«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 21%

СТАТЬЯ 62

Статья 62. Возмещение убытков
1. Статью 62 ЗК следует рассматривать в контексте ст.76 ЗК,
которая регулирует порядок возмещения вреда, причиненного
земельным правонарушением.
Порядок возмещения вреда, причиненного собственнику земли,
землевладельцу, землепользователю или арендатору земельного
участка в результате нарушения земельного законодательства,
определяется нормами гражданского законодательства. Согласно ст.15
ГК лицо, право которого нарушено, может требовать полного
возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не
предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками
понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело
или должно будет произвести для восстановления нарушенного права,
утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также
неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных
условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено
(упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило
вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе
требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в
размере не меньшем, чем такие доходы.
Условиями, необходимыми для взыскания убытков, являются
следующие: противоправность поведения лица, наличие вреда,
причинная связь между поведением правонарушителя и наступившими
негативными последствиями и вина правонарушителя.
2. Пункт 2 ст.78 Федерального закона "Об охране окружающей
среды" предусматривает, что на основании решения суда или
арбитражного суда вред, причиненный окружающей среде, может быть
ответчиком возмещен путем восстановления нарушенного состояния
окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом
восстановительных работ. Иски о компенсации вреда, причиненного
нарушением законодательства об охране окружающей среды, могут быть
предъявлены в течение двадцати лет. В ст.62 ЗК имеется аналогичная
норма. Вопрос о возмещении вреда, причиненного нарушением
земельных прав в натуре, решает суд.

СТАТЬЯ 63

Статья 63. Гарантии прав на землю при изъятии земельных
участков для государственных или муниципальных нужд
Статья 63 ЗК допускает изъятие (выкуп) земельного участка для
государственных или муниципальных нужд только при соблюдении трех
условий. Во-первых, лицу, у которого изымается земельный участок,
может быть предоставлен другой равноценный участок. Во-вторых,
этому лицу должна быть возмещена стоимость жилых и иных зданий,
строений и сооружений, которые находятся на участке. В-третьих,
данному лицу должны быть возмещены в полном объеме все причиненные
изъятием убытки, включая упущенную выгоду (см. комментарий к ст.57
и 62 ЗК).
Пункт 3 ст.279 ГК, который регулирует порядок выкупа
земельного участка для государственных и муниципальных нужд,
предусматривает, что собственник земельного участка должен быть не
позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка
письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии.
Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения
собственником такого уведомления допускается только с согласия
собственника. Пункт 2 ст.63 ЗК распространяет данное правило также
на землевладельцев, землепользователей и арендаторов.
В том случае, если изымается земельный участок, находящийся в
частной собственности, и собственнику не предоставляется новый
участок бесплатно, то ему должна быть компенсирована рыночная
стоимость изъятого земельного участка, которая определяется в
порядке, установленном ст.66 ЗК.

СТАТЬЯ 64

Статья 64. Рассмотрение земельных споров
1. В течение длительного времени в нашей стране существовал
преимущественно административный порядок разрешения земельных
споров, хотя и была предусмотрена возможность обращения в суд.
Указом Президента РФ от 27 октября 1993 г. "О регулировании
земельных отношений и развитии аграрной реформы" (п.4) было
предусмотрено, что все земельные споры рассматриваются в судебном
порядке.
ЗК законодательно закрепил это положение и допустил
возможность передачи сторонами спора в третейский суд. Тем самым
ЗК существенно расширил возможности судебной защиты прав граждан и
юридических лиц на земельные участки. Право обращаться за защитой
своих земельных прав в третейский суд особенно важно в сегодняшних
условиях, когда иностранные граждане и юридические лица, а также
лица без гражданства имеют практически одинаковые права с
российскими гражданами и юридическими лицами.
2. Деятельность и организация третейских судов, а также право
обращения в третейский суд регулируется различными нормативными
правовыми актами. Так, в соответствии со ст.11 ГК защиту
нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в
соответствии с подведомственностью дел, установленной
процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или
третейский суд.
Приложение N 3 к ГПК содержит Положение о третейском суде. В
соответствии со ст.27 ГПК в случаях, предусмотренных законом или
международными договорами, спор, возникший из гражданских
правоотношений, по соглашению сторон может быть передан на
разрешение третейского суда, Морской арбитражной комиссии или
Внешнеторговой арбитражной комиссии при Торгово-промышленной
палате СССР (с 1993 г. Международный коммерческий арбитражный суд
при Торгово-промышленной палате РФ).
Ряд норм АПК посвящен порядку образования и деятельности не
только арбитражных, но и третейских судов, а также порядку
обращения в эти суды. Постановлением Верховного Совета РФ от 24
июня 1992 г. было утверждено Временное положение о третейском суде
для разрешения экономических споров (ВВС РФ. 1992. N 30. Ст.1790;
СЗ РФ. 1997. N 47. Ст.5341.) - специальный нормативный правовой
акт, определяющий порядок создания и деятельности третейских судов
(как временно действующих, так и постоянных).
Возможность передачи земельных споров на рассмотрение
третейского суда предусмотрена не только ЗК, но и рядом иных
законодательных актов. Например, Водный кодекс РФ устанавливает,
что защита нарушенных или оспоренных прав пользования водными
объектами (в том числе и землями водного фонда) осуществляют суд,
арбитражный суд или третейский суд в соответствии с
подведомственностью дел, установленной процессуальным
законодательством РФ (ст.64). В соответствии со ст.50 Закона РФ "О
недрах" по взаимной договоренности сторон имущественные споры,
связанные с пользованием недрами (а также и земельными участками
для нужд недропользования), могут быть переданы на рассмотрение
третейского суда. Статья 22 Федерального закона от 30 декабря 1995
г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (с изм. и доп. от
7 января 1999 г. и от 18 июня 2001 г.) (СЗ РФ. 1996. N 1. Ст.18;
1999. N 2. Ст.246; РГ. 2001. 23 июня.) определяет, что споры между
государством и инвестором, связанные с исполнением, прекращением и
недействительностью соглашений, разрешаются в соответствии с
условиями соглашения в суде, в арбитражном суде или в третейском
суде (в том числе в международных арбитражных институтах).
Указанные споры также нередко связаны с вопросами использования
земельных участков.
Для разрешения споров в связи с оценкой рыночной стоимости
земельного участка важна ст.9 Федерального закона от 29 июля 1998
г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"(СЗ
РФ. 1998. N 31. Ст.3813.), предусматривающая, что суд, арбитражный
суд, третейский суд самостоятельны в выборе оценщика. Суд,
арбитражный суд, третейский суд вправе обязать стороны совершить
сделку по цене, определенной в ходе рассмотрения спора в судебном
заседании, только в случаях обязательности совершения сделки в
соответствии с законодательством РФ (ст.13).
3. Существуют постоянно действующие третейские суды и суды ad
hoc (для данного конкретного случая). Постоянно действующий
третейский суд выступает в качестве органа, которому по соглашению
сторон поручена организация третейского разбирательства
конкретного дела. Постоянно действующие третейские суды могут
создаваться торговыми палатами, иными органами, биржами,
объединениями, а также предприятиями, учреждениями и
организациями, которые обязаны информировать арбитражные суды
субъекта РФ, на территории которого расположен постоянно
действующий третейский суд, о его создании и составе (ст.2
Временного положения о третейском суде для разрешения
экономических споров).
Временное положение применяется при передаче экономических
споров на разрешение третейским судам, подведомственным
арбитражным судам в соответствии с Федеральным конституционным
законом от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в
Российской Федерации" (СЗ РФ. 1995. N 18. Ст.1589.), АПК РФ,
межгосударственным соглашениям и международным договорам. В случае
возникновения спора между субъектом российского права и субъектом
иностранного права это Положение распространяется на последних
только в том случае, когда существует договоренность сторон о его
применении.
Третейские суды ad hoc создаются сторонами, которые сами
практически устанавливают правила, по которым будет развиваться
процедура рассмотрения дела, за исключением тех положений, которые
определены законодательством в качестве императивных норм, не
подлежащих изменению соглашением сторон. Суды ad hoc учреждаются
сторонами для разрешения конкретного спора и действуют в
соответствии с правилами, которые устанавливаются сторонами
непосредственно.
Постоянно действующий третейский суд в отличие от суда ad hoc
действует на основании положения о его образовании, регламента,
положения об арбитражных расходах и сборах, устанавливается список
третейских судей. Что касается суда ad hoc, то порядок его
образования и деятельности регулируется сторонами с соблюдением
действующего законодательства.
Положение о третейском суде 1964 г. определяет, что граждане
могут передать любой возникший между ними спор на рассмотрение
третейского суда, кроме споров, вытекающих из трудовых и семейных
отношений. Следует отметить, что юридические лица не могут
обращаться в третейский суд ad hoc, образованный в соответствии с
указанным Положением. Договор о передаче спора на рассмотрение
третейского суда должен быть заключен в письменной форме.
Третейский суд образуется с согласия всех участников спора, в
составе одного судьи либо в составе нескольких судей, которых
участники спора избирают в одинаковом числе от каждой стороны, а
один избирается судьями, которые были назначены сторонами. Членами
третейского суда не могут быть следующие категории лиц: не
достигшие совершеннолетия; состоящие под опекой или
попечительством; лица, лишенные по приговору суда права занимать
должности в органах суда и прокуратуры или заниматься адвокатской
деятельностью, - в течение срока, указанного в приговоре;
привлеченные к уголовной ответственности.
В договоре о передаче спора на рассмотрение третейского суда
должны быть указаны имена сторон и их места жительства; предмет
спора; имена избранных судей; срок разрешения спора; место и время
составления договора. Граждане, заключившие договор о передаче
спора на рассмотрение третейского суда, не вправе отказаться от
него до истечения срока, предусмотренного договором, или в том
случае, если обнаруживалась заинтересованность какого-либо судьи в
исходе дела.
Замены судей до окончания рассмотрения дела не допускается,
одна из сторон может отказаться от соглашения, если докажет, что
кто-либо из судей заинтересован в исходе дела и что об этом
обстоятельстве ей не было известно при заключении договора. В
случае смерти, отъезда или тяжелой болезни одного из судей
разрешается продолжать слушание дела оставшимся составом судей или
избрать нового судью той стороной, которая избрала выбывшего судью
в самом начале. Разбирательство дел в третейских судах
производится бесплатно.
Третейский суд не связан правилами судопроизводства,
установленными ГПК, но и не может решать дело, не выслушав
объяснений сторон.
В Положении о третейском суде установлены основания признания
суда несостоявшимся вследствие истечения предусмотренного
третейской записью срока; вследствие отказа кого-либо из судей или
устранения такового; если при производстве дела откроется
обстоятельство, дающее основание к возбуждению уголовного
преследования в отношении какой-либо стороны и способное оказать
влияние на исход дела; в случае смерти одной из сторон.
Третейский суд принимает решение большинством голосов.
Решение излагается в письменном виде, в нем указывается время и
место постановления решения, состав третейского суда; третейская
запись, на основании которой действовал суд; наименование всех
участников спора; предмет спора; причины, по которым суд принял
решение; постановление третейского суда. Решение подписывается
всеми судьями и участниками спора.
Решение третейского суда, не исполненное добровольно, может
быть исполнено в принудительном порядке на основании
исполнительного листа, который выдается судом общей юрисдикции.
При этом судья проверяет законность решения третейского суда,
соблюдение Положения о третейском суде. В том случае, если судья
отказывает в выдаче исполнительного листа, спор может быть решен в
суде, по заявлению заинтересованной в этом стороны.
В настоящий момент в нашей стране существует система
постоянно действующих третейских судов, к компетенции которых
относится рассмотрение экономических споров.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

Hosted by uCoz