«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 23%

СТАТЬЯ 19

Статья 19. Муниципальная собственность на землю
1. Статья 19 развивает положения гражданского
законодательства, которое регулирует вопросы муниципальной
собственности. Имущество (в том числе и земля), принадлежащее на
праве собственности городским и сельским поселениям, а также
другим муниципальным образованиям, является муниципальной
собственностью (п.1 ст.215 ГК). В Федеральном законе "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" (ст.12) говорится, что территорию муниципального
образования составляют земли городских, сельских поселений,
прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны,
земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в
границах муниципального образования независимо от форм
собственности и целевого назначения. В состав муниципальной
собственности, как предусматривает ст.29 данного Закона, входят в
том числе муниципальные земли и другие природные ресурсы,
находящиеся в муниципальной собственности.
Органы местного самоуправления управляют муниципальной
собственностью. Права собственника в отношении имущества,
входящего в состав муниципальной собственности, от имени
муниципального образования осуществляют органы местного
самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов
Федерации и уставами муниципальных образований, население
непосредственно. Органы местного самоуправления в соответствии с
законом могут в интересах населения устанавливать условия
использования земель, находящихся в границах муниципального
образования. Муниципальная собственность признается и защищается
государством равным образом с государственной, частной и иными
формами собственности.
Так же как п.1 ст.17 ЗК и п.1 ст.18 ЗК, комментируемая статья
предусматривает те же основания для признания права муниципальной
собственности на землю, что применяются и к федеральной
собственности и собственности субъектов Федерации.
В соответствии со ст.2 Федерального закона "Об особо
охраняемых природных территориях" эти территории могут иметь
местное значение. Особо охраняемые природные территории местного
значения являются собственностью муниципальных образований и
находятся в ведении органов местного самоуправления.
Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться
особо охраняемыми природными территориями местного значения. Особо
охраняемые природные территории местного значения определяются в
порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми
актами субъектов РФ.
Земли водного фонда, занятые обособленными водными объектами,
находятся в муниципальной собственности. Согласно ст.34 ВК РФ в
нашей стране устанавливается государственная собственность на
водные объекты. В то же время водные объекты могут находиться и в
муниципальной собственности. Такими объектами могут быть признаны
только обособленные водные объекты. Статья 130 ГК относит к
недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости)
обособленные водные объекты. ВК РФ содержит определение этих
водных объектов (ст.11). Обособленные водные объекты относятся к
недвижимому имуществу и являются составной частью земельного
участка. В этих случаях положения водного законодательства РФ
применяются к обособленным водным объектам в той мере, в какой это
не противоречит гражданскому законодательству. Обособленные водные
объекты могут принадлежать на праве собственности муниципальным
образованиям в соответствии с гражданским законодательством.
Обособленные водные объекты, принадлежащие на праве
собственности городским и сельским поселениям, а также другим
муниципальным образованиям, являются, согласно ст.39 ВК РФ,
муниципальной собственностью. В муниципальной собственности
находятся обособленные водные объекты, предназначенные для
муниципальных нужд. От имени муниципальных образований права
собственника осуществляют соответствующие органы местного
самоуправления.
Обособленные водные объекты, принадлежащие на праве
собственности муниципальным образованиям, признаются муниципальной
собственностью. Целевое назначение использования этих объектов -
удовлетворение муниципальных нужд. Федеральный закон "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" отнес муниципальные водные объекты к составу
муниципального имущества (ст.29). Органы местного самоуправления
управляют муниципальной собственностью и в соответствии с законом
вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное
или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать
в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с
имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные
сделки.
Обособленные водные объекты, находящиеся в муниципальной
собственности, являются водными объектами общего пользования, если
в водоохранных, экологических или иных интересах законодательством
РФ не предусмотрено иное.
Земельные участки находятся в муниципальной собственности,
если под их поверхностью находятся участки недр местного значения.
Как уже упоминалось выше, субъектами права собственности на недра
являются только Российская Федерация и ее субъекты. Муниципальные
образования не являются субъектами права собственности на недра,
хотя допускается возможность выделения участков недр местного
значения, которые находятся в государственной собственности.
Несмотря на это обстоятельство, указанные земельные участки
отнесены к числу объектов права муниципальной собственности.
3. ЗК предусматривает две основные особенности регулирования
отношений муниципальной собственности на землю.
Во-первых, в собственность муниципальных образований могут
безвозмездно передаваться государственные земли, находящиеся как в
пределах границ муниципального образования, так и вне их. Цель
такой передачи - обеспечение развития муниципальных образований.
Во-вторых, в городах федерального значения - Москве и
Санкт-Петербурге при разграничении государственной собственности
на землю земельные участки не передаются в муниципальную
собственность. Однако законами этих субъектов Федерации может быть
предусмотрена возможность передачи земельных участков, находящихся
в собственности указанных субъектов Федерации, в собственность
муниципальных образований.
В основе данной правовой нормы лежат положения Федерального
закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации". Так, согласно ст.6 этого Закона в субъектах
РФ городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях
сохранения единства городского хозяйства предметы ведения
находящихся на их территориях муниципальных образований, в том
числе установленные федеральным законом, объекты муниципальной
собственности, источники доходов местных бюджетов определяются
законами этих субъектов Федерации.
В городах федерального значения - Москве и Санкт-Петербурге
объединение или преобразование внутригородских муниципальных
образований, установление или изменение их территорий
осуществляются законами данных субъектов РФ в соответствии с их
уставами и с учетом мнения населения соответствующих территорий
(ст.12).

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

Hosted by uCoz