«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 62% |
В комментируемой статье устанавливаются общие правила
налогового учета доходов от реализации.
Доходы от реализации определяются по видам деятельности, если
для конкретного вида деятельности (дохода):
1) предусмотрен иной порядок налогообложения;
2) применяется иная налоговая ставка;
3) предусмотрен иной отличный от общего порядок учета прибыли
и убытка, полученного от данного вида деятельности.
Иной порядок налогообложения (отличный от общего порядка)
предусматривается, в частности, для следующих видов деятельности:
а) банковской деятельности;
б) страховой деятельности;
в) профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
г) уставной деятельности некоммерческих организаций;
д) по операциям с ФИСС.
Кроме того, иной порядок налогообложения (отличный от порядка
налогообложения, предусмотренного гл.25 НК) установлен в
отношении:
1) организаций игорного бизнеса;
2) организаций, к которым применяются специальные режимы
налогообложения.
Иные налоговые ставки применяются, в частности, для следующих
видов доходов:
1) доходов иностранных организаций, не связанных с
деятельностью в Российской Федерации через постоянное
представительство иностранной организации;
2) иностранных организаций, не связанных с деятельностью в
Российской Федерации через постоянное представительство, от
использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов,
самолетов или других подвижных транспортных средств или
контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование,
необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением
международных перевозок;
3) полученных в виде дивидендов от российских организаций
российскими организациями и физическими лицами - налоговыми
резидентами РФ;
4) полученных в виде дивидендов от российских организаций
иностранными организациями;
5) полученных в виде дивидендов российскими организациями от
иностранных организаций;
6) в виде процентов по государственным и муниципальным ценным
бумагам (кроме ценных бумаг, указанных в подп.2 п.3 ст.284 НК),
условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение
дохода в виде процентов;
7) в виде процентов по государственным и муниципальным
облигациям, эмитированным до 20 января 1997 г. включительно, а
также по доходу в виде процентов по облигациям государственного
валютного облигационного займа 1999 г., эмитированным при
осуществлении новации облигаций внутреннего государственного
валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения
условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного
долга бывшего Союза ССР и внутреннего и внешнего валютного долга
Российской Федерации;
8) прибыли, полученной ЦБ РФ от осуществления деятельности,
связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным
законом от 10.07.02 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)" (в ред. от 10.01.03)*(274).
Особое внимание следует обратить на то, что в соответствии с
п.1 ст.284 НК в бюджеты субъектов РФ зачисляется сумма налогов,
исчисленная по налоговой ставке 16%. Законами субъектов РФ
предусмотренная ставка налога может быть понижена для отдельных
категорий налогоплательщиков в отношении сумм налогов, зачисляемых
в бюджеты субъектов РФ (но не может быть ниже 12%). В тех случаях,
когда на деятельность налогоплательщика на территории субъекта РФ
распространяются пониженные ставки налога на прибыль организаций,
такому налогоплательщику необходимо вести налоговый учет доходов
по такой деятельности отдельно от учета доходов по видам
деятельности, на которые не распространяется льготная ставка.
Иной порядок учета прибыли или убытка (отличный от общего
порядка) предусмотрен, в частности для следующих видов доходов
(см. коммент. к указанным статьям НК):
1) полученных от долевого участия в других организациях
(дивидендов) - ст.275;
2) у участников договора доверительно управления имуществом -
ст.276;
3) получаемых от передачи имущества в уставный (складочный)
капитал (фонд) организации - ст.277;
4) полученных участниками договора простого товарищества -
ст.278;
5) полученных при уступке (переуступке) права требования -
ст.279;
6) по операциям с ценными бумагами - ст.280, 281;
7) по сделкам РЕПО - ст.282;
8) при совершении срочных сделок (операций с ФИСС) -
ст.301-305.
Общий порядок налогового учета доходов от реализации
установлен в ст.316 НК. Особенности налогового учета при
совершении отдельных видов операций (сделок) установлены в
следующих статьях гл.25 НК (см. коммент. к указанным статьям):
1) с амортизируемым имуществом - ст.322;
2) с основными средствами - ст.323;
3) срочных сделок - ст.326, 327;
4) сделок, в результате которых получен доход в виде
процентов - ст.328;
5) реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном
рынке ценных бумаг и ценных бумаг, не обращающихся на
организованном рынке ценных бумаг - ст.329;
6) операций при исполнении договора доверительного управления
имуществом - ст.332;
7) сделок РЕПО с ценными бумагами - ст.333.
В гл.25 НК установлены особые порядки учета прибыли
(убытков), в частности в отношении следующих видов расходов,
связанных с производством и реализацией (см. коммент. к ст.253,
316 НК):
1) на ремонт основных средств - ст.260, 324;
2) на освоение природных ресурсов - ст.261, 325;
3) на НИОКР - ст.262;
4) на обязательное и добровольное страхование имущества -
ст.263;
5) отдельных видов прочих расходов, связанных с производством
и реализацией - ст.264.
В гл.25 НК установлены особые порядки учета следующих видов
внереализационных расходов:
1) расходов на формирование резервов по сомнительным долгам -
ст.266 НК;
2) на формирование резерва по гарантийному ремонту и
гарантийному обслуживанию - ст.267;
3) при реализации имущества - ст.268, 322-324;
4) в виде процентов по полученным заемным средствам - ст.269,
328;
5) в виде процентов по ценным бумагам, относящимся к долговым
обязательствам - ст.328;
6) обслуживающих производств и хозяйств - ст.275.1.
Кроме того, обязанности по ведению раздельного налогового
учета предусматриваются другими главами НК. В частности,
налогоплательщики НДС (гл.21 НК) должны вести отдельный учет
доходов и расходов по следующим операциям:
1) не подлежащим налогообложению НДС (освобождаемым от
налогообложения) - операциям, указанным в ст.149 НК;
2) по реализации товаров, работ, услуг, подлежащим
налогообложению НДС по налоговой ставке 0% (п.1 ст.164 НК);
3) по реализации товаров, работ, услуг, подлежащим
налогообложению НДС по налоговой ставке 10% (п.2 ст.164 НК).
В том случае, когда налогоплательщик по налогу на прибыль
организаций является также налогоплательщиком акцизов, ему
необходимо вести раздельный налоговый учет по следующим операциям:
1) не подлежащим налогообложению акцизами (освобождаемым от
налогообложения акциями в соответствии со ст.183 НК);
2) с подакцизными товарами и подакцизным минеральным сырьем,
облагаемым по разным налоговым ставкам акцизов (п.1 ст.193 НК).
В соответствии со ст.184 НК освобождение от налогообложения
акцизами операций по реализации подакцизных товаров и (или)
передаче лицом произведенных им из давальческого сырья
нефтепродуктов собственнику указанного сырья (материалов) либо
другим лицам, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы
территории РФ, производится только при вывозе подакцизных товаров
в таможенном режиме экспорта за пределы территории РФ. Для
получения указанного освобождения налогоплательщику также
необходимо вести раздельный учет.
Кроме того, в тех случаях, когда налогоплательщик по налогу
на прибыль организаций является также налогоплательщиком по налогу
с продаж, ему необходимо вести раздельный учет операций:
1) подлежащих налогообложению;
2) не подлежащих налогообложению - операций, освобождаемых от
налогообложения в соответствии со ст.350 НК.
Сумма выручки от реализации определяется в соответствии со
ст.249 НК с учетом положений ст.251 НК на дату признания доходов и
расходов в соответствии с выбранным налогоплательщиком методом
признания доходов и расходов для целей налогообложения (метод
начисления или кассовый метод).
В случае если цена реализуемого товара (работ, услуг),
имущественных прав выражена в иностранной валюте, сумма выручки от
реализации пересчитывается в рубли по курсу, установленному ЦБ РФ,
на дату реализации.
В случае, если цена реализуемого товара (работ, услуг),
имущественных прав выражена в условных единицах, то сумма выручки
от реализации пересчитывается в рубли на дату реализации. При этом
возникшие суммовые разницы включаются в состав внереализационных
доходов (внереализационных расходов) в зависимости от возникшей
разницы (см. коммент. к п.11.1 ст.250 НК).
В случае если реализация производится через комиссионера
(агента или иного доверительного лица), то
налогоплательщик-комитент (принципал, иной доверитель) определяет
сумму выручки от реализации на дату реализации на основании
извещения комиссионера о реализации принадлежащего комитенту
имущества (имущественных прав). При этом комиссионер (агент или
иной поверенный) обязан в течение трех дней с момента окончания
отчетного периода, в котором произошла такая реализация, известить
комитента (принципала или иного доверителя) о дате реализации
принадлежавшего ему имущества (см. коммент. к подп.9 п.1 ст.251
НК).
Если при реализации расчеты производятся на условиях
предоставления товарного кредита, то сумма выручки определяется
также на дату реализации и включает в себя сумму процентов,
начисленных за период от момента отгрузки до момента перехода
права собственности на товары (см. коммент. к подп.10 п.1 ст.251
НК).
Проценты, начисленные за пользование товарным кредитом с
момента перехода права собственности на товары до момента полного
расчета по обязательствам, включаются в состав внереализационных
доходов (см. коммент. к ст.269).
По производствам с длительным (более одного налогового
периода) технологическим циклом в случае, если условиями
заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ
(услуг), доход от реализации указанных работ (услуг)
распределяется налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа
равномерности признания дохода на основании данных учета. При этом
принципы и методы, в соответствии с которыми распределяется доход
от реализации, должны быть утверждены налогоплательщиком в учетной
политике для целей налогообложения.