«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 76% |
На первый взгляд, применение УСН для организаций и физических
лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей, приносит
указанным лицам значительные налоговые преимущества.
Действительно, уплата единого налога при применении УСН дает
организациям и индивидуальным предпринимателям право не платить
НДС (основная ставка НДС - 20%), налог с продаж (ставка налога-
5%), единый социальный налог. При этом индивидуальные
предприниматели освобождаются от уплаты единого социального налога
как по собственным доходам, так и по суммам выплат своим
работникам по трудовым договорам.
При применении УСН организации освобождаются от уплаты налога
на имущество организаций, а индивидуальные предприниматели
освобождаются от уплаты налога на имущество в отношении имущества,
используемого для осуществления предпринимательской деятельности.
Для налогоплательщиков, применяющих общий режим
налогообложения, предусмотрена возможность освобождения от
обязанностей налогоплательщика по НДС. Однако действующий порядок
освобождения от обязанностей налогоплательщика по НДС для
организаций, применяющих общий режим налогообложения, является
разрешительным. При применении УСН налогоплательщику не нужно
просить налоговый орган вынести решение об освобождении от
обязанностей налогоплательщика по НДС, так как он освобождается от
этих обязанностей на основании ст.346.11 НК.
Применение УСН значительно упрощает налоговый учет доходов,
расходов, отдельных видов имущества. Налогоплательщики
освобождаются от обязанностей по предоставлению многих видов
обязательной налоговой отчетности: по НДС, по налогу с продаж, по
налогу на имущество организаций. На налогоплательщиков,
применяющих УСН, не может быть распространена обязанность по
предоставлению ежемесячной отчетности.
Более того, организации вместо налога на прибыль организаций,
уплачиваемого при общем режиме налогообложения (основная налоговая
ставка - 24%), при применении УСН уплачивают единый налог по
налоговой ставке 15%.
При этом налогоплательщику, применяющему УСН, предоставляются
дополнительные преимущества в отношении приобретенных основных
средств. Если организация применяет общий режим налогообложения,
то расходы на приобретенные основные средства не включаются в
расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли. Такая
организация может лишь использовать начисление амортизации в
соответствии с нормами гл.25 НК. Таким образом, понесенные расходы
на приобретение основных средств в целях налогообложения будут
распределены на ряд лет в зависимости от сроков полезного
использования конкретных видов основных средств.
Налогоплательщики, применяющие УСН, вправе расходы на приобретение
основных средств (в отношении основных средств, приобретенных в
период применения УСН) учитывать в качестве расходов, вычитаемых
для целей определения налоговой базы, в момент ввода этих основных
средств в эксплуатацию. Если момент ввода основных средств в
эксплуатацию совпадает с датой их приобретения, то
налогоплательщик, применяющий УСН, уже в момент приобретения
основных средств вправе вычесть их полную стоимость при
определении своих налоговых обязательств за текущий отчетный
(налоговый) период.
Казалось бы, для тех налогоплательщиков, которые могут
применять УСН, вопрос о том, применять или не применять
налогоплательщику УСН, однозначно должен быть решен положительно.
Однако, решая этот вопрос, налогоплательщику, необходимо учитывать
следующее.
1. Доходы организаций как при применении УСН, так и при
применении общего режима налогообложения определяются одинаково.
Однако перечень расходов, которые разрешено учитывать в целях
определения налоговой базы, существенно отличается.
Организации, применяющие общий режим налогообложения при
отнесении конкретных затрат к расходам, учитываемым в целях
налогообложения, руководствуются нормами ст.252-270 гл.25 НК. При
этом важно подчеркнуть, что по налогу на прибыль организаций
расходами признаются любые затраты при условии, что они
произведены для осуществления деятельности, направленной на
получение дохода (с учетом правил, запретов и ограничений,
установленных в главе 25 НК).
Налогоплательщикам, применяющим УСН, для целей
налогообложения разрешено учитывать только 23 вида расходов,
перечисленных в п.1 ст.346.16 НК (перечень расходов, содержащийся
в указанном пункте, является исчерпывающим). При этом на
налогоплательщиков, применяющих УСН, распространяются многие нормы
гл.25 НК, устанавливающие запреты и ограничения на вычет отдельных
видов расходов (расходы, не учитываемые в целях налогообложения;
нормируемые расходы).
2. Для организаций, применяющих общий режим налогообложения,
и организаций, применяющих УСН, установлены одинаковые условия
вычета следующих видов (групп) расходов:
- на ремонт основных средств;
- на внесение арендной платы за арендуемое имущество;
- материальных расходов;
- на оплату труда, за исключением расходов на добровольное
страхование и негосударственное пенсионное обеспечение;
- на обязательное страхование работников и имущества;
- на уплату процентов за полученные кредиты (займы), а также
расходов, связанных с оплатой услуг, оказываемых кредитными
организациями;
- на обеспечение пожарной безопасности;
- на оплату услуг сторонних организаций по охране имущества;
- на содержание служебного транспорта;
- на выплату компенсаций за использование для служебных
поездок личных легковых автомобилей;
- на командировки;
- на плату государственному или частному нотариусу за
нотариальное оформление документов;
- на публикацию бухгалтерской отчетности;
- на канцелярские товары;
- на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные
услуги;
- на рекламу;
- на подготовку и освоение новых производств, цехов и
агрегатов;
- на уплату налогов и сборов в соответствии с
законодательством РФ о налогах и сборах;
- по оплате стоимости покупных товаров, приобретенных для
дальнейшей реализации.
Для лиц, применяющих УСН, в гл.26.2 НК не предусмотрен вычет
целого ряда видов расходов, которые вправе учитывать в целях
налогообложения налогоплательщики налога на прибыль организаций
(т.е. организации, применяющие общий режим налогообложения).
По сравнению с налогоплательщиками, применяющими УСН,
налогоплательщики налога на прибыль организаций к прочим расходам,
связанным с производством и реализацией, вправе дополнительно
относить, в частности, следующие расходы (см. ст.264 НК):
- расходы на сертификацию продукции и услуг;
- суммы комиссионных сборов и иных подобных расходов за
выполненные сторонними организациями работы (предоставленные
услуги);
- суммы портовых и аэродромных сборов, расходы на услуги
лоцмана и иные аналогичные расходы (не относящиеся к расходам на
командировки);
- суммы выплаченных подъемных в пределах норм, установленных
в соответствии с законодательством РФ;
- расходы на содержание собственной службы безопасности по
выполнению функций экономической защиты банковских и хозяйственных
операций и сохранности материальных ценностей (за исключением
расходов на экипировку, приобретение оружия и иных специальных
средств защиты);
- расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по
технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ,
расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством
РФ, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний
работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями
труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря
здравпунктов, находящихся непосредственно на территории
организации;
- расходы по набору работников, включая расходы на услуги
специализированных организаций по подбору персонала;
- расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и
обслуживанию, включая отчисления в резерв на предстоящие расходы
на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание (с учетом
положений ст.267 НК);
- расходы на доставку от места жительства (сбора) до места
работы и обратно работников, занятых в организациях, которые
осуществляют свою деятельность вахтовым способом или в полевых
(экспедиционных) условиях. Указанные расходы должны быть
предусмотрены коллективными договорами;
- расходы на рацион питания экипажей морских, речных и
воздушных судов в пределах норм, утвержденных Правительством РФ;
- расходы на юридические и информационные услуги;
- расходы на консультационные и иные аналогичные услуги;
- расходы на управление организацией или отдельными ее
подразделениями, а также расходы на приобретение услуг по
управлению организацией или ее отдельными подразделениями;
- расходы на услуги по предоставлению работников
(технического и управленческого персонала) сторонними
организациями для участия в производственном процессе, управлении
производством либо для выполнения иных функций, связанных с
производством и (или) реализацией;
- расходы, связанные с представлением форм и сведений
государственного статистического наблюдения, если
законодательством РФ на налогоплательщика возложена обязанность
представлять эту информацию;
- представительские расходы, связанные с официальным приемом
и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в
переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, в
порядке, предусмотренном п.2 ст.264 НК. В соответствии с п.2
ст.264 НК к представительским расходам относятся расходы
налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание
представителей других организаций, участвующих в переговорах в
целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а
также участников, прибывших на заседания совета директоров
(правления) или иного руководящего органа налогоплательщика,
независимо от места проведения указанных мероприятий. К
представительским расходам относятся расходы на проведение
официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного
мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц
организации - налогоплательщика, участвующих в переговорах,
транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения
представительского мероприятия и (или) заседания руководящего
органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров,
оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика,
по обеспечению перевода во время проведения представительских
мероприятий. К представительским расходам не относятся расходы на
организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения
заболеваний. Представительские расходы в течение отчетного
(налогового) периода включаются в состав прочих расходов в
размере, не превышающем 4% расходов налогоплательщика на оплату
труда за этот отчетный (налоговый) период;
взносы, уплачиваемые международным организациям, если
уплата таких взносов является обязательным условием для
осуществления деятельности налогоплательщиками - плательщиками
таких взносов или является условием предоставления международной
организацией услуг, необходимых для ведения налогоплательщиком -
плательщиком таких взносов указанной деятельности;
- расходы, связанные с оплатой услуг сторонним организациям
по содержанию и реализации в установленном законодательством РФ
порядке предметов залога и заклада за время нахождения указанных
предметов у залогодержателя после передачи залогодателем;
- расходы на содержание вахтовых и временных поселков,
включая все объекты жилищно-коммунального и социально-бытового
назначения, подсобных хозяйств и иных аналогичных служб, в
организациях, осуществляющих свою деятельность вахтовым способом
или работающих в полевых (экспедиционных) условиях. Указанные
расходы для целей налогообложения признаются в пределах нормативов
на содержание аналогичных объектов и служб, утвержденных органами
местного самоуправления по месту деятельности налогоплательщика.
Если такие нормативы органами местного самоуправления не
утверждены, налогоплательщик вправе применять порядок определения
расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных
объектов, находящихся на данной территории и подведомственных
указанным органам;
- отчисления предприятий и организаций, эксплуатирующих особо
радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, для
формирования резервов, предназначенных для обеспечения
безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях их
жизненного цикла и развития в соответствии с законодательством РФ
об использовании атомной энергии и в порядке, установленном
Правительством РФ;
- расходы некапитального характера, связанные с
совершенствованием технологии, организации производства и
управления;
- расходы на услуги по ведению бухгалтерского учета,
оказываемые сторонними организациями или индивидуальными
предпринимателями;
- периодические (текущие) платежи за пользование правами на
результаты интеллектуальной деятельности и средствами
индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов
на изобретения, промышленные образцы и другие виды
интеллектуальной собственности);
- платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и
землю, сделок с указанными объектами, платежи за предоставление
информации о зарегистрированных правах, оплата услуг
уполномоченных органов и специализированных организаций по оценке
имущества, изготовлению документов кадастрового и технического
учета (инвентаризации) объектов недвижимости;
- расходы по договорам гражданско-правового характера
(включая договоры подряда), заключенным с индивидуальными
предпринимателями, не состоящими в штате организации;
- потери от брака;
- расходы, связанные с содержанием помещений объектов
общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы (включая
суммы начисленной амортизации, расходы на проведение ремонта
помещений, расходы на освещение, отопление, водоснабжение,
электроснабжение, а также на топливо для приготовления пищи).
Кроме того, налогоплательщики-организации, применяющие общий
режим налогообложения, вправе при определении налоговой базы
вычитать и другие расходы, связанные с производством и (или)
реализацией, при соблюдении норм гл.25 НК.
По сравнению с налогоплательщиками, применяющими УСН,
налогоплательщики налога на прибыль организаций в состав расходов,
учитываемых для целей налогообложения, вправе дополнительно
включать, в частности, следующие внереализационные расходы (см.
ст.265 НК):
- расходы на содержание переданного по договору аренды
(лизинга) имущества (включая амортизацию по этому имуществу);
- расходы на организацию выпуска собственных ценных бумаг, в
частности на подготовку проспекта эмиссии ценных бумаг,
изготовление или приобретение бланков, регистрацию ценных бумаг,
расходы, связанные с обслуживанием собственных ценных бумаг, в том
числе расходы на услуги реестродержателя, депозитария, платежного
агента по процентным (дивидендным) платежам, расходы, связанные с
ведением реестра, предоставлением информации акционерам в
соответствии с законодательством РФ, и другие аналогичные расходы;
- расходы, связанные с обслуживанием приобретенных
налогоплательщиком ценных бумаг, в том числе оплата услуг
реестродержателя, депозитария, расходы, связанные с получением
информации в соответствии с законодательством РФ, и другие
аналогичные расходы;
- расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей
от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований
(обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в
том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с
изменением официального курса иностранной валюты к рублю РФ,
установленного ЦБ РФ. Отрицательной курсовой разницей в целях
гл.25 НК признается курсовая разница, возникающая при уценке
имущества в виде валютных ценностей и требований, выраженных в
иностранной валюте, или при дооценке выраженных в иностранной
валюте обязательств;
- расходы в виде суммовой разницы, возникающей у
налогоплательщика, если сумма возникших обязательств и требований,
исчисленная по установленному соглашением сторон курсу условных
денежных единиц на дату реализации (оприходования) товаров (работ,
услуг), имущественных прав, не соответствует фактически
поступившей (уплаченной) сумме в рублях;
- расходы в виде отрицательной (положительной) разницы,
образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки)
иностранной валюты от официального курса ЦБ РФ, установленного на
дату перехода права собственности на иностранную валюту;
- расходы налогоплательщика, применяющего метод начисления,
на формирование резервов по сомнительным долгам (в порядке,
установленном ст.266 НК);
- расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных
средств, включая суммы недоначисленной в соответствии с
установленным сроком полезного использования амортизации, а также
расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и
иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж,
разборку, вывоз разобранного имущества), охрану недр и другие
аналогичные работы;
- расходы, связанные с консервацией и расконсервацией
производственных мощностей и объектов, в том числе затраты на
содержание законсервированных производственных мощностей и
объектов;
- судебные расходы и арбитражные сборы;
- затраты на аннулированные производственные заказы, а также
затраты на производство, не давшее продукции. Признание расходов
по аннулированным заказам, а также затрат на производство, не
давшее продукции, осуществляется на основании актов
налогоплательщика, утвержденных руководителем или уполномоченным
им лицом, в размере прямых затрат, определяемых в соответствии со
ст.318 и 319 НК;
- расходы по операциям с тарой, если иное не предусмотрено
положениями п.3 ст.254 НК;
- расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате
должником на основании решения суда, вступившего в законную силу,
штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или
долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного
ущерба;
- расходы на проведение ежегодного собрания акционеров
(участников, пайщиков), в частности расходы, связанные с арендой
помещений, подготовкой и рассылкой необходимой для проведения
собраний информации, и иные расходы, непосредственно связанные с
проведением собрания;
- в виде не подлежащих компенсации из бюджета расходов на
проведение работ по мобилизационной подготовке, включая затраты на
содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых)
частично, но необходимых для выполнения мобилизационного плана;
- расходы по операциям с финансовыми инструментами срочных
сделок с учетом положений ст.301-305 НК;
Кроме того, налогоплательщики, применяющие общий режим
налогообложения, к внереализационным расходам вправе относить и
другие обоснованные расходы при соблюдении норм гл.25 НК.
В тех случаях, когда вышеуказанные расходы составляют
значительную долю в общем объеме затрат налогоплательщика, переход
на УСН для такого налогоплательщика будет означать сокращение
возможностей по вычету произведенных затрат для целей
налогообложения.
3. В отношении расходов на страхование следует отметить, что
налогоплательщики, применяющие УСН, в соответствии с подп.7 п.1
ст.346.16 НК вправе включать в расходы для целей налогообложения
только суммы расходов на обязательное страхование работников и
имущества, включая страховые взносы на обязательное пенсионное
страхование, взносы на обязательное социальное страхование от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
производимые в соответствии с законодательством РФ.
Налогоплательщики налога на прибыль организаций в
соответствии с п.16 ст.255 НК вправе к расходам для целей
налогообложения относить также суммы платежей (взносов)
работодателей по договорам добровольного страхования (договорам
негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу
работников со страховыми организациями (НПФ), имеющими лицензии,
выданные в соответствии с законодательством РФ, на ведение
соответствующих видов деятельности в РФ.
В случаях добровольного страхования (негосударственного
пенсионного обеспечения) указанные суммы относятся к расходам на
оплату труда по договорам:
- долгосрочного страхования жизни, если такие договоры
заключаются на срок не менее 5 лет и в течение этих 5 лет не
предусматривают страховых выплат, в том числе в виде рент и (или)
аннуитетов (за исключением страховой выплаты, предусмотренной в
случае наступления смерти застрахованного лица), в пользу
застрахованного лица;
- пенсионного страхования и (или) негосударственного
пенсионного обеспечения. При этом договоры пенсионного страхования
и (или) негосударственного пенсионного обеспечения должны
предусматривать выплату пенсий (пожизненно) только при достижении
застрахованным лицом пенсионных оснований, предусмотренных
законодательством Российской Федерации, дающих право на
установление государственной пенсии;
- добровольного личного страхования работников, заключаемым
на срок не менее 1 года, предусматривающим оплату страховщиками
медицинских расходов застрахованных работников;
- добровольного личного страхования, заключаемым
исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица
или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с
исполнением им трудовых обязанностей.
Совокупная сумма платежей (взносов) работодателей,
выплачиваемая по договорам долгосрочного страхования жизни
работников, пенсионного страхования и (или) негосударственного
пенсионного обеспечения работников, учитывается в целях
налогообложения в размере, не превышающем 12% суммы расходов на
оплату труда.
В случае изменения существенных условий договора и (или)
сокращения срока действия договора долгосрочного страхования
жизни, договора пенсионного страхования и (или) договора
негосударственного пенсионного обеспечения или их расторжения
взносы работодателя по таким договорам, ранее включенные в состав
расходов, признаются подлежащими налогообложению с момента
изменения существенных условий указанных договоров и (или)
сокращения сроков действия этих договоров или их расторжения (за
исключением случаев досрочного расторжения договора в связи с
обстоятельствами непреодолимой силы, т.е. чрезвычайными и
непредотвратимыми обстоятельствами).
Взносы по договорам добровольного личного страхования,
предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов
застрахованных работников, включаются в состав расходов в размере,
не превышающем 3% суммы расходов на оплату труда.
Взносы по договорам добровольного личного страхования,
заключаемым исключительно на случай наступления смерти
застрахованного работника или утраты застрахованным работником
трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей,
включаются в состав расходов в размере, не превышающем 10 тыс.
руб. в год на одного застрахованного работника.
Кроме того, налогоплательщики налога на прибыль организаций
вправе включать в расходы, учитываемые для целей налогообложения,
расходы на добровольное страхование имущества в соответствии с
нормами ст.263 НК. Такая возможность не предоставляется лицам,
применяющим УСН.
4. Особое внимание при принятии решения о переходе на УСН
следует обратить на возможности вычета убытков, полученных в
предыдущие налоговые периоды.
В соответствии с п.1 ст.252 для целей гл.25 НК расходами
признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а
в случаях, предусмотренных ст.265 НК, убытки), осуществленные
(понесенные) налогоплательщиком. В соответствии с п.2 ст.265 НК в
целях гл.25 НК к внереализационным расходам приравниваются убытки,
полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в
частности:
1) в виде убытков прошлых налоговых периодов, выявленных в
текущем отчетном (налоговом) периоде;
2) суммы безнадежных долгов, а в случае, если
налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным
долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств
резерва;
3) потери от простоев по внутрипроизводственным причинам;
4) не компенсируемые виновниками потери от простоев по
внешним причинам;
5) расходы в виде недостачи материальных ценностей в
производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае
отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники
которых не установлены. В данных случаях факт отсутствия виновных
лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом
государственной власти;
6) потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других
чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с
предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или
чрезвычайных ситуаций;
7) убытки по сделке уступки права требования в порядке,
установленном ст.279 НК.
Важно подчеркнуть, что налогоплательщики, применяющие УСН,
при определении убытков, признаваемых расходами, учитываемыми для
целей налогообложения, должны руководствоваться нормами,
содержащимися в п.7 ст.346.18 НК, в которой, в частности,
определено, что убыток, полученный налогоплательщиком при
применении общего режима налогообложения, не принимается при
переходе на УСН.
5. Целый ряд проблем у налогоплательщиков, применяющих УСН,
может возникнуть в связи с действующим механизмом взимания налога
на добавленную стоимость. Налогоплательщики, применяющие УСН, не
являются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС,
уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.
В соответствии с подп.8 п.1 ст.346.16 НК у лиц, применяющих
УСН, суммы НДС по приобретаемым товарам, работам и услугам
уменьшают полученные доходы при определении объекта
налогообложения. При этом лица, применяющие УСН, не вправе
предъявлять своим клиентам, заказчикам, покупателям суммы НДС и
выставлять счета-фактуры. В том случае, когда лицо, применяющее
УСН, в цепочке сделок оказывается между налогоплательщиками НДС,
цепочка выставления счетов-фактур прерывается и лицо,
приобретающее товары, работы, услуги у лица, применяющего УСН,
лишается права на осуществление налогового вычета по НДС. Такое
положение снижает привлекательность, а следовательно, и
конкурентоспособность коммерческих предложений лиц, применяющих
УСН, лицам, являющимся налогоплательщиками НДС.
Кроме того, при экспорте товаров лица, применяющие УСН,
лишены возможности получить возврат сумм уплаченного НДС.
6. Возможности по вычету расходов на приобретение основных
средств и нематериальных активов вместо начисления амортизации
могут быть привлекательными для целого ряда налогоплательщиков -
как организаций, так и индивидуальных предпринимателей. Однако
следует тщательно разобраться с теми ситуациями, которые могут
возникнуть у налогоплательщиков при:
- продаже (передаче) основных средств, приобретенных после
перехода на УСН, до истечения сроков, установленных в последнем
абзаце п.3 ст.346.16 НК (3 года - в отношении основных средств с
СПИ до 15 лет; 10 лет - в отношении основных средств с СПИ свыше
15 лет) (см. коммент. к п.3 ст.346.16 НК);
- переходе (возврате) налогоплательщика к общему режиму
налогообложения (см. коммент. к п.3 ст.346.25 НК).
Особое внимание следует обратить на то, что переход или
возврат к общему режиму налогообложения отнюдь не всегда может
зависеть только от желания налогоплательщика. В частности,
налогоплательщик может оказаться лишенным права применять УСН в
тех случаях, когда на виды деятельности, осуществляемые
налогоплательщиком, будет распространена система взимания единого
налога на вмененный доход для отдельных видах деятельности (см.
подразд. 2.7). Кроме того, налогоплательщик может превысить
ограничения, установленные в п.4 ст.346.13 НК.
7. При решении вопроса о переходе на УСН следует учитывать
также, что данная система налогообложения является новой не только
для налогоплательщиков, но и для налоговых органов, что может
порождать самые неожиданные проблемные ситуации.
Налогоплательщикам, применяющим УСН, не запрещается, в
частности, приобретать ценные бумаги других эмитентов; выпускать
собственные акции и долговые ценные бумаги; участвовать в капитале
других организаций; передавать имущество по договорам
доверительного управления; выступать доверительным управляющим на
основании договора доверительного управления; участвовать в
договорах простого товарищества. В тех случаях, когда подобного
рода действия осуществляют налогоплательщики, применяющие общий
режим налогообложения, они вправе ссылаться на соответствующие
нормы специальных статей гл.25 НК.
Налогоплательщики, применяющие УСН, вправе руководствоваться
нормами отдельных специальных статей гл.25 НК только в случаях,
когда это предписано нормами статей гл.26.2 НК.
Действующая система налога на доходы физических лиц (см.
гл.23 НК) в отношении доходов от предпринимательской деятельности
допускает вычет расходов, связанных с осуществлением
предпринимательской деятельности, в соответствии с нормами гл.25
НК. Другими словами, возможности вычета отдельных видов расходов
при общем режиме налогообложения у индивидуальных предпринимателей
могут быть большими, чем аналогичные возможности при применении
УСН.
При этом действующая ставка налога на доходы физических лиц в
отношении доходов от предпринимательской деятельности равна 13%, а
доходы налогоплательщика, применяющего УСН и избравшего в качестве
объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину
расходов", подлежат налогообложению по налоговой ставке 15%.
В качестве налогоплательщика, применяющего УСН,
индивидуальному предпринимателю, как и организации, разрешается
вычет расходов на приобретение основных средств в соответствии с
правилами, установленными в п.3 ст.346.16 НК. Но одновременно на
него возлагаются обязанности по уплате налога и пени в
соответствии с правилами пересчета налоговой базы, установленными
в абз. 10 п.3 ст.346.16 НК, если он произведет реализацию
(передачу) основных средств, приобретенных в период применения
УСН, до истечения 3 лет (а в отношении амортизируемого имущества
со СПИ свыше 15 лет - до истечения 10 лет) с момента приобретения
основных средств.
Следует учитывать, что переход на УСН для индивидуального
предпринимателя означает, что в отношении доходов от
предпринимательской деятельности он не вправе использовать те
налоговые вычеты, которые он использовал при применении общего
режима налогообложения. Действующая система налога на доходы
физических лиц предусматривает возможность использования
индивидуальным предпринимателем стандартных налоговых вычетов (см.
ст.218 НК), социальных налоговых вычетов (см. ст.219 НК), а также
профессиональных налоговых вычетов в соответствии с нормами,
содержащимися в ст.221 НК.