«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 12%

СТАТЬЯ 17

Статья 17. Собственность Российской Федерации (федеральная
собственность) на землю
1. Статья 17 ЗК предусматривает три основных критерия
нахождения земельных участков в федеральной собственности.
Во-первых, право федеральной собственности на земельный
участок может быть прямо признано федеральным законом. Во-вторых,
право федеральной собственности возникает в результате
осуществления процедуры разграничения государственной
собственности на землю, которая предусмотрена Федеральным законом
"О разграничении государственной собственности на землю".
В-третьих, право федеральной собственности может быть
приобретено РФ по основаниям, которые предусмотрены в гражданском
законодательстве. Такими основаниями являются юридические факты,
перечисленные в ст.8 ГК: договоры и иные сделки, предусмотренные
законом, а также договоры и иные сделки, хотя и не предусмотренные
законом, но не противоречащие ему; акты государственных органов и
органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в
качестве оснований возникновения права собственности на землю;
судебное решение; в результате приобретения имущества по
основаниям, допускаемым законом; вследствие иных действий граждан
и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной
правовой акт связывает наступление гражданско-правовых
последствий.
Например, в соответствии со ст.214 ГК от имени РФ права
собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст.125 ГК. От
имени РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять
имущественные права и обязанности органы государственной власти в
рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус
этих органов. Таким образом, возможна ситуация, когда
соответствующий федеральный орган государственной власти на
основании договора купли-продажи, предположим, приобретет
земельный участок, находящийся в частной собственности. Типичны
ситуации изъятия земельных участков для федеральных нужд. Эти
вопросы регулируются ст.49, 55 ЗК (см. комментарий) и ст.279 ГК.
2. Федеральный закон от 17 июля 2001 г. "О разграничении
государственной собственности на землю" (ст.3) относит к
федеральной собственности земли лесного фонда, земли особо
охраняемых природных территорий федерального значения, земли
водного фонда, занятые водными объектами, находящимися в
федеральной собственности, земли обороны и безопасности; земли
сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли
промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,
информатики и космического обеспечения, энергетики и иного
назначения; земли природоохранного, рекреационного и
историко-культурного назначения; земли водного фонда, если на этих
земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся
в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены
органу государственной власти РФ, его территориальному органу, а
также государственному унитарному предприятию, государственному
учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы
органами государственной власти РФ; на этих находящихся в
государственной собственности земельных участках располагается
приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его
приватизации в собственности РФ; под поверхностью этих земельных
участков находятся участки недр федерального значения. Федеральной
собственностью являются также земли запаса, если на них
располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной
собственности, или приватизированное недвижимое имущество,
находившееся до его приватизации в собственности РФ.
В федеральной собственности находятся земли лесного фонда.
Характер права собственности на земли этой категории подчинен
праву собственности на леса, поскольку, согласно ст.7 ЛК РФ, земли
лесного фонда включены в содержание понятия "лесной фонд", а ст.19
ЛК предусматривает, что лесной фонд и расположенные на землях
обороны леса находятся в федеральной собственности. Соответственно
земли лесного фонда являются объектом права федеральной
собственности.
Проблема разграничения права федеральной собственности и
собственности субъектов РФ на леса и тем самым на земли лесного
фонда рассматривалась Конституционным Судом РФ. 9 января 1998 г.
было вынесено постановление Конституционного Суда РФ N 1-П по делу
о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации
(ВКС РФ. 1998. N 2).
Конституционный Суд РФ постановил признать ЛК РФ
соответствующим Конституции РФ по порядку принятия и признал
положения о лесном фонде и землях лесного фонда соответствующими
Конституции РФ.
3. Федеральный закон от 15 февраля 1995 г. "Об особо
охраняемых природных территориях" (СЗ РФ. 1995. N 12. ст.1024)
регулирует вопросы собственности на особо охраняемые природные
территории, в том числе и их земли. Особо охраняемые природные
территории преамбула Закона относит к объектам общенационального
достояния. В п.6 ст.2 Закона сказано, что особо охраняемые
природные территории могут иметь федеральное, региональное и
местное значение и в зависимости от этого являться федеральной
собственностью, собственностью субъектов РФ или муниципальной
собственностью.
Особо охраняемые природные территории федерального значения
являются федеральной собственностью и находятся в ведении
федеральных органов государственной власти. Территории
государственных природных заповедников и национальных парков
относятся к особо охраняемым природным территориям федерального
значения. Территории государственных заказников, памятников
природы, дендрологических парков и ботанических садов,
лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены
либо к особо охраняемым природным территориям федерального
значения, либо к особо охраняемым природным территориям
регионального значения.
Особо охраняемые природные территории федерального и
регионального значения определяются соответственно Правительством
РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ. В соответствии
со ст.8 указанного Закона государственный природный заповедник
учреждается постановлением Правительства РФ при условии согласия
субъектов Федерации на отнесение его территории к объектам
федеральной собственности, принимаемым по представлению органов
государственной власти субъектов Федерации и специально
уполномоченного на то государственного органа РФ в области охраны
окружающей природной среды. Расширение территории государственного
природного заповедника производится в том же порядке. Что касается
национальных парков, то они согласно ст.14 Закона также
учреждаются постановлением Правительства РФ при условии согласия
субъектов Федерации на отнесение соответствующих территорий
субъектов Федерации к объектам федеральной собственности.
Водные объекты согласно ст.33 ВК РФ могут находиться в
собственности Российской Федерации и субъектов Федерации. Водный
объект не может одновременно находиться в собственности нескольких
субъектов права государственной собственности. Указанная
формулировка представляет собой конкретизацию п.2 ст.214 ГК,
которая предусматривает, что земля и другие природные ресурсы, не
находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо
муниципальных образований, являются государственной
собственностью. Данное положение представляет собой не что иное
как презумпцию нахождения водных объектов в государственной
собственности, т.е. либо в федеральной собственности, или
собственности субъектов Федерации.
Согласно ст.34 ВК РФ в нашей стране устанавливается
государственная собственность на водные объекты, однако водные
объекты могут быть и в муниципальной, и в частной собственности.
Государственной собственностью являются водные объекты,
принадлежащие на праве собственности Российской Федерации
(федеральная собственность), и водные объекты, принадлежащие на
праве собственности субъектам Федерации (собственность субъектов
РФ). От имени Российской Федерации и субъектов Федерации права
собственника осуществляют соответствующие органы государственной
власти. По общему правилу водные объекты, находящиеся в
государственной собственности, не подлежат передаче в
собственность муниципальным образованиям, гражданам и юридическим
лицам.
В ст.36 ВК РФ четко определены виды водных объектов, которые
находятся в федеральной собственности, порядок их признания в
качестве таких объектов и принципы управления объектами
федеральной собственности.
В собственности РФ (федеральной собственности) находятся:
поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых
расположены на территориях двух и более субъектов РФ;
подземные водные объекты, расположенные на территориях двух и
более субъектов Федерации;
водные объекты, расположенные на территории одного субъекта
РФ, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности,
федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных
государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям
РФ;
водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и
катадромных видов рыб;
трансграничные (пограничные) водные объекты;
внутренние морские воды;
территориальное море РФ;
водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными
территориями федерального значения или представляющие собой часть
этих территорий;
водные объекты, являющиеся частью территории курортов или
лечебно-оздоровительных местностей федерального значения;
иные особо охраняемые водные объекты федерального значения.
Водные объекты признаются федеральной собственностью
Правительством РФ по согласованию с органами исполнительной власти
соответствующих субъектов Федерации. Например, перечень судоходных
водных путей, отнесенных к федеральной собственности, содержится в
приложении 1 к постановлению Правительства РФ от 15 апреля 1996 г.
N 464 (СЗ РФ. 1996. N 17. ст.1995). К ним относятся: река Волга,
ее боковые реки и притоки и дельта, река Ока, канал им.Москвы,
озеро Селигер, реки Вятка, Кама, Волхов, озеро Ильмень и ряд
других водных объектов. Земли водного фонда, занятые этими водными
объектами, также являются федеральной собственностью.
Управление водными объектами и землями, занятыми ими,
являющимися федеральной собственностью, осуществляет Правительство
РФ. Часть полномочий по управлению федеральной собственностью на
водные объекты Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ и
ВК РФ может передать соответствующим федеральным органам
исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов
Федерации.
5. Несколько иначе решается вопрос о праве федеральной
собственности на земельные участки в составе земель
сельскохозяйственного назначения, земель поселений, земель запаса
и иные, перечисленные в ст.3 Федерального закона "О разграничении
государственной собственности на землю". Право федеральной
собственности на эти земельные участки признается при наличии
определенных условий: нахождение на этих участках недвижимости,
являющейся федеральной собственностью; предоставление данных
участков органу государственной власти РФ или его территориальному
органу, государственному унитарному предприятию и др.
6. В горном законодательстве урегулирован правовой режим
участков недр федерального значения, что является основой для
определения права собственности на земли, под поверхностью которых
они находятся. Согласно ст.2 Закона РФ "О недрах" (в ред. от 3
марта 1995 г.) (с изм. от 8 августа 2001 г.) (ВВС РФ. 1992. N 16.
ст.834; СЗ РФ. 1995. N 10. ст.823; 2000. N 2. ст.141; РГ. 2001. 17
мая; СЗ РФ. 2001. N 33 (Часть I). ст.3429) для гарантированного
обеспечения государственных потребностей РФ стратегическими и
дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на
национальную безопасность РФ, обеспечивает основы ее суверенитета,
а также для выполнения обязательств по международным договорам РФ
отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения
полезных ископаемых, могут получать статус объектов федерального
значения на основании совместных решений федеральных органов
государственной власти и органов государственной власти субъектов
Федерации. Часть месторождений федерального значения, в том числе
освоенных и подготовленных к добыче полезных ископаемых,
включается в федеральный фонд резервных месторождений.
Статья 2 Закона РФ "О недрах" определяет критерии, условия и
основания признания определенных участков недр в качестве объектов
права федеральной собственности. Разграничение федеральной
собственности и собственности субъектов РФ на недра урегулировано
следующим образом. Пункт 6 ст.3 Закона РФ "О недрах" устанавливает
правило, что органы государственной власти РФ выделяют совместно с
субъектами Федерации участки недр федерального значения,
регионального значения и местного значения. Согласно п.7 ст.4
Закона в компетенцию органов государственной власти субъектов РФ в
сфере регулирования отношений недропользования на своих
территориях входит выделение совместно с РФ участков недр
федерального, регионального и местного значения.
Часть 3 ст.2 Закона предусматривает, что порядок отнесения
участков недр к объектам федерального значения, в том числе к
федеральному фонду резервных месторождений полезных ископаемых,
условия пользования ими, а также порядок отнесения их к
федеральной собственности устанавливаются федеральными законами.
Например, Федеральным законом от 31 марта 1999 г. "О газоснабжении
в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1999. N 14. ст.1667.) (ст.11)
установлен порядок формирования федерального фонда резервных
месторождений газа. В целях обеспечения энергетической
безопасности РФ часть месторождений газа федерального значения,
эксплуатация которых в установленном федеральным законом порядке
отнесена на последующий период, решением Правительства РФ по
представлению федерального органа исполнительной власти,
уполномоченного координировать деятельность организаций
топливно-энергетического комплекса РФ, может быть включена в
федеральный фонд резервных месторождений газа. Федеральный фонд
резервных месторождений газа формируется из числа открытых и
разведанных месторождений газа, для которых лицензии на добычу
газа не выданы. Решение о вводе в эксплуатацию месторождения газа
из федерального фонда резервных месторождений газа принимается
Правительством РФ.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 26 марта 1998
г. "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (с изм. от 31
марта 1999 г.) (СЗ РФ. 1998. N 13. ст.1463; 1999. N 14. ст.1664)
федеральный фонд резервных месторождений драгоценных металлов и
драгоценных камней формируется в целях регулирования объемов
добычи драгоценных металлов и камней, а также в целях обеспечения
в перспективе потребностей РФ в драгоценных металлах и камнях. В
федеральный фонд резервных месторождений включаются отдельные
разведанные месторождения драгоценных металлов и камней, состоящие
на государственном учете и не переданные в пользование или изъятые
из пользования. Решение о включении отдельных разведанных
месторождений в федеральный фонд принимается Президентом РФ
совместно с органами государственной власти субъектов Федерации.
Распоряжение федеральным фондом резервных месторождений
драгоценных металлов и камней осуществляется Правительством РФ в
порядке, установленном законодательством РФ о недрах. Условия
использования разведанных месторождений драгоценных металлов и
камней, включенных в федеральный фонд резервных месторождений,
согласовываются с органами исполнительной власти субъектов РФ, на
территориях которых располагаются указанные месторождения.
Право федеральной собственности на недра предусмотрено также
в Федеральном законе от 29 декабря 1994 г. "О государственном
материальном резерве" (с изм. от 12 февраля 1998 г.) (СЗ РФ. 1995.
N 1. ст.3; 1998. N 7. ст.798). Государственный резерв является
особым федеральным (общероссийским) запасом материальных
ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке,
предусмотренных указанным Федеральным законом. В состав
государственного резерва входят запасы материальных ценностей для
мобилизационных нужд РФ, запасы стратегических материалов и
товаров, запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных
работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Запасы государственного резерва независимо от места их
размещения, здания, сооружения и другое имущество входящих в
систему государственного резерва организаций, а также земельные
участки, на которых эти организации расположены, и участки недр,
которые используются для хранения государственного резерва,
являются федеральной собственностью и не могут быть использованы в
качестве предмета залога (ст.4).
Земельные участки, под поверхностью которых находятся участки
недр федерального значения, являются федеральной собственностью.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

Hosted by uCoz