«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 16%

СТАТЬЯ 61

Статья 61. Признание недействительным акта исполнительного
органа государственной власти или акта органа местного
самоуправления
1. Статья 46 Конституции РФ закрепляет право гражданина и
юридического лица обжаловать в суд решения и действия (или
бездействие) органов государственной власти, органов местного
самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Эта
конституционная норма получила развитие в ст.13 ГК, согласно
которой ненормативный акт государственного органа или органа
местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом,
также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым
актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы
гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом
недействительными. В случае признания судом акта недействительным
нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными
способами, предусмотренными ст.12 ГК. Статьи 16 и 1069 ГК
предусматривают возмещение убытков, причиненных действиями
(бездействием), в том числе изданием акта государственным органом
и органом местного самоуправления, не соответствующего закону или
иному правовому акту.
Действует Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об
обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы
граждан" (с изм. от 14 декабря 1995 г.)(ВВС РФ. 1993. N 19.
Ст.685; 1995. N 51. Ст.4970.). Каждый гражданин вправе обратиться
с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями
(решениями) государственных органов, органов местного
самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений,
общественных объединений или должностных лиц, государственных
служащих нарушены его права и свободы (ст.1).
К действиям (решениям) государственных органов, органов
местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений,
общественных объединений и должностных лиц, государственных
служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся
коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе
представление официальной информации, в результате которых
нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия
осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на
гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно
привлечен к какой-либо ответственности.
Кроме этого, граждане вправе обжаловать также бездействие
органов, предприятий, объединений, должностных лиц,
государственных служащих, если оно повлекло за собой указанные
выше последствия.
Согласно п.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21
декабря 1993 г. N 10 "О рассмотрении судами жалоб на неправомерные
действия, нарушающие права и свободы граждан" (с изм. от 25 мая
2000 г.) (БВС РФ. 1994. N 3.) в соответствии со ст.46 Конституции
РФ, ст.1 и 3 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений,
нарушающих права и свободы граждан" гражданами могут быть
обжалованы в суд любые действия (решения) государственных органов,
органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их
объединений, общественных организаций, объединений или должностных
лиц, кроме действий (решений), проверка которых отнесена
законодательством к исключительной компетенции Конституционного
Суда РФ либо в отношении которых предусмотрен иной порядок
судебного обжалования.
Очень важным является требование упомянутого Закона о том,
что каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица,
государственные служащие обязаны ему предоставить возможность
ознакомления с документами и материалами, непосредственно
затрагивающими его права и свободы, если нет установленных
федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих
документах и материалах.
Гражданин вправе обжаловать как вышеназванные действия
(решения), так и послужившую основанием для совершения действий
(принятия решений) информацию либо то и другое одновременно. К
официальной информации относятся сведения в письменной или устной
форме, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина и
представленные в адрес государственных органов, органов местного
самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений,
общественных объединений или должностных лиц, государственных
служащих, совершивших действия (принявших решения), с
установленным авторством данной информации, если она признается
судом как основание для совершения действий (принятия решений)
(ст.2).
В Законе (ст.4) урегулирован порядок подачи жалобы. Гражданин
вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его
права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в
порядке подчиненности государственному органу, органу местного
самоуправления, учреждению, предприятию или объединению,
общественному объединению, должностному лицу, государственному
служащему.
Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение,
должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если
гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил
ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с
жалобой в суд. Жалоба может быть подана гражданином, права
которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе
гражданина надлежаще уполномоченным представителем общественной
организации, трудового коллектива. Жалоба подается по усмотрению
гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту
нахождения органа, объединения, должностного лица,
государственного служащего.
Установлены следующие сроки обращения в суд с жалобой: три
месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его
прав; один месяц со дня получения гражданином письменного
уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения,
должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения
месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был
получен на нее письменный ответ. Причем пропущенный по
уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен
судом.
Согласно ст.7 Закона по результатам рассмотрения жалобы суд
выносит решение. Установив обоснованность жалобы, суд признает
обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить
требование гражданина, отменяет примененные к нему меры
ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные
права и свободы. Обжалуемое действие (решение) признается
незаконным, если оно приводит к указанным в ст.2 Закона
последствиям. Установив обоснованность жалобы, суд определяет
ответственность государственного органа, органа местного
самоуправления, учреждения, предприятия или объединения,
общественного объединения или должностного лица, государственного
служащего за действия (решения), приведшие к нарушению прав и
свобод гражданина.
Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не
нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в
удовлетворении жалобы.
Решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для
всех государственных органов, органов местного самоуправления,
учреждений, предприятий и их объединений, общественных
объединений, должностных лиц, государственных служащих и граждан и
подлежит исполнению на всей территории РФ. Решение суда
направляется соответствующему органу, объединению или должностному
лицу, государственному служащему, а также гражданину не позднее
десяти дней после вступления решения в законную силу. Об
исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не
позднее чем в месячный срок со дня получения решения суда. В
случае неисполнения решения суд принимает меры, предусмотренные
законодательством РФ (ст.8).
2. Оспаривание нормативных правовых актов, которые приняты на
уровне РФ, относится к исключительной компетенции Конституционного
Суда РФ. В соответствии со ст.125 Конституции РФ Конституционный
Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации,
Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или
депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда
РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и
исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии
Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента
РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ.
Что касается оспаривания законности нормативных правовых
актов федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод
граждан, то подведомственность этих споров определена в ст.25 ГПК.
Согласно ст.22 АПК обжалованию в арбитражном суде подлежат
лишь индивидуальные (ненормативные) акты, а также отказ в принятии
акта либо уклонение от его принятия. Форма акта соответствующего
государственного органа или органа местного самоуправления в ряде
случаев определяется законом или иным нормативным правовым актом.
Акты могут быть единоличными (в форме приказа) или коллегиальными
(решения, постановления) и др. Под таким актом понимается
документ, в котором имеются предписания обязательного характера,
распоряжения, имеющие соответствующие правовые последствия, а
также действия (бездействие), нарушающие права и охраняемые
законом интересы юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей.
Необходимо также иметь в виду, что согласно п.6 постановления
Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ
от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с
применением части первой Гражданского кодекса Российской
Федерации"(ВВАС РФ. 1996. N 9.) основанием для принятия решения
суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных
законом, также нормативного акта государственного органа или
органа местного самоуправления, недействительным являются
одновременно как его несоответствие закону или иному правовому
акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и
охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица,
обратившихся в суд с соответствующим требованием.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

Hosted by uCoz