«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 65% |
Статья 11 Полномочия органов местного самоуправления в области
земельных отношений
Комментируемая статья закрепляет наиболее важные
полномочия, которые осуществляют органы местного самоуправления.
Так, изъятие, в том числе путем выкупа земель для муниципальных
нужд, эти органы осуществляют в соответствии со ст.49 и 55 ЗК.
Порядок изъятия земель, согласно ст.9 ЗК, устанавливается на
федеральном уровне.
Установление правил землепользования и застройки территорий
поселений также относится к компетенции этих органов. Согласно
ст.1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и
застройки территорий городских и сельских поселений, других
муниципальных образований (градостроительные уставы городских и
сельских поселений, других муниципальных образований) представляют
собой нормативные правовые акты органов местного самоуправления,
регулирующие использование и изменение объектов недвижимости
посредством введения градостроительных регламентов. Порядок
использования земель поселений определяется, как предусмотрено
ст.83 ЗК, в соответствии с их зонированием. Вся территория
поселения в пределах его административных границ делится на
территориальные зоны. Документы зонирования утверждаются и
изменяются нормативными правовыми актами местного самоуправления -
правилами землепользования и застройки.
Органы местного самоуправления разрабатывают и реализуют
местные программы по использованию и охране земель, управляют и
распоряжаются землями, которые являются муниципальной
собственностью, а также осуществляют иные полномочия.
Компетенция органов местного самоуправления установлена в
нескольких законодательных актах. Статья 6 Федерального закона от
28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" (с изм. от 4 августа 2000
г.) (СЗ РФ. 1995. N 35. ст.3506; 2000. N 32. ст.3330) следующим
образом определяет предметы ведения местного самоуправления. В
ведении муниципальных образований находятся вопросы местного
значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми
могут наделяться органы местного самоуправления. К вопросам
местного значения относятся владение, пользование и распоряжение
муниципальной собственностью, в том числе и муниципальными
землями; регулирование планировки и застройки территорий
муниципальных образований; контроль за использованием земель на
территории муниципального образования; регулирование использования
водных объектов местного значения, месторождений
общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для
строительства подземных сооружений местного значения; участие в
охране окружающей среды на территории муниципального образования.
Согласно Закону РФ от 6 июля 1991 г. "О местном
самоуправлении в Российской Федерации" (в ред. от 28 августа 1995
г.) (ВВС РФ. 1991. N 29. ст.1010; СЗ РФ. 1995. N 35. ст.3506)
поселковая, сельская администрация вправе определять в
соответствии с земельным законодательством порядок предоставления
и изъятия земельных участков, а также распоряжения земельными
участками на подведомственной территории; определять в
соответствии с законодательством правила пользования природными
ресурсами, выносить решения о приостановлении строительства или
эксплуатации объектов в случае нарушения экологических,
санитарных, строительных норм; утверждать планы и правила
застройки населенных пунктов; вносить представления об
установлении и изменении границ территории поселка, села, о
выделении в его распоряжение дополнительного земельного фонда;
запрещать на основании заключения государственной
санитарно-эпидемиологической службы и Минприроды России проведение
мероприятий, которые могут вызвать неблагоприятные экологические
изменения, изменения демографической ситуации или другие
негативные последствия.
Кроме того, поселковая, сельская администрация: предоставляет
в установленном порядке в постоянное (бессрочное) пользование,
передает в собственность и сдает в аренду, изымает земельные
участки в пределах черты поселка, села, а также из фонда других
земель (в том числе земель запаса), переданных в ведение
администрации, за исключением случаев, предусмотренных
законодательством; организует ведение земельного кадастра;
осуществляет иные функции (ст.49, 51).
К компетенции районной администрации относится определение в
соответствии с земельным законодательством порядка предоставления
и изъятия земельных участков, а также распоряжения земельными
участками на подведомственной территории; установление границ
земель, передаваемых в ведение поселковых, сельских администраций
по согласованию с ними; утверждение схем и проектов районной
планировки; запрещение на основании заключения государственной
санитарно-эпидемиологической службы и Минприроды России проведения
на подведомственной территории мероприятий, которые могут вызвать
неблагоприятные экологические изменения, изменения демографической
ситуации или другие негативные последствия.
Районная администрация также предоставляет в установленном
порядке в постоянное (бессрочное) пользование, передает в
собственность и сдает в аренду, изымает земельные участки из всех
земель в границах района, за исключением случаев, предусмотренных
законодательством; организует ведение земельного кадастра;
планирует использование земель, находящихся в ее ведении;
организует разработку и осуществление планов
земельно-хозяйственного устройства населенных пунктов на
территории района; взимает плату за землю; устанавливает границы
территории земель, передаваемых в ведение поселковых сельских
администраций по согласованию с ними; осуществляет государственный
контроль за использованием и охраной земель; решает иные вопросы
(ст.55, 60).
К числу полномочий городской администрации относится
определение в соответствии с земельным законодательством порядка
предоставления и изъятия земельных участков, а также распоряжения
земельными участками на подведомственной территории; делегирование
районным в городе администрациям отдельных полномочий в области
регулирования земельных отношений, в том числе она может
передавать в ведение районных в городе администраций земли,
находящиеся в городской черте или переданные в ведение городской
администрации из земель запаса и других земель; внесение
представлений в вышестоящие органы государственной власти и
управления об установлении и изменении границ города, границ и
правового режима пригородной зоны; утверждение генерального плана
развития города и правил его застройки; запрещение на основании
заключения санитарно-эпидемиологической службы и Минприроды России
проведения на подведомственной территории мероприятий, которые
могут вызвать неблагоприятные экологические изменения, изменения
демографической ситуации или другие негативные последствия (ст.66,
71).