«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 52%

СТАТЬЯ 8

Статья 8. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной
категории в другую
1.Комментируемая статья определяет порядок отнесения земель к
той или иной категории, т.е. когда целевое назначение
соответствующего земельного участка еще не определено, и порядок
перевода земель из одной категории в другую, т.е. изменения
целевого назначения земель.
Статья 5 ЗК РСФСР предусматривала, что отнесение земель к
категориям и перевод их из одной категории в другую производится в
связи с изменением целевого назначения земель и в случаях,
предусмотренных законодательством, при изъятии и предоставлении
земель. После того как эта статья была признана недействующей в
соответствии с Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2287
"О приведении земельного законодательства Российской Федерации в
соответствие с Конституцией Российской Федерации" (САПП РФ. 1993.
N 52. ст.5085), этот вопрос оставался практически не решенным в
земельном законодательстве. Лишь в п.8 Указа Президента РФ от 27
октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и
развитии аграрной реформы в России" (с изм. от 25 января 1999 г.)
(САПП РФ. 1993. N 44. ст.4191; СЗ РФ. 1999. N 5. ст.651)
говорилось, что продажа земельных участков, используемых в
сельскохозяйственном производстве, с изменением целевого
назначения производится по решению органа исполнительной власти
субъекта Федерации.
Пункт 1 ст.14 ЗК допускает возможность перевода земель
сельскохозяйственного назначения, подвергшихся радиоактивному или
химическому загрязнению, в земли запаса для их консервации. Кроме
этого, вопросы перевода земель из одной категории в другую
затрагивались в самом общем виде в некоторых законодательных
актах. Например, ст.28 Федерального закона от 31 марта 1999 г. "О
газоснабжении в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1999. N 14. ст.1667)
предусматривает, что в постоянное пользование организации -
собственнику системы газоснабжения передаются земельные участки
для строительства технологических объектов по добыче и хранению
газа, объектов магистрального газопровода с переводом таких
участков в категорию земель промышленности и транспорта. Статья 31
Федерального закона от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации
земель" гласит, что перевод мелиорированных земель в иные земли,
изъятие мелиорированных земель осуществляются в соответствии с
земельным законодательством РФ.
При переводе земель из одной категории в другую в некоторых
случаях требуется проведение государственной экологической
экспертизы. Так, в соответствии со ст.11 Федерального закона от 23
ноября 1995 г. "Об экологической экспертизе" (с изменениями от 15
апреля 1998 г.) (СЗ РФ. 1995. N 48. ст.4556; 1998. N 16. ст.1800)
обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой
на федеральном уровне, подлежит документация на изменение
функционального статуса, вида и характера использования территорий
федерального значения.
Перевод земель из одной категории в другую обычно связан с
изъятием и предоставлением земельных участков, хотя возможны
ситуации перевода и без изъятия. Например, возникает необходимость
перевода земель сельскохозяйственного назначения, заросших лесом,
которые используются сельскохозяйственной организацией, в состав
земель лесного фонда. В этом случае заросший лесом земельный
участок не изымается у сельскохозяйственной организации, однако
изменяется его правовой режим, поскольку он включается в состав
земель иной категории.
В тех случаях, когда перевод земель из одной категории в
другую связан с изъятием земель, этот вопрос должен
рассматриваться в контексте норм, содержащихся в ст.30, 31, 32 и
34 ЗК и иных, регулирующих порядок предоставления земельных
участков, а также норм, определяющих компетенцию соответствующих
органов по изъятию земель (см. комментарий к ст.9, 10, 11 ЗК).
ЗК закрепляет правило о том, что отнесение земель к
категориям и их перевод в отношении земель, находящихся в
публичной собственности, осуществляет обычно их собственник. Это
правило в полной мере относится к землям, которые находятся в
федеральной собственности и собственности субъектов Федерации.
Однако органы исполнительной власти субъектов Федерации вправе
осуществлять данную функцию применительно и к землям
сельскохозяйственного назначения, которые находятся в
муниципальной собственности и в частной собственности. Органы
местного самоуправления обладают данным полномочием не только в
отношении муниципальных земель (кроме земель сельскохозяйственного
назначения), но и в отношении частных земель, кроме земель
сельскохозяйственного назначения.
В договорах, которые совершаются по поводу земельных
участков, обязательно должна быть указана категория земель, в
составе которой находится земельный участок. Это требование
содержится также в ряде нормативных правовых актов. Например,
приказом Роскомзема N 1-16/770 от 2 июня 1993 г. был утвержден
типовой договор купли-продажи земельного участка. Типовой договор
предусматривает, что при определении предмета договора земельного
участка должно быть указано его местоположение, т.е. почтовый
адрес; кадастровый номер; размещенные на нем объекты недвижимости
(если таковые имеются); площадь участка (в кв. м); основное
целевое назначение категории земель, в составе которой находится
участок; в чьем ведении находятся эти земли и цель использования
земельного участка.
Письмом Роскомзема от 19 октября 1994 г. N 2-16/1629
утверждена форма договора мены земельными участками. В договоре
обязательно указываются признаки, индивидуализирующие обмениваемые
земельные участки, являющиеся предметом договора. В нем
указываются: кадастровые номера земельных участков, их площадь,
целевое назначение земель, в составе которых они находятся, цель
использования земельных участков и др. Письмом Роскомзема от 19
октября 1994 г. N 2-16/1629 утверждена также форма договора
дарения земельного участка (дарственная). В нем, в том числе,
должны быть указаны целевое назначение земель, в составе которой
он находится, и цель использования земельного участка. Аналогичные
требования ЗК предъявляет к содержанию договоров в связи с
совершением иных сделок с земельными участками.
Категория земель должна указываться в документах
государственного земельного кадастра. Согласно ст.1 Федерального
закона от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном
кадастре" (СЗ РФ. 2000. N 2. ст.149) государственный земельный
кадастр систематизированный свод документированных сведений,
получаемых в результате проведения государственного кадастрового
учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и
правовом положении земель РФ и сведений о территориальных зонах и
наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с
этими земельными участками объектов.
В ст.13 определен состав документов государственного
земельного кадастра. К основным документам относятся Единый
государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные
кадастровые карты (планы). К вспомогательным документам
государственного земельного кадастра относятся книги учета
документов, книги учета выданных сведений и каталоги координат
пунктов опорной межевой сети. К производным документам
государственного земельного кадастра относятся документы,
содержащие перечни земель, находящихся в собственности РФ,
собственности субъектов Федерации, собственности муниципальных
образований, доклады о состоянии и об использовании земельных
ресурсов, статистические отчеты, аналитические обзоры, производные
кадастровые карты (планы), иные справочные и аналитические
документы. В соответствии со ст.14 Закона Единый государственный
реестр земель представляет собой документ, который предназначен
для проведения государственного кадастрового учета земельных
участков. Единый государственный реестр земель содержит сведения о
существующих и прекративших существование земельных участках. В
этом документе содержатся основные сведения о земельных участках:
категория земель и разрешенное использование земельных участков и
качественные характеристики, в том числе показатели состояния
плодородия земель для отдельных категорий земель. В отношении
каждой категории земель применяется определенный перечень сведений
о земельных участках (ст.17 Закона).
15 июня 2001 г. приказом Росземкадастра от N П/119 утвержден
Порядок ведения Государственного реестра земель кадастрового
района. В приложении 1 "Формы государственного реестра земель
кадастрового района. Раздел "Земельные участки" предусмотрено, что
в этом документе в строке "8.1" указывается условное обозначение
категории земель: 1 - земли сельскохозяйственного назначения; 2 -
земли поселений; 3 - земли промышленности, транспорта, связи,
радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения,
энергетики, обороны и иного назначения; 4 - земли особо охраняемых
территорий; 5 - земли лесного фонда; 6 - земли водного фонда; 7 -
земли запаса; 8 - категория земель не установлена.
Категория земель должна указываться также и в документах
государственной регистрации прав на недвижимое имущество. В
соответствии с Правилами ведения Единого государственного реестра
прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными
постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219 (с
изм. от 23 декабря 1999 г.) (СЗ РФ. 1998. N 8. ст.963; 1999. N 52.
ст.6416) (п.11),каждый подраздел Единого государственного реестра
прав ведется на отдельном листе. Пункт 23 Правил предусматривает,
что подраздел I содержит краткое описание объекта недвижимого
имущества на основании документов, удостоверенных организациями,
осуществляющими кадастровый и технический учет объектов
недвижимости на территории регистрационного округа. В графе
"Назначение" указывается основное назначение объекта, например:
жилое, нежилое здание, производственное, складское, торговое
помещение и т.п.; для земельных участков указывается категория
земель; для участков лесного фонда (леса) указывается группа лесов
и категория защитности лесов первой группы (п.30).
3. В пункте 3 комментируемой статьи установлены правовые
последствия несоблюдения требований о порядке перевода земель из
одной категории в другую. Нарушение этих требований органом
государственной власти или органом местного самоуправления
является основанием для признания акта этих органов
недействительными.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

Hosted by uCoz