«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 2% |
В комментируемой статье устанавливаются основные понятия,
применяемые в отношении упрощенной системы налогообложения. В
данной статье НК впервые использовано понятие "общий режим
налогообложения" (общая система налогообложения), означающее режим
налогообложения, в соответствии с которым организации и
индивидуальные предприниматели исполняют обязанности по уплате
всех видов налогов и сборов, предусмотренных действующим
законодательством РФ о налогах и сборах.
Специальным налоговым режимом признается особый порядок
исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного
периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных
НК и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. При
установлении специальных налоговых режимов элементы
налогообложения, а также налоговые льготы определяются в порядке,
предусмотренном НК.
К специальным налоговым режимам относятся:
- УСН субъектов малого предпринимательства;
- система налогообложения в СЭЗ;
- система налогообложения в ЗАТО;
- система налогообложения при выполнении договоров концессии
и СРП (см. ст.18 НК).
В соответствии с п.3 ст.18 Закона об основах налоговой
системы актами законодательства РФ о налогах и сборах может
предусматриваться установление специальных налоговых режимов
(систем налогообложения), в соответствии с которыми вводится
особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замена
предусмотренной ст.19-21 Закона об основах налоговой системы
совокупности налогов и сборов одним налогом. Установление и
введение в действие специальных налоговых режимов не относятся к
установлению и введению в действие новых налогов и сборов. Случаи
и порядок применения специальных налоговых режимов определяются
актами законодательства РФ о налогах и сборах.
1. УСН может применяться наряду с общим режимом
налогообложения, предусмотренным законодательством РФ о налогах и
сборах:
- организациями;
- индивидуальными предпринимателями.
Организация - понятие, используемое в НК, схожее с термином
гражданского законодательства "юридическое лицо", но имеющее
определенные отличия. По НК организациями являются юридические
лица, образованные в соответствии с законодательством РФ
(российские организации), а также иностранные юридические лица,
компании и другие корпоративные образования, обладающие
гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с
законодательством иностранных государств, международные
организации, их филиалы и представительства, созданные на
территории РФ (иностранные организации).
Индивидуальный предприниматель - термин НК, означающий
физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и
осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица. К индивидуальным предпринимателям
приравниваются также частные нотариусы, частные охранники, частные
детективы. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица, но не
зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в
нарушение требований гражданского законодательства РФ, при
исполнении обязанностей, возложенных на них НК, не вправе
ссылаться на то, что они не являются индивидуальными
предпринимателями (см. п.2 ст.11 НК). До введения в действие ч.1
НК в актах законодательства РФ о налогах и сборах использовалось
эквивалентное понятие "предприниматель без образования
юридического лица" (ПБОЮЛ).
Физическое лицо - термин законодательства о налогах и сборах,
объединяющий следующие категории налогоплательщиков: граждан
Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Физическое лицо в гражданском праве - термин, употребляемый для
обозначения человека (гражданина) как участника правоотношений.
В НК и других актах законодательства о налогах и сборах в
зависимости от контекста термин "лица (лицо)" может означать
организацию (см. ст.246 НК) и (или) физическое лицо.
Переход к УСН или возврат к общему режиму налогообложения
осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями
добровольно в порядке, предусмотренном гл.26.2 НК.
Следует отметить, что в комментируемой главе НК установлены:
- ограничения по применению УСН организациями и
индивидуальными предпринимателями (см. коммент. к ст.346.12 НК);
- порядок и условия начала и прекращения применения
упрощенной системы налогообложения (см. коммент. к ст.346.13 НК);
- особенности исчисления налоговой базы при переходе с общего
режима налогообложения на УСН и с УСН на общий режим
налогообложения (см. коммент. к ст.346.25 НК).
2. При применении УСН организациями уплата единого налога,
исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций
за налоговый период, заменяет уплату:
- налога на прибыль организаций;
- налога с продаж;
- налога на имущество организаций;
- единого социального налога.
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения,
не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС,
подлежащего уплате в соответствии с НК при ввозе товаров на
таможенную территорию РФ (см. подразд. 2.1) .
Налог на добавленную стоимость (НДС) - федеральный налог; вид
таможенного платежа; налог, взимание которого возложено на
таможенные органы РФ. Первоначально введен Законом РФ от 06.12.91
N 1992-I "О налоге на добавленную стоимость"*(9). С 1 января 2001
г. взимается на основании гл.21 НК.
Налогоплательщиками НДС признаются:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с
перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в
соответствии с ТК (см. ст.143 НК).
В ст.145 НК установлены правила и порядок освобождения от
исполнения обязанностей налогоплательщика. В общем порядке (вне
применения УСН) организации и индивидуальные предприниматели имеют
право на освобождение от исполнения обязанностей
налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если
за 3 предшествующих последовательных календарных месяца сумма
выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или
индивидуальных предпринимателей без учета НДС и налога с продаж не
превысила в совокупности 1 млн руб. Это право не распространяется
на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих
подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье. Лица,
претендующие на освобождение от исполнения обязанностей
налогоплательщика, должны представить соответствующее письменное
заявление и документы, подтверждающие право на такое освобождение,
в налоговый орган по месту своего учета. Освобождение производится
на срок, равный 12 последовательным календарным месяцам. По
истечении указанного срока организации и индивидуальные
предприниматели, которые были освобождены от исполнения
обязанностей налогоплательщика, представляют в налоговые органы
письменное заявление и документы, подтверждающие, что в течение
указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров
(работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж за каждые 3
последовательных календарных месяца в совокупности не превышала 1
млн руб.
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения,
производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование в соответствии с законодательством РФ (см. подразд.
2.2).
Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими УСН, в
соответствии с общим режимом налогообложения.
3. Применение УСН индивидуальными предпринимателями и уплата
ими единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной
деятельности за налоговый период, предусматривает замену уплаты
следующих налогов:
- налога на доходы физических лиц (в отношении доходов,
полученных от осуществления предпринимательской деятельности);
- налога с продаж;
- налога на имущество (в отношении имущества, используемого
для осуществления предпринимательской деятельности);
- торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в
розлив;
- торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным
маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми
культурами;
- приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за
исключением металлолома;
- реализации предметов религиозного культа и религиозной
литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и
церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним
территориях, в иных местах, предоставленных религиозным
организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях
религиозных организаций, зарегистрированных в порядке,
установленном законодательством РФ;
- продажи по номинальной стоимости государственных знаков
почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на
почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.
Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в
отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов,
районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне,
утвержденном органом государственной власти субъекта РФ, могут
осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с
использованием платежных карт без применения ККТ (п.3 ст.2 Закона
о применении ККТ).
Порядок совершения кредитными организациями кассовых операций
с применением ККТ определяется ЦБ РФ (п.1 ст.2 Закона о применении
ККТ).
Организации (за исключением кредитных организаций) и
индивидуальные предприниматели, применяющие ККТ, обязаны (ст.5
Закона о применении ККТ):
осуществлять регистрацию ККТ в налоговых органах;
применять при осуществлении наличных денежных расчетов и
(или) расчетов с использованием платежных карт исправную ККТ,
опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в
налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных
средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на
контрольной ленте и в фискальной памяти);
выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных
денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт
в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки;
обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке
документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в
эксплуатацию и применением ККТ, а также обеспечивать должностным
лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с
п.1 ст.7 Закона о применении ККТ беспрепятственный доступ к
соответствующей ККТ, предоставлять им указанную документацию;
производить при первичной регистрации и перерегистрации ККТ
введение в фискальную память контрольно-кассовой техники
информации и замену накопителей фискальной памяти с участием
представителей налоговых органов.
Кредитные организации, применяющие ККТ в соответствии со ст.2
Закона о применении ККТ, обязаны (ст.6 данного Закона):
соблюдать требования, устанавливаемые ЦБ РФ в соответствии с
п.2 ст.4 указанного Закона;
применять ККТ, которая должна быть оснащена защищенными от
несанкционированного доступа программными продуктами;
предоставлять в налоговые органы по их запросам информацию в
порядке, предусмотренном федеральными законами.
Все предприятия обязаны вывешивать в доступном покупателю
(клиенту) месте ценники на продаваемые товары (прейскуранты на
оказываемые услуги), которые должны соответствовать документам,
подтверждающим объявленные цены и тарифы.
Требования к ККТ, используемой организациями и
индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее
регистрации и применения определяются Правительством РФ (см. ст.4
Закона о применении ККТ).
При этом ККТ, применяемая организациями (за исключением
кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями,
должна:
быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета
организации или индивидуального предпринимателя в качестве
налогоплательщика;
быть исправна, опломбирована в установленном порядке;
иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном
режиме.
Порядок применения кредитными организациями ККТ и
используемых к ней программных продуктов утверждается ЦБ РФ.
Фискальный режим - режим функционирования ККТ, обеспечивающий
регистрацию фискальных данных в фискальной памяти.
При осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов
с использованием платежных карт на территории РФ применяются
модели ККТ, включенные в Государственный реестр ККТ (ст.3 Закона о
применении ККТ).
Порядок введения Государственного реестра ККТ, требования к
его структуре и составу сведений, а также федеральный орган
исполнительной власти, уполномоченный осуществлять введение
Государственного реестра ККТ, определяются Правительством РФ.
ЦБ РФ направляет в федеральный орган исполнительной власти,
уполномоченный осуществлять ведение Государственного реестра ККТ,
сведения о ККТ, разрешенной к применению кредитными организациями,
а также об используемых в ней программных продуктах.
Государственный реестр ККТ подлежит официальному
опубликованию в установленном порядке. Изменения и дополнения,
вносимые в Государственный реестр ККТ, подлежат официальному
опубликованию в 10-дневный срок со дня принятия таких изменений и
дополнений.
В случае исключения из Государственного реестра ККТ ранее
применявшихся моделей ККТ их дальнейшая эксплуатация
осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации.
Налоговые органы (см. ст.7 Закона о применении ККТ):
осуществляют контроль за соблюдением организациями и
индивидуальными предпринимателями требований указанного Закона;
осуществляют контроль за полнотой учета выручки в
организациях и у индивидуальных предпринимателей;
проверяют документы, связанные с применением организациями и
индивидуальными предпринимателями ККТ, получают необходимые
объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при
проведении проверок;
проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными
предпринимателями кассовых чеков;
налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены КоАП
(ст.14.5), на организации и индивидуальных предпринимателей,
которые нарушают требования Закона о применении ККТ.
Органы внутренних дел взаимодействуют в пределах своей
компетенции с налоговыми органами при осуществлении последними
указанных в ст.7 Закона о применении ККТ контрольных функций.
3. Действие полномочий налоговых органов, предусмотренных п.1
ст.7, не распространяется на кредитные организации. Контроль за
соблюдением кредитными организациями требований указанного Закона
осуществляет ЦБ РФ.
Представление статистической отчетности в Российской
Федерации осуществляется в целях проведения статистического
наблюдения. Статистическое наблюдение представляет собой
систематический сбор информации о массовых явлениях (например,
отчетности, переписи) по заранее определенной программе. Формы
государственных статистических наблюдений (государственной
статистической отчетности), порядок их заполнения и представления
утверждаются Госкомстатом России. Формы ведомственных
статистических наблюдений, проводимых федеральными органами
исполнительной власти, согласовываются с Госкомстатом России.
Представление форм и сведений государственного статистического
наблюдения осуществляется в соответствии с постановлениями
Госкомстата России, например постановлением от 03.09.02 N 172 "Об
утверждении статистического инструментария для организации
государственного статистического наблюдения на 2003 год"*(12).
В соответствии со ст.13.19 КоАП нарушение должностным лицом,
ответственным за представление статистической информации,
необходимой для проведения государственных статистических
наблюдений, порядка ее представления, а равно представление
недостоверной статистической информации влечет наложение
административного штрафа в размере от 30 до 50 МРОТ.
5. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие
УСН, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых
агентов, предусмотренных НК.
Налоговый агент - термин, используемый в законодательстве о
налогах и сборах РФ и налоговых законодательствах ряда стран. В
Российской Федерации термин "налоговый агент" означает лицо, на
которое в соответствии с НК возложены обязанности по исчислению,
удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий
бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговые агенты имеют те же
права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено НК (см.
ст.24).
Налоговые агенты обязаны:
1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств,
выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты
(внебюджетные фонды) соответствующие налоги;
2) в течение 1 месяца письменно сообщать в налоговый орган по
месту своего учета о невозможности удержать налог у
налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;
3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов,
удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов,
в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
4) представлять в налоговый орган по месту своего учета
документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью
исчисления, удержания и перечисления налогов.
Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке,
предусмотренном НК для уплаты налога налогоплательщиком. За
неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него
обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии
с законодательством РФ.
Обязанности налогового агента по налогу на доходы физических лиц
Особенности исчисления, порядок и сроки уплаты налога на
доходы физических лиц налоговыми агентами установлены в ст.226 НК.
Российские организации, индивидуальные предприниматели и
постоянные представительства иностранных организаций в Российской
Федерации, от которых или в результате отношений с которыми
налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у
налогоплательщика и уплатить сумму налога с учетом следующих
особенностей. Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается
и уплачивается коллегиями адвокатов (их учреждениями). Указанные
российские организации, индивидуальные предприниматели и
постоянные представительства иностранных организаций, коллегии
адвокатов (адвокатские палаты) и их учреждения в Российской
Федерации именуются в гл.23 НК налоговыми агентами.
Исчисление сумм и уплата налога на доходы физических лиц
производятся в отношении всех доходов налогоплательщика,
источником которых является налоговый агент, за исключением
доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога
осуществляются с зачетом ранее удержанных сумм налога.
Исчисление сумм налога на доходы физических лиц производится
налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода
по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в
отношении которых применяется налоговая ставка 13%, начисленным
налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в
предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога. Сумма
налога применительно к доходам, в отношении которых применяются
иные налоговые ставки, исчисляется налоговым агентом отдельно по
каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.
Исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных
налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных
другими налоговыми агентами сумм налога.
Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога на
доходы физических лиц непосредственно из доходов налогоплательщика
при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика
начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет
любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом
налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных
средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При
этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы
выплаты.
При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную
сумму налога налоговый агент обязан в течение 1 месяца с момента
возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в
налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать
налог и сумме задолженности налогоплательщика. Невозможностью
удержать налог, в частности, признаются случаи, когда заведомо
известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма
начисленного налога, превысит 12 месяцев.
Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и
удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке
наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня
перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета
налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в
банках. В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы
исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за
днем фактического получения налогоплательщиком дохода,для доходов,
выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем
фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов,
полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде
материальной выгоды.
Совокупная сумма налога на доходы физических лиц, исчисленная
и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении
которого он признается источником дохода, уплачивается по месту
учета налогового агента в налоговом органе. Налоговые агенты -
российские организации, имеющие обособленные подразделения,
обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по
месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего
обособленного подразделения. Сумма налога, подлежащая уплате в
бюджет по месту нахождения обособленного подразделения,
определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению,
начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных
подразделений.
Удержанная налоговым агентом из доходов физических лиц, в
отношении которых он признается источником дохода, совокупная
сумма налога на доходы физических лиц, превышающая 100 руб.,
перечисляется в бюджет в установленном порядке. Если совокупная
сумма удержанного налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет
менее 100 руб., она добавляется к сумме налога, подлежащей
перечислению в бюджет в следующем месяце, но не позднее декабря
текущего года.
Уплата налога на доходы физических лиц за счет средств
налоговых агентов не допускается. При заключении договоров и иных
сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в
соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты
принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой
налога за физических лиц (см. ст.226 НК).
Налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту
своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового
периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде
налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим
налоговым периодом. Налоговые органы направляют эти сведения
налоговым органам по месту жительства физических лиц. При этом не
представляются сведения о выплаченных доходах индивидуальным
предпринимателям за приобретенные у них товары, продукцию или
выполненные работы (оказанные услуги) в том случае, если эти
индивидуальные предприниматели предъявили налоговому агенту
документы, подтверждающие:
- государственную регистрацию в качестве предпринимателей без
образования юридического лица;
- постановку на учет в налоговых органах.
Налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениям
справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных
суммах налога (см. ст.230 НК).
Обязанности налогового агента по налогу на прибыль организаций
В ст.310 НК установлены особенности исчисления и уплаты
налога на прибыль организаций с доходов, полученных иностранной
организацией от источников в Российской Федерации, удерживаемого
налоговым агентом (подлежащего налогообложению у источника
выплаты).
Налог с доходов, полученных иностранной организацией от
источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается
российской организацией или иностранной организацией,
осуществляющей деятельность в России через постоянное
представительство, выплачивающими доход иностранной организации
при каждой выплате доходов, указанных в п.1 ст.309 НК за
исключением случаев, предусмотренных п.2 ст.310 НК, в валюте
выплаты дохода.
Налог с доходов в виде дивидендов, выплачиваемых иностранной
организации - акционеру (участнику) российской организации,
исчисляется по ставке 15% (при этом налог исчисляется с учетом
особенностей, предусмотренных ст.275 НК).
Налог с доходов, полученных по государственным и
муниципальным эмиссионным ценным бумагам, условиями выпуска и
обращения которых предусмотрено получение доходов в виде
процентов, исчисляется по следующим налоговым ставкам:
- 15% - по доходу в виде процентов по государственным и
муниципальным ценным бумагам (кроме доходов по государственным и
муниципальным ценным бумагам, облагаемым по ставке 0%), условиями
выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде
процентов;
- 0% - по доходу в виде процентов по государственным и
муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 г.
включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям
государственного валютного облигационного займа 1999 г.,
эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего
государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях
обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего
валютного долга бывшего Союза ССР и внутреннего и внешнего
валютного долга РФ.
По налоговой ставке 20% налог на прибыль организаций
исчисляется со следующих видов доходов иностранной организации:
По налоговой ставке 24% (см. коммент. к п.1 ст.284 НК) налог
на прибыль организаций исчисляется со следующих видов доходов
иностранной организации:
- доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на
территории РФ;
- доходы от реализации акций (долей) российских организаций,
более 50% активов которых состоит из недвижимого имущества,
находящегося на территории РФ, а также финансовых инструментов,
производных от таких акций (долей). Доходы от реализации на
иностранных биржах (у иностранных организаторов торговли) ценных
бумаг или производных от них финансовых инструментов, обращающихся
на этих биржах, не признаются доходами от источников в Российской
Федерации.
Указанные доходы подлежат налогообложению у источника выплаты
дохода иностранной организации. При определении налоговой базы по
этим доходам из суммы таких доходов могут вычитаться расходы в
порядке, предусмотренном ст.268, 280 НК. Указанные расходы
иностранной организации учитываются при определении налоговой
базы, если к дате выплаты этих доходов в распоряжении налогового
агента, удерживающего налог с таких доходов в соответствии со
ст.310 НК, имеются представленные этой иностранной организацией
документально подтвержденные данные о таких расходах. В случае,
если эти расходы (расходы, указанные в п.4 ст.309 НК) не
признаются расходом для целей налогообложения, с таких доходов
налог исчисляется по ставке 20%.
Сумма налога на прибыль организаций, удержанного со всех
вышеперечисленных доходов иностранных организаций, перечисляется
налоговым агентом в федеральный бюджет одновременно с выплатой
дохода либо в валюте выплаты этого дохода, либо в валюте РФ по
официальному курсу ЦБ РФ на дату перечисления налога.
Налоговый агент обязан перечислить налог в бюджет в
исчисленной сумме, уменьшив соответствующим образом доход
иностранной организации, получаемый в неденежной форме в следующих
случаях:
если доход выплачивается иностранной организации в
натуральной или иной неденежной форме, в том числе в форме
осуществления взаимозачетов;
если сумма налога, подлежащего удержанию, превосходит сумму
дохода иностранной организации, получаемого в денежной форме.
Исчисление и удержание суммы налога на прибыль организаций с
доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производятся
налоговым агентом по всем видам доходов от источников в Российской
Федерации (доходов, указанных в п.1 ст.309 НК), во всех случаях
выплаты таких доходов, за исключением случаев:
1) когда налоговый агент уведомлен получателем дохода, что
выплачиваемый доход относится к постоянному представительству
получателя дохода в Российской Федерации, и в распоряжении
налогового агента находится нотариально заверенная копия
свидетельства о постановке получателя дохода на учет в налоговых
органах, оформленная не ранее чем в предшествующем налоговом
периоде по налогу на прибыль организаций;
2) когда в отношении дохода, выплачиваемого иностранной
организации, ст.284 НК предусмотрена налоговая ставка 0%;
3) выплаты доходов, полученных при выполнении СРП, если
законодательством РФ о налогах и сборах предусмотрено освобождение
таких доходов от удержания налога в Российской Федерации при их
перечислении иностранным организациям;
4) выплаты доходов, которые в соответствии с международными
договорами (соглашениями об избежании двойного налогообложения) не
облагаются налогом на прибыль организации в Российской Федерации,
при условии предъявления иностранной организацией налоговому
агенту подтверждения, предусмотренного п.1 ст.312 НК. При этом в
случае выплаты доходов российскими банками по операциям с
иностранными банками подтверждение факта постоянного
местонахождения иностранного банка в государстве, с которым
имеется международный договор (соглашение), регулирующий вопросы
налогообложения, не требуется, если такое местонахождение
подтверждается сведениями общедоступных информационных
справочников.
В случае выплаты налоговым агентом иностранной организации
доходов, которые в соответствии с международными договорами
(соглашениями об избежании двойного налогообложения) облагаются
налогом на прибыль организаций в Российской Федерации по
пониженным ставкам, исчисление и удержание суммы налога с доходов
производятся налоговым агентом по соответствующим пониженным
ставкам при условии предъявления иностранной организацией
налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п.1 ст.312 НК
(см. коммент.). При этом в случае выплаты доходов российскими
банками по операциям с иностранными банками подтверждение факта
постоянного местонахождения иностранного банка в государстве, с
которым имеется международный договор (соглашение), регулирующий
вопросы налогообложения, не требуется, если такое местонахождение
подтверждается сведениями общедоступных информационных
справочников.
Налоговый агент по итогам отчетного (налогового) периода по
налогу на прибыль организаций в сроки, установленные для
представления налоговых расчетов ст.289 НК, представляет
информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и
удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в
налоговый орган по месту своего нахождения по форме,
устанавливаемой МНС России.