«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 29%

СТАТЬЯ 4

Статья 4. Применение международных договоров Российской
Федерации
Согласно ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные договоры РФ являются
составной частью национальной правовой системы. В соответствии с
ч.4 ст.15 Конституции РФ нормы международных договоров преобладают
над нормами внутреннего права, а общепризнанные принципы и нормы
не имеют такого преимущества.
Этот принцип находит свое подтверждение и в земельном
законодательстве. Комментируемая статья предусматривает, что если
международным договором РФ, ратифицированным в установленном
порядке, предусмотрены иные правила, чем в ЗК, то применяются
правила международного договора. Порядок заключения, выполнения и
прекращения международных договоров регулируется Федеральным
законом РФ от 15 июля 1995 г. "О международных договорах" (СЗ РФ.
1995. N 29. ст.2757).
Правовой основой межгосударственных отношений и
международного сотрудничества в области регулирования земельных
отношений являются международные договоры, роль и значение которых
раскрываются в ст.15 Конституции РФ. Федеральный закон "О
международных договорах Российской Федерации" определяет основные
цели договорных отношений России в соответствии с целями ее
внешней политики, заключающиеся в поддержании всеобщего мира и
безопасности, развитии международного сотрудничества в
соответствии с целями и принципами Устава ООН. Закон детализирует
соответствующие положения Конституции РФ, и его содержание
основано на общепризнанных нормах международного договорного
права, выраженных в Венских конвенциях о праве международных
договоров с участием государств (1969 г.) и договоров с участием
международных организаций (1986 г.) (См.: Международное публичное
право. Сборник документов / Сост. К.А.Бекяшев, А.Г.Ходаков. М.,
1996. Т. 1. С. 67-113).
Международный договор РФ определяется в упомянутом Законе как
международное соглашение, заключенное РФ с иностранным
государством или государствами либо с международной организацией в
письменной форме и регулируемое международным правом независимо от
того, содержится такое соглашение в одном документе или в
нескольких связанных между собой документах, а также независимо от
его конкретного наименования. Отличительной чертой международного
соглашения является то, что оно должно регулироваться
международным правом, в отличие от соглашений, обязывающих
государства политически, но не порождающих юридически значимых
обязательств.
Существуют три вида международных договоров в зависимости от
уровня договаривающихся сторон: межгосударственные,
межправительственные и договоры межведомственного характера.
С иностранными государствами и с международными организациями
межгосударственные договоры заключаются обычно на самом высоком
уровне, т.е. от имени РФ. Ко второму виду договоров относятся
договоры, которые заключаются на уровне Правительства РФ.
Федеральные органы исполнительной власти министерства,
государственные комитеты и другие органы заключают договоры
межведомственного характера с аналогичными органами других
государств по вопросам, входящим в их компетенцию. По числу
участников международные договоры бывают двусторонними и
многосторонними.
Международные договоры регулируют различные сферы земельных
отношений. На основании международных договоров РФ определяется
линия государственной границы. В этих случаях международный
договор определяет территориальную сферу действия норм
национального права, в том числе и земельного права. Так, в целях
уточнения и определения прохождения линии российско-китайской
государственной границы на ее Западной части 3 сентября 1994 г.
было подписано Соглашение между РФ и КНР о российско-китайской
государственной границе на ее Западной части (Соглашение
ратифицировано Российской Федерацией Федеральным законом от 15
июля 1995 г. N 104-ФЗ (СЗ РФ. 1995. N 29. ст.2760).
В других случаях на основании международного договора
определяется режим использования природных ресурсов, в том числе и
земель в пограничной зоне. Например, в Договоре между
Правительством СССР и Правительством Финляндской Республики о
режиме советско-финляндской государственной границы и о порядке
урегулирования пограничных инцидентов (Хельсинки, 23 июня 1960 г.)
(с изменениями от 12 мая 1997 г.) предусмотрен разд.III "Лесное
хозяйство, рыболовство, охота и горное дело" (ст.20, 23).
Аналогичные вопросы регулирует Соглашение между Правительством РФ
и Правительством КНР о руководящих принципах совместного
хозяйственного использования отдельных островов и прилегающих к
ним акваторий на пограничных реках (Пекин, 10 ноября 1997 г.)
(См.: Ведомственное приложение к "Российской газете" от 22 ноября
1997 г.).
Международные договоры могут являться основой для
установления режима охраны среды обитания объектов животного мира,
ограничения хозяйственной деятельности и использования земель на
соответствующих территориях. В качестве примера можно привести
Конвенцию о водно-болотных угодьях, имеющих международное
значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих
птиц (Рамсар, 2 февраля 1971 г.) (См.: Свод нормативных актов
ЮНЕСКО. М., 1993. с.191) и Протокол об изменении Конвенции о
водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным
образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Париж, 3
декабря 1982 г.) (См.: Там же. с.195).
В Конвенции дается определение водно-болотных угодий. Это -
районы болот, фенов, торфяных угодий или водоемов - естественных
или искусственных, постоянных или временных, стоячих или
проточных, пресных, солоноватых или соленых, включая морские
акватории, глубина которых при отливе не превышает шести метров.
Каждое государство - участник Конвенции определяет подходящие
водно-болотные угодья на своей территории, которые включаются в
Список водно-болотных угодий международного значения, и
способствует охране водно-болотных угодий и водоплавающих птиц
посредством создания природных резерватов.
Нередко предметом международных договоров является
регулирование вопросов использования земельных участков
дипломатическими представительствами. Обычно в международных
договорах предусматривается, что здания, сооружения, а также
земельные участки, на которых они расположены, предоставляются
дипломатическим представительствам государств, заключившим такой
договор, на взаимно безвозмездной основе.
Бывают случаи, когда на основании международного договора
осуществляется использование земельных участков, находящихся на
территории зарубежного государства. Примером может служить Договор
аренды комплекса "Байконур" между Правительством РФ и
Правительством Республики Казахстан (Москва, 10 декабря 1994 г.)
(БМД. 1998. N 10).

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

Hosted by uCoz