«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 47%

СТАТЬЯ 262 РАСХОДЫ НА НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Расходами на научные исследования и (или)
опытно-конструкторские разработки (далее - расходами на НИОКР)
признаются:
1) расходы, относящиеся к созданию новой или
усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг),
в частности расходы на изобретательство;
2) расходы на формирование Российского фонда технологического
развития и иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по
перечню, утверждаемому Правительством РФ в соответствии с
Федеральным законом от 23.08.96 N 127-ФЗ "О науке и
государственной научно-технической политике" (в ред. от
24.12.02)*(95).
Федеральный закон "О науке и государственной
научно-технической политике" регулирует отношения между субъектами
научной и (или) научно-технической деятельности, органами
государственной власти и потребителями научной и (или)
научно-технической продукции (работ и услуг). В указанном законе
установлено значение понятий "научная (научно-исследовательская)
деятельность", "фундаментальные научные исследования", "прикладные
научные исследования", "научно-техническая деятельность",
"экспериментальные разработки", "научный и (или)
научно-технический результат", "научная и (или) научно-техническая
продукция".
Научная (научно-исследовательская) деятельность (далее -
научная деятельность) - деятельность, направленная на получение и
применение новых знаний, в том числе:
фундаментальные научные исследования - экспериментальная или
теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний
об основных закономерностях строения, функционирования и развития
человека, общества, окружающей природной среды;
прикладные научные исследования - исследования, направленные
преимущественно на применение новых знаний для достижения
практических целей и решения конкретных задач.
Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная
на получение, применение новых знаний для решения технологических,
инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных
проблем, обеспечения функционирования науки, техники и
производства как единой системы.
Экспериментальные разработки - деятельность, которая основана
на знаниях, приобретенных в результате проведения научных
исследований или на основе практического опыта, и направлена на
сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов,
продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их
дальнейшее совершенствование (ст.1 Федерального закона "О науке и
государственной научно-технической политике").
Комментарий к пункту 2
Расходы налогоплательщика на НИОКР, относящиеся к созданию
новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров,
работ, услуг), в частности расходы на изобретательство,
осуществленные им самостоятельно или совместно с другими
организациями (в размере, соответствующем его доле расходов),
равно как на основании договоров, по которым он выступает в
качестве заказчика таких НИОКР, признаются для целей
налогообложения после завершения этих НИОКР (завершения отдельных
этапов работ) и подписания сторонами акта сдачи-приемки в порядке,
предусмотренном ст.262 НК.
Указанные расходы равномерно включаются налогоплательщиком в
состав прочих расходов в течение трех лет при условии
использования указанных НИОКР в производстве и (или) при
реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) с 1-го числа
месяца, следующего за месяцем, в котором завершены такие
исследования (отдельные этапы исследований).
Расходы налогоплательщика на НИОКР, осуществленные в целях
создания новых или совершенствования применяемых технологий,
создания новых видов сырья или материалов, которые не дали
положительного результата, также подлежат включению в состав
прочих расходов равномерно в течение трех лет в том же порядке, но
в размере, не превышающем 70% фактически осуществленных расходов.
Научный и (или) научно-технический результат - продукт
научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые
знания или решения и зафиксированный на любом информационном
носителе. Научная и (или) научно-техническая продукция - научный и
(или) научно-технический результат, в том числе результат
интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации
(ст.1 Федерального закона "О науке и государственной
научно-технической политике").
Комментарий к пункту 3
Расходы налогоплательщика на НИОКР, осуществленные в форме
отчислений на формирование Российского фонда технологического
развития и иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по
перечню, утверждаемому Правительством РФ в соответствии с
Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической
политике", признаются для целей налогообложения в пределах 0,5%
доходов (валовой выручки) налогоплательщика.
В соответствии со ст.15 Федерального закона "О науке и
государственной научно-технической политике" финансовое
обеспечение научной и (или) научно-технической деятельности
основывается на его целевой ориентации и множественности
источников финансирования. Финансирование этой деятельности
осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов
субъектов РФ, внебюджетных источников (собственных или
привлеченных средств хозяйствующих субъектов и их объединений, а
также средств заказчиков работ), иных источников в соответствии с
законодательством РФ.
Правительство РФ организует разработку и исполнение
федерального бюджета в части расходов на научные исследования и
экспериментальные разработки, определяет порядок создания
государственных фондов поддержки научной и (или)
научно-технической деятельности, утверждает распределение
предусмотренных федеральным бюджетом средств на эти цели между
государственными заказчиками федеральных целевых программ,
федеральными органами исполнительной власти, научными
организациями и указанными государственными фондами.
Фундаментальные научные исследования финансируются
преимущественно за счет средств федерального бюджета. В целях
содействия инициативным проектам фундаментальных научных
исследований, отбираемым на основе конкурса, в порядке,
устанавливаемом Правительством РФ, создаются фонды поддержки
научной и (или) научно-технической деятельности.
Федеральные научно-технические программы, приоритетные
прикладные научные исследования и экспериментальные разработки
финансируются за счет средств федерального бюджета, фондов
поддержки научной и (или) научно-технической деятельности и в
порядке долевого участия за счет средств организаций, объединений,
банков и других хозяйствующих субъектов. В порядке долевого
участия могут финансироваться также научно-технические программы,
сформированные и реализуемые на основе международных и
межотраслевых научно-технических соглашений, научно-технические
программы создания новых техники и технологии двойного применения.
Работы регионального значения могут финансироваться за счет
средств бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, региональных
фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности и
в порядке долевого участия за счет средств организаций,
объединений, банков и других хозяйствующих субъектов. За счет
средств федерального бюджета могут финансироваться, в том числе в
порядке долевого участия, наиболее важные региональные научные и
научно-технические программы и проекты, результаты осуществления
которых могут быть использованы и в других регионах. Совместное
использование средств, выделенных из федерального бюджета,
бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на финансирование научных
исследований федерального значения, осуществляется на долевых
началах по согласованию между соответствующими органами РФ,
субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Финансирование научной и (или) научно-технической
деятельности осуществляется государством на основе сочетания
финансовой поддержки научных организаций и целевого финансирования
конкретных научных и научно-технических программ и проектов.
В Российской Федерации действуют государственные (в том числе
федеральные), негосударственные и международные фонды поддержки
научной и (или) научно-технической деятельности. Органы
государственной власти РФ и органы государственной власти
субъектов РФ в порядке, установленном законодательством РФ,
создают государственные фонды поддержки научной и (или)
научно-технической деятельности в форме учреждений и иных
некоммерческих организаций, деятельность которых финансируется за
счет средств соответствующего бюджета или иных источников, не
запрещенных законодательством РФ. Государственный фонд поддержки
научной и (или) научно-технической деятельности является
самоуправляемой организацией и осуществляет свою деятельность в
соответствии с законодательством РФ и уставом.
Государственные фонды поддержки научной и (или)
научно-технической деятельности организуют независимую экспертизу
научных и научно-технических программ и проектов, представляемых
субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, и на
основе конкурса выделяют средства на финансирование указанных
программ и проектов. Государственные фонды поддержки научной и
(или) научно-технической деятельности ведут раздельный учет
средств, выделяемых на реализацию деятельности, предусмотренной их
уставами, и на иные цели. Порядок выделения средств на
финансирование научных и научно-технических программ и проектов
определяется уставами государственных фондов поддержки научной и
(или) научно-технической деятельности.
В федеральных органах исполнительной власти, коммерческих
организациях, а также в органах государственной власти субъектов
РФ могут создаваться внебюджетные фонды за счет относимых на
себестоимость производимой продукции отчислений организаций для
финансирования научных исследований и экспериментальных
разработок. Порядок образования и использования внебюджетных
фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих
организаций определяется Правительством РФ, внебюджетных фондов
органов государственной власти субъектов РФ законодательством
субъектов РФ.
Органы государственной власти РФ и органы государственной
власти субъектов РФ осуществляют контроль за расходованием
средств, выделенных из соответствующих бюджетов или внебюджетных
фондов на научную и (или) научно-техническую деятельность,
определяют формы и способы использования ее результатов.
Постановлением Правительства РФ от 13.10.99 N 1156 (в ред. от
20.02.02 N 121)*(96) был утвержден Порядок образования и
использования внебюджетных фондов федеральных органов
исполнительной власти и коммерческих организаций для
финансирования научных исследований и экспериментальных
разработок. В соответствии с п.2 указанного Постановления на
Министерство науки и технологий РФ возложена обязанность по
регистрации и учету внебюджетных фондов федеральных органов
исполнительной власти и коммерческих организаций для
финансирования НИОКР.
В соответствии с п.1 Порядка образования и использования
внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и
коммерческих организаций для финансирования НИОКР федеральные
органы исполнительной власти и коммерческие организации могут
создавать следующие внебюджетные фонды для финансирования научных
исследований и экспериментальных разработок (далее - внебюджетные
фонды):
1) Министерство науки и технологий РФ - российский фонд
технологического развития;
2) федеральные министерства и иные федеральные органы
исполнительной власти - фонды финансирования научных исследований
и экспериментальных разработок соответствующих федеральных
министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;
3) коммерческие организации - фонды финансирования научных
исследований и экспериментальных разработок соответствующих
коммерческих организаций.
Внебюджетные фонды федеральных органов исполнительной власти
и коммерческих организаций создаются по согласованию с
Министерством науки и технологий РФ, которое осуществляет
регистрацию и учет этих внебюджетных фондов. Порядок регистрации и
учета указанных внебюджетных фондов устанавливается Министерством
науки и технологий РФ по согласованию с Минфином России.
Внебюджетные фонды федеральных органов исполнительной власти и
коммерческих организаций формируются за счет добровольных
отчислений организаций (хозяйствующих субъектов).
Внебюджетные фонды федеральных органов исполнительной власти
формируются за счет добровольных отчислений, осуществляемых на
договорной основе организациями (хозяйствующими субъектами),
находящимися в их ведении, а также отчислений коммерческих
организаций.
Внебюджетные фонды коммерческих организаций формируются за
счет собственных отчислений, а также отчислений, осуществляемых на
договорной основе другими коммерческими организациями (п.1-3
Порядка).
Следует отметить, что постановлением Правительства РФ от
05.03.01 N 165 был утвержден Перечень международных и иностранных
организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная
помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования,
культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат
налогообложению (в ред. от 08.02.02)*(97).
Комментарий к пункту 4
Положения п.2 ст.262 НК не распространяются на расходы на
НИОКР в организациях, выполняющих НИОКР в качестве исполнителя
(подрядчика или субподрядчика). Указанные расходы рассматриваются
как расходы на осуществление деятельности этими организациями,
направленной на получение доходов.
Комментарий к пункту 5
В случае, если в результате произведенных расходов на НИОКР
организация-налогоплательщик получает исключительные права на
результаты интеллектуальной деятельности, указанные в п.3 ст.257
НК, данные права признаются нематериальными активами, которые
подлежат амортизации в соответствии с п.2 ст.258 НК (см. коммент.
к соответствующим статьям).

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

Hosted by uCoz