«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 19% |
Статья 3. Отношения, регулируемые земельным законодательством
1. Особенности земли как объекта природы, природного ресурса
определяют специфику земельных отношений, отличая их от иных
общественных отношений. Пункт 1 ст.3 ЗК определяет сущность
земельных отношений, являющихся предметом земельного
законодательства. Это - отношения по использованию и охране земель
в нашей стране как основы жизни и деятельности народов,
проживающих на соответствующей территории.
Земля становится объектом земельных отношений не из-за того,
что она - объект природы, составная часть окружающей среды, а
вследствие ее использования людьми, присвоения продуктов земли и
использования ее полезных свойств. Указанное обстоятельство
определяет экономическое, социальное и экологическое значение
земельных отношений.
Земля как объект общественных отношений всегда продолжает
оставаться объектом природы. Застроенный земельный участок не
перестает быть частью природы. В этом состоит одна из основных
особенностей земли и земельных отношений. Возникновение и развитие
земельных отношений обусловлены объективными закономерностями
развития человеческого общества и общественного производства, цель
которого заключается в использовании предметов природы и
присвоении их для удовлетворения интересов людей. Земельные
отношения являются особым видом имущественных отношений, которые
возникают, изменяются и прекращаются по поводу земли и
регулируются земельным законодательством. Особый характер
имущественных отношений по поводу земли отличает их от иных
имущественных отношений. Природа земельных отношений определяет
публично-правовой характер их регулирования, и этот момент отражен
в комментируемой статье.
2. ЗК разграничивает сферы действия земельного
законодательства и законодательства о природных ресурсах, об
охране окружающей среды и иных отраслей законодательства. Горные,
водные, лесные отношения регулируются самостоятельными отраслями
законодательства: законодательством о недрах, водным и лесным
законодательством. Такое разграничение необходимо для правильного
и наиболее эффективного применения этого законодательства.
Общественные отношения возникают по поводу определенных природных
объектов: земель, недр, вод, лесов и других, поэтому круг
общественных отношений по поводу этих объектов природы не
совпадает и, соответственно, существуют различные отрасли
законодательства, регулирующие эти отношения. Необходимость
разграничения обусловлена тем, что отношения по поводу
использования и охраны природных объектов в условиях рыночной
экономики имеют, за некоторыми исключениями, характер
имущественных отношений.
Согласно ст.5 Лесного кодекса РФ отношения в области
использования и охраны земель лесного фонда регулируются лесным и
земельным законодательством РФ. Отношения в области использования,
охраны, защиты и воспроизводства древесно-кустарниковой
растительности, не включенной в лесной фонд и в леса, не входящие
в лесной фонд, регулируются гражданским законодательством,
законодательством РФ о растительном мире, земельным, водным
законодательством РФ, а также соответствующими статьями ЛК РФ.
В Федеральном законе от 24 апреля 1995 г. "О животном мире"
(СЗ РФ. 1995. N 17. ст.1462.) прямо не отражен вопрос о
соотношении законодательства о животном мире с иными смежными
отраслями. Однако в ст.3 этого Закона достаточно четко определена
сфера его действия, собственный предмет регулирования.
Законодательство РФ об охране и использовании животного мира
регулирует отношения в области охраны и использования объектов
животного мира, обитающих в условиях естественной свободы.
Отношения в области охраны и использования объектов животного
мира, содержащихся в полувольных условиях или искусственно
созданной среде обитания в целях сохранения ресурса и
генетического фонда объектов животного мира и в иных научных и
воспитательных целях, регулируются данным Федеральным законом,
другими федеральными законами и иными нормативными правовыми
актами РФ, а также законами и нормативными правовыми актами
субъектов Федерации. Отношения в области охраны и использования
сельскохозяйственных и других одомашненных животных, а также диких
животных, содержащихся в неволе, регулируются другими федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Что касается отношений в области охраны и использования среды
обитания объектов животного мира, то они регулируются этим
Федеральным законом, иными законами и нормативными правовыми
актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами
субъектов Федерации. Отношения в области охраны и использования
объектов животного мира континентального шельфа и исключительной
экономической зоны РФ регулируются Федеральным законом "О животном
мире" в той мере, в какой это допускается федеральными законами и
нормами международного права.
В Законе особо отмечается, что имущественные отношения в
области охраны и использования животного мира регулируются
гражданским законодательством, если иное не предусмотрено данным
Федеральным законом, другими федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами РФ.
Пункт 5 ст.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды"
гласит, что отношения, возникающие в области охраны и
рационального использования природных ресурсов, их сохранения и
восстановления, регулируются международными договорами РФ,
земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о
недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны
окружающей среды и природопользования.
В ст.2 Федерального закона от 4 мая 1999 г. (СЗ РФ. 1999. N
18. ст.2222) "Об охране атмосферного воздуха" разграничено только
законодательство об охране атмосферного воздуха и гражданское
законодательство. В ней сказано, что имущественные отношения,
возникающие при осуществлении деятельности по охране атмосферного
воздуха, регулируются гражданским законодательством.
Федеральный закон от 14 марта 1995 г. "Об особо охраняемых
природных территориях" (СЗ РФ. 1995. N 12. ст.1024) (ст.1)
предусматривает, что отношения, возникающие при пользовании
землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо
охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим
законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Разграничиваются предметы правового регулирования земельного
законодательства и законодательства о природных лечебных ресурсах,
лечебно-оздоровительных местностях и курортах. Согласно ст.2
Федерального закона от 23 февраля 1995 г. "О природных лечебных
ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (СЗ РФ.
1995. N 9. ст.713) законодательство о природных лечебных ресурсах,
лечебно-оздоровительных местностях и курортах регулирует
отношения, возникающие в связи с использованием и охраной
природных лечебных ресурсов как в пределах указанных особо
охраняемых природных территорий, так и расположенных вне их
границ. Отношения, связанные с использованием и охраной природных
ресурсов, не отнесенных к лечебным, регулируются земельным,
водным, лесным и иным законодательством о природных ресурсах.
Имущественные отношения в области использования и охраны природных
лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных ресурсов,
лечебно-оздоровительных местностей и курортов регулируются
гражданским законодательством, если иное не установлено
федеральным законом.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 7 мая 2001 г.
"О территориях традиционного природопользования коренных
малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской
Федерации" (СЗ РФ. 2001. N 20. ст.1972) правовое регулирование
отношений в области образования, охраны и использования территорий
традиционного природопользования осуществляется данным Федеральным
законом, другими федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными
правовыми актами субъектов Федерации, т.е. в том числе и нормами
земельного законодательства.
В целом по отношению к применению норм специального
законодательства действует следующий принцип. К земельным
отношениям нормы специального законодательства применяются в том
случае, если эти отношения не урегулированы в земельном
законодательстве.
3. Особого внимания заслуживает вопрос о соотношении
гражданского и земельного законодательства, учитывая, что
земельные отношения также являются имущественными отношениями
(Следует отметить, что в целях разграничения отношений,
регулируемых соответственно земельным и гражданским
законодательством, в ЗК используются термины "земельные отношения"
и "имущественные отношения". Последние являются предметом
регулирования гражданского законодательства.).
Общей сферой правового регулирования земельного и
гражданского законодательства являются главным образом вопросы
права собственности на землю и иных вещных прав на земельные
участки, а также совершения сделок с земельными участками. В
основе разграничения сфер правового регулирования этих двух
отраслей законодательства лежит следующий принцип. Гражданское
законодательство определяет общие положения, касающиеся
регулирования указанных выше вопросов, а в земельном
законодательстве отражается соответствующая специфика,
обусловленная особенностями земли как природного объекта. В ГК
имеется специальная гл.17 "Право собственности и другие вещные
права на землю". Если бы такой специфики не было, то, очевидно, не
возникло бы необходимости в такой главе. В рамках только
гражданского законодательства не могут быть урегулированы все
вопросы права собственности и иных вещных прав на землю.
В ряде статей ГК имеются бланкетные нормы, определяющие сферу
регулирования отношений по поводу земли нормами земельного
законодательства. В одних случаях приводится ссылка на закон, в
котором должен быть урегулирован соответствующий вопрос, в других
случаях прямо указывается, что соответствующий вопрос должен быть
урегулирован в земельном законодательстве, либо используются
термины "законодательство о земле" или "федеральное земельное
законодательство". Например, в ст.129 ГК, посвященной
оборотоспособности объектов гражданских прав, говорится, что земля
и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от
одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их
оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Статья 216 ГК закрепила виды вещных прав на земельный участок, а
ст.264, 265, 266 и 269 ГК определили в самом общем виде права лиц,
обладающих соответствующими титулами. Однако содержание этих
титулов прав на землю, порядок их осуществления в гражданском
законодательстве не урегулировано, поскольку решение этих вопросов
ГК отнес к сфере земельного законодательства. Таким образом,
отношения по поводу собственности, иных прав на землю, совершения
сделок с земельными участками регулируются гражданским и другим
законодательством, если иное не предусмотрено земельным
законодательством. Таковы параметры разграничения сфер действия
земельного и гражданского законодательства. Согласно ст.5 Лесного
кодекса РФ отношения в области использования и охраны земель
лесного фонда регулируются лесным и
земельным законодательством РФ. Отношения в области использования,
охраны, защиты и воспроизводства древесно-кустарниковой
растительности, не включенной в лесной фонд и в леса, не входящие
в лесной фонд, регулируются гражданским законодательством,
законодательством РФ о растительном мире, земельным, водным
законодательством РФ, а также соответствующими статьями ЛК РФ.
В Федеральном законе от 24 апреля 1995 г. "О животном мире"
(СЗ РФ. 1995. N 17. ст.1462.) прямо не отражен вопрос о
соотношении законодательства о животном мире с иными смежными
отраслями. Однако в ст.3 этого Закона достаточно четко определена
сфера его действия, собственный предмет регулирования.
Законодательство РФ об охране и использовании животного мира
регулирует отношения в области охраны и использования объектов
животного мира, обитающих в условиях естественной свободы.
Отношения в области охраны и использования объектов животного
мира, содержащихся в полувольных условиях или искусственно
созданной среде обитания в целях сохранения ресурса и
генетического фонда объектов животного мира и в иных научных и
воспитательных целях, регулируются данным Федеральным законом,
другими федеральными законами и иными нормативными правовыми
актами РФ, а также законами и нормативными правовыми актами
субъектов Федерации. Отношения в области охраны и использования
сельскохозяйственных и других одомашненных животных, а также диких
животных, содержащихся в неволе, регулируются другими федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Что касается отношений в области охраны и использования среды
обитания объектов животного мира, то они регулируются этим
Федеральным законом, иными законами и нормативными правовыми
актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами
субъектов Федерации. Отношения в области охраны и использования
объектов животного мира континентального шельфа и исключительной
экономической зоны РФ регулируются Федеральным законом "О животном
мире" в той мере, в какой это допускается федеральными законами и
нормами международного права.
В Законе особо отмечается, что имущественные отношения в
области охраны и использования животного мира регулируются
гражданским законодательством, если иное не предусмотрено данным
Федеральным законом, другими федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами РФ.
Пункт 5 ст.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды"
гласит, что отношения, возникающие в области охраны и
рационального использования природных ресурсов, их сохранения и
восстановления, регулируются международными договорами РФ,
земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о
недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны
окружающей среды и природопользования.
В ст.2 Федерального закона от 4 мая 1999 г. (СЗ РФ. 1999. N
18. ст.2222) "Об охране атмосферного воздуха" разграничено только
законодательство об охране атмосферного воздуха и гражданское
законодательство. В ней сказано, что имущественные отношения,
возникающие при осуществлении деятельности по охране атмосферного
воздуха, регулируются гражданским законодательством.
Федеральный закон от 14 марта 1995 г. "Об особо охраняемых
природных территориях" (СЗ РФ. 1995. N 12. ст.1024) (ст.1)
предусматривает, что отношения, возникающие при пользовании
землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо
охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим
законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Разграничиваются предметы правового регулирования земельного
законодательства и законодательства о природных лечебных ресурсах,
лечебно-оздоровительных местностях и курортах. Согласно ст.2
Федерального закона от 23 февраля 1995 г. "О природных лечебных
ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (СЗ РФ.
1995. N 9. ст.713) законодательство о природных лечебных ресурсах,
лечебно-оздоровительных местностях и курортах регулирует
отношения, возникающие в связи с использованием и охраной
природных лечебных ресурсов как в пределах указанных особо
охраняемых природных территорий, так и расположенных вне их
границ. Отношения, связанные с использованием и охраной природных
ресурсов, не отнесенных к лечебным, регулируются земельным,
водным, лесным и иным законодательством о природных ресурсах.
Имущественные отношения в области использования и охраны природных
лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных ресурсов,
лечебно-оздоровительных местностей и курортов регулируются
гражданским законодательством, если иное не установлено
федеральным законом.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 7 мая 2001 г.
"О территориях традиционного природопользования коренных
малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской
Федерации" (СЗ РФ. 2001. N 20. ст.1972) правовое регулирование
отношений в области образования, охраны и использования территорий
традиционного природопользования осуществляется данным Федеральным
законом, другими федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными
правовыми актами субъектов Федерации, т.е. в том числе и нормами
земельного законодательства.
В целом по отношению к применению норм специального
законодательства действует следующий принцип. К земельным
отношениям нормы специального законодательства применяются в том
случае, если эти отношения не урегулированы в земельном
законодательстве.
3. Особого внимания заслуживает вопрос о соотношении
гражданского и земельного законодательства, учитывая, что
земельные отношения также являются имущественными отношениями
(Следует отметить, что в целях разграничения отношений,
регулируемых соответственно земельным и гражданским
законодательством, в ЗК используются термины "земельные отношения"
и "имущественные отношения". Последние являются предметом
регулирования гражданского законодательства.).
Общей сферой правового регулирования земельного и
гражданского законодательства являются главным образом вопросы
права собственности на землю и иных вещных прав на земельные
участки, а также совершения сделок с земельными участками. В
основе разграничения сфер правового регулирования этих двух
отраслей законодательства лежит следующий принцип. Гражданское
законодательство определяет общие положения, касающиеся
регулирования указанных выше вопросов, а в земельном
законодательстве отражается соответствующая специфика,
обусловленная особенностями земли как природного объекта. В ГК
имеется специальная гл.17 "Право собственности и другие вещные
права на землю". Если бы такой специфики не было, то, очевидно, не
возникло бы необходимости в такой главе. В рамках только
гражданского законодательства не могут быть урегулированы все
вопросы права собственности и иных вещных прав на землю.
В ряде статей ГК имеются бланкетные нормы, определяющие сферу
регулирования отношений по поводу земли нормами земельного
законодательства. В одних случаях приводится ссылка на закон, в
котором должен быть урегулирован соответствующий вопрос, в других
случаях прямо указывается, что соответствующий вопрос должен быть
урегулирован в земельном законодательстве, либо используются
термины "законодательство о земле" или "федеральное земельное
законодательство". Например, в ст.129 ГК, посвященной
оборотоспособности объектов гражданских прав, говорится, что земля
и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от
одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их
оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Статья 216 ГК закрепила виды вещных прав на земельный участок, а
ст.264, 265, 266 и 269 ГК определили в самом общем виде права лиц,
обладающих соответствующими титулами. Однако содержание этих
титулов прав на землю, порядок их осуществления в гражданском
законодательстве не урегулировано, поскольку решение этих вопросов
ГК отнес к сфере земельного законодательства. Таким образом,
отношения по поводу собственности, иных прав на землю, совершения
сделок с земельными участками регулируются гражданским и другим
законодательством, если иное не предусмотрено земельным
законодательством. Таковы параметры разграничения сфер действия
земельного и гражданского законодательства.