«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 4%

СТАТЬЯ 250 ВНЕРЕЛЕЗАЦИОННЫЕ ДОХОДЫ

Комментарий к подпункту 1
В комментируемой статье дается легальное определение понятия
"внереализационные доходы" и "положительная курсовая разница",
приводится перечень (не являющийся исчерпывающим) отдельных видов
внереализационных доходов, устанавливаются особенности оценки для
целей налогообложения отдельных видов внереализационных доходов.
В абз.1 дается легальное определение понятия
"внереализационный доход". Внереализационными доходами признаются
доходы, не указанные в ст.249 НК. Другими словами,
внереализационными доходами являются все доходы, полученные
налогоплательщиком, которые не могут быть отнесены к доходам от
реализации (см. коммент. к ст.249 НК).
В связи с тем, что для отдельных видов внереализационных
доходов установлены существенные особенности налогового учета,
признания и налогообложения, текст данной статьи изобилует
многочисленными отсылками на статьи гл.25 НК, ч.1 НК и к другим
действующим актам законодательства РФ. Учитывая данное
обстоятельство, комментарий дается по каждому подпункту (виду
внереализационного дохода) отдельно.
Федеральным законом от 29.05.02 N 57-ФЗ в текст ст.250 НК
было внесено 17 изменений и дополнений. В комментарии
анализируются только те изменения и дополнения, которые не носят
редакционного характера.
Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным
от долевого участия в других организациях, установлены в ст.275
НК.
Комментарий к подпункту 2
Иностранная валюта - термин, установленный в п.3 ст.1 Закона
РФ от 09.10.92 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном
контроле" (в ред. от 27.02.03)*(2), означающий:
а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов,
монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным
средством в соответствующем иностранном государстве или группе
государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но
подлежащие обмену денежные знаки;
б) средства на счетах в денежных единицах иностранных
государств и международных денежных или расчетных единицах.
Официальные курсы иностранных валют к российскому рублю
устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 10.07.02 N
86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в
ред. от 10.01.03)*(3) ЦБ РФ порядке, определенном Положением ЦБ РФ
от 19.12.01 N 169-П "Об установлении Центральным банком Российской
Федерации официальных курсов иностранных валют к российскому
рублю"*(4) ЦБ РФ каждый рабочий день не позднее 13 часов по
московскому времени устанавливает официальные курсы основных
валют, используемых в Российской Федерации при осуществлении
внешнеэкономических расчетов (за исключением курсов национальных
валют стран- участниц Экономического и валютного союза), и СДР к
российскому рублю (п.1.1 Положения).
Определение понятий "положительная курсовая разница" см. в
коммент. к п.11 ст.250 НК, "отрицательная курсовая разница" - к
подп.5 п.1 ст.265 НК.
Комментарий к подпункту 3
Штраф - это денежное взыскание, мера материального
воздействия на лиц, виновных в нарушении действующего
законодательства, договоров или определенных правил; термин ГК,
НК, ТК, УК РФ. В гражданском праве штраф означает вид неустойки за
нарушение договорных обязательств. Определяется в твердой сумме
или в проценте к сумме невыполненного обязательства. Штраф
устанавливается за поставку покупателю товаров без документов,
удостоверяющих их качество. Покупатель также вправе отказаться от
принятия и оплаты товаров, качество которых не соответствует
стандартам, технических условиям или образцам-эталонам, и взыскать
с предприятия-изготовителя штраф. Штраф применяется также как мера
административного взыскания (наказания) за нарушение
законодательства или правил, регулирующих определенную сферу
деятельности.
Действующее законодательство о налогах и сборах в Российской
Федерации предусматривает систему штрафов за совершение налоговых
правонарушений. Штраф применяется в качестве меры уголовного
наказания за совершение налоговых преступлений, предусмотренных
ст.198 и 199 УК.
Пеня - санкция за несвоевременное выполнение денежных
обязательств. Наиболее широко применяется в финансовых отношениях
при просрочке уплаты налогов и неналоговых платежей, а также в
расчетных отношениях при задержке оплаты полученных
товарно-материальных ценностей, выполненных работ и оказанных
услуг. Начисляется в процентах к сумме невыполненного
обязательства, как правило, за каждый день просрочки.
В соответствии со ст.75 НК пеня - установленная денежная
сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый
агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов
или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с
перемещением товаров через таможенную границу РФ, в более поздние
по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах
сроки.
Пеня представляет собой один из способов обеспечения
исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Сумма
соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате
сумм налога или сбора и независимо от применения других мер
обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а
также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах
и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки
исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со
следующего за установленным законодательством о налогах и сборах
дня уплаты налога или сбора.
Не начисляются пени на сумму недоимки, которую
налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению
налогового органа или суда были приостановлены операции
налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество
налогоплательщика. Подача заявления о предоставлении отсрочки
(рассрочки) по уплате налога, налогового кредита или
инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления
пеней на сумму налога, подлежащую уплате. Пеня за каждый день
просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога
или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной
трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или
после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы
принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах
в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в
порядке, предусмотренном ст.46-48 НК.
В соответствии со ст.59 "Списание безнадежных долгов по
налогам и сборам" пеня, числящаяся за отдельными
налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами,
взыскание которой оказалось невозможным в силу причин
экономического, социального или юридического характера, признается
безнадежной и списывается в порядке, установленном: по федеральным
налогам и сборам - Правительством РФ; по региональным и местным
налогам и сборам - соответственно исполнительными органами
субъектов РФ и местного самоуправления.
Убытки (в хозяйственной практике) - выраженные в денежной
форме потери, уменьшение материальных и денежных ресурсов,
принадлежащих физическим лицам или юридическим лицам. В
соответствии с п.2 ст.15 ГК под убытками понимаются расходы,
которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет
произвести для восстановления нарушенного права, утрата или
повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные
доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях
гражданского оборота, если бы его право не было нарушено
(упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило
вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе
требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в
размере, не меньшем, чем такие доходы.
Для целей взимания налога на прибыль организаций, а также для
обложения налогом на доходы физических лиц доходов индивидуальных
предпринимателей в НК установлены правила переноса убытков на
будущее (об определении понятия "убыток для целей гл.25 НК" см.
коммент. к п.8 ст.274 НК; о признании расходов (потерь) убытком
налогоплательщика, учитываемым в целях налогообложения, см.
коммент. к п.2 ст.268 НК; о правилах переноса убытков на будущее
см. коммент. к п.10 и 11 ст.280, ст.283 НК).
Комментарий к подпункту 4
Комментарий к подпункту 5
Интеллектуальная собственность (для целей ГК) -
исключительное право, признаваемое в случаях и в порядке
установленных ГК, гражданина или юридического лица на результаты
интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства
индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции,
выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный
знак, знак обслуживания и т.п.). В соответствии со ст.138 ГК
использование результатов интеллектуальной деятельности и средств
индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав,
может осуществляться третьими лицами только с согласия
правообладателя.
О значении понятий "патент" и "промышленный образец" см.
комментарий к п.3 ст.257 НК, о значении понятий "изобретение" и
"объект изобретения" коммент. к п.1 ст.262 НК.
Комментарий к подпункту 6
Процентом для целей НК является любой заранее заявленный
(установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по
долговому обязательству любого вида (независимо от способа его
оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы,
полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам (ст.43
НК). Особенности отнесения процентов по полученным заемным
средствам к расходам налогоплательщика по налогу на прибыль
организаций установлены в ст.269 НК.
О значении понятия "долговое обязательство" см. коммент. к
п.1 ст.269 НК.
Комментарий к подпункту 7
Принятие в состав расходов, учитываемых в целях
налогообложения, расходов на формирование определенных видов
резервов у отдельных категорий налогоплательщиков, осуществляется
с учетом правил, установленных в следующих статьях гл.25 НК:
1) резервов по сомнительным долгам - ст.266;
2) резерва по гарантийному ремонту и гарантийному
обслуживанию - ст.267;
3) резервов банков - ст.292;
4) резервов страховых организаций (страховщиков) - ст.294;
5) резервов под обесценение ценных бумаг у ПУРЦБ,
осуществляющих дилерскую деятельность - ст.300;
6) резервов на ремонт основных средств - ст.324;
7) резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва
на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет - ст.324.1
Комментарий к подпункту 8
В абз.1 комментируемого подпункта устанавливается, что к
внереализационным доходам относятся доходы в виде безвозмездно
полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав (см.
коммент. к п.2 ст.248 НК), за исключением доходов, не учитываемых
при определении налоговой базы (см. коммент. к ст.251 НК).
В абз.2 подп.8 ст.250 НК законодатель императивно
предписывает налогоплательщику, получившему безвозмездно
имущество, работы или услуги (но не имущественные права):
1) при безвозмездном получении имущества, не относящегося к
амортизируемому имуществу, работ или услуг производить оценку
доходов, исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений
ст.40 НК (см. коммент. к п.6 ст.274 НК), но не ниже затрат на
производство (приобретение);
2) при получении безвозмездно амортизируемого имущества
производить оценку доходов, исходя из рыночных цен, определяемых с
учетом положений ст.40 НК, но не ниже определяемой в соответствии
с нормами гл.25 НК (см. коммент. к ст.256-259 НК) остаточной
стоимости этого имущества;
3) подтверждать информацию о ценах безвозмездно полученного
имущества (работ, услуг) либо документально, либо путем проведения
независимой оценки.
Особенности организации налогового учета амортизируемого
имущества установлены в ст.322 НК.
Комментарий к подпункту 9
Об особенностях определения налоговой базы по доходам,
полученным участниками договора простого товарищества, см.
коммент. к ст.278 НК.
Комментарий к подпункту 10
Понятие "доход прошлых лет" не разъяснено в действующих актах
законодательства о налогах и сборах. В законодательстве о
бухгалтерском учете использовано понятие "прибыль прошлых лет,
выявленная в отчетном году". Об отчетном периоде и налоговом
периоде см. коммент. к ст.285 НК. В соответствии со ст.54 НК при
обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы,
относящейся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем
(отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств
производится в периоде совершения ошибки. Таким образом, доход
прошлых лет, выявленный в отчетном (налоговом) периоде, формирует
налоговую базу того периода, в котором он выявлен. При обнаружении
ошибок (искажений) в отчетных (налоговых) периодах после 1 января
2002 г. налогоплательщик представляет уточненную налоговую
декларацию по форме, утвержденной Приказом МНС РФ от 07.12.01 N
БГ-3-02/542 "Об утверждении формы декларации по налогу на прибыль
организации" (в ред. от 12.07.02)*(5)
Комментарий к подпункту 11
В абз.1 п.11 ст.250 НК устанавливается, что к
внереализационным доходам относятся доходы в виде положительной
курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде
валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых
выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в
банках, проводимой в связи с изменением официального курса
иностранной валюты к рублю РФ, установленного ЦБ РФ.
Валютные ценности - термин установленный в п.4 ст.1 Закона РФ
"О валютном регулировании и валютном контроле". К валютным
ценностям относятся:
1) иностранная валюта;
2) ценные бумаги в иностранной валюте - платежные документы
(чеки, векселя, аккредитивы и др.), фондовые ценности (акции,
облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в
иностранной валюте;
3) драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы
платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в
любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых
изделий, а также лома таких изделий;
4) природные драгоценные камни - алмазы, рубины, изумруды,
сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также
жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих
камней и лома таких изделий.
Порядок и условия отнесения изделий из драгоценных металлов и
природных драгоценных камней к ювелирным и другим бытовым изделиям
и лому таких изделий устанавливаются Правительством РФ.
Курсовая разница - разница между рублевой оценкой
соответствующего актива или обязательства, стоимость которых
выражена в иностранной валюте, исчисленной по курсу ЦБ РФ, на дату
исполнения обязательств по оплате или отчетную дату составления
бухгалтерской отчетности за отчетный период, и рублевой оценкой
этих актива и обязательства, исчисленной по курсу ЦБ РФ на дату
принятия их к бухгалтерскому учету в отчетном периоде или отчетную
дату составления бухгалтерской отчетности за предыдущий отчетный
период. Понятие "курсовая разница" установлено в Положении по
бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость
которых выражена в иностранной валюте"*(6) ПБУ 3/2000,
утвержденному Приказом Минфина России от 10.01.2000 N2н.
В абз.2 п.11 ст.250 НК дано легальное определение понятия
"положительная курсовая разница" для целей применения гл.25 НК.
Положительной курсовой разницей признается курсовая разница,
возникающая при дооценке имущества в виде валютных ценностей и
требований, выраженных в иностранной валюте, либо при уценке
выраженных в иностранной валюте обязательств.
Комментарий к подпункту 11.1
Понятие "суммовая разница" не разъяснено ни в действующих
актах законодательства о налогах и сборах, ни в нормативных
документах государственных органов. Систематический анализ норм,
содержащихся в п.11 и 11.1 ст.250 НК, позволяет сделать вывод о
том, что данное понятие схоже с понятием "курсовая разница",
применяемым в тех случаях, когда обязательства и требования
налогоплательщика установлены (номинированы) в условных денежных
единицах. Суммовая разница может быть как положительной (в этом
случае возникает внереализационный доход налогоплательщика), так и
отрицательной (в этом случае у налогоплательщика возникают
внереализационные расходы) (см. коммент. к п.5.1 ст.265, п.7
ст.271, п.9 ст.272, п.5 ст.273, ст.316 НК).
Комментарий к подпункту 12
Норма, содержащаяся в комментируемом подпункте, затрагивает
только одну узкую категорию налогоплательщиков- атомные
электростанции. Следует отметить, что если основные средства и
(или) нематериальные активы используются налогоплательщиком для
производственных целей, то доходы будут квалифицироваться как
доходы, не учитываемые при определении налоговой базы (см.
коммент. к ст.251 НК).
Комментарий к подпункту 13
В качестве доходов от реализации стоимость материальных
ценностей или иного имущества, полученных в результате демонтажа
или разборки при ликвидации выводимых из эксплуатации основных
средств, следует учитывать по рыночным ценам (см. коммент. к п.6
ст.274 НК).
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом
от 29.05.02 N 57-ФЗ в часть вторую НК, ст.251 изложена в новой
редакции. Норма, содержавшаяся в подп.19 п.1 ст.251 прежней
редакции, соответствует норме, содержащейся в подп.18 п.1 ст.251 в
редакции Федерального закона от 29.05.02 N 57-ФЗ.
Комментарий к подпункту 14
В п.14 ст.250 НК определено, что к включаемым в налоговую
базу внереализационным доходам, относятся доходы в виде имущества
(работ, услуг), полученных в рамках благотворительной деятельности
(в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований),
целевых поступлений, целевого финансирования (за исключением
бюджетных средств), только в том случае, когда эти доходы были
использованы не по целевому назначению.
В отношении бюджетных средств, использованных не по целевому
назначению, применяются нормы бюджетного законодательства РФ.
Основной акт бюджетного законодательства - БК.
Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в
направлении и использовании их на цели, не соответствующие
условиям получения указанных средств, определенным утвержденным
бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных
ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым
основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей
получателей бюджетных средств в соответствии с КоАП, изъятие в
бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому
назначению, а также при наличии состава преступления уголовные
наказания, предусмотренные УК (см. ст.289 БК).
В соответствии с ст.165 БК Минфин России вправе взыскивать в
бесспорном порядке с лицевых счетов главных распорядителей,
распорядителей бюджетных средств и получателей средств
федерального бюджета бюджетные средства в размере бюджетных
средств, использованных не по целевому назначению. В соответствии
с п.2 ст.284 БК руководители органов Федерального казначейства и
их заместители (в соответствии с их полномочиями) в порядке,
установленном БК и иными федеральными законами, имеют право
списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств,
используемых не по целевому назначению. В соответствии с п.2
ст.284.1 БК руководители органов, исполняющих бюджеты субъектов РФ
и местные бюджеты, и их заместители (в соответствии с их
полномочиями) в порядке, установленном БК, имеют право списывать в
бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по
целевому назначению.
В связи с вступлением в силу с 1 июля 2002 г. КоАП,
применяются нормы об административной ответственности должностных
лиц и юридических лиц, установленные в ст.15.14 КоАП "Нецелевое
использование бюджетных средств". Использование бюджетных средств
получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям
их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной
росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и
расходов либо в ином документе, являющемся основанием для
получения бюджетных средств, - влечет наложение административного
штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ; на
юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ.
В абз.2 комментируемого подпункта налогоплательщикам,
получившим имущество (в том числе денежные средства), работы,
услуги в рамках благотворительной деятельности, целевые
поступления или целевое финансирование, предписывается
представлять по окончании налогового периода (календарного года) в
налоговый органы по месту регистрации отчет о целевом
использовании средств. Отчет должен быть представлен по форме,
утверждаемой МНС РФ. В п.4.1. "Доходы не учитываемые для целей
налогообложения" Методических рекомендаций от 20.12.02
установлено, что Отчет о целевом использовании полученных средств,
представляется налогоплательщиками в составе Декларации по налогу
на прибыль организаций по форме, приведенной на Листе 14.
Бюджетные учреждения в Отчете о целевом использовании полученных
средств отражают целевые поступления, средства, полученные в виде
безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном
Федеральным законом от 04.05.99 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи
(содействии) Российской Федерации и внесении изменений и
дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о
налогах и об установлении льгот по платежам в государственные
внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи
(содействия) Российской Федерации" (в ред. от 10.01.03)*(7), и
средства целевого финансирования, за исключением средств,
полученных ими из бюджетов всех уровней и государственных
внебюджетных фондов по смете доходов и расходов бюджетного
учреждения.
В редакции действовавшей на 1 января 2002 г. в п.14 ст.250 НК
содержался абз.3 следующего содержания: "Указанные доходы для
целей налогообложения подлежат включению в состав
внереализационных доходов в момент, когда получатель таких доходов
фактически использовал их не по целевому назначению (нарушил
условия их получения)". Данный абзац был исключен Федеральным
законом от 29.05.02 N 57-ФЗ. Таким образом, отражение в налоговом
учете внереализационных доходов данного вида следует осуществлять
в зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания
доходов и расходов. При применении метода начисления
налогоплательщику следует руководствоваться нормами ст.271 НК, а
при применении кассового метода - нормами ст.273 НК.
Комментарий к подпункту 15
Норма, содержащаяся в комментируемом подпункте, имеет
отношение только к одной категории налогоплательщиков - атомным
электростанциям. Правила отчисления эксплуатирующими организациями
средств для формирования резервов, предназначенных для обеспечения
безопасности атомных станций на всех стадиях их жизненного цикла и
развития утверждены постановлением Правительства РФ от 30.01.02 N
68*(8)
Организации, эксплуатирующие атомные электростанции, должны
составлять отчет о целевом использовании имущества (в том числе
денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках
благотворительной деятельности, целевых средств, целевого
финансирования в соответствии с Инструкцией по заполнению
декларации по налогу на прибыль организаций.
Комментарий к подпункту 16
Следует отметить, что в соответствии с изменениями,
внесенными Федеральным законом от 29.05.02 N 57-ФЗ во вторую часть
НК, ст.251 была изложена в новой редакции, но п.16 ст.250 НК не
был соответствующим образом изменен. В результате отсылка к
подп.18 п.1 ст.251 НК потеряла всякий смысл. Норма, прежде
содержавшаяся в подп.18 п.1 ст.251 прежней редакции, соответствует
норме, содержащейся в подп.17 п.1 ст.251 в редакции Федерального
закона от 29.05.02 N 57-ФЗ.
В соответствии с п.1 ст.90 ГК уставный капитал общества с
ограниченной ответственностью составляется из стоимости вкладов
его участников. Уставный капитал определяет минимальный размер
имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Размер
уставного капитала общества не может быть менее суммы,
определенной законом об обществах с ограниченной ответственностью.
В соответствии с п.4 ст.90 ГК, если по окончании второго или
каждого последующего финансового года стоимость чистых активов
общества с ограниченной ответственностью окажется меньше уставного
капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного
капитала и зарегистрировать его уменьшение в установленном
порядке. Если стоимость указанных активов общества становится
меньше определенного законом минимального размера уставного
капитала, общество подлежит ликвидации.
В соответствии с п.1 ст.99 ГК уставный капитал акционерного
общества составляется из номинальной стоимости акций общества,
приобретенных акционерами. Уставный капитал общества определяет
минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его
кредиторов. Он не может быть менее размера, предусмотренного
законом об акционерных обществах. В соответствии с п.4 ст.99 ГК,
если по окончании второго и каждого последующего финансового года
стоимость чистых активов общества окажется меньше уставного
капитала, общество обязано объявить и зарегистрировать в
установленном порядке уменьшение своего уставного капитала. Если
стоимость указанных активов общества становится меньше
определенного законом минимального размера уставного капитала (см.
п.1 ст.99 ГК), общество подлежит ликвидации.
Уменьшение уставного капитала акционерного общества
происходит в соответствии со ст.101 ГК. Акционерное общество
вправе по решению общего собрания акционеров уменьшить уставный
капитал путем уменьшения номинальной стоимости акций либо путем
покупки части акций в целях сокращения их общего количества.
Уменьшение уставного капитала общества допускается после
уведомления всех его кредиторов в порядке, определяемом законом об
акционерных обществах. При этом кредиторы общества вправе
потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих
обязательств общества и возмещения им убытков. Права и обязанности
кредиторов кредитных организаций, созданных в форме акционерных
обществ, определяются также законами, регулирующими деятельность
кредитных организаций. Уменьшение уставного капитала акционерного
общества путем покупки и погашения части акций допускается, если
такая возможность предусмотрена в уставе общества.
Некоммерческая организация - организация, не имеющая
извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и
не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения
социальных, благотворительных, культурных, образовательных,
научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан,
развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и
иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных
интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов,
оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на
достижение общественных благ. Некоммерческие организации могут
создаваться в форме общественных или религиозных организаций
(объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных
некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных
фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах,
предусмотренных федеральными законами (см. ст.2 Федерального
закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в ред.
от 18.12.02)*(9).
Некоммерческая организация считается созданной как
юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в
установленном законом порядке, имеет в собственности или в
оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за
исключением учреждений) по своим обязательствам этим имуществом,
может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и
неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком
в суде (ст.3 Федерального закона "О некоммерческих организациях").
Комментарий к подпункту 18
Следует отметить, что в соответствии с изменениями,
внесенными Федеральным законом от 29.05.02 N 57-ФЗ во вторую часть
НК, ст.251 была изложена в новой редакции, но п.18 ст.250 НК не
был соответствующим образом изменен. В результате отсылка к
подп.22 п.1 ст.251 НК потеряла всякий смысл. Норма, прежде
содержавшаяся в подп.22 п.1 ст.251 прежней редакции, соответствует
норме, содержащейся в подп.21 п.1 ст.251 в редакции Федерального
закона от 29.05.02 N 57-ФЗ.
К доходам, не учитываемым при определении налоговой базы,
относятся, в частности, доходы в виде сумм кредиторской
задолженности налогоплательщика перед бюджетами разных уровней,
списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с
законодательством РФ или по решению Правительства РФ (см. коммент.
к подп.21 п.1 ст.251 НК).
Таким образом, к внереализационным доходам налогоплательщика
относятся только суммы списанной задолженности перед другими
кредиторами в связи с истечением срока исковой давности или по
другим основаниям.
Общий срок исковой давности устанавливается в три года
(ст.196 ГК). Для отдельных видов требований законом могут
устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные
или более длительные по сравнению с общим сроком. Правила ст.195,
198-207 ГК распространяются также на специальные сроки давности,
если законом не установлено иное (ст.197 ГК). Сроки исковой
давности и порядок их исчисления не могут быть изменены
соглашением сторон. Основания приостановления и перерыва течения
сроков исковой давности устанавливаются ГК и иными законами
(ст.198 ГК).
Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо
узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из
этого правила устанавливаются ГК и иными законами. По
обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой
давности начинается по окончании срока исполнения. По
обязательствам, срок исполнения которых не определен либо
определен моментом востребования, течение исковой давности
начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить
требование об исполнении обязательства, а если должнику
предоставляется льготный срок для исполнения такого требования,
исчисление исковой давности начинается по окончании указанного
срока. По регрессным обязательствам течение исковой давности
начинается с момента исполнения основного обязательства (ст.200
ГК).
Важно подчеркнуть, что перемена лиц в обязательстве не влечет
изменения срока исковой давности и порядка его исчисления (ст.201
ГК).
В ГК установлены правила:
а) приостановления течения срока исковой давности - ст.202;
б) прерывания течения срока исковой давности - ст.203;
в) течения срока исковой давности в случае оставления иска
без рассмотрения - ст.204;
г) восстановления срока исковой давности - ст.205;
д) исполнения обязанности по истечении срока исковой давности
- ст.206;
е) применения исковой давности к дополнительным требованиям -
ст.207.
Комментарий к подпункту 19
К внереализационным доходам относятся доходы, полученные от
операций ФИСС, с учетом установленных в статьях гл.25 НК следующих
особенностей:
а) налогообложения срочных сделок (ст.301);
б) формирования доходов и расходов налогоплательщика по
операциям с ФИСС, обращающимися на организованном рынке (ст.302);
в) формирования доходов и расходов налогоплательщика по
операциям с ФИСС, не обращающимися на организованном рынке
(ст.303);
г) определения налоговой базы по операциям с ФИСС (ст.304);
д) оценки для целей налогообложения операций с ФИСС (ст.305).
Кроме того, при осуществлении налогового учета доходов от
операций с ФИСС следует руководствоваться нормами следующих статей
НК: ст.326 - при методе начисления, ст.327 - при применении
кассового метода, ст.328 - при получении доходов в виде процентов,
ст.329 - при реализации ценных бумаг, ст.330 - для страховых
организаций, ст.331 - для банков, ст.332 - при исполнении договора
доверительного управления имуществом, ст.333 - при заключении
сделок РЕПО с ценными бумагами (см. коммент. к соответствующим
статьям).
Комментарий к подпункту 20
К внереализационным доходам для целей налогообложения
относится стоимость излишков товарно-материальных ценностей и
прочего имущества, выявленных в результате проведенной
инвентаризации, т.е. стоимость тех ценностей и имущества, которые
не были отражены в бухгалтерском и налоговом учете на дату
проведения инвентаризации.
Инвентаризация - проверка наличия и состояния материальных
ценностей. Должностные лица налоговых органов, осуществляющие
выездную налоговую проверку, в соответствии со ст.89 НК могут при
необходимости проводить инвентаризацию имущества
налогоплательщика. Порядок проведения инвентаризации имущества
налогоплательщиков (организаций и индивидуальных предпринимателей)
при налоговой проверке утверждается Минфином России и МНС РФ.
Приказом Минфина России и МНС РФ от 10.03.99 N 20н/ГБ-3-04/39*(10)
утверждено Положение о порядке проведения инвентаризации имущества
налогоплательщиков при налоговой проверке.
Распоряжение о проведении инвентаризации имущества
налогоплательщика при выездной налоговой проверке, порядке и
сроках ее проведения, составе инвентаризационной комиссии
принимает руководитель государственной налоговой инспекции (его
заместитель) по месту нахождения налогоплательщика, а также по
месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и
транспортных средств. Распоряжение регистрируется в журнале
регистрации распоряжений о проведении инвентаризации.
Для целей инвентаризации к имуществу налогоплательщика
относятся основные средства, нематериальные активы, финансовые
вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары,
прочие запасы, денежные средства, кредиторская задолженность и
иные финансовые активы. В перечень имущества, подлежащего
инвентаризации может быть включено любое имущество
налогоплательщика независимо от его местонахождения.
Инвентаризация имущества организации производится по его
местонахождению и каждому материально ответственному лицу.
Основные цели инвентаризации:
1) выявление фактического наличия имущества и неучтенных
объектов, подлежащих налогообложению;
2) сопоставлению фактического наличия имущества с данными
бухгалтерского учета;
3) проверка полноты отражения в учете обязательств.
Налоговые органы вправе привлекать для проведения
инвентаризации имущества налогоплательщика экспертов, переводчиков
и других специалистов.
Установлены специальные правила по проведению инвентаризации
следующих видов имущества:
а) основных средств;
б) нематериальных активов;
в) финансовых вложений;
г) товарно-материальных ценностей;
д) незавершенного производства и расходов будущих периодов;
е)животных и молодняка животных;
ж) денежных средств, денежных документов и бланков документов
строгой отчетности;
з) расчетов.
В соответствии с ст.12 Федерального закона от 21.11.96 N
129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в ред. от 10.01.03)*(11) для
обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить
инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой
проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и
оценка. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются
руководителем организации, за исключением случаев, когда
проведение инвентаризации обязательно.
Проведение инвентаризации обязательно:
1) при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также
при преобразовании государственного или муниципального унитарного
предприятия;
2) перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
3) при смене материально ответственных лиц;
4) при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи
имущества;
5) в случае стихийного бедствия, пожара или других
чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
6) при реорганизации или ликвидации организации;
7) в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим
наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на
счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
а) излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма
зачисляется на финансовые результаты организации, а у бюджетной
организации - на увеличение финансирования (фондов);
б) недостача имущества и его порча в пределах норм
естественной убыли относятся на издержки производства или
обращения, сверх норм- на счет виновных лиц. Если виновные лица не
установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки
от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые
результаты организации, а у бюджетной организации - на уменьшение
финансирования (фондов).
Комментарий к подпункту 21
Подпункт 21 ст.250 НК был дополнительно введен Федеральным
законом от 29.05.02 N 57-ФЗ. Установленная норма затрагивает
только одну категорию налогоплательщиков - лиц, производящих и
реализующих продукцию средств массовой информации и книжную
продукцию. Основные понятия, относящиеся к средствам массовой
информации (СМИ), установлены в ст.2 Закона РФ от 27.12.91 N
2124-I "О средствах массовой информации" (в ред. от
25.07.02)*(12).
Продукция средства массовой информации - тираж или часть
тиража отдельного номера периодического печатного издания,
отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж
или часть тиража аудио или видеозаписи программы. Массовая
информация - предназначенные для неограниченного круга лиц
печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.
Средство массовой информации (СМИ) - периодическое печатное
издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная
программа, иная форма периодического распространения массовой
информации. Периодическое печатное издание - газета, журнал,
альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название,
текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.
Распространение продукции средства массовой информации- продажа
(подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий,
аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм
(вещание), демонстрация кинохроникальных программ. Редакция
средства массовой информации - организация, учреждение,
предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие
производство и выпуск средства массовой информации.
Понятие "книжная продукция", использованное в п.21 ст.250 НК,
не разъяснено в актах законодательства о налогах и сборах РФ. В
других нормативных документах используется схожее понятие
"продукция издательств" (код 2210000 по Общероссийскому
классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг
(ОК 004-93, утвержденному постановлением Госстандарта РФ от
06.08.93 N17)).
О порядке замены при возврате продукции СМИ и книжной
продукции см. подробно комментарий к подп.43 п.1 ст.246 НК, а о
порядке и основаниях списания такой продукции - комментарий к
подп.44 п.1 ст.246 НК.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

Hosted by uCoz