«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 35% |
Статья 47. Основания прекращения права безвозмездного
срочного пользования земельным участком
Земельный кодекс допускает прекращение права безвозмездного
срочного пользования по решению того лица, которое предоставило
земельный участок в пользование, или при наличии соглашения сторон
о прекращении договора в следующих случаях. В первом случае таким
основанием может быть истечение срока, на который был заключен
договор. Во втором случае основаниями прекращения права
пользования земельным участком могут быть отказ землепользователя
от права на земельный участок или прекращение права пользования в
принудительном порядке, т.е. случаи, предусмотренные в п.1 и 2
ст.45 ЗК.
По общему правилу, право пользования служебным земельным
наделом сохраняется до момента прекращения работником трудовых
отношений. В том случае, если прекращается то основное условие, в
связи с которым был предоставлен служебный земельный надел -
наличие трудовых отношений с организацией, которая выделила надел,
то прекращается и право на служебный земельный надел. Прекращение
права на служебный надел оформляется приказом руководителя
организации, которая предоставила в пользование земельный участок.
Однако работник в случае прекращения трудовых отношений имеет
право использовать служебный земельный надел в течение срока,
который необходим для окончания сельскохозяйственных работ.
Установлены также основания сохранения служебного земельного
надела за работником, несмотря на то, что он прекратил трудовые
отношения с соответствующей организацией. Это случай перехода на
пенсию по старости или по инвалидности.
Кроме этого, ЗК предусматривает основания сохранения права на
служебный земельный надел за одним из членов его семьи при наличии
следующих условий. Если работник призван на действительную срочную
военную службу, то в этом случае право пользования наделом
сохраняется на весь срок службы. Если работник поступил на учебу,
то право на служебный земельный надел также сохраняется на весь
срок обучения. Право на служебный земельный надел сохраняется за
указанными лицами и в том случае, если работник погиб в связи с
исполнением служебных обязанностей.
Нетрудоспособный супруг и престарелые родители сохраняют в
этих случаях право на надел пожизненно, а дети - до их
совершеннолетия.
Статья 48. Основания прекращения сервитута
Данная статья определяет основания прекращения частных и
публичных сервитутов. Основание прекращения частного сервитута
предусмотрено в ст.276 ГК. Так, по требованию собственника
земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть
прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен.
В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или
юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может
использоваться в соответствии с назначением участка, собственник
вправе требовать по суду прекращения сервитута.
Публичный сервитут может быть прекращен в том случае, если те
общественные нужды, ради удовлетворения которых он был установлен,
отсутствуют. В этом случае принимается акт об отмене сервитута.
Очевидно, законодатель имеет в виду ненормативный правой акт,
который должен быть принят органом исполнительной власти или
органом местного самоуправления, которые указаны в ст.29 ЗК.
Статья 49. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных
участков для государственных или муниципальных нужд
В условиях рыночной экономики особое значение приобретает
правовой механизм, обеспечивающий гарантии стабильности прав на
землю собственников земельных участков, лиц, использующих землю на
иных титулах, и защиту их прав. Изъятие земельных участков, в том
числе тех, которые находятся в частной земельной собственности,
является одним из правовых инструментов, который дает возможность
государству принудительно отчуждать земельные участки для
использования их в публичных интересах.
Статья 49 ЗК закрепляет основные элементы механизма изъятия,
в том числе путем выкупа, земельных участков, когда это необходимо
для государственных или муниципальных нужд. Прежде всего следует
отметить, что принудительное изъятие (выкуп) допускается только в
исключительных случаях. ЗК четко определяет эти случаи.
Во-первых, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных
участков производится, если это необходимо для выполнения
международных обязательств РФ.
Например, 25 апреля 1996 г. в Пекине было заключено
Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о
заповеднике "Озеро Ханка" (БМД. 1997. N 1.). Статья 1 Соглашения
предусматривает, что Стороны создают в приграничных районах России
и Китая совместный заповедник "Озеро Ханка", территория которого
представлена водно-болотными экосистемами. Заповедник "Озеро
Ханка" делится линией российско-китайской государственной границы
на две части - государственный природный заповедник "Ханкайский" в
Приморском крае (территория России) и заповедник "Озеро Ханка" в
провинции Хэйлунцзян (территория КНР). Стороны могут в
соответствии с законами своих государств изменять границы своей
части заповедника. О каждом таком изменении Стороны должны
информировать друг друга. Охрана, управление, научные исследования
и мониторинг в отношении экосистем заповедника "Озеро Ханка"
должны проводиться в соответствии с настоящим Соглашением и
действующим законодательством Сторон. В этом случае международный
договор явился основанием для изъятия соответствующих земельных
участков и включения их в состав территории заповедника в связи с
установлением режима земель государственного природного
заповедника.
Во-вторых, ЗК допускает возможность изъятия (выкупа)
земельного участка для размещения объектов государственного или
муниципального значения только при отсутствии других вариантов
возможного размещения объектов. Таким образом, изъятие (выкуп)
земельного участка допускается только в том случае, если
объективно невозможно разметить какой-либо объект, не изымая при
этом земли, которые находятся в пользовании, владении, аренде или
собственности граждан и юридических лиц. Правовой гарантией
выполнения требований данной правовой нормы являются положения п.2
ст.31 ЗК, где предусмотрено, что орган местного самоуправления
обеспечивает выбор земельного участка путем определения вариантов
размещения объекта.
В-третьих, случаи необходимости изъятия земельных участков
могут быть прямо предусмотрены в федеральных законах или в законах
субъектов Федерации, когда необходимо изъять (выкупить) земли,
находящиеся в собственности субъекта Федерации или муниципальной
собственности. Например, согласно ст.26 Федерального закона от 14
марта 1995 г. "Об особо охраняемых природных территориях"
объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а
территорий, занятых ими, территориями памятников природы
допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у
собственников, владельцев и пользователей этих участков. В случае
необходимости изъятия земельных участков или водных пространств,
используемых для общегосударственных нужд, объявление природных
комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых
ими, территориями памятников природы осуществляется постановлением
органов исполнительной власти соответствующих субъектов Федерации
по согласованию с Правительством РФ.
Земельное законодательство предусматривает следующие
ограничения изъятия, в том числе путем выкупа земельных участков.
Во-первых, ограничения изъятия земельных участков устанавливаются
в целях охраны земель сельскохозяйственного назначения. Так, для
строительства промышленных объектов и иных несельскохозяйственных
нужд согласно п.2 ст.79 ЗК должны предоставляться земли,
непригодные для ведения сельскохозяйственного производства, либо
сельскохозяйственные угодья из состава земель
сельскохозяйственного назначения худшего качества по кадастровой
стоимости. Допускается предоставление земель более высокого
качества, когда это требуется для строительства линий
электропередачи, связи, дорог, магистральных трубопроводов и
других линейных сооружений. При этом указанные объекты должны
размещаться преимущественно вдоль дорог, существующих трасс и
границ полей севооборотов.
Изъятие (выкуп) земельных участков в целях предоставления для
несельскохозяйственного использования сельскохозяйственных угодий
с кадастровой стоимостью, превышающей среднерайонный уровень,
допускается только в исключительных случаях, перечисленных в п.3
ст.79 ЗК. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья,
виды которых указаны в п.4 ст.79 ЗК, могут быть на основании
законодательства субъектов Федерации включены в перечень земель,
использование которых для других целей не допускается.
Во-вторых, регулирование использования земель поселений
основано на принципе планирования. Одной из правовых форм
планирования использования этих земель являются генеральные планы
городов и иных поселений. Согласно ст.36 Градостроительного
кодекса РФ генеральный план является основным градостроительным
документом, определяющим в интересах населения и государства
условия формирования среды жизнедеятельности, направления и
границы развития территорий городских и сельских поселений,
зонирование территорий, развитие инженерной, транспортной и
социальной инфраструктур, градостроительные требования к
сохранению объектов историко-культурного наследия и особо
охраняемых природных территорий, экологическому и санитарному
благополучию. Кроме того, земли поселений используются на основе
правил землепользования и застройки. Эти правила, как
предусматривает ст.39 Градостроительного кодекса РФ, являются
нормативным правовым актом органа местного самоуправления,
устанавливающим порядок осуществления градостроительной
деятельности на территориях городских и сельских поселений.
Правила застройки разрабатываются на основе генерального плана
городского или сельского поселения либо территориальных
комплексных схем градостроительного планирования развития
территорий районов, сельских округов и включают в себя схему
зонирования - графический материал (границы территориальных зон
различного функционального назначения и кодовые обозначения таких
зон) и текстовые материалы (градостроительные регламенты для
каждой территориальной зоны).
Соблюдение положений, содержащихся в генеральных планах и
правилах землепользования и застройки, призвано обеспечить
соблюдение прав граждан и юридических лиц на земельные участки,
находящиеся в составе земель поселений. В связи с этим п.3 ст.83
ЗК предусматривает, что земельные участки в городах и иных
поселениях могут быть изъяты (выкуплены) для государственных или
муниципальных нужд под застройку только в соответствии с
генеральными планами и правилами землепользования и застройки.
В-третьих, земли особо охраняемых территорий имеют особый
правовой режим (см. комментарий к ст.94 ЗК), поэтому использование
этих земель для иных целей ограничивается или запрещается.
В-четвертых, в интересах охраны лесов первой группы, которые
выполняют важные природоохранные функции, п.3 ст.101 ЗК допускает
изъятие земель, занятых лесами первой группы, для государственных
или муниципальных нужд только в исключительных случаях.
Процедурные вопросы изъятия (выкупа) земельных участков для
государственных или муниципальных нужд урегулированы в ст.55 ЗК.