их последствий, разрабатываемыми
для каждого объекта отдельно. Основными элементами планов действий
по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций при
проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического
оружия, разрабатываемых заблаговременно, являются: подготовка
должностных лиц и населения к действиям при возникновении угрозы
чрезвычайных ситуаций, связанных с проведением работ по хранению,
перевозке и уничтожению химического оружия; мониторинг окружающей
среды на объектах и в пределах зоны защитных мероприятий по
контролю за соблюдением расчетных или нормируемых безопасных
уровней загрязнения окружающей среды; прогноз последствий
чрезвычайных ситуаций; мониторинг здоровья персонала объектов и
граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий;
порядок принятия решений при возникновении чрезвычайных ситуаций и
т.д.
Специальный комплекс защитных мероприятий для каждого объекта
при возникновении чрезвычайной ситуации предусматривает:
оперативное оповещение руководства (командования) и персонала
объекта, сил единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, медицинских учреждений, органов
местного самоуправления и граждан, находящихся в опасном секторе
зоны защитных мероприятий, о возникновении чрезвычайной ситуации и
возможных ее последствиях; прогноз развития чрезвычайной ситуации,
определение направлений распространения токсичных химикатов,
расчет возможных уровней загрязнения объектов окружающей среды в
опасном секторе зоны защитных мероприятий и приведение в действие
элементов специального комплекса защитных мероприятий; оперативное
оповещение граждан о применении ими необходимых мер защиты;
использование гражданами средств индивидуальной и коллективной
защиты; эвакуацию граждан, а также сельскохозяйственных животных
из опасного сектора зоны защитных мероприятий в безопасные районы;
медицинскую помощь пострадавшим; локализацию источников заражения;
оценку последствий воздействия токсичных химикатов для граждан и
окружающей среды и принятие необходимых мер по реабилитации и др.
В границах санитарно-защитной зоны объекта ответственность за
выполнение и обеспечение специального комплекса защитных
мероприятий возлагается на его руководителя. За границами
санитарно-защитной зоны в пределах зоны защитных мероприятий
ответственность за организацию и осуществление специального
комплекса защитных мероприятий возлагается на федеральные органы
исполнительной власти, осуществляющие выполнение работ по
хранению, перевозке и уничтожению химического оружия,
государственного заказчика работ по уничтожению химического оружия
и органы исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого
находится объект.
Обязанность организации комплекса работ по уничтожению
химического оружия возложена на Федеральное управление по
безопасному хранению и уничтожению химического оружия.
Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2001 г. N 87
утверждено Положение о Федеральном управлении по безопасному
хранению и уничтожению химического оружия при Российском агентстве
по боеприпасам (СЗ РФ. 2001. N 7. Ст.655.).
Основными задачами Федерального управления являются
организация выполнения работ по безопасному хранению, перевозке и
уничтожению запасов химического оружия; уничтожение аварийных
химических боеприпасов в местах их хранения; создание объектов по
уничтожению химического оружия; информирование населения и
общественных организаций в регионах (районах) размещения объектов
по хранению и уничтожению химического оружия по вопросам
обеспечения безопасности населения и защиты окружающей среды при
проведении работ с химическим оружием; осуществление мероприятий
по предупреждению чрезвычайных ситуаций при хранении, перевозке и
уничтожении химического оружия, ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций в случае их возникновения и проведение
спасательных работ.
Федеральное управление организует и осуществляет мероприятия
по безопасному хранению, перевозке и уничтожению химического
оружия; организует учет отравляющих веществ, боеприпасов
реактивной и ствольной артиллерии, боевых частей ракет и
авиационных средств поражения в снаряжении отравляющими
веществами; обеспечивает безопасность объектов по хранению
химического оружия; участвует в работах, связанных с
проектированием, строительством и техническим оснащением объектов
по уничтожению химического оружия; организует и осуществляет
мероприятия по обеспечению экологической безопасности хранения,
перевозки и уничтожения запасов химического оружия и др.