«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 58% |
Статья 9. Полномочия Российской Федерации в области земельных
отношений
1. Перечисленные в настоящей статье полномочия РФ реализуют
соответствующие федеральные органы государственной власти, к
компетенции которых действующее законодательство относит вопросы
регулирования земельных отношений. Основой осуществления
полномочий РФ в области земельных отношений являются положения
Конституции РФ, имеющие принципиальное значение для развития всего
земельного законодательства (подробнее см. комментарий к ст.2 ЗК).
Установление основ федеральной политики в области
регулирования земельных отношений ЗК относит к числу полномочий
РФ. В концентрированном виде федеральная политика в данной сфере
выражается в форме принятия федеральных законов, что прямо
предусмотрено в ч.3 ст.36 Конституции РФ, согласно которой условия
и порядок пользования землей определяются на основе федерального
закона, т.е. Земельного кодекса РФ.
Установление ограничений прав лиц, использующих земельные
участки на различных титулах, также отнесено к компетенции РФ.
Публичные интересы, связанные с обеспечением рационального
использования и охраны земель, окружающей среды, определяют
необходимость установления ограничений хозяйственной деятельности
и использования земель. В соответствии с п.1 ст.56 ЗК права на
землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК или
иным федеральным законом.
Ограничение прав лиц, использующих земельные участки,
представляет собой установление в административном порядке
запретов на осуществление отдельных видов хозяйственной
деятельности и использования земли, либо требований о воздержании
от совершения определенных действий.
Оборотоспособность представляет собой возможность отчуждения
объекта по договору купли-продажи, мены или дарения либо его
перехода от одного лица в порядке универсального правопреемства (в
форме наследования или реорганизации юридического лица).
Оборотоспособность - это возможность распоряжаться объектами
гражданских прав путем их передачи другим лицам. Применительно к
сфере земельных отношений оборотоспособность земельных участков -
это возможность их собственников определять юридическую судьбу
земельных участков, т.е. распоряжаться ими в пределах,
установленных законом - ЗК РФ.
Основное отличие оборотоспособности земельных участков от
оборотоспособности иных объектов гражданских прав заключается в
том, что земельное законодательство устанавливает определенные
пределы и ограничения распоряжения земельной собственностью.
Ограничения оборотоспособности земельных участков - это также
прерогатива федеральных органов государственной власти (см.
комментарий к ст.27 ЗК).
Осуществление ряда функций управления в сфере использования и
охраны земель также отнесено к полномочиям РФ. К ним относится
мониторинг земель. Согласно ст.67 ЗК мониторинг земель
представляет собой систему наблюдений за состоянием земель.
Порядок осуществления мониторинга земель устанавливается
Правительством РФ. Положение о мониторинге земель в России
утверждено постановлением Правительства РФ от 15 июля 1992 г. N
491 (САПП РФ. 1992. N 4. ст.183).
К числу важнейших управленческих функций относится
государственный земельный контроль. Контроль осуществляется
специально уполномоченными государственными органами за
соблюдением земельного законодательства, норм, правил и требований
по охране и использованию земель всеми организациями, независимо
от их ведомственной подчиненности и форм собственности, их
руководителями, должностными лицами, а также гражданами (см.
комментарий к ст.71 ЗК).
Землеустройство - одна из функций управления использованием и
охраной земель. Порядок проведения работ по землеустройству
регулируется ст.68 и 69 ЗК и Федеральным законом от 18 июня 2001г.
N 78-ФЗ "О землеустройстве" (СЗ РФ. 2001. N 26. ст.2582). В ст.1
указанного Закона землеустройство определяется как мероприятия по
изучению состояния земель, планированию и организации
рационального использования земель и их охраны, образованию новых
и упорядочению существующих объектов землеустройства и
установлению их границ на местности (территориальное
землеустройство), организации рационального использования
гражданами и юридическими лицами земельных участков для
осуществления сельскохозяйственного производства, а также по
организации территорий, используемых общинами коренных
малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и
лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера,
Сибири и Дальнего Востока РФ, для обеспечения их традиционного
образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство).
Порядок ведения государственного земельного кадастра
определен в ст.70 ЗК и Федеральном законе от 2 января 2000 г. N
28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (СЗ РФ. 2000. N 2.
ст.149).
На федеральном уровне устанавливается порядок изъятия земель
для государственных и муниципальных нужд, в том числе путем
выкупа. Основания изъятия земельных участков установлены в ст.49
ЗК, а в ст.55 ЗК условия и порядок изъятия земельных участков.
Кроме того, к компетенции федеральных органов государственной
власти непосредственно относится осуществление данной функции в
тех случаях, когда возникает необходимость изъять земли для
федеральных нужд. Следует различать установление порядка изъятия
земельных участков для государственных и муниципальных нужд и
порядка прекращения прав на земельный участок как санкцию за
нарушение норм земельного законодательства. Это - принципиально
разные по своему характеру и условиям применения процедуры.
К числу полномочий РФ ЗК также относит разработку и
реализацию федеральных программ по использованию и охране земель.
Общие положения, касающиеся порядка разработки федеральных
программ, предусмотрены в Федеральном законе от 20 июля 1995 г. N
115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально -
экономического развития Российской Федерации" (СЗ РФ. 1995. N 30.
ст.2871).
2. Наряду с указанными выше полномочиями ЗК наделяет РФ
правом управлять и распоряжаться теми землями, которые находятся в
федеральной собственности (см. комментарий к ст.17 ЗК). Содержание
права собственности, независимо от того, какое имущество является
объектом права собственности, закреплено в ст.209 ГК и сводится к
правомочиям владения, пользования и распоряжения. Однако объем
правомочий собственника на земли, являющиеся государственной
собственностью, имеет очевидную специфику. Содержание права
государственной собственности на земли состоит только из
правомочий владения и распоряжения. Из всех правомочий, вытекающих
из права собственности, государство в лице его органов, бесспорно,
обладает двумя из них: правом владения и правом распоряжения. Что
касается права пользования, под которым обычно понимается право
хозяйственной эксплуатации имущества, то государство практически
всегда передает данное правомочие другим лицам (См.: Иконицкая
И.А. Земельное право Российской Федерации: теория и тенденции
развития. М., 1999. С.72, 73).
Правомочие управления всеми землями, независимо от того, в
чьей собственности они находятся, основано на праве
территориального верховенства государства, а право распоряжаться
землями - на праве собственности РФ. Исходя из этого, вряд ли
обосновано наделение РФ как собственника федеральных земель
правомочием управления, что принципиально не соответствует основам
гражданско-правового регулирования отношений собственности. Это
замечание относится также и к полномочиям субъектов Федерации, а
также органов местного самоуправления (см. комментарий к ст.10 и
11 ЗК), которые они осуществляют в отношении земель, находящихся в
их собственности.