«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 22%

СТАТЬЯ 29

Статья 29. Исполнительные органы государственной власти и
органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление
земельных участков
В ст.29 ЗК закреплена система исполнительных органов
государственной власти и органов местного самоуправления, которые
вправе предоставлять земельные участки гражданам и юридическим
лицам. Компетенция этих органов по осуществлению данной функции
управления определена в ст.9, 10 и 11 ЗК.
Правомочие предоставления земельных участков гражданам и
юридическим лицам соответствующих органов, по общему правилу,
обусловлено правом собственности на земельные участки.
Предоставление земельных участков является одной из правовых форм
распоряжения своим имуществом - землей субъектом права публичной
собственности.
Распоряжение федеральными землями путем их предоставления
осуществляет Правительство РФ. Если земли находятся в
собственности субъекта РФ, то функцию предоставления земельного
участка из состава этих земель осуществляет исполнительный орган
государственной власти субъекта Федерации. В случае, когда нужно
осуществить эту процедуру в отношении земельного участка,
принадлежащего муниципальному образованию, предоставление земель
относится к компетенции органа местного самоуправления. Основанием
приобретения прав на землю в этих случаях является решение
указанных органов - административный акт.

СТАТЬЯ 30

Статья 30. Порядок предоставления земельных участков для
строительства из земель, находящихся в государственной или
муниципальной собственности
1. Комментируемая статья определяет порядок предоставления
земельных участков для строительства и формулирует юридический
состав, являющийся основанием приобретения прав на земельные
участки, находящиеся в государственной или муниципальной
собственности.
Статья 30 вводит в земельное законодательство новое понятие
"формирование земельного участка". Выполнение работ по
формированию земельного участка является первичной основой
юридического состава по предоставлению участка. В его содержание
входит пять элементов: 1) подготовка проекта границ земельного
участка и установление его границ на местности; 2) определение
разрешенного использования земельного участка; 3) определение
технических условий подключения объектов строительства к сетям
инженерно-технического обеспечения; 4) принятие решения о
проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении
земельных участков без проведения торгов; 5) публикация сообщения
о проведении торгов или приеме заявлений о предоставлении
земельных участков без проведения торгов.
Особое значение имеет первая стадия процедуры формирования
земельного участка. Именно на этом этапе происходит
индивидуализация участка, т.е. определяются его размер, границы и
местоположение как документально, так и на местности, т.е. в
натуре. Правовое значение процедуры формирования земельного
участка заключается в индивидуализации участка земли как объекта
соответствующих прав на него. Следует особо подчеркнуть, что без
выполнения работ по формированию земельного участка он не может
быть предоставлен лицу.
Разрешенное использование определяется на основе
градостроительного регламента, установленного для территориальной
зоны в правилах застройки поселения - нормативном правовом акте
органа местного самоуправления.
2. ЗК выделяет две процедуры предоставления земельного
участка: без предварительного согласования места размещения
объекта и с предварительным согласованием места размещения
объекта. Еще раз подчеркнем, что проведение любой из этих процедур
допускается только при условии, что земельный участок сформирован.
Процедура предоставления земельного участка для строительства
без предварительного согласования места размещения объекта состоит
из следующих стадий.
На первой стадии проводятся работы по формированию земельного
участка. Затем, на второй стадии, осуществляется государственный
кадастровый учет земельного участка (см. комментарий к ст.70 ЗК).
Правила присвоения кадастровых номеров земельным участкам
утверждены постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2000 г. N
660 (СЗ РФ. 2000. N 37. ст.3726). Кадастровый номер присваивается
каждому земельному участку, формируемому и учитываемому в качестве
объекта имущества, права на который подлежат государственной
регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое
имущество и сделок с ним. Кадастровый номер земельного участка
состоит из кадастрового номера кадастрового квартала и номера
земельного участка в этом квартале. Порядок учета кадастровых
номеров вновь образованных и прекративших существование земельных
участков устанавливается Федеральной службой земельного кадастра
России.
Третьей стадией является проведение торгов по продаже
земельного участка в собственность или права на заключение
договора аренды (см. комментарий к ст.38 ЗК). Порядок проведения
торгов регулируется ст.447-449 ГК и Указом Президента РФ от 26
ноября 1997 г. N 1263 "О продаже гражданам и юридическим лицам
предназначенных под застройку земельных участков, расположенных на
территории городских и сельских поселений, или права их аренды"(СЗ
РФ. 1997. N 48. ст.5546). Действует также Порядок организации
проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже гражданам и
юридическим лицам земельных участков, расположенных на территориях
городских и сельских поселений, или права их аренды, утвержденный
постановлением Правительства РФ от 5 января 1998 г. N 2 (с изм. от
21 августа 2000 г.) (СЗ РФ. 1998. N 2. ст.263; 2000. N 35.
ст.3584).
Допускается также предоставление участка в аренду без
проведения процедуры торгов на основании заявлений
заинтересованных лиц. Обязательным условием предоставления участка
в аренду без проведения процедуры торгов является предварительная
и заблаговременная публикация о наличии предлагаемых участков в
случае, если подана только одна заявка.
На четвертой стадии должен быть подписан протокол о
результатах торгов или подписан договор аренды земельного участка,
если процедура торгов не проводилась.
3. В состав процедуры предоставления земельного участка для
строительства с предварительным согласованием места размещения
объекта включаются несколько иные стадии. На первой стадии
осуществляется выбор земельного участка для размещения объекта и
принимается решение о предварительном согласовании места его
размещения (см. комментарий к ст.31 ЗК). На второй стадии
проводятся работы по формированию земельного участка. На третьей -
земельному участку присваивается кадастровый номер. И, наконец, на
четвертой стадии принимается решение о предоставлении земельного
участка в порядке, установленном ст.32 ЗК.
В п.11 ст.30 ЗК указаны случаи, когда не должно проводиться
предварительное согласование места размещения. Согласование не
проводится при размещении объектов в городских и сельских
поселениях в соответствии с градостроительной документацией о
застройке и правилами землепользования и застройки, т.е.
территориальным зонированием. Не требуется эта процедура и при
предоставлении земельных участков для сельскохозяйственного или
лесохозяйственного производства, а также гражданам для
индивидуального жилищного строительства и личного подсобного
хозяйства.
4. Правовое значение выполнения указанных процедур
предоставления земельных участков заключается в том, что
предоставление участка в собственность без предварительного
согласования места размещения объекта проводится исключительно на
торгах, а предоставление участка с предварительным согласованием -
только в аренду или постоянное бессрочное пользование. Решение о
предоставлении земельного участка либо протокол о результатах
торгов являются основаниями для государственной регистрации права
постоянного (бессрочного) пользования, либо для заключения
договора купли-продажи земельного участка и государственной
регистрации права собственности покупателя на землю или для
заключения договора аренды земельного участка и его
государственной регистрации.
Решение о предоставлении земельного участка или об отказе
выдается заявителю в семидневный срок с момента его принятия.
Допускается обжалование решения об отказе в предоставлении участка
в суд. Если суд признает решение об отказе недействительным, то в
своем решении он должен обязать соответствующий орган предоставить
участок. При этом в решении должны быть указаны срок и условия
предоставления земельного участка.
5. Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным
юридическим лицам земельные участки предоставляются на тех же
условиях, как и российским гражданам и юридическим лицам. При этом
следует учитывать ограничения предоставления земельных участков в
собственность, которые предусмотрены в п.3 ст.15 ЗК, и условия,
предусмотренные п.5 ст.28 ЗК, о том, что указанным лицам земельные
участки предоставляются в собственность только за плату. Иные
отсылки на соответствующие нормы ЗК либо касаются общих для всех
лиц условий предоставления земельных участков, либо вовсе не имеют
особого значения, например, п.2 ст.5 ЗК, для решения вопроса о
предоставлении земельных участков.
6. В ст.30 ЗК получили развитие положения ст.56
Градостроительного кодекса РФ, которая предусматривает ряд
градостроительных требований к использованию земельных участков в
городских и сельских поселениях. Во-первых, согласно п.1 указанной
статьи при предоставлении земельных участков градостроительные
требования к их использованию определяются градостроительной
документацией о градостроительном планировании развития территорий
городских и сельских поселений и об их застройке, а также
правилами застройки. Содержание градостроительных требований,
касающихся использования земельных участков, определяется, во -
первых, в градостроительной документации о градостроительном
планировании развития территорий городских и сельских поселений,
т.е. в территориальных комплексных схемах градостроительного
планирования развития территорий районов (уездов), сельских
округов (волостей, сельсоветов), генеральных планах городских и
сельских поселений и в проектах черты городских и сельских
поселений, черты других муниципальных образований. Во-вторых, эти
требования содержатся в градостроительной документации о застройке
территорий городских и сельских поселений, к которой относятся
проекты планировки, проекты межевания территорий и проекты
застройки. И, в-третьих, градостроительные требования
предусматриваются в правилах застройки.
При предоставлении земельных участков органы местного
самоуправления подготавливают следующую информацию о
градостроительных требованиях к использованию земельных участков:
местоположение земельных участков;
проекты границ земельных участков в соответствии с проектами
планировки, проектами застройки и проектами межевания территорий;
разрешенное использование земельных участков;
обеспечение земельных участков объектами инженерной,
транспортной и социальной инфраструктур.
Информация о градостроительных требованиях, как правило,
касается следующих вопросов. В ней содержатся сведения о
местоположении земельных участков и проектах границ земельных
участков в соответствии с проектами планировки, проектами
застройки и проектами межевания территорий, т.е. признаки,
индивидуализирующие земельный участок. Дается характеристика
разрешенного использования земельных участков - правового режима
участка. Сообщаются сведения об обеспечении земельных участков
объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. Эти
сведения очень важны для застройщика, поскольку наличие или
отсутствие инфраструктуры является фактором, определяющим цену
земельного участка, размер затрат на его освоение.
Особо следует отметить, что согласно п.2 ст.56
Градостроительного кодекса РФ при строительстве объектов
недвижимости в городских и сельских поселениях в соответствии с
градостроительной документацией о застройке и градостроительными
регламентами предварительное согласование размещения объектов
недвижимости не проводится. Это объясняется тем, что согласно п.6
ст.28 Градостроительного кодекса РФ градостроительная документация
любого вида подлежит государственной экологической экспертизе в
случаях и в порядке, установленных законодательством об
экологической экспертизе. Обязательными условиями для утверждения
градостроительной документации любого вида являются ее
согласование с соответствующими органами
санитарно-эпидемиологического надзора, а также наличие
положительного заключения органов охраны памятников культуры в
случаях, определенных законодательством в области охраны
памятников истории и культуры, других заинтересованных
государственных органов с учетом мнения населения. Требовать
предварительного согласования в этих случаях означало бы повторное
проведение этой процедуры.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

Hosted by uCoz