«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 10% |
Статья 60. Восстановление положения, существовавшего до
нарушения права на земельный участок, и пресечение действий,
нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его
нарушения
Пункт 1 ст.60 ЗК определяет случаи, когда нарушенное право на
земельный участок подлежит восстановлению. К ним ЗК относит
признание судом недействительным правового акта, который привел к
нарушению права на земельный участок. Таким актом может быть,
например, решение об изъятии (выкупе) земельного участка, об
установлении публичного сервитута и т.д. Порядок признания такого
акта недействительным урегулирован в ст.61 ЗК. Нарушенное право на
земельный участок подлежит восстановлению, если участок самовольно
занят и т.д.
В п.2 ст.60 ЗК перечислены способы пресечения действий,
которые нарушают или создают угрозу нарушения прав на землю.
Признание судом недействительным правового акта, который привел к
нарушению права на земельный участок или создает угрозу его
нарушения, ЗК отнес к числу основных правовых мер, с помощью
которых возможно защитить свои права на землю.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических
лиц, могут быть пресечены путем приостановления исполнения актов
исполнительных органов государственной власти или органов местного
самоуправления. Так, в соответствии со ст.85 Конституции РФ
Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов
исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия
этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным
обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и
гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
Согласно ст.44 Федерального конституционного закона от 17
декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (с
изм. от 31 декабря 1997 г.) (СЗ РФ. 1997. N 51. Ст.5712; 1998. N
1. Ст.1.) Правительство РФ вносит предложения Президенту РФ о
приостановлении действия актов органов исполнительной власти
субъектов Федерации в случае их противоречия Конституции РФ,
федеральным конституционным законам, федеральным законам,
международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод
человека и гражданина.
В Федеральном законе от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" (с изм. от 8 февраля 2001 г.) (СЗ РФ. 1999. N 42.
Ст.5005; 2001. N 7. Ст.608.) урегулированы вопросы приостановления
актов исполнительных органов государственной власти субъектов
Федерации. Президент РФ вправе приостановить действие акта высшего
должностного лица субъекта Федерации (руководителя высшего
исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации),
а также действие акта органа исполнительной власти субъекта
Федерации в случае противоречия этого акта Конституции РФ,
федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения
прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса
соответствующим судом. В период действия Указа Президента РФ о
приостановлении действия указанных актов высшим должностным лицом
субъекта Федерации (руководителем высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта Федерации) и (или) органом
исполнительной власти субъекта Федерации не может быть издан
другой акт, имеющий тот же предмет регулирования, за исключением
акта, отменяющего акт, действие которого приостановлено
Президентом РФ, либо вносящего в него необходимые изменения (ст.29
указанного Закона)
Статья 20 Закона РФ "О недрах" (с изм. от 14 мая 2001 г.)
устанавливает основания для прекращения права пользования недрами.
Так, право пользования недрами может быть досрочно прекращено,
приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию,
в случаях возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью
людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных
с пользованием недрами; нарушения пользователем недр существенных
условий лицензии; систематического нарушения пользователем недр
установленных правил пользования недрами; возникновения
чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и
др.); если пользователь недр в течение установленного в лицензии
срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных
объемах; ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной
деятельности, которому недра были предоставлены в пользование; по
инициативе владельца лицензии. При несогласии пользователя недр с
решением о прекращении, приостановлении или ограничении права
пользования недрами он может обжаловать его в административном или
судебном порядке.
Порядок приостановления права лесопользования и тем самым
права пользования землями лесного фонда регулируется лесным
законодательством. Так, права пользования участками лесного фонда
и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд,
могут быть ограничены или приостановлены в той мере, в какой это
необходимо для обеспечения рационального использования, охраны,
защиты и воспроизводства лесов, как входящих, так и не входящих в
лесной фонд, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной
растительностью, защиты основ конституционного строя, обеспечения
обороны страны и безопасности государства, охраны здоровья
населения, окружающей природной среды, историко-культурного и
природного наследия, прав и законных интересов граждан (ст.26 ЛК
РФ). Согласно ст.27 ЛК РФ права пользования участками лесного
фонда могут быть ограничены или приостановлены решениями
федерального органа управления лесным хозяйством или его
территориальных органов в случаях нарушения лесопользователем
требований лесного законодательства РФ; невыполнения
лесопользователем условий лесорубочного билета, ордера, лесного
билета.
Если обстоятельства или условия, вызвавшие ограничение либо
приостановление права пользования участками лесного фонда,
устранены, это право восстанавливается в полном объеме. Порядок
ограничения и приостановления права пользования участками лесов,
не входящих в лесной фонд, определяется законодательством РФ.
Водный кодекс РФ регулирует вопросы приостановления права
водопользования и соответственно в определенных случаях права
пользования землями водного фонда. Использование отдельных водных
объектов или их частей может быть ограничено, приостановлено или
запрещено в целях обеспечения защиты основ конституционного строя,
обороны страны и безопасности государства, охраны здоровья
населения, окружающей природной среды и историко-культурного
наследия, прав и законных интересов других лиц в соответствии с
законодательством РФ. Ограничение, приостановление или запрещение
использования водных объектов устанавливаются Правительством РФ
или органами исполнительной власти субъектов Федерации по
представлению специально уполномоченного государственного органа
управления использованием и охраной водного фонда, согласованному
с государственным органом управления использованием и охраной
недр, специально уполномоченными государственными органами в
области охраны окружающей природной среды, государственным органом
санитарно-эпидемиологического надзора и органом управления
использованием и охраной рыбных ресурсов (ст.89). Кроме того,
согласно ст.144 ВК РФ сброс сточных и дренажных вод может быть
ограничен, приостановлен или запрещен в соответствии со ст.89 ВК
РФ.
Статья 106 ВК РФ предусматривает, что нарушение требований по
охране и рациональному использованию водных объектов влечет за
собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации
хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных
объектов. Ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации
хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных
объектов, осуществляются Правительством РФ и (или) органами
исполнительной власти субъектов Федерации по представлению
специально уполномоченного государственного органа управления
использованием и охраной водного фонда, специально уполномоченных
государственных органов в области охраны окружающей природной
среды, государственного органа санитарно-эпидемиологического
надзора.
Статья 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения" предусматривает, что органы исполнительной
власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления,
индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если
водные объекты представляют опасность для здоровья населения,
обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по
ограничению, приостановлению или запрещению использования
указанных водных объектов. В соответствии со ст.12 Федерального
закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных
местностях и курортах" в случае нарушения установленных правил
использования природных лечебных ресурсов право пользования
природными лечебными ресурсами может быть прекращено,
приостановлено или ограничено.
Возможность приостановления деятельности, осуществляемой с
нарушением природоохранных требований, предусмотрена в Федеральном
законе от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" (РГ.
2002. 12 янв.).
Статьи 49, 55, 66 Закона РФ "О местном самоуправлении в
Российской Федерации" наделяют органы местного самоуправления
полномочием приостанавливать строительство или эксплуатацию
объектов в случае нарушения экологических, санитарных,
строительных норм на подведомственной территории. Во всех
указанных случаях приостановление соответствующей хозяйственной и
иной деятельности влечет и приостановление использования земельных
участков.