«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 47% |
В комментируемой статье устанавливаются особенности
(специальный порядок) исчисления и уплаты налога на прибыль
организаций налогоплательщиком - российской организацией, имеющей
обособленные подразделения. Общий порядок исчисления налога на
прибыль установлен в ст.286 НК. Общий порядок уплаты налога
установлен в ст.287 НК (см. коммент. к указанным статьям).
Комментарий к пункту 1
Налогоплательщики - российские организации, имеющие
обособленные подразделения, исчисление и уплату в федеральный
бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога на прибыль
организаций, исчисленного по итогам налогового периода, производят
по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по
обособленным подразделениям.
Обособленное подразделение организации - любое территориально
обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого
оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного
подразделения организации таковым производится независимо от того,
отражено или не отражено его создание в учредительных или иных
организационно-распорядительных документах организации, и от
полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом
рабочее место считается стационарным рабочим местом, если оно
создается на срок более одного месяца.
В порядке, предусмотренном НК, филиалы и иные обособленные
подразделения российских организаций исполняют обязанности этих
организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих
филиалов и иных обособленных подразделений (ст.21 НК).
Налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах
соответственно по месту нахождения российской организации и по
месту нахождения обособленных подразделений российской организации
(п.1 ст.83 НК).
Место нахождения российской организации - место ее
государственной регистрации. Место нахождения обособленного
подразделения российской организации - место осуществления этой
организацией деятельности через свое обособленное подразделение
(п.2 ст.11 НК).
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией
юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при
внесении изменений в их учредительные документы и при ведении
единого государственного реестра юридических лиц (далее -
государственный реестр), регулируются Федеральным законом от
08.08.01 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц"
(в ред. от 23.06.03)*(219).
Государственная регистрация юридических лиц - акт
уполномоченного федерального органа исполнительной власти,
осуществляемый посредством внесения в государственный реестр
сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а
также иных сведений о юридических лицах в соответствии с
Федеральным законом "О государственной регистрации юридических
лиц" (ст.1 Федерального закона "О государственной регистрации
юридических лиц").
Государственная регистрация осуществляется федеральным
органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке,
установленном Конституцией и Федеральным конституционным законом
от 17.12.97 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (в ред.
от 31.12.97)*(220) (ст.2 Федерального закона "О государственной
регистрации юридических лиц"). В соответствии с п.1 постановления
Правительства РФ от 17.05.02 N 319 "Об уполномоченном федеральном
органе исполнительной власти, осуществляющем государственную
регистрацию юридических лиц" (в ред. от 25.04.03)*(221) начиная с
1 июля 2002 г. таким органом является МНС РФ.
За государственную регистрацию уплачивается государственная
пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах
(ст.3 Федерального закона "О государственной регистрации
юридических лиц"). В соответствии с п.6 ст.4 Закона РФ от 09.12.91
N 2005-1 "О государственной пошлине" (в ред. от 14.11.02)*(222) за
государственную регистрацию юридических лиц, в том числе за
государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные
документы юридических лиц, государственная пошлина взимается в
размере 2000 рублей.
второй способ - как средняя арифметическая величина:
- удельного веса расходов на оплату труда этого обособленного
подразделения в расходах на оплату труда в целом по
налогоплательщику;
- удельного веса остаточной стоимости амортизируемого
имущества этого обособленного подразделения в остаточной стоимости
амортизируемого имущества в целом по налогоплательщику.
Для указанных целей остаточная стоимость амортизируемого
имущества определяется в соответствии с п.1 ст.257 (см. коммент. к
нему).
Сумма расходов на оплату труда определяется в соответствии со
ст.255 НК (см. коммент. к ней).
Среднесписочная численность работников определяется в
соответствии с п.5 Инструкции по заполнению организациями сведений
о численности работников и использовании рабочего времени в формах
федерального государственного статистического наблюдения,
утвержденной постановлением Госкомстата России от 07.12.98 N
121*(223) (далее - Инструкция).
Среднесписочная численность работников за месяц исчисляется
путем суммирования списочной численности работников за каждый
календарный день месяца, т.е. с 1 по 30 или 31 число (для февраля
- по 28 или 29 число), включая праздничные (нерабочие) и выходные
дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца.
Численность работников списочного состава за выходной или
праздничный (нерабочий) день принимается равной списочной
численности работников за предшествующий рабочий день. При наличии
двух или более выходных или праздничных (нерабочих) дней подряд
численность работников списочного состава за каждый из этих дней
принимается равной численности работников списочного состава за
рабочий день, предшествовавший выходным и праздничным (нерабочим)
дням.
Расчет среднесписочной численности работников производится на
основании ежедневного учета списочной численности работников,
которая должна уточняться на основании приказов о приеме, переводе
работников на другую работу и прекращении трудового договора
(контракта).
Численность работников списочного состава за каждый день
должна соответствовать данным табеля учета использования рабочего
времени работников, на основании которого устанавливается
численность работников, явившихся и не явившихся на работу, в
организации.
Основными унифицированными формами первичной документации по
учету труда и его оплаты служат: приказы (распоряжения) о приеме
на работу, переводе на другую работу, предоставлении отпуска,
прекращении трудового договора (контракта) (формы N Т-1, Т-5, Т-6,
Т-8), личная карточка (форма N Т-2), табель учета использования
рабочего времени и расчета заработной платы (форма N Т-12), табель
учета использования рабочего времени (форма N Т-13),
расчетно-платежная ведомость (форма N Т-49) и другие документы,
утвержденные постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а
(п.5.1 Инструкции) (в ред. от 21.01.03)*(224).
При определении среднесписочной численности работников
некоторые работники списочной численности не включаются в
среднесписочную численность. К таким работникам относятся:
а) женщины, находившиеся в отпусках по беременности и родам,
в отпусках в связи с усыновлением новорожденного ребенка
непосредственно из родильного дома, а также в дополнительном
отпуске по уходу за ребенком;
б) работники, обучающиеся в образовательных учреждениях и
находившиеся в дополнительном отпуске без сохранения заработной
платы, а также поступающие в образовательные учреждения,
находившиеся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи
вступительных экзаменов (п.5.2 Инструкции).
Лица, не состоящие в списочном составе и привлеченные для
работы по специальным договорам с государственными организациями
на предоставление рабочей силы (военнослужащие и отбывающие
наказание в виде лишения свободы), учитываются в среднесписочной
численности как целые единицы по дням явок на работу (п.5.3
Инструкции).
Лица, работавшие неполное рабочее время в соответствии с
трудовым договором (контрактом) или переведенные по письменному
заявлению работника на работу на неполное рабочее время, при
определении среднесписочной численности работников учитываются
пропорционально отработанному времени.
Расчет средней численности этой категории работников
производится в следующем порядке.
Сначала определяется общее количество человеко-дней,
отработанных этими работниками, для чего общее число отработанных
человеко-часов в отчетном месяце делится на продолжительность
рабочего дня, исходя из продолжительности рабочей недели:
- 40 часов - на 8 часов (при пятидневной рабочей неделе) или
на 6,67 часа (при шестидневной рабочей неделе);
- 36 часов - на 7,2 часа (при пятидневной рабочей неделе) или
на 6 часов (при шестидневной рабочей неделе);
- 24 часа - на 4,8 часа (при пятидневной рабочей неделе) или
на 4 часа (при шестидневной рабочей неделе).
Затем определяется средняя численность не полностью занятых
работников за отчетный период, для чего число отработанных
человеко-дней делится на число рабочих дней по календарю в
отчетном месяце.
За дни болезни, отпуска, неявок (приходящиеся на рабочие дни
по календарю) в число отработанных человеко-часов условно
включаются часы по предыдущему рабочему дню (в отличие от
методологии, принятой для учета количества отработанных
человеко-часов).
Упрощенный способ: если у работающих в организации неполное
рабочее время составляет 4 часа в день, то эти работники
учитываются как 0,5 человека за каждый рабочий день.
Лица, переведенные на неполное рабочее время по инициативе
администрации (без письменного заявления работника), учитываются в
среднесписочной численности работников как целые единицы (п.5.5
Инструкции).
Среднесписочная численность работников за квартал
определяется путем суммирования среднесписочной численности
работников за все месяцы работы организации в квартале и деления
полученной суммы на три (п.5.6 Инструкции).
Среднесписочная численность работников за период с начала
года по отчетный месяц включительно определяется путем
суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы,
истекшие за период с начала года по отчетный месяц включительно, и
деления полученной суммы на число месяцев работы организации за
период с начала года, т.е. соответственно на 2, 3, 4 и т.д. (п.5.7
Инструкции).
Среднесписочная численность работников за год определяется
путем суммирования среднесписочной численности работников за все
месяцы отчетного года и деления полученной суммы на 12 (п.5.8
Инструкции).
Среднесписочная численность работников в организациях,
работавших неполный месяц (например, в организациях, вновь
созданных, имеющих сезонный характер производства), определяется
путем деления суммы численности работников списочного состава за
все дни работы организации в отчетном месяце, включая выходные и
праздничные (нерабочие) дни за период работы на общее число
календарных дней в отчетном месяце.
К вновь созданным организациям не относятся организации,
созданные на базе ликвидированных (реорганизованных) юридических
лиц, обособленных или несамостоятельных подразделений.
Организации, временно приостановившие работу по причинам
производственно-экономического характера, определяют
среднесписочную численность работников на общих основаниях (п.5.9
Инструкции).
Если организация работала неполный квартал, то
среднесписочная численность работников за квартал определяется
путем суммирования среднесписочной численности работников за
месяцы работы в отчетном квартале и деления полученной суммы на 3
(п.5.10 Инструкции).
Если организация работала неполный год (сезонный характер
работы или создана после января), то среднесписочная численность
работников за год определяется путем суммирования среднесписочной
численности работников за все месяцы работы организации и деления
полученной суммы на 12 (п.5.11 Инструкции).
При ликвидации организации сведения представляются в течение
всего срока проведения ликвидации. Если в отчетном периоде имели
место реорганизация, изменение структуры или изменение методологии
определения показателей, то данные за соответствующий период
прошлого года приводятся по структуре или методологии, принятым в
отчетном периоде (п.5.11, 5.12 Инструкции).
Указанные в п.2 ст.288 НК удельный вес среднесписочной
численности работников и удельный вес остаточной стоимости
амортизируемого имущества определяются исходя из фактических
показателей среднесписочной численности работников (расходов на
оплату труда) и остаточной стоимости основных средств указанных
организаций и их обособленных подразделений на конец отчетного
периода.
При этом налогоплательщики самостоятельно определяют, какой
из показателей должен применяться - среднесписочная численность
работников или сумма расходов на оплату труда. Выбранный
налогоплательщиком показатель должен быть неизменным в течение
налогового периода.
Вместо показателя среднесписочной численности работников
налогоплательщик с сезонным циклом работы либо иными особенностями
деятельности, предусматривающими сезонность привлечения
работников, по согласованию с налоговым органом по месту своего
нахождения может применять показатель удельного веса расходов на
оплату труда, определяемых в соответствии со ст.255 НК (см.
коммент. к ней). При этом определяется удельный вес расходов на
оплату труда каждого обособленного подразделения в общих расходах
налогоплательщика на оплату труда.
Суммы авансовых платежей, а также суммы налога, подлежащие
зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ и бюджетов
муниципальных образований, исчисляются по ставкам налога,
действующим на территориях, где расположены организация и ее
обособленные подразделения (см. коммент. к п.1 ст.284 НК).
Комментарий к пункту 3
Исчисление сумм авансовых платежей по налогу, а также сумм
налога, подлежащих внесению в бюджеты субъектов РФ и бюджеты
муниципальных образований по месту нахождения обособленных
подразделений, осуществляется налогоплательщиком самостоятельно.
Сведения о суммах авансовых платежей по налогу, а также
суммах налога, исчисленных по итогам налогового периода,
налогоплательщик сообщает своим обособленным подразделениям, а
также налоговым органам по месту нахождения обособленных
подразделений не позднее срока, установленного для подачи
налоговых деклараций за соответствующий отчетный период или
налоговый период (см. коммент. к ст.289 НК).
Комментарий к пункту 4
Налогоплательщики уплачивают суммы авансовых платежей и суммы
налога, исчисленного по итогам налогового периода, в бюджеты
субъектов РФ и местные бюджеты по месту нахождения обособленных
подразделений российских организаций не позднее срока,
установленного ст.289 НК (см. коммент.) для подачи налоговых
деклараций за соответствующий отчетный период или налоговый
период.
Комментарий к пункту 5
Если налогоплательщик имеет обособленное подразделение за
пределами территории РФ, налог на прибыль организаций подлежит
уплате в бюджет с учетом особенностей, установленных ст.311 НК
(см. коммент. к ней).
Приказом МНС РФ от 21.01.02 N БГ-3-23/23*(225) утверждена
форма налоговой декларации о доходах, полученных российской
организацией от источников за пределами РФ.