«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 62% |
Статья 10. Полномочия субъектов Российской Федерации в
области земельных отношений
Полномочия органов государственной власти субъектов Федерации
общего характера установлены Федеральным законом от 6 октября 1999
г. "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации" (СЗ РФ. 1999. N 42. ст.5005). В
соответствии со ст.1 этого Закона деятельность органов
государственной власти субъекта РФ в соответствии с Конституцией
РФ осуществляется на основе соблюдения принципов государственной и
территориальной целостности РФ; распространения суверенитета РФ на
всю ее территорию; верховенства Конституции РФ и федеральных
законов на всей территории РФ; единства системы государственной
власти; разделения государственной власти на законодательную,
исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности
полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей
их части в ведении одного органа государственной власти либо
должностного лица; разграничения предметов ведения и полномочий
между органами государственной власти РФ и органами
государственной власти субъектов РФ; самостоятельного
осуществления органами государственной власти субъектов Федерации
принадлежащих им полномочий; самостоятельного осуществления своих
полномочий органами местного самоуправления.
Полномочия органов государственной власти субъекта Федерации
устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами (каким, в
частности, является ЗК), конституцией (уставом) и законами
субъекта РФ и могут быть изменены только путем внесения
соответствующих поправок в Конституцию РФ или пересмотра ее
положений, путем принятия новых федеральных законов, конституции
(устава) и законов субъекта Федерации либо путем внесения
соответствующих изменений или дополнений в указанные действующие
акты.
В соответствии с Конституцией РФ федеральные органы
исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов
Федерации могут по взаимному соглашению передавать друг другу
осуществление части своих полномочий, если это не противоречит
Конституции РФ и федеральным законам.
В ст.5 Федерального закона "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" закреплены
основные полномочия законодательного (представительного) органа
государственной власти субъекта Федерации. Законодательный
(представительный) орган государственной власти субъекта Федерации
принимает конституцию субъекта Федерации и поправки к ней, если
иное не установлено конституцией субъекта РФ, принимает устав
субъекта Федерации и поправки к нему; осуществляет законодательное
регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам
совместного ведения РФ и субъектов Федерации в пределах полномочий
субъекта РФ; осуществляет иные полномочия, установленные
Конституцией РФ, данным Федеральным законом, другими федеральными
законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта
РФ в соответствии со ст.21 указанного Закона разрабатывает и
осуществляет меры по обеспечению комплексного
социально-экономического развития субъекта РФ, участвует в
проведении единой государственной политики в области финансов,
науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и
экологии.
В ст.10 ЗК определены полномочия субъектов РФ в области
земельных отношений. Круг полномочий субъектов Федерации Кодекс
устанавливает относя к компетенции их органов власти главным
образом те полномочия, которые не отнесены ни к компетенции
федеральных органов власти, ни органов местного самоуправления.
Непосредственно органы государственной власти субъектов Федерации,
как предусмотрено в ЗК, осуществляют только функции изъятия
(выкупа) земель и разработку и реализацию региональных программ по
использованию и охране земель на своих территориях, а также
управление и распоряжение землями, являющимися их собственностью.
Такой подход к закреплению в ЗК полномочий субъектов РФ
обусловлен необходимостью усиления роли Федерации в сфере
регулирования земельных отношений. В последние годы в условиях,
когда фактически отсутствовало четкое и ясное федеральное
земельное законодательство, субъекты Федерации очень часто весьма
широко определяли в законодательстве сферу своих полномочий по
регулированию земельных отношений. Примером тому может служить
Земельный кодекс Республики Татарстан от 10 июля 1998 г. (с изм.
от 5 июля 1999 г.) (Ведомости Государственного Совета Татарстана.
1998. N 8 (Часть II); 1999. N 8). Так, согласно ст.4 Кодекса к
ведению Государственного Совета Республики Татарстан относятся
законодательное регулирование земельных отношений; утверждение
важнейших республиканских программ, определяющих основные
направления государственной политики в области управления
земельными ресурсами Республики Татарстан; решение вопросов
административно-территориального устройства Республики Татарстан.
В соответствии со ст.5 к компетенции Кабинета Министров
республики относятся принятие нормативных правовых актов,
регулирующих земельные отношения в соответствии с данным кодексом
и иными законами; утверждение программ по рациональному
использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных
ресурсов республики; утверждение границ особо охраняемых природных
территорий, земель историко-культурного назначения
республиканского значения; организация ведения земельного
кадастра, мониторинга земель и землеустройства; организация
государственного контроля за использованием и охраной земель;
утверждение границ земель городских поселений и городов
республиканского подчинения; принятие решений о переводе земель из
одной категории в другую; принятие решения о предоставлении
земельных участков; приостановление действия постановлений и
распоряжений глав администраций районов и городов республиканского
подчинения, отмена актов министерств, государственных комитетов и
других подведомственных ему органов; принятие решений об изъятии
земельных участков для государственных нужд и нужд местного
самоуправления; досудебное разрешение земельных споров;
утверждение границ и режимов пригородных зон; осуществление иных
полномочий, установленных Кодексом и другими законами.