Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 0% |
Статьи взяты на сайте IDIOMA.RU и предоставляются в порядке взаимного
пользования библиотечными ресурсами
Порядок просмотра: если вы это читаете этот текст, значит выбрали нужную
книгу. По ссылке (вверху или внизу) перейдите в "Оглавление" и выберите,
интересующую вас статью. Возможно, что комментарий к статье не помещается
на одной веб-странице. В этом случае используйте ссылки "Далее" и
"Назад". Если вам нужна другая книга - вернитесь в "Каталог библиотеки"
Внутренние морские воды РФ - воды, расположенные в сторону
берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина
территориального моря РФ. Внутренние морские воды - составная
часть территории РФ. К внутренним морским водам относятся воды:
1) портов РФ, ограниченные линией, проходящей через наиболее
удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других
постоянных сооружений портов;
2) заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью
принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от
берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря
впервые образуется один или несколько проходов, если ширина
каждого из них не превышает 24 морские мили;
3) заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов с шириной
входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически
принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается
Правительством РФ и публикуется в "Извещениях мореплавателям"
(ст.1 Федерального закона от 31.07.98 N 155-ФЗ "О внутренних
морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской
Федерации") (в ред. от 30.06.03)*(258).
Исходные линии - термин Федерального закона "О внутренних
морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ",
означающий линии, от которых отмеряется ширина территориального
моря РФ. Исходными линиями считаются:
1) линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на
официально изданных в Российской Федерации морских картах;
2) прямая исходная линия, соединяющая наиболее удаленные в
сторону моря точки островов, рифов и скал в местах, где береговая
линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и
в непосредственной близости к нему цепь островов;
3) прямая линия, проводимая поперек устья реки,
непосредственно впадающей в море, между точками на ее берегах,
максимально выступающими в море при наибольшем отливе;
4) прямая линия, не превышающая 24 морские мили, соединяющая
точки наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив либо
в пролив между островами или между островом и материком, берега
которых принадлежат Российской Федерации;
5) система прямых исходных линий длиной более чем 24 морские
мили, соединяющих пункты естественного входа в залив либо в пролив
между островами или между островом и материком, исторически
принадлежащими Российской Федерации.
Перечень географических координат точек, определяющих
положение исходных линий, от которых отмеряется ширина
территориального моря, прилежащей зоны РФ, утверждается
Правительством РФ и публикуется в "Извещениях мореплавателям".
Границы территориального моря и исходные линии, от которых
отмеряется ширина территориального моря, наносятся на морские
карты масштаба 1:200 000 - 1:300 000, а в случае отсутствия таких
карт - на карты масштаба 1:100 000 или 1:500 000. В отдельных
случаях допускаются отступления от указанных масштабов, вызванные
спецификой картографирования данного района, особенностями
географических условий, степенью точности исходных материалов или
другими причинами.
Прилежащая зона РФ - морской пояс, который расположен за
пределами территориального моря РФ, прилегает к нему и внешняя
граница которого находится на расстоянии 24 морских миль,
отмеряемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина
территориального моря. Делимитация прилежащей зоны между
Российской Федерацией и государствами, побережья которых
противолежат побережью РФ или являются смежными с побережьем РФ,
осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и
нормами международного права и международными договорами РФ (ст.22
Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном
море и прилежащей зоне Российской Федерации").
В прилежащей зоне РФ осуществляет контроль, необходимый для:
1) предотвращения нарушений таможенных, фискальных,
иммиграционных или санитарных правил, установленных законами РФ и
иными нормативными правовыми актами РФ, действующих на территории
РФ, включая территориальное море;
2) наказания за нарушение указанных законов и правил,
совершенное на территории РФ, включая территориальное море.
В прилежащей зоне РФ принимает меры, необходимые для
предотвращения вышеуказанных нарушений и задержания виновных,
включая преследование по горячим следам, остановку, осмотр и
задержание всех иностранных судов-нарушителей (за исключением
военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в
некоммерческих целях), в соответствии с законодательством РФ и
нормами международного права (ст.23 Федерального закона "О
внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне
Российской Федерации").
Территориальное море РФ - примыкающий к сухопутной территории
или к внутренним морским водам РФ морской пояс шириной 12 морских
миль, отмеряемых от исходных линий. Может быть установлена иная
ширина территориального моря. Определение территориального моря
применяется также ко всем островам РФ. Внешняя граница
территориального моря - это Государственная граница РФ. Внутренней
границей территориального моря считаются исходные линии, от
которых отмеряется ширина территориального моря. На
территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на
дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет
РФ с признанием права мирного прохода иностранных судов через
территориальное море (ст.2 Федерального закона "О внутренних
морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской
Федерации").
Делимитация территориального моря между Российской Федерацией
и государствами, побережья которых противолежат побережью РФ или
смежные с побережьем РФ, осуществляется в соответствии с
общепризнанными принципами и нормами международного права и
международными договорами РФ (ст.3 Федерального закона "О
внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне
Российской Федерации").
Основной акт международного права в этой сфере - Конвенция
ООН по морскому праву (Монтего-Бей, 10.12.82).
Делимитация (от лат. "delimitatio" - установление границ)
термин международного права, означающий определения положения и
направления государственной границы по соглашению между
сопредельными государствами, зафиксированное в международном
договоре и графически изображенное на прилагаемых к договору
картах. На основании делимитации границ проводится демаркация
границы.
Демаркация границы (от франц. "demarcation" - разграничение)
термин международного права, означающий установление линии
государственной границы на местности путем сооружения пограничных
знаков на основании документов о делимитации границ.
Осуществляется смешанными комиссиями, которые образуются
договаривающимися сторонами.
Континентальный шельф РФ включает в себя морское дно и недра
подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря
РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной
территории до внешней границы подводной окраины материка.
Подводная окраина материка - продолжение континентального
массива РФ, включающего в себя поверхность и недра
континентального шельфа, склона и подъема. Определение
континентального шельфа применяется также ко всем островам РФ.
Внутренняя граница континентального шельфа - это внешняя граница
территориального моря. Внешняя граница континентального шельфа
находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от
которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что
внешняя граница подводной окраины материка не простирается на
расстояние более чем 200 морских миль. Если подводная окраина
материка простирается на расстояние более 200 морских миль от
указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа
совпадает с внешней границей подводной окраины материка,
определяемой в соответствии с нормами международного права (ст.1
Федерального закона от 30.11.95 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе
Российской Федерации" (в ред. от 30.06.03)*(259)).
Делимитация континентального шельфа между Российской
Федерацией и государствами, побережья которых противолежат
побережью РФ или смежные с побережьем РФ, осуществляется на основе
международных договоров РФ или норм международного права (ст.2
Федерального закона "О континентальном шельфе Российской
Федерации").
Исключительная экономическая зона РФ - морской район,
находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к
нему, с особым правовым режимом, установленным Федеральным законом
от 17.12.98 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне
Российской Федерации" (в ред. от 30.06.03)*(260), международными
договорами РФ и нормами международного права.
Определение исключительной экономической зоны применяется
также ко всем островам РФ, за исключением скал, которые не
пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления
самостоятельной хозяйственной деятельности.
Внутренняя граница исключительной экономической зоны - это
внешняя граница территориального моря. Внешняя граница
исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200
морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина
территориального моря, если иное не предусмотрено международными
договорами РФ (ст.1 Федерального закона "Об исключительной
экономической зоне Российской Федерации").
Делимитация исключительной экономической зоны между
Российской Федерацией и государствами, побережья которых
противолежат побережью РФ или являются смежными с побережьем РФ,
осуществляется в соответствии с международными договорами РФ или
общепризнанными принципами и нормами международного права (ст.2
Федерального закона "Об исключительной экономической зоне
Российской Федерации"). Установлена система платежей за
пользование ресурсами исключительной экономической зоны.
Государственная граница РФ - линия и проходящая по этой линии
вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной
территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, т.е.
пространственный предел действия государственного суверенитета РФ
(ст.1 Закона РФ от 01.04.93 N 4730-I "О Государственной границе
Российской Федерации" (в ред. от 30.06.03)*(261)). Государственной
границей РФ считается граница РСФСР, закрепленная действующими
международными договорами и законодательными актами бывшего СССР;
границы РФ с сопредельными государствами, не оформленные в
международно-правовом отношении, подлежат их договорному
закреплению.
Российская Федерация при установлении и изменении прохождения
своей Государственной границы, установлении и поддержании
отношений с иностранными государствами на Государственной границе,
а также регулировании правоотношений в приграничных районах
(акваториях) РФ и на путях международных сообщений, пролегающих на
российской территории, руководствуется принципами:
1) обеспечения безопасности Российской Федерации и
международной безопасности;
2) взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с
иностранными государствами;
3) взаимного уважения суверенитета, территориальной
целостности государств и нерушимости государственных границ;
4) мирного разрешения пограничных вопросов (ст.2 Закона РФ "О
Государственной границе Российской Федерации").
Комментарий к пункту 2
Для целей гл.25 НК под отделением иностранной организации
(отделением) понимается филиал, представительство, отделение,
бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение
или иное место деятельности этой иностранной организации.
Под постоянным представительством иностранной организации в
Российской Федерации для целей гл.25 НК понимается отделение
иностранной организации, через которое иностранная организация
регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на
территории РФ, связанную:
1) с пользованием недрами и (или) использованием других
природных ресурсов;
2) проведением предусмотренных контрактами работ по
строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и
эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;
3) продажей товаров с расположенных на территории РФ и
принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;
4) осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной
деятельности, за исключением подготовительной и вспомогательной
деятельности (деятельности, предусмотренной п.4 ст.306 НК).
Комментарий к пункту 3
Постоянное представительство иностранной организации
считается образованным с начала регулярного осуществления
предпринимательской деятельности через ее отделение. При этом
деятельность по созданию отделения иностранной организации сама по
себе не создает постоянного представительства. Постоянное
представительство прекращает существование с момента прекращения
предпринимательской деятельности через отделение иностранной
организации.
При пользовании недрами и (или) использовании других
природных ресурсов постоянное представительство иностранной
организации считается образованным с более ранней из следующих
дат:
- даты вступления в силу лицензии (разрешения),
удостоверяющей право этой организации на осуществление
соответствующей деятельности;
- даты фактического начала такой деятельности.
В случае, если иностранная организация выполняет работы,
оказывает услуги другому лицу, имеющему указанную лицензию
(разрешение) или выступающему в качестве генерального подрядчика
для лица, имеющего такую лицензию (разрешение), при решении
вопросов, связанных с образованием и прекращением существования
постоянного представительства этой иностранной организации,
применяется порядок, аналогичный порядку определения существования
строительной площадки иностранной организации (порядку,
установленному п.2-4 ст.308 НК).
Комментарий к пункту 4
Факт осуществления иностранной организацией на территории РФ
деятельности подготовительного и вспомогательного характера при
отсутствии признаков постоянного представительства,
предусмотренных п.2 ст.306 НК, не может рассматриваться как
приводящий к образованию постоянного представительства.
К подготовительной и вспомогательной деятельности
(деятельности подготовительного и вспомогательного характера), в
частности, относятся:
1) использование сооружений исключительно для целей хранения,
демонстрации и (или) поставки товаров, принадлежащих этой
иностранной организации, до начала такой поставки;
2) содержание запаса товаров, принадлежащих этой иностранной
организации, исключительно для целей их хранения, демонстрации и
(или) поставки до начала такой поставки;
3) содержание постоянного места деятельности исключительно
для целей закупки товаров этой иностранной организацией;
4) содержание постоянного места деятельности исключительно
для сбора, обработки и (или) распространения информации, ведения
бухгалтерского учета, маркетинга, рекламы или изучения рынка
товаров (работ, услуг), реализуемых иностранной организацией, если
такая деятельность не является основной (обычной) деятельностью
этой организации;
5) содержание постоянного места деятельности исключительно
для целей простого подписания контрактов от имени этой
организации, если подписание контрактов происходит в соответствии
с детальными письменными инструкциями иностранной организации.
Комментарий к пункту 5
Факт владения иностранной организацией ценными бумагами,
долями в капитале российских организаций, а также иным имуществом
на территории РФ при отсутствии признаков постоянного
представительства, предусмотренных п.2 ст.306 НК, сам по себе не
может рассматриваться для такой иностранной организации как
приводящий к образованию постоянного представительства в
Российской Федерации.
Комментарий к пункту 6
Факт заключения иностранной организацией договора простого
товарищества или иного договора, предполагающего совместную
деятельность его сторон (участников), осуществляемую полностью или
частично на территории РФ, сам по себе не может рассматриваться
для данной организации как приводящий к образованию постоянного
представительства в Российской Федерации.
Комментарий к пункту 7
Факт предоставления иностранной организацией персонала для
работы на территории РФ в другой организации при отсутствии
признаков постоянного представительства, предусмотренных п.2
ст.306 НК, не может рассматриваться как приводящий к образованию
постоянного представительства иностранной организации,
предоставившей персонал, если такой персонал действует
исключительно от имени и в интересах организации, в которую он был
направлен.
Комментарий к пункту 8
Осуществление иностранной организацией операций по ввозу в
Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации товаров, в
том числе в рамках внешнеторговых контрактов, при отсутствии
признаков постоянного представительства, предусмотренных п.2
ст.306 НК, не может рассматриваться как приводящий к образованию
постоянного представительства этой организации в Российской
Федерации.
Комментарий к пункту 9
Иностранная организация рассматривается как имеющая
постоянное представительство в случае, если эта организация
осуществляет поставки с территории РФ принадлежащих ей товаров,
полученных в результате переработки на таможенной территории или
переработки товаров под таможенным контролем, а также в случае,
если эта организация осуществляет деятельность, отвечающую
признакам, предусмотренным п.2 ст.306 НК, через зависимого агента.
Зависимый агент (иностранной организации) - лицо, которое на
основании договорных отношений с этой иностранной организацией
представляет ее интересы в Российской Федерации, действует на
территории РФ от имени этой иностранной организации, имеет и
регулярно использует полномочия на заключение контрактов или
согласование их существенных условий от имени данной организации,
создавая при этом правовые последствия для данной иностранной
организации.
Возврат сумм ввозных таможенных пошлин, налогов при вывозе
продуктов переработки в соответствии с таможенным режимом экспорта
производится таможенными органами РФ при условии соблюдения
положений ТК и если продукты переработки вывозятся в срок не
позднее двух лет со дня перемещения товара через таможенную
границу РФ (ст.63 ТК).
От вывозных таможенных пошлин, налогов освобождаются
иностранные товары и продукты их переработки. К указанным товарам
и продуктам не применяются меры экономической политики (ст.64 ТК
РФ).
Положение о таможенном режиме переработки товаров на
таможенной территории РФ, утверждено Приказом ГТК РФ от 05.09.97 N
543 (в ред. от 25.06.02)*(262). Перечень нормативных актов,
применяемых по режимам переработки, приведен в Письме ГТК РФ от
16.01.98 N 01-15/826.
Переработка товаров под таможенным контролем - таможенный
режим, при котором иностранные товары используются в установленном
порядке на таможенной территории РФ без взимания таможенных пошлин
и налогов, а также без применения к товарам мер экономической
политики для переработки под таможенным контролем с последующим
выпуском для свободного обращения или помещением продуктов
переработки под иной таможенный режим (ст.65 ТК).
Условия применения таможенного режима переработки товаров под
таможенным контролем в отношении операции по переработке товаров,
лицензирования, сроков переработки, количества выхода продуктов
переработки в таможенных целях, освобождения от вывозных
таможенных пошлин, налогов и применения мер экономической политики
аналогичны условиям применения таможенного режима переработки
товаров на таможенной территории.
В ст.67 ТК установлены следующие ограничения использования
таможенного режима переработки товаров под таможенным контролем.
Переработка товаров под таможенным контролем не может
использоваться для уклонения от соблюдения мер экономической
политики и правил определения страны происхождения товаров.
Случаи, когда использование таможенного режима переработки товаров
под таможенным контролем не допускается, определяются ГТК РФ.
Кроме того, постановлением Правительства РФ от 08.05.98 N 430
"О применении таможенных режимов переработки товаров в алюминиевой
промышленности" (в ред. от 22.02.2000)*(263), Распоряжением
Правительства РФ от 29.12.99 N 2181-р "Об ограничении
использования таможенного режима переработки под таможенным
контролем при переработке сырья для производства алюминия
необработанного или изделий из него"*(264) с 1 января 2000 г. в
Российской Федерации запрещено применение таможенного режима
переработки товаров под таможенным контролем при переработке сырья
для производства алюминия или изделий из него.
Выпуск товаров для свободного обращения (выпуск для
свободного обращения) - таможенный режим, при котором товары,
ввозимые на таможенную территорию РФ, остаются постоянно на этой
территории без обязательства об их вывозе с этой территории (ст.30
ТК).
Условиями помещения товаров под таможенный режим выпуска для
свободного обращения являются (ст.31 ТК):
а) уплата в отношении товаров таможенных пошлин, налогов и
внесение иных таможенных платежей;
б) соблюдение мер экономической политики и других
ограничений. Кроме того, могут устанавливаться дополнительные
условия помещения товаров под данный таможенный режим.
Меры экономической политики - термин ТК, означающий
ограничения на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской
Федерации товаров и транспортных средств, установленные исходя из
соображений экономической политики РФ и могущие включать в себя
квотирование, лицензирование, установление минимальных и
максимальных цен, а также другие меры регулирования взаимодействия
российской экономики с мировым хозяйством (п.17 ст.18 ТК).
Для целей п.9 ст.306 НК под "брокером" могут пониматься, в
частности:
1) брокер на рынке ценных бумаг (см. коммент. к ст.298 НК);
2) таможенный брокер (посредник).
Таможенный брокер (посредник) - созданное в соответствии с
законодательством РФ предприятие, обладающее правами юридического
лица и получившее лицензию на осуществление деятельности в
качестве таможенного брокера, выдаваемую ГТК РФ. Таможенный брокер
осуществляет свою деятельность в соответствии с ТК и положением,
утверждаемым Правительством РФ. Взаимоотношения таможенного
брокера с представляемым лицом строятся на основе нотариально
удостоверенного договора (ст.157 ТК). Положение о таможенном
брокере утверждено постановлением Правительства РФ от 17.07.96 N
873*(265).
Таможенный брокер вправе от собственного имени совершать
любые операции по таможенному оформлению и выполнять другие
посреднические функции в области таможенного дела за счет и по
поручению представляемого лица. При осуществлении таможенного
контроля и таможенного оформления таможенный брокер выполняет все
обязанности и несет ответственность, как если бы он самостоятельно
перемещал товары через таможенную границу РФ. Права, обязанности и
ответственность таможенного брокера по отношению к таможенным
органам РФ не могут быть ограничены договором с представляемым
лицом (ст.159 ТК). ГТК РФ ведет государственный реестр таможенных
брокеров и обеспечивает его периодическую публикацию (ст.160 ТК).
Правом совершать действия по таможенному оформлению от имени
таможенного брокера обладает специалист по таможенному оформлению.
Информация, полученная таможенным брокером и его работниками от
представляемого лица для таможенных целей, может использоваться
исключительно в этих целях. Информация, составляющая коммерческую,
банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также
конфиденциальная информация представляемого лица не должна
разглашаться, использоваться таможенным брокером и его работниками
в собственных целях, передаваться третьим лицам, а также
государственным органам (кроме таможенных органов РФ), за
исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ
(ст.163 ТК).
Специалист по таможенному оформлению - физическое лицо,
имеющее квалификационный аттестат специалиста по таможенному
оформлению, выдаваемый ГТК РФ и уполномоченное таможенным брокером
совершать действия по таможенному оформлению от имени таможенного
брокера (ст.161 ТК).
При совершении действий по таможенному оформлению от имени
таможенного брокера специалистом по таможенному оформлению,
считается, что этот специалист уполномочен на то таможенным
брокером, если таможенный брокер не докажет обратного. Таможенный
брокер не может ограничить обязанности специалиста по таможенному
оформлению по отношению к таможенным органам РФ. Требования к
специалистам по таможенному оформлению установлены в Приказе ГТК
РФ от 18.03.98 N 152 "Об утверждении Положения о специалисте по
таможенному оформлению" (в ред. от 25.06.02)*(266).
Комментарий к пункту 10
Тот факт, что лицо, осуществляющее деятельность на территории
РФ, является взаимозависимым лицом с иностранной организацией, при
отсутствии признаков зависимого агента (признаков, предусмотренных
п.9 ст.306 НК), не рассматривается как приводящий к образованию
постоянного представительства этой иностранной организации в
Российской Федерации.