«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 43%

СТАТЬЯ 261 РАСХОДЫ НА ОСВОЕНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

В комментируемой статье дается легальное определение понятия
"расходы на освоение природных ресурсов", устанавливаются порядок
признания расходов, осуществленных после 1 января 2002 г., а также
порядок признания расходов, осуществленных до 1 января 2002 г., на
освоение природных ресурсов.
Соглашение о разделе продукции (СРП) - договор, в
соответствии с которым Российской Федерации предоставляет
инвестору на возмездной основе и на определенный срок
исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального
сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение
связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить
проведение указанных работ за свой счет и на свой риск.
Федеральный закон от 30.12.95 N 225-ФЗ "О соглашениях о
разделе продукции" (в ред. от 18.06.01)*(86), принятый в развитие
законодательства РФ в области недропользования и инвестиционной
деятельности, устанавливает правовые основы отношений, возникающих
в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в
поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ, а
также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной
экономической зоны РФ на условиях соглашений о разделе продукции
(Преамбула Федерального закона "О соглашениях о разделе
продукции").
Закон регулирует отношения, возникающие в процессе
заключения, исполнения и прекращения соглашений о разделе
продукции, и определяет основные правовые условия таких
соглашений.
Отношения, не урегулированные Федеральным законом "О
соглашениях о разделе продукции", в том числе возникающие в
процессе пользования землей и другими природными ресурсами, а
также особенности применения указанного Федерального закона с
учетом ограничений или запретов на право собственности на
добываемые драгоценные металлы, природные драгоценные камни,
радиоактивное сырье и другие металлы и продукты регулируются
законодательством РФ о недрах, другими законами и иными
нормативными правовыми актами РФ.
Отношения, возникающие в процессе поисков, разведки и добычи
минерального сырья, раздела произведенной продукции, а также ее
транспортировки, обработки, хранения, переработки, использования,
реализации или распоряжения иным образом, регулируются СРП,
заключаемым в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о
разделе продукции".
Права и обязанности сторон СРП, имеющие гражданско-правовой
характер, определяются в соответствии с Федеральным законом "О
соглашениях о разделе продукции" и гражданским законодательством
РФ.
В случае, если законодательными актами РФ установлены иные
правила, чем те, которые предусмотрены Федеральным законом "О
соглашениях о разделе продукции", в сфере регулирования отношений,
возникающих в процессе заключения, исполнения и прекращения
соглашений о разделе продукции, применяются правила Федерального
закона "О соглашениях о разделе продукции" (ст.1 Федерального
закона "О соглашениях о разделе продукции").
В Федеральном законе "О соглашениях о разделе продукции"
установлены правила: пользование участками недр на условиях
раздела продукции; установления срока действия соглашения;
заключения и исполнения соглашений; раздела продукции;
распределения и реализации государственной доли произведенной
продукции; передачи права собственности на имущество и информацию;
транспортировки, хранения и переработки минерального сырья;
внесения платежей при исполнении СРП, в том числе особенности
уплаты платежей за пользование недрами; учета и отчетности
(указания по отражению в бухгалтерском учете и отчетности операций
при исполнении СРП утверждены приказом Минфина России от 11.08.99
N 53н)*(87); ведения банковских счетов и применения норм валютного
регулирования при исполнении СРП; передачи прав и обязанностей по
соглашению; изменения условий соглашения; контроля за исполнением
соглашения; прекращения действия соглашения; разрешения споров.
В Федеральном законе "О соглашениях о разделе продукции"
установлены особенности налогообложения при исполнении СРП и
государственные гарантии прав инвестора, а также ответственность
сторон по соглашению.
Инвестор (для целей Федерального закона "О соглашениях о
разделе продукции") - субъект предпринимательской деятельности,
которому по соглашению о разделе продукции предоставляет на
возмездной основе и на определенный срок исключительные права на
поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр,
указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ.
Инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой
счет и на свой риск (ст.2 Федерального закона "О соглашениях о
разделе продукции").
Инвестором может быть лицо или объединения лиц,
осуществляющие вложения собственных, заемных или привлеченных
средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиски, разведку
и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на
условиях соглашения. Инвесторами по соглашению о разделе продукции
могут быть:
1) граждане Российской Федерации;
2) иностранные граждане;
3) юридические лица (как российские организации, так и
иностранные организации);
4) создаваемые на основе договора о совместной деятельности
(договора простого товарищества) и не имеющие статуса юридического
лица объединения юридических лиц.
В случае, если в качестве инвестора в соглашении выступает не
имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц,
участники такого объединения имеют солидарные права и несут
солидарные обязанности по соглашению.
СРП определяет все необходимые условия, связанные с
пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела
произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии
с положениями Федерального закона "О соглашениях о разделе
продукции". Условия пользования недрами, установленные в
соглашении, должны соответствовать законодательству РФ. Право
пользования участком недр может быть ограничено, приостановлено
или прекращено по условиям соглашения, заключенного в соответствии
с законодательством РФ. Перечни участков недр, право пользования
которыми на условиях раздела продукции может быть предоставлено в
соответствии с положениями Федерального закона "О соглашениях о
разделе продукции", устанавливаются федеральными законами, за
исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О
соглашениях о разделе продукции".
В указанном Федеральном законе установлены основания для
включения в перечни участков недр, право пользования которыми
может быть предоставлено на условиях раздела продукции.
Раздел продукции - термин Федерального закона "О соглашениях
о разделе продукции", означающий раздел произведенной продукции
между государством и инвестором в соответствии с СРП.
СРП должно предусматривать условия и порядок:
1) определения общего объема произведенной продукции и ее
стоимости;
2) определения компенсационной продукции (в том числе ее
предельного уровня). При этом состав затрат, подлежащих возмещению
инвестору за счет компенсационной продукции, определяется
соглашением в соответствии с законодательством РФ;
3) раздела между государством и инвестором прибыльной
продукции;
4) передачи государству принадлежащей ему в соответствии с
условиями соглашения части произведенной продукции или ее
стоимостного эквивалента;
5) получения инвестором произведенной продукции,
принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения (ст.8
Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции").
Компенсационная продукция, а также часть прибыльной
продукции, являющаяся в соответствии с условиями соглашения долей
инвестора, принадлежат на праве собственности инвестору.
Минеральное сырье, поступающее в соответствии с условиями
соглашения в собственность инвестора, может быть вывезено с
таможенной территории РФ на условиях и в порядке, которые
определены этим соглашением, без количественных ограничений
экспорта, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным
законом от 13.10.95. N 157-ФЗ "О государственном регулировании
внешнеторговой деятельности" (в ред. от 10.02.99)*(88) (ст.9
Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции").
Компенсационная продукция - термин Федерального закона "О
соглашениях о разделе продукции", означающий часть произведенной
продукции, которая передается в собственность инвестора для
возмещения его затрат на выполнение работ по СРП. Состав затрат,
подлежащих возмещению инвестору за счет компенсационной продукции,
определяется соглашением в соответствии с законодательством РФ
(ст.8 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции").
Положение о составе и порядке возмещения затрат при реализации СРП
утверждено постановлением Правительства РФ от 03.07.99 N 740*(89).
Прибыльная продукция - термин Федерального закона "О
соглашениях о разделе продукции", означающий произведенную
продукцию за вычетом части этой продукции, используемой для уплаты
платежей за пользование недрами в соответствии с положениями
указанного Федерального закона, и компенсационной продукции (ст.8
Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции").
В пределах полномочий, установленных Конституцией РФ и
федеральными законами, субъекты РФ осуществляют законодательное
регулирование своего участия в СРП при пользовании участками недр
на своих территориях.
Соглашения, заключенные до вступления в силу Федерального
закона "О соглашениях о разделе продукции", подлежат исполнению в
соответствии с определенными в них условиями. При этом положения
Закона о соглашениях о разделе продукции применяются к указанным
соглашениям в той мере, в какой его применение не противоречит
условиям таких соглашений и не ограничивает права, приобретенные и
осуществляемые инвесторами в соответствии с этими соглашениями
(ст.2 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции").
От имени Российской Федерации в соглашении выступают
Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ, на
территории которого расположен предоставляемый в пользование
участок недр, или уполномоченные ими органы (ст.3 Федерального
закона "О соглашениях о разделе продукции").
В соглашениях, заключаемых с иностранными гражданами и
иностранными юридическими лицами (иностранными организациями),
может быть предусмотрен в соответствии с законодательством РФ
отказ государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении
предварительного обеспечения иска и исполнения судебного и (или)
арбитражного решения (ст.23 Федерального закона "О соглашениях о
разделе продукции").
Особенности исчисления и уплаты налога на добычу полезных
ископаемых при выполнении соглашений о разделе продукции
установлены в ст.346 НК. Налогоплательщиками налога являются
инвесторы по СРП. Если выполнение работ по СРП, в том числе добычу
полезных ископаемых, осуществляет оператор по СРП, исчисление и
уплата налога производятся оператором, выступающим в качестве
уполномоченного представителя налогоплательщика. Налоговой базой
признается стоимость добытых полезных ископаемых, определяемая с
учетом особенностей, установленных в СРП для определения стоимости
добытых полезных ископаемых. Налоговая база определяется отдельно
по каждому виду полезных ископаемых и отдельно по каждому СРП и
деятельности, не связанной с выполнением СРП. При выполнении
соглашений о разделе продукции, заключенных в соответствии с
законодательством РФ, налоговые ставки применяются с коэффициентом
0,5. Налоговые ставки, установленные в СРП не изменяются в течение
всего срока действия указанного соглашения.
Оператор по СРП - термин Федерального закона "О соглашениях о
разделе продукции", означающий лицо или филиал юридического лица,
которые осуществляют по поручению инвестора организацию выполнения
работ по соглашению, в том числе ведение учета и отчетности.
Предмет деятельности оператора должен быть ограничен организацией
указанных работ. При этом инвестор несет имущественную
ответственность перед государством за действия оператора
соглашения как за свои собственные действия. Оператором соглашения
могут выступать:
1) филиал, созданный инвестором для этих целей на территории
РФ;
2) юридическое лицо, созданное инвестором для этих целей;
3) расходы на возмещение комплексного ущерба, наносимого
природным ресурсам землепользователями в процессе строительства и
эксплуатации объектов, а также на возмещение потерь
сельскохозяйственного производства при изъятии земель для нужд, не
связанных с сельскохозяйственным производством, при уничтожении,
порче оленьих пастбищ. К этим расходам также относятся
компенсации, предусмотренные договорами (соглашениями) с органами
местного самоуправления и (или) родовыми, семейными общинами
коренных малочисленных народов, заключенными такими
землепользователями. Семейные (родовые) общины малочисленных
народов - формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным
народам, объединяемых по кровнородственному признаку, ведущих
традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное
хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами. Коренные
малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ -
народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на
территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие
традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие
менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными
этническими общностями (ст.1 Федерального закона от 20.07.2000 N
104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных
малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской
Федерации" (в ред. от 21.03.02)*(90). Единый перечень коренных
малочисленных народов РФ утвержден постановлением Правительства РФ
от 24.03.2000 N 255 (в ред. от 30.09.2000)*(91). В соответствии с
постановлением Правительства РФ от 28.03.01 N 236*(92) Перечень
коренных малочисленных народов Республики Дагестан, утвержденный
постановлением Государственного Совета Республики Дагестан от
18.11.2000 N 191, считается частью Единого перечня.
Недра - часть земной коры, расположенная ниже почвенного
слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна
водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для
геологического изучения и освоения (преамбула Закона РФ от
21.02.92 N 2395-1 "О недрах" (в ред. Федерального закона от
29.05.02 N 57-ФЗ)*(93). Указанный Закон регулирует отношения,
возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и
охраной недр территории РФ, ее континентального шельфа, а также в
связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним
перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных
специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды,
рассолы и рапу соляных озер и заливов морей. Закон содержит
правовые и экономические основы комплексного рационального
использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов
государства и граждан Российской Федерации, а также прав
пользователей недр.
Виды пользования недрами установлены в ст.6 Закона РФ "О
недрах". Недра могут предоставляться в пользование одновременно
для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных
ископаемых. В этом случае добыча может производиться как в
процессе геологического изучения, так и непосредственно по его
завершении.
В соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи
полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных
сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых,
образования особо охраняемых геологических объектов, а также в
соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и
добыче минерального сырья участок недр предоставляется
пользователю в виде горного отвода. Пользователь недр, получивший
горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его
границах пользование недрами в соответствии с предоставленной
лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в
границах горного отвода, может осуществляться только с согласия
пользователя недр, которому он предоставлен. Участку недр,
предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического
изучения без существенного нарушения целостности недр (без
проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи
полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для
целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), по решению
федерального органа управления государственным фондом недр или его
территориального органа придается статус геологического отвода. В
границах геологического отвода могут одновременно проводить работы
несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при
предоставлении недр в пользование (ст.7 Закона РФ "О недрах").
Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской
деятельности, в том числе участники простого товарищества,
иностранные граждане, юридические лица, если федеральными законами
не установлены ограничения предоставления права пользования
недрами. Пользователями недр на условиях соглашений о разделе
продукции могут быть граждане Российской Федерации, иностранные
граждане, юридические лица и создаваемые на основе договоров о
совместной деятельности (договоров простого товарищества) и не
имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц при
условии, что участники таких объединений несут солидарную
ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашений о
разделе продукции. В случае если федеральными законами
установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности,
связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии),
пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на
осуществление соответствующих видов деятельности или заключать
договоры с организациями, имеющими право на осуществление видов
деятельности, связанных с пользованием недрами. Права и
обязанности пользователя недр возникают с момента государственной
регистрации лицензии на пользование участками недр, при
предоставлении права пользования недрами на условиях соглашения о
разделе продукции с момента вступления такого соглашения в силу
(ст.9 Закона РФ "О недрах").
Комментарий к пункту 2
Расходы на освоение природных ресурсов, осуществленные после
1 января 2002 г. (после введения в действие гл.25 НК), подлежат
включению в состав прочих расходов в соответствии с гл.25 НК, если
источником их финансирования не являются средства бюджета и (или)
средства государственных внебюджетных фондов.
Эти расходы учитываются в порядке, предусмотренном ст.325 НК
(см. коммент.). При осуществлении расходов на освоение природных
ресурсов, относящихся к нескольким участкам недр, указанные
расходы учитываются отдельно по каждому участку недр в доле,
определяемой налогоплательщиком в соответствии с принятой им
учетной политикой для целей налогообложения. Указанные расходы
признаются для целей налогообложения с 1-го числа месяца,
следующего за месяцем, в котором завершены данные работы (этапы
работ), и включаются в состав прочих расходов в следующем порядке:
1) расходы на поиски и оценку месторождений полезных
ископаемых (включая аудит запасов), разведку полезных ископаемых и
(или) гидрогеологические изыскания, осуществляемые на участке недр
в соответствии с полученными в установленном порядке лицензиями
или иными разрешениями уполномоченных органов, а также расходы на
приобретение необходимой геологической и иной информации у третьих
лиц, в том числе в государственных органах (расходы,
предусмотренные в абз.3 п.1 ст.261 НК), включаются в состав
расходов равномерно в течение 12 месяцев;
2) расходы на подготовку территории к ведению горных,
строительных и других работ в соответствии с установленными
требованиями к безопасности, охране земель, недр и других
природных ресурсов и окружающей среды, в том числе на устройство
временных подъездных путей и дорог для вывоза добываемых горных
пород, полезных ископаемых и отходов, подготовку площадок для
строительства соответствующих сооружений, хранения плодородного
слоя почвы, предназначенного для последующей рекультивации земель,
хранения добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов;
расходы на возмещение комплексного ущерба, наносимого природным
ресурсам землепользователями в процессе строительства и
эксплуатации объектов, а также на возмещение потерь
сельскохозяйственного производства при изъятии земель для нужд, не
связанных с сельскохозяйственным производством, при уничтожении,
порче оленьих пастбищ (расходы, предусмотренные в абз.4 и 5 п.1
ст.261 НК), включаются в состав расходов равномерно в течение пяти
лет, но не более срока эксплуатации.
Лицензия на пользование недрами - специальное государственное
разрешение на предоставление недр в пользование. Лицензия состоит
из установленной формы бланка с Государственным гербом РФ, а также
текстовых, графических и иных приложений, являющихся неотъемлемой
составной частью лицензии и определяющих основные условия
пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим
право ее владельца на пользование участком недр в определенных
границах в соответствии с указанной в ней целью в течение
установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных
условий. Между уполномоченными на то органами государственной
власти и пользователем недр может быть заключен договор,
устанавливающий условия пользования таким участком, а также
обязательства сторон по выполнению указанного договора. Лицензия
удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению
недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования
отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих
производств, использования недр в целях, не связанных с добычей
полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических
объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других
геологических коллекционных материалов. Допускается предоставление
лицензий на несколько видов пользования недрами. Предоставление
лицензий на пользование недрами осуществляется при наличии
предварительного согласия органа управления земельными ресурсами
либо собственника земли на отвод соответствующего земельного
участка для целей недропользования. Отвод земельного участка в
окончательных границах и оформление земельных прав пользователя
недр осуществляются в порядке, предусмотренном земельным
законодательством, после утверждения проекта работ по
недропользованию (ст.11 Закона РФ "О недрах").
Лицензия на пользование недрами и ее неотъемлемые составные
части должны содержать:
1) данные о пользователе недр, получившем лицензию, и
органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления
лицензии;
2) данные о целевом назначении работ, связанных с
пользованием недрами;
3) указание пространственных границ участка недр,
предоставляемого в пользование;
4) указание границ земельного отвода или акватории,
выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами;
5) сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки
технического проекта, выхода на проектную мощность, представления
геологической информации на государственную экспертизу);
6) условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании
недрами, земельными участками, акваториями;
7) согласованный уровень добычи минерального сырья, право
собственности на добытое минеральное сырье;
8) соглашение о праве собственности на геологическую
информацию, получаемую в процессе пользования недрами;
9) условия выполнения установленных законодательством,
стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и
окружающей природной среды, безопасному ведению работ;
10) порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или
консервации горных выработок и рекультивации земель.
Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные
условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе
контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также
может дополняться иными условиями, не противоречащими Закону РФ "О
недрах". В случае значительного изменения объема потребления
произведенной продукции по обстоятельствам, независящим от
пользователя недр, сроки ввода в эксплуатацию объектов,
определенные лицензионным соглашением, могут быть пересмотрены
органами, выдавшими лицензию на пользование участками недр, на
основании обращения пользователя недр. Условия пользования
недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение
оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее
действия. Изменения этих условий допускается только при согласии
пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в
случаях, установленных законодательством (ст.12 Закона РФ "О
недрах").
Комментарий к пункту 3
В п.3 ст.261 НК устанавливается порядок признания
безрезультатных расходов на освоение природных ресурсов по
отдельному участку недр. В абз.2 п.3 комментируемой статьи
законодатель устанавливает значение понятия "безрезультатные
работы", а в абз.1 того же пункта"безрезультатные расходы".
Безрезультатными работами признаются геолого-поисковые,
геолого-разведочные и иные работы, по результатам которых
налогоплательщик принял решение о прекращении дальнейших работ на
соответствующей части участка недр в связи с бесперспективностью
выявления запасов полезных ископаемых либо в связи с
невозможностью или нецелесообразностью строительства и (или)
эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных
ископаемых.
Систематический анализ норм, содержащихся в п.3 ст.261 НК,
позволяет определить понятие "безрезультатные расходы на освоение
природных ресурсов". Безрезультатными расходами на освоение
природных ресурсов следует считать расходы на проведение следующих
видов работ:
1) безрезультатных геолого-поисковых работ;
2) безрезультатных геолого-разведочных работ;
3) иных работ, по результатам которых налогоплательщик принял
решение о прекращении дальнейших работ на соответствующей части
участка недр в связи с бесперспективностью выявления запасов
полезных ископаемых либо в связи с невозможностью или
нецелесообразностью строительства и (или) эксплуатации подземных
сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Если расходы на освоение природных ресурсов по
соответствующему участку недр оказались безрезультатными,
указанные расходы признаются для целей налогообложения с 1-го
числа месяца, следующего за месяцем, в котором налогоплательщик
уведомил федеральный орган управления государственным фондом недр
или его территориальное подразделение о прекращении дальнейших
геолого-поисковых, геолого-разведочных и иных работ на этом
участке в связи с их бесперспективностью. В соответствии с
постановлением Правительства РФ от 25.09.2000 N 726 "Об
утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Российской
Федерации"*(94) федеральным органом управления государственным
фондом недр является Министерство природных ресурсов РФ.
Порядок, предусмотренный п.3 ст.261 НК, применяется к
расходам на освоение природных ресурсов, относящимся к части
территории (акватории), предусмотренной соответствующей лицензией.
При этом налогоплательщик должен вести раздельный учет таких
расходов по соответствующей части территории (акватории).
Указанные расходы включаются в состав прочих расходов в том
же порядке, что и результативные расходы на освоение природных
ресурсов (в порядке, предусмотренном п.2 ст.261 НК).
Комментарий к пункту 4
Если нормы, содержащиеся в п.1-3, 5 и 6 ст.261 НК, относятся
к любым налогоплательщикам, осуществляющих расходы на освоение
природных ресурсов, то нормы, содержащиеся в п.4 данной статьи,
имеют отношение только к налогоплательщикам, осуществляющим добычу
нефти и газа с использованием непродуктивной скважины.
Порядок признания расходов на освоение природных ресурсов для
целей налогообложения, предусмотренный ст.261 НК, применяется
также к расходам на строительство (бурение) разведочной скважины
на месторождениях нефти и газа, которая оказалась непродуктивной,
проведение комплекса геологических работ и испытаний с
использованием этой скважины, а также на последующую ликвидацию
такой скважины. Такой порядок применяется налогоплательщиком
независимо от продолжения или прекращения дальнейших работ на
соответствующем участке недр после ликвидации непродуктивной
скважины при условии раздельного учета расходов по этой скважине.
Расходы по непродуктивной скважине признаются для целей
налогообложения равномерно в течение 12 месяцев с 1-го числа
месяца, следующего за месяцем, в котором эта скважина была
ликвидирована в установленном порядке как выполнившая свое
назначение.
Решение о признании соответствующей скважины непродуктивной
принимается налогоплательщиком один раз и это решение в дальнейшем
изменению не подлежит. При этом налогоплательщик должен уведомить
налоговый орган по месту своего учета о решении, принятом в
отношении каждой скважины, не позднее установленного гл.25 НК
предельного срока представления налоговой декларации за отчетный
(налоговый) период, в котором он фактически включил расходы (часть
таких расходов) по скважине в состав прочих расходов.
Комментарий к пункту 5
Не включаются в состав расходов для целей налогообложения
расходы на безрезультатные работы по освоению природных ресурсов,
если в течение пяти лет до момента предоставления
налогоплательщику прав на геологическое изучение недр, разведку и
добычу полезных ископаемых или иное пользование участком недр на
этом участке уже осуществлялись аналогичные работы. Данное
положение не применяется, если указанные работы проводились на
основе принципиально иной технологии и (или) в отношении других
полезных ископаемых.
Комментарий к пункту 6
Расходы на приобретение работ (услуг), геологической и иной
информации у третьих лиц, в том числе у государственных органов, а
также расходы на самостоятельное проведение работ по освоению
природных ресурсов принимаются для целей налогообложения в сумме
фактических затрат.
Использование геологической информации о недрах должно
осуществляться с требованиями ст.27 Закона РФ "О недрах".
Информация о геологическом строении недр, находящихся в них
полезных ископаемых, об условиях их разработки, а также иных
качествах и особенностях недр, содержащаяся в геологических
отчетах, картах и иных материалах, может находиться в
государственной собственности или в собственности пользователя
недр.
Геологическая и иная информация о недрах, полученная
пользователем недр за счет государственных средств, является
государственной собственностью и представляется пользователем недр
по установленной форме в федеральный и соответствующий
территориальный фонды геологической информации, осуществляющие ее
хранение и систематизацию. Порядок и условия использования
указанной информации определяются федеральным органом управления
государственным фондом недр в соответствии с законодательством РФ.
Геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем
недр за счет собственных средств, собственность пользователя недр
и представляется пользователем недр по установленной форме в
федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической
информации с определением условий ее использования, в том числе в
коммерческих целях. Должностные лица федерального и
территориальных фондов геологической информации обязаны обеспечить
конфиденциальность представляемой им информации, а также несут
материальную, административную или уголовную ответственность за ее
несанкционированное разглашение. Право собственности на
геологическую и иную информацию о недрах охраняется в порядке,
установленном законодательством РФ для других объектов
собственности. Исполнитель имеет право использовать полученную в
результате проведения работ геологическую и иную информацию о
недрах для научной и преподавательской деятельности, если иное не
предусмотрено договором (см. ст.27 Закона РФ "О недрах").

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

Hosted by uCoz