«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 29%

СТАТЬЯ 31

Статья 31. Выбор земельных участков для строительства
1. Комментируемая статья регулирует процедуру выбора
земельных участков в тех случаях, когда предполагается
строительство различного рода объектов, включающую в себя
несколько этапов.
На первом этапе лица, заинтересованные в том, чтобы им был
предоставлен земельный участок, обращаются в соответствующий орган
(см. комментарий к ст.29 ЗК) с заявлением о выборе земельного
участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В
заявлении должно быть обязательно отражено назначение объекта;
место, где предполагается его разместить; обоснована площадь
земельного участка, необходимая для обслуживания объекта;
требуется также указать титул, на котором предполагается
использовать землю (аренда или право постоянного (бессрочного)
пользования).
Условия, которые предъявляет законодательство к выбору места
размещения объектов строительства, заключаются в следующем.
Экологические требования к размещению объектов строительства
установлены в ст.40 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной
среды". При размещении, технико-экономическом обосновании проекта,
проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию
предприятий, сооружений в промышленности, сельском хозяйстве, на
транспорте, в энергетике, водном, коммунально-бытовом хозяйстве,
при прокладке линий электропередачи, связи, трубопроводов,
каналов, иных объектов, оказывающих прямое либо косвенное влияние
на состояние окружающей природной среды, должны выполняться
требования экологической безопасности и охраны здоровья населения,
предусматриваться мероприятия по охране природы, рациональному
использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению
окружающей природной среды.
Нарушение этих требований влечет за собой приостановление до
устранения недостатков либо полное прекращение деятельности по
размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в
эксплуатацию экологически вредных объектов в соответствии с
предписанием специально на то уполномоченных государственных
органов в области охраны окружающей природной среды,
санитарно-эпидемиологического надзора.
Экологические требования, содержащиеся в законодательстве об
охране окружающей среды, носят комплексный характер, т.е. они
сформулированы, как правило, применительно ко всему процессу
создания предприятий и хозяйственных объектов (объектов
недвижимости), т.е. к их размещению, проектированию,
строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию. Несмотря на
это, выполнение ряда правовых норм специально преследует цель
обеспечить сохранность окружающей среды именно на этапе размещения
объектов строительства.
Определение мест строительства предприятий, сооружений и иных
объектов производится в соответствии с нормами земельного
законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения при наличии положительного заключения
специально на то уполномоченных государственных органов РФ в
области охраны окружающей природной среды,
санитарно-эпидемиологического надзора и решения местных органов
самоуправления. В необходимых случаях при размещении объектов,
затрагивающих экологические интересы населения, решение
принимается по результатам обсуждения или референдума.
Специальные требования касаются энергетических объектов
(ст.40 Федерального закона от 10 января 2002 г. "Об охране
окружающей среды" (РГ. 2002. 12 янв)). Размещение, проектирование,
строительство и эксплуатация энергетических предприятий, установок
и иных объектов осуществляются в соответствии с требованиями
ст.34-39 указанного Закона. При размещении, проектировании,
строительстве гидроэлектростанций должны учитываться реальные
потребности в электроэнергии соответствующих регионов, а также
особенности рельефов местностей.
Проекты размещения ядерных установок, в том числе атомных
станций, должны содержать решения, обеспечивающие безопасный вывод
их из эксплуатации (п.6 ст.40 Федерального закона "Об охране
окружающей среды").
Порядок размещения ядерных объектов регулируется Федеральным
законом "Об использовании атомной энергии". Статья 30 этого Закона
закрепляет основные требования к безопасности намечаемых к
размещению и сооружению ядерных установок, радиационных источников
и пунктов хранения. Размещение и сооружение ядерных установок,
радиационных источников и пунктов хранения должны осуществляться
на основании норм и правил в области использования атомной энергии
и в области охраны окружающей среды.
Применительно к военным и оборонным объектам, военной
деятельности ст.41 Федерального закона "Об охране окружающей
среды" устанавливает, что экологические требования, предъявляемые
указанным Законом к размещению, строительству, вводу в
эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений и иных
объектов, в полной мере распространяются на военные и оборонные
объекты, вооружение и военную технику, за исключением чрезвычайных
ситуаций, препятствующих соблюдению требований в области охраны
окружающей среды.
3. Довольно эффективной правовой мерой предотвращения
негативного влияния на состояние окружающей среды на этапе места
размещения предприятия или хозяйственного объекта является
процедура оценки воздействия на окружающую среду. Оценка
воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой
хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое
или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от
организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной
и иной деятельности. Оценка проводится при разработке всех
альтернативных вариантов предпроектной, в том числе
прединвестиционной, и проектной документации, обосновывающей
планируемую хозяйственную и иную деятельность с участием
общественных объединений (ст.32 Федерального закона "Об охране
окружающей среды").
Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и
иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации
утверждено приказом Госкомэкологии России от 16 мая 2000 г. N 372.
Положение регулирует процедуру проведения оценки воздействия
намечаемой деятельности на окружающую среду и подготовки
соответствующих материалов. Эти материалы являются основанием для
разработки обосновывающей документации по объектам государственной
экологической экспертизы.
Под оценкой воздействия намечаемой хозяйственной и иной
деятельности на окружающую среду понимается процесс,
способствующий принятию экологически ориентированного
управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и
иной деятельности посредством определения возможных
неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий,
учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и
предотвращению воздействий.
Проведение оценки воздействия на окружающую среду основано на
принципе презумпции потенциальной экологической опасности любой
намечаемой хозяйственной или иной деятельности, т.е. потенциальной
экологической опасности любой деятельности. Проведение оценки
обязательно на всех этапах подготовки документации, обосновывающей
хозяйственную и иную деятельность до ее представления на
государственную экологическую экспертизу.
Оценка воздействия на окружающую среду проводится для того,
чтобы предотвратить или смягчить воздействие хозяйственной или
иной деятельности на окружающую среду и связанные с ней
социальные, экономические и иные последствия. Оценка проводится
для деятельности, обосновывающая документация которой подлежит
экологической экспертизе в соответствии с Федеральным законом "Об
экологической экспертизе".
При проведении оценки воздействия на окружающую среду
заказчик (исполнитель) обеспечивает использование полной и
достоверной исходной информации, средств и методов измерения,
расчетов, оценок в соответствии с законодательством РФ. Заказчиком
признается юридическое или физическое лицо, отвечающее за
подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии
с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду
деятельности, и представляющее документацию на экологическую
экспертизу. Исполнитель работ по оценке воздействия на окружающую
среду - физическое или юридическое лицо, осуществляющее проведение
оценки воздействия на окружающую среду, которому заказчик
предоставил право на проведение работ по оценке воздействия на
окружающую среду.
Специально уполномоченные государственные органы в области
охраны окружающей среды предоставляют имеющуюся в их распоряжении
информацию по экологическому состоянию территорий и воздействию
аналогичной деятельности на окружающую среду заказчику
(исполнителю) для проведения оценки воздействия на окружающую
среду.
Результатами оценки воздействия на окружающую среду являются:
информация о характере и масштабах воздействия на окружающую
среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке
экологических и связанных с ними социально-экономических и иных
последствий этого воздействия и их значимости, возможности
минимизации воздействий;
выявление и учет общественных предпочтений при принятии
заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;
решения заказчика по определению альтернативных вариантов
реализации намечаемой деятельности (в том числе о месте размещения
объекта, о выборе технологий и иные) или отказа от нее, с учетом
результатов проведенной оценки воздействия на окружающую среду.
Результаты оценки воздействия на окружающую среду
документируются в материалах, подготовленных при проведении данной
процедуры, и являются частью документации, представляемой на
экологическую экспертизу. Материалы по оценке воздействия на
окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности,
являющейся объектом экологической экспертизы, входят в состав
документации, представляемой на экспертизу.
Для того чтобы предупредить возможные неблагоприятные
воздействия на окружающую среду и связанные с ними социальные,
экономические и иные последствия в случае реализации намечаемой
деятельности, при проведении оценки воздействия на окружающую
среду заказчик (исполнитель) обязан рассмотреть альтернативные
варианты. Заказчик (исполнитель) выявляет, анализирует и учитывает
последствия всех рассмотренных альтернативных вариантов, а также
"нулевой вариант", т.е. отказ от деятельности.
Обеспечение участия общественности, в том числе
информирование ее о намечаемой деятельности и привлечение к
процессу проведения оценки, осуществляется заказчиком на всех
этапах этого процесса, начиная с подготовки технического задания
на проведение оценки воздействия на окружающую среду. Обсуждение
общественностью объекта экспертизы, включая материалы по оценке
воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной
деятельности, организуется заказчиком совместно с органами
местного самоуправления в соответствии с российским
законодательством. Заказчик обязан предоставить всем участникам
процесса возможность своевременного получения полной и достоверной
информации.
В Положении предусмотрены следующие этапы проведения оценки
воздействия на окружающую среду. Первоначальный этап представляет
собой уведомление, предварительную оценку и составление
технического задания на проведение оценки воздействия на
окружающую среду. На этом этапе заказчик подготавливает и
представляет в органы власти обосновывающую документацию,
содержащую общее описание намечаемой деятельности; цели ее
реализации; возможные альтернативы; описание условий ее
реализации; другую информацию, предусмотренную действующими
нормативными документами; информирует общественность; проводит
предварительную оценку по основным положениям и документирует ее
результаты; проводит предварительные консультации с целью
определения участников процесса оценки, в том числе
заинтересованной общественности.
На основании результатов предварительной оценки воздействия
заказчик составляет техническое задание на проведение оценки
воздействия на окружающую среду установленного содержания. При
составлении технического задания заказчик учитывает требования
специально уполномоченных органов по охране окружающей среды, а
также мнения других участников процесса оценки воздействия на
окружающую среду. Техническое задание рассылается участникам
процесса оценки воздействия на окружающую среду по их запросам и
доступно для общественности в течение всего времени проведения
оценки воздействия на окружающую среду. Задание является частью
материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
Затем проводятся исследования по оценке воздействия на
окружающую среду и готовится предварительный вариант материалов по
оценке. Заказчик (исполнитель) проводит исследования по оценке
воздействия на окружающую среду в соответствии с техническим
заданием, с учетом альтернатив реализации, целей деятельности,
способов их достижения и подготавливает предварительный вариант
материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
Заказчик предоставляет возможность общественности
ознакомиться с предварительным вариантом материалов по оценке
воздействия на окружающую среду и представить свои замечания.
Следующий этап представляет собой подготовку окончательного
варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
Окончательный вариант готовится на основе предварительного
варианта материалов с учетом замечаний, предложений и информации,
поступившей от участников процесса оценки на стадии обсуждения. В
окончательный вариант материалов должна включаться информация об
учете поступивших замечаний и предложений, а также протоколы
общественных слушаний (если таковые проводились). Окончательный
вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду
утверждается заказчиком, передается для использования при
подготовке обосновывающей документации и в ее составе
представляется на государственную экологическую экспертизу, а
также на общественную экологическую экспертизу (если таковая
проводится).
Участие общественности при подготовке материалов по оценке
воздействия на окружающую среду может осуществляться на этапе
представления первоначальной информации и на этапе проведения
оценки воздействия на окружающую среду и подготовки обосновывающей
документации.
Для намечаемой инвестиционной деятельности заказчик проводит
указанные выше этапы оценки воздействия на окружающую среду на
всех стадиях подготовки документации, которая должна
представляться на государственную экологическую экспертизу.
Положение предусматривает, что информирование и участие
общественности осуществляется на всех этапах оценки воздействия на
окружающую среду. Участие общественности в подготовке и обсуждении
материалов оценки обеспечивается заказчиком как неотъемлемая часть
данной процедуры и организуется органами местного самоуправления
или соответствующими органами государственной власти при
содействии заказчика.
На этапе проведения оценки воздействия на окружающую среду
уточняется план мероприятий по ходу общественных обсуждений
намечаемой деятельности, в том числе о целесообразности
(нецелесообразности) проведения общественных слушаний по
материалам оценки воздействия на окружающую среду. Критерием
принятия решения о форме проведения общественных обсуждений, в том
числе общественных слушаний, является степень экологической
опасности намечаемой хозяйственной и иной деятельности. В этом
случае должен учитываться фактор неопределенности последствий и
степень заинтересованности общественности.
Порядок проведения общественных слушаний определяется
органами местного самоуправления при участии заказчика
(исполнителя) и содействии заинтересованной общественности.
Представление предварительного варианта материалов по оценке
воздействия на окружающую среду общественности для ознакомления и
представления замечаний производится в течение 30 дней, но не
позднее чем за две недели до окончания общественных обсуждений
(проведения общественных слушаний).
В Положении определены требования к материалам по оценке
воздействия на окружающую среду, которые представляются на всех
стадиях подготовки и принятия решений о возможности реализации
этой деятельности и которые принимаются органами государственной
экологической экспертизы. Особо следует подчеркнуть то, что
материалы по оценке должны включать резюме нетехнического
характера, содержащее важнейшие результаты и выводы оценки
воздействия на окружающую среду.
4. Экологические и иные требования реализуются также путем
выполнения условий, предусмотренных в законодательстве о
градостроительстве. Статья 9 Градостроительного кодекса РФ
специально регулирует вопросы обеспечения при осуществлении
градостроительной деятельности требований безопасности территорий
и поселений и их защиты от воздействия чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера. Предусмотрено, что
градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением
требований безопасности территорий и поселений и их защиты от
воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера. Требования безопасности территорий и поселений и их
защиты от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера устанавливаются нормативными правовыми
актами РФ, а также нормативно-техническими документами федеральных
органов архитектуры и градостроительства, федеральных органов по
охране окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологическому
надзору, гражданской обороне, предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, земельным ресурсам и землеустройству,
охране недр, вод, атмосферного воздуха, почв,
нормативно-техническими документами других федеральных органов
государственного контроля и надзора, нормативными правовыми актами
субъектов РФ.
В градостроительную документацию всех видов должны включаться
разделы о защите территорий и поселений от воздействия
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также
определяться мероприятия по гражданской обороне и предупреждению
чрезвычайных ситуаций. Для территорий и поселений, подверженных
воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера, разрабатываются специальные схемы и проекты защиты от
указанных воздействий.
Для решения проблемы обеспечения безопасности территорий и
поселений от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера очень важен запрет на разработку, согласование,
утверждение и реализацию градостроительной документации без
проведения комплексных инженерных изысканий. Решение вопроса о
возможности строительства соответствующего объекта в решающей
степени зависит от результатов таких инженерных изысканий.
В связи с этим Методические рекомендации по проведению
экспертизы технико-экономических обоснований проектов на
строительство объектов жилищно-гражданского назначения,
утвержденные Главгосэкспертизы России 15 января 1997 г.,
предусматривают раздел 2.6 "Инженерно-технические мероприятия
гражданской обороны, мероприятия по предупреждению чрезвычайных
ситуаций".
В соответствии со ст.10 Градостроительного кодекса РФ
разработка градостроительной документации, строительство и
реконструкция городских и сельских поселений, зданий, строений и
сооружений должны осуществляться с соблюдением требований охраны
окружающей природной среды, экологической безопасности и
санитарных правил, с учетом состояния территорий городских и
сельских поселений и ограничений в области экологической
безопасности, установленных территориальными комплексными схемами
охраны природы и природопользования, а также с учетом последствий
вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на
окружающую природную среду и здоровье человека. При разработке
градостроительной документации следует предусматривать мероприятия
по охране окружающей природной среды, определенные заданием на
разработку градостроительной документации. Граждане, индивидуальные
предприниматели и юридические лица,
ответственные за выполнение работ по проектированию и
строительству объектов, их финансирование и (или) кредитование, в
случае выявления нарушения санитарных правил или невозможности их
выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить
проведение указанных работ и их финансирование и (или)
кредитование.
Статьи 20 и 22 этого Федерального закона предусматривают
санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху в
городских и сельских поселениях, на территориях промышленных
организаций, воздуху в рабочих зонах производственных помещений,
жилых и других помещениях, а также к сбору, использованию,
обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов
производства и потребления. В соответствии со ст.24 данного Закона
при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий,
сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться
санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и
обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и
отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными
правовыми актами РФ.
Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом
нормировании утвержденно постановлением Правительства РФ от 24
июля 2000 г. N 554 (СЗ РФ. 2000. N 31. ст.3295). Основной задачей
государственного санитарно-эпидемиологического нормирования
является установление санитарно-эпидемиологических требований,
обеспечивающих безопасность для здоровья человека среды его
обитания. Нормативными правовыми актами, устанавливающими
санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные
санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила,
санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические
нормативы). В настоящее время действует большое число санитарных
правил (Санитарные нормы (СН) 2.2.4/2.1.8.583-96 "Инфразвук на
рабочих местах, в жилых и общественных помещениях и на территории
жилой застройки" (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора России
от 31 октября 1996 г. N 52); Санитарные нормы (СН)
2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых,
общественных зданий на территории жилой застройки" (утв.
постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 31 октября 1996 г. N
36); Санитарные правила и нормы (СанПиН) 2.2.4.548-96
"Гигиенические требования к микроклимату производственных
помещений" (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 1
октября 1996 г. N 21); Санитарные правила и нормы (СанПиН)
42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий
населенных мест" (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N
4690-88); Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
(СанПиН)2.2.1/2.1.1.984-00; Санитарно-защитные зоны и санитарная
классификация предприятий, сооружений и иных объектов (утв.
Главным государственным санитарным врачом РФ 31 июля 2000 г.);
Санитарные правила и нормы (СанПиН) 2.1.7.728-99 "2.1.7. Почва,
очистка населенных мест, бытовые и промышленные отходы. Санитарная
охрана почвы. Правила сбора, хранения и удаления отходов
лечебно-профилактических учреждений" (утв. постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 22 января 1999 г 2);
Санитарные нормы (СН) 2.2.4/2.1.8.566-96 "Производственная
вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий" (утв.
постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31 октября 1996 г. N
40); Гигиенические нормативы (ГН) 2.1.6.695-98 "2.1.6. Атмосферный
воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха.
Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в
атмосферном воздухе населенных мест" (утв. постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 29 апреля 1998 г. N 14);
Гигиенические нормативы (ГН) 2.1.6.696-98 "Ориентировочные
безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в
атмосферном воздухе населенных мест" (утв. постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 29 апреля 1998 г. N 14) и
др.). Многие из них специально устанавливают требования к
размещению соответствующих объектов.
6. Специальные требования пожарной безопасности предусмотрены
Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. "О пожарной
безопасности" (с изм. от 27 декабря 2000 г.) (СЗ РФ. 1994. N 35.
ст.3649; 2001. N 1 (Часть I). ст.2). Закон определяет понятие
пожарной безопасности как состояние защищенности личности,
имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной
безопасности представляют собой специальные условия социального
или технического характера, установленные в целях обеспечения
пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными
документами или уполномоченным государственным органом.
Согласно ст.6 Закона обеспечение контроля за соблюдением
требований пожарной безопасности возлагается на органы
государственного пожарного надзора. Государственный пожарный
надзор - специальный вид государственной надзорной деятельности,
осуществляемый должностными лицами органов управления и
подразделений Государственной противопожарной службы в целях
контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и
пресечения их нарушений. Должностные лица органов управления и
подразделений Государственной противопожарной службы при
осуществлении государственного пожарного надзора имеют право
участвовать с правом решающего голоса в работе комиссий по выбору
площадок (трасс) строительства, а также комиссий по приемке
завершенных строительством (реконструкцией) объектов;
рассматривать и согласовывать в части соблюдения требований
пожарной безопасности градостроительную и проектно-сметную
документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию,
расширение и техническое переоснащение предприятий, зданий,
сооружений и других объектов при обоснованных отступлениях от
действующих требований пожарной безопасности или при отсутствии
указанных требований. Приказом МВД РФ от 6 декабря 1993 г. N 521
"О введении в действие нормативных документов Государственной
противопожарной службы" утвержден НПБ 02-93 "Порядок участия
органов государственного пожарного надзора Российской Федерации в
работе комиссий по выбору площадок (трасс) для строительства".
7. Соответствующие экологические требования содержатся также
и в иных законодательных актах. В ЛК РФ (ст.65) определен порядок
согласования мест строительства объектов, влияющих на состояние и
воспроизводство лесов. Места строительства объектов, влияющих на
состояние и воспроизводство лесов, согласовываются с органом
государственной власти субъекта Федерации и соответствующим
территориальным органом федерального органа управления лесным
хозяйством с обязательным проведением государственной
экологической экспертизы.
В свою очередь ВК РФ (ст.105) предусматривает, что при
размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в
эксплуатацию хозяйственных и других объектов, а также при
внедрении новых технологических процессов должно учитываться их
влияние на состояние водных объектов и окружающую природную среду.
Места строительства (размещения) хозяйственных и других объектов,
влияющих на состояние водных объектов, определяются по
согласованию со специально уполномоченным органом управления
использованием и охраной водного фонда, специально уполномоченными
государственными органами в области охраны окружающей природной
среды, другими государственными органами управления использованием
и охраной природных ресурсов, государственным органом
санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с
законодательством РФ.
Федеральный закон от 4 мая 1999 г. "Об охране атмосферного
воздуха" (СЗ РФ. 1999. N 18. ст.2222) закрепляет правило, согласно
которому при проектировании, размещении, строительстве,
реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной
деятельности, при застройке городских и иных поселений должно
обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного
воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими,
а также со строительными нормами и правилами в части нормативов
площадей озелененных территорий (ст.16).
Методики расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу
были утверждены приказом Госкомэкологии России от 12 ноября 1997
г. N 497. Размещение объектов хозяйственной и иной деятельности,
оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха,
согласовывается с Минприроды России или с его территориальными
органами и другими федеральными органами исполнительной власти или
с их территориальными органами.
Запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной
и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами
охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств
контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный
воздух. Запрещаются также проектирование, размещение и
строительство объектов хозяйственной и иной деятельности,
функционирование которых может привести к неблагоприятным
изменениям климата и озонового слоя Земли, ухудшению здоровья
людей, уничтожению генетического фонда растений и генетического
фонда животных, наступлению необратимых последствий для людей и
окружающей природной среды.
Статья 22 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. "О
животном мире" (СЗ РФ. 1995. N 17. ст.1462) предусматривает, что
любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания
объектов животного мира и ухудшение условий их размножения,
нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с
соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.
Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов
животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы
разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали
собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному
и лесному хозяйству.
Очень важным является требование о том, что при размещении,
проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий,
сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и
внедрении новых технологических процессов, введении в
хозяйственный оборот целинных земель, заболоченных, прибрежных и
занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, осуществлении
лесных пользований, проведении геолого-разведочных работ, добыче
полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона
сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов
и организации мест массового отдыха населения и осуществлении
других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и
проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов
животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей
миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных
участков территорий и акваторий.
В случаях размещения, проектирования и строительства
аэродромов, железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других
транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, а также
каналов, плотин и иных гидротехнических сооружений должны
разрабатываться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие
сохранение путей миграции объектов животного мира и мест их
постоянной концентрации, в том числе в период размножения и
зимовки.
8. В законодательстве предусмотрены специальные требования
применительно к размещению и эксплуатации объектов по хранению и
уничтожению химического оружия. В качестве такого объекта
признается совокупность специально выделенной и охраняемой
территории, на которой постоянно находится химическое оружие, и
расположенного на этой территории комплекса основных и
вспомогательных сооружений по его хранению. Эти требования
установлены в Федеральном законе от 2 мая 1997 г. "Об уничтожении
химического оружия" (СЗ РФ. 1997. N 18. ст.2105). Вокруг таких
объектов устанавливаются зоны защитных мероприятий - территория
вокруг объекта по хранению химического оружия или объекта по
уничтожению химического оружия, в пределах которой осуществляется
специальный комплекс мероприятий, направленных на обеспечение
коллективной и индивидуальной защиты граждан, защиты окружающей
среды от возможного воздействия токсичных химикатов вследствие
возникновения чрезвычайных ситуаций; площадь указанной зоны
зависит от расчетного или нормируемого безопасного уровня
загрязнения окружающей среды и утверждается Правительством РФ.
Так, согласно ст.2 Закона уничтожение химического оружия
осуществляется на объектах по уничтожению химического оружия,
расположенных на территориях субъектов РФ, где размещены объекты
по хранению химического оружия. Места размещения объектов по
уничтожению химического оружия, а также маршруты перевозки
химического оружия согласовываются с органами государственной
власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, на
территориях которых размещены объекты по хранению химического
оружия.
Положение о зоне защитных мероприятий, устанавливаемой вокруг
объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению
химического оружия, утвержденное постановлением Правительства РФ
от 24 февраля 1999 г. N 208 (СЗ РФ. 1999. N 10. ст.1234),
определяет порядок установления и функционирования зоны защитных
мероприятий вокруг объектов по хранению химического оружия и
объектов по уничтожению химического оружия. В Положении определены
принципы расчета площади зоны защитных мероприятий.
9. Специальные требования предъявляются к объектам размещения
отходов. Эти требования установлены в ст.12 Федерального закона
"Об отходах производства и потребления". Создание объектов
размещения отходов - специально оборудованных сооружений,
предназначенных для размещения отходов (полигонов, шламохранилищ,
хвостохранилищ, отвалов горных пород и др.) допускается на
основании разрешений, выданных специально уполномоченными
федеральными органами исполнительной власти в области обращения с
отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места
строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе
специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в
порядке, установленном законодательством РФ, и при наличии
положительного заключения государственной экологической
экспертизы.
Гигиенические требования к устройству, содержанию и
эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов установлены
Санитарными правилами и нормами (СанПиН) 2.1.7.722-98
"Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для
твердых бытовых отходов", утвержденными постановлением Главного
государственного санитарного врача России от 11 ноября 1998 г. N
30.
10. Требования об обеспечении радиационной безопасности при
воздействии природных радионуклидов установлены в ст.15
Федерального закона от 9 января 1996 г. "О радиационной
безопасности населения". Так, по общему правилу, облучение
населения и работников, обусловленное радоном, продуктами его
распада, а также другими долгоживущими природными радионуклидами,
в жилых и производственных помещениях не должно превышать
установленные нормативы.
В целях защиты населения и работников от влияния природных
радионуклидов должны осуществляться выбор земельных участков для
строительства зданий и сооружений с учетом уровня выделения радона
из почвы и гамма-излучения; проектирование и строительство зданий
и сооружений с учетом предотвращения поступления радона в воздух
этих помещений; проведение производственного контроля строительных
материалов, приемка зданий и сооружений в эксплуатацию с учетом
уровня содержания радона в воздухе помещений и гамма-излучения
природных радионуклидов; эксплуатация зданий и сооружений с учетом
уровня содержания радона в них и гамма-излучения природных
радионуклидов. Запрещается использовать строительные материалы и
изделия, не отвечающие требованиям к обеспечению радиационной
безопасности. При невозможности выполнения нормативов путем
снижения уровня содержания радона и гамма-излучения природных
радионуклидов в зданиях и сооружениях должен быть изменен характер
их использования.
11. Статья 25 Закона РФ "О недрах" определяет условия
застройки площадей залегания полезных ископаемых. Проектирование и
строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других
хозяйственных объектов разрешаются только после получения
заключения федерального органа управления государственным фондом
недр или его территориального органа об отсутствии полезных
ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.
Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также
размещение в местах их залегания подземных сооружений допускаются
с разрешения федерального органа управления государственным фондом
недр или его территориальных органов и органов государственного
горного надзора только при условии обеспечения возможности
извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической
целесообразности застройки. Самовольная застройка площадей
залегания полезных ископаемых прекращается без возмещения
произведенных затрат и затрат по рекультивации территории и
демонтажу возведенных объектов.
Детально порядок регулирования застройки таких площадей
урегулирован постановлением Госгортехнадзора России от 30 августа
1999 г. N 64 "Об утверждении Положения о порядке выдачи разрешений
на застройку площадей залегания полезных ископаемых" (БНА. 1999. N
38.). Положение устанавливает порядок выдачи разрешений на
застройку указанных площадей, включая размещение строительства
подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых,
и требования по обеспечению промышленной безопасности и охраны
недр, а также требования безопасности территорий и поселений и их
защиты от воздействий техногенного характера.
Разрешения на застройку площадей залегания полезных
ископаемых выдаются в целях предупреждения самовольной и
необоснованной застройки площадей залегания полезных ископаемых,
охраны недр, включая сохранение условий для наиболее полного
извлечения полезных ископаемых, а также обеспечения охраны
объектов строительства от вредного влияния горных работ. При
наличии заключения территориального органа Минприроды России об
отсутствии полезных ископаемых под площадью, намечаемой к
застройке, получение разрешения на застройку площадей залегания
полезных ископаемых не требуется.
Разрешение на застройку выдается на основе данных
горно-геологического обоснования до начала проектирования
намечаемого строительства объекта.
12. Письмом Минстроя России от 13 февраля 1996 г. N БЕ-19-4/9
"Об упорядочении процесса согласования проектов строительства"
утверждено Типовое положение о порядке выдачи исходных данных и
технических условий на проектирование, согласования документации
на строительство, а также оплаты оказанных услуг. Целью этого
положения является упрощение существующего порядка выдачи исходных
данных, технических условий, требований о размещении объекта
строительства, присоединения его к источникам снабжения,
инженерным сетям и коммуникациям, согласования предпроектной,
проектной и другой документации, а также оказание практической
помощи заказчикам (инвесторам), проектным и другим организациям -
участникам инвестиционного процесса при организации и выполнении
указанных работ в процессе принятия решения о целесообразности и
возможности строительства предприятий, зданий и сооружений на
соответствующей территории. Положение регулирует процесс,
связанный с разработкой предпроектной и проектной документации,
подготовкой строительства, предоставлением для этого земельного
участка, получением (выдачей) исходно-разрешительной документации
и имущественными обязательствами соответствующих юридических и
физических лиц - участников инвестиционного процесса в
строительстве.
Затем материалы обоснований направляются в соответствующий
орган местного самоуправления или орган исполнительной власти
субъекта Федерации для оформления акта выбора земельного участка
(площадки, трассы) для строительства с приложением необходимых
документов согласований и решения об утверждении предварительного
согласования места размещения объекта. Срок действия документов о
проведенных согласованиях намечаемых решений должен быть не менее
нормативной продолжительности проектирования и осуществления
строительства предприятия, здания и сооружений, а выданные
технические условия - неизменными в течение указанного срока.
В положении определена принципиальная схема проведения
предварительного согласования места размещения объекта
строительства с территориальными органами управления и надзора,
службами местной администрации; содержание ходатайства
(декларации) о намерениях; перечень (примерный) основной исходной
информации и предварительных технических условий, документов о
согласовании решений по строительству объекта. В результате работы
комиссии по выбору площадки (трассы) для строительства,
образованной органом местной администрации, подготавливается и
утверждается в установленном порядке акт о выборе земельного
участка по утвержденной форме.
Кроме того, Инструкцией о порядке разработки, согласования,
утверждения и составе проектной документации на строительство
предприятий, зданий и сооружений (СНиП) 11-01-95, в частности,
установлено, что проектная документация, разработанная в
соответствии с исходными данными, техническими условиями и
требованиями, выданными территориальными органами государственного
надзора (контроля) и местными заинтересованными организациями при
выборе места размещения объекта, дополнительному согласованию не
подлежит за исключением случаев, предусмотренных законодательством
РФ.
В материалах проекта должны приводиться сведения о
проведенных согласованиях проектных решений; подтверждение
соответствия разработанной проектной документации государственным
нормам, правилам, стандартам, исходным данным, а также техническим
условиям и требованиям, выданным органами государственного надзора
(контроля) и заинтересованными организациями при согласовании
места размещения объекта; оформленные в установленном порядке
согласования об отступлениях от действующих нормативных
документов.
Для того чтобы правильно и обоснованно решить вопрос о выборе
земельного участка для строительства, орган местного
самоуправления должен иметь информацию о том или ином земельном
участке. Такая информация может быть получена органом местного
самоуправления по его запросу бесплатно, прежде всего, в
территориальных органах Федеральной службы земельного кадастра,
Госстроя России и иных.
В п.2 комментируемой статьи перечислено содержание такой
информации. В первую очередь эта информация касается разрешенного
использования земельного участка (подробнее см. комментарий к
ст.83 и 85 ЗК) и дежурных кадастровых карт (планов). В
соответствии с п.3 ст.16 Федерального закона "О государственном
земельном кадастре" дежурные кадастровые карты (планы)
воспроизводят в графической и текстовой формах сведения о
местоположении земельных участков и территориальных зон (см.
комментарий к ст.70 ЗК РФ).
13. Пункт 3 ст.31 ЗК закрепляет обязанность органов местного
самоуправления информировать население о предстоящем
предоставлении земель и одновременно закрепляет право граждан и
общественных организаций участвовать в решении вопросов изъятия
земельных участков. Орган местного самоуправления обязан также
информировать собственников о возможном выкупе у них земельных
участков для государственных или муниципальных нужд.
Порядок реализации права на участие в принятии решений об
изъятии и предоставлении земельных участков наиболее полно
урегулирован в законодательстве о градостроительстве. Граждане, их
объединения и юридические лица РФ имеют право на достоверную,
полную и своевременную информацию о состоянии среды
жизнедеятельности, ее предполагаемых изменениях (строительстве,
реконструкции объектов жилищно-гражданского назначения,
благоустройстве территорий, прокладке инженерных и транспортных
коммуникаций) и иную информацию о градостроительной деятельности,
за исключением информации, содержащей государственную тайну в
соответствии с федеральным законом. Такое право закреплено в ст.18
Градостроительного кодекса РФ.
Эта правовая норма является одним из важных элементов
механизма реализации права граждан на благоприятную среду
жизнедеятельности, закрепленного в ст.7 Градостроительного кодекса
РФ, согласно которой осуществление такого права гражданина
предусматривает участие граждан и общественных объединений в
осуществлении градостроительной деятельности.
Согласно п.2 ст.18. Градостроительного кодекса РФ
информирование граждан, их объединений и юридических лиц РФ о
градостроительной деятельности осуществляется соответствующими
федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного
самоуправления через средства массовой информации, посредством
проведения общественных обсуждений, а также организации экспозиций
и выставок.
Градостроительный кодекс РФ (ст.22) предусматривает также,
что органы государственной власти субъектов Федерации информируют
население о принимаемых и принятых решениях в области
градостроительства. Статья 23 Кодекса относит к предметам ведения
местного самоуправления информирование населения о принимаемых и
принятых решениях в области градостроительства, а также
организацию и проведение референдумов по вопросам в области
градостроительства.
Согласно п.6 ст.18 Градостроительного кодекса РФ граждане РФ
и их объединения в случаях, если градостроительная деятельность
затрагивает их интересы, имеют право:
требовать в административном или судебном порядке отмены
решения о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции
или вводе в эксплуатацию объектов в случае нарушения
законодательства РФ о градостроительстве;
требовать в административном или судебном порядке
ограничения, приостановления или прекращения деятельности
предприятий и других объектов, эксплуатация которых осуществляется
с нарушением законодательства РФ о градостроительстве;
обжаловать в суд заключения органов государственной
экспертизы градостроительной и проектной документации;
предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного
здоровью и имуществу граждан в связи с нарушением законодательства
РФ о градостроительстве;
требовать в порядке, предусмотренном действующим
законодательством, привлечения к ответственности граждан, виновных
в нарушении законодательства РФ о градостроительстве.
Исковые требования могут быть предъявлены в суд общей
юрисдикции в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным
законодательством, а в арбитражный суд - в соответствии с
арбитражным процессуальным законодательством.
14. В качестве третьего этапа процедуры выбора земельного
участка для строительства ЗК выделяет оформление акта выбора
участка. Установление санитарной (охранной зоны) объекта также
оформляется указанным актом. В том случае, если требуется изъять,
т.е. выкупить земельный участок для государственных или
муниципальных нужд, к акту должны прилагаться расчеты убытков лиц,
использующих земельные участки (см. комментарий к ст.57 ЗК), а
также потерь сельскохозяйственного производства или лесного
хозяйства (см. комментарий к ст.58 ЗК).
Акт выбора земельного участка оформляется путем принятия
решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Этим решением утверждается акт выбора земельного участка. Срок
действия этого решения - три года.
Правовое значение решения о предварительном согласовании
места размещения объекта заключается в том, что на его основе
затем принимается решение о предоставлении участка. После того как
лицо, использующее земельный участок, было проинформировано о
предстоящем изъятии, это лицо несет риск отнесения на него затрат
и убытков, связанных со строительством на участке или иного его
улучшения. Согласно ст.280 ГК собственник земельного участка,
подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, с
момента государственной регистрации решения об изъятии участка до
достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка
может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему
усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие
использование участка в соответствии с его назначением. Однако
собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной
цены земельного участка затрат и убытков, связанных с новым
строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений
на земельном участке в указанный период.
Особо следует отметить, что п.9 комментируемой статьи в
качестве гарантии соблюдения прав заинтересованных лиц закрепляет
право на обжалование решения о предварительном согласовании места
размещения объекта или об отказе в размещении объекта в суд.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

Hosted by uCoz