«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 32% |
Статья 5. Участники земельных отношений
1. Статья 5 посвящена участникам земельных отношений, т.е.
субъектам земельных правоотношений. Субъектами земельных
правоотношений, т.е. носителями прав и обязанностей в этих
отношениях, законодательство признает: граждан, юридических лиц,
РФ, субъектов Федерации и муниципальные образования.
Субъектами земельных отношений являются граждане РФ,
иностранные граждане и лица без гражданства. Гражданами РФ
являются лица, которые приобрели гражданство России в соответствии
с Законом РФ от 28 ноября 1991 г. "О гражданстве Российской
Федерации" (в ред. от 6 февраля 1995 г.) (ВВС РФ. 1992. N 6.
ст.243; СЗ РФ. 1995. N 7. ст.496). Иностранным гражданином
считается лицо, которое обладает гражданством иностранного
государства и не имеет гражданства РФ, а лицом без гражданства -
тот, кто не принадлежит к гражданству РФ и не имеет доказательств
принадлежности к гражданству другого государства.
Юридические лица также могут быть участниками земельных
отношений, что связано с обладанием ими земельной
правоспособностью, т.е. правом на получение земельного участка для
использования его в целях, предусмотренных законом.
Правоспособность юридического лица в сфере земельных отношений
возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения
его ликвидации. Иностранным считается юридическое лицо,
учрежденное за пределами России. Юридические лица становятся
участниками земельных отношений с момента реального наделения их
земельными участками, возникновения у них конкретных прав на
землю.
Юридические лица, созданные гражданами, вправе иметь в
собственности земельные участки либо использовать землю на иных
титулах. Законодательство не устанавливает особенностей содержания
прав юридических лиц на земельные участки в зависимости от вида
его организационно-правовой формы.
РФ является участником земельных отношений, поскольку она
обладает правом территориального верховенства, являющимся
выражением государственного суверенитета как неотъемлемого
элемента международной правосубъектности государства. Верховенство
государства в пределах своей территории означает, что не
существует иной власти на данной территории, чем власть этого
государства по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся
в пределах его территории. Эта высшая власть государства
осуществляется государственными органами в законодательной,
исполнительной и судебной сферах. Территориальное верховенство
означает также, что в пределах своей территории государство вправе
применять методы властного принуждения для соблюдения
установленного в стране правопорядка. РФ является одновременно
субъектом международного права и субъектом права, в том числе и
земельного права. Что касается субъектов Федерации, то они
являются субъектами земельных отношений в качестве публичных
образований.
РФ и субъекты Федерации могут выступать участниками земельных
отношений и в тех случах, когда речь идет о реализации ими своих
правомочий как собственников земли, поскольку земли могут
находиться в федеральной собственности и собственности субъектов
РФ. Являясь собственником земли, других природных ресурсов, РФ и
субъекты Федерации обладают точно такими же правомочиями, как и
другие собственники. Она вправе владеть, пользоваться и
распоряжаться своей собственностью, могут применять в целях ее
защиты способы, установленные законом.
Земли могут находиться и в собственности муниципальных
образований, т.е. быть объектами муниципальной собственности.
Поэтому муниципальные образования также выступают в качестве
субъектов земельных отношений. Являясь публичными образованиями,
эти органы наделены довольно широкими полномочиями в сфере
регулирования земельных отношений, поэтому они могут быть
субъектами земельных отношений и в сфере управления использованием
и охраной земель, а также иных.
3. В ч.3 комментируемой статьи приводятся определения лиц,
использующих земельные участки на основании различных титулов:
права собственности, пожизненного наследуемого владения и т.д.
Кроме права собственности как основного титула права на землю (см.
комментарий к ст.15 ЗК) земельное и гражданское законодательство
предусматривают иные права на земельные участки, на основании
которых лица несобственники земельных участков вправе их
использовать. Все эти титулы производны от права собственности на
землю.
Основанием возникновения таких прав на землю, как правило,
являются юридические факты, представляющие собой формы
распоряжения собственником земли своим имуществом. В одних случаях
речь идет о распоряжении земельным участком, находящимся в частной
собственности, в других - публичной: государственной или
муниципальной. Отличительной чертой прав на землю лиц, не
являющихся собственниками земли, является их неразрывная связь с
правом собственности на тот или иной земельный участок.
Все эти права делятся на два основных вида: вещные права и
обязательственные права. К вещным правам относятся: право
пожизненного наследуемого владения земельным участком (см.
комментарий к ст.21 ЗК), право постоянного (бессрочного)
пользования земельным участком (см. комментарий к ст.20 ЗК) и
сервитут (см. комментарий к ст.23 ЗК). Вещные права могут
принадлежать лицам, не являющимся собственниками используемого ими
имущества - земельных участков. Переход права собственности на это
имущество к другому лицу не является основанием для прекращения
иных вещных прав на это имущество. Вещные права подлежат защите от
нарушения в порядке, предусмотренном для защиты права
собственности (ст.301-304 ГК).
К числу обязательственных прав относятся права, возникающие в
результате совершения договоров и сделок: ренты и пожизненного
содержания с иждивением, аренды (см. комментарий к ст.22 ЗК),
безвозмездного пользования (см. комментарий к ст.24 ЗК),
доверительного управления, залога (ипотеки).
Особо следует выделить такой вид прав на землю, как право
общего пользования землей. Впервые в законодательстве это право
было закреплено в ст.71 ЗК РСФСР, предусматривающей такой вид
земель населенных пунктов, как земли общего пользования. Согласно
ст.262 ГК граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений
находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках,
находящихся в государственной или муниципальной собственности, и
использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в
пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также
собственником соответствующего земельного участка. Если земельный
участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не
обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается,
любое лицо может пройти через участок при условии, что это не
причиняет ущерба или беспокойства собственнику. Эти принципы
осуществления права общего пользования землей в равной степени
применимы к землям, находящимся как в частной собственности, так и
в государственной и муниципальной собственности.
Следует также обратить внимание, что ни земельное, ни
гражданское законодательство не предусматривают и никогда ранее не
предусматривали такого вида прав на земельные участки, как право
хозяйственного ведения или право оперативного управления.