«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 29% |
Статья 65. Платность использования земли
1. Статья 65 ЗК закрепляет принцип платности использования
земли независимо от того, в какой форме лицо использует земельный
участок. Система регулирования платы за землю установлена в Законе
РФ от 11 октября 1991 г. "О плате за землю" (в ред. от 31 декабря
1999 г.)(ВВС РФ. 1991. N 44. Ст.1424; РГ. 2000. 5 янв.). Действует
также инструкция Министерства РФ по налогам и сборам от 21 февраля
2000 г. N 56 по применению Закона РФ "О плате за землю"(БНА. 2000.
N 16.).
Законодательство устанавливает две формы платы за землю:
земельный налог(Земельный налог впоследствии должен быть заменен
налогом на недвижимость.) и арендную плату. Собственники земли,
землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются
ежегодным земельным налогом. Статья 15 Налогового кодекса РФ
относит земельный налог к местным налогам.
Ранее действовавшее законодательство в качестве формы платы
за землю признавало нормативную цену земли. Ныне понятие
"нормативная цена земли" заменено понятием "кадастровая стоимость
земельного участка". Однако согласно п.13 ст.3 Федерального закона
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в
случаях, когда кадастровая стоимость земли не определена,
применяется нормативная цена земли.
2. Цели взимания платы за землю заключаются в стимулировании
рационального использования, охраны и освоения земель, повышения
плодородия почв. Наряду с этим применение такого инструмента, как
плата за землю, должно обеспечить выравнивание
социально-экономических условий хозяйствования на землях разного
качества, развитие инфраструктуры в населенных пунктах,
формирование специальных фондов для финансирования этих
мероприятий.
Одним из принципов регулирования платы за использование
земель является отсутствие зависимости определения размера
земельного налога от экономических результатов использования
земель. Так, размер земельного налога не зависит от результатов
хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев,
землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за
единицу земельной площади в расчете на год. Пересмотр ставок
земельного налога возможен при изменении условий хозяйствования,
например, загрязнении, эрозии почв и т.п., т.е. по причинам, не
зависящим от лица, использующего землю.
Арендная плата взимается за земли, которые переданы в аренду.
Комплекс вопросов, связанных с взиманием арендной платы за
пользование землями, которые находятся в федеральной
собственности, собственности субъектов Федерации или муниципальной
собственности, регулируется соответственно Правительством РФ,
органами исполнительной власти субъекта Федерации или органами
местного самоуправления. Что касается арендной платы за
пользование частными землями, то условия ее взимания регулируются
в договоре аренды, заключенном между частным собственником и
арендатором.
Уплата земельного налога и арендной платы является
обязанностью организаций, в том числе иностранных юридических лиц,
независимо от их организационно-правовых форм и форм
собственности, а также граждан РФ, иностранных граждан и лиц без
гражданства, которые используют землю на титулах права
собственности, пожизненного наследуемого владения, пользования или
аренды на территории России, за исключением категорий лиц,
указанных в ст.12 Закона РФ "О плате за землю".
Освобождены от уплаты земельного налога организации,
использующие земли, деятельность которых связана с обеспечением
общегосударственных нужд: пользователи земель, занятых полосой
слежения вдоль Государственной границы РФ; государственные
предприятия связи, государственные предприятия Министерства
транспорта РФ, государственные учреждения и организации морского и
речного транспорта и ряд других; предприятия, научные организации
и научно-исследовательские учреждения, обеспечивающие хранение
материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв РФ;
учреждения и органы уголовно-исполнительной системы;
профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные
аварийно-спасательные формирования; земли, используемые пожарной
охраной; государственные унитарные предприятия, осуществляющие
эксплуатацию и строительство государственных мелиоративных систем;
лесхозы; заповедники, национальные и дендрологические парки,
ботанические сады и др.
Не являются плательщиками земельного налога за пользование
землями органы государственной власти и управления, Министерство
обороны РФ, внутренние, железнодорожные и пограничные войска,
войска гражданской обороны.
К этой же категории лиц относятся различные
научно-исследовательские и учебные организации: научные
организации сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля;
высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения и
др.
Не должны платить земельный налог организации, деятельность
которых связана с искусством, образованием, культурой и
здравоохранением: учреждения искусства, кинематографии,
образования, здравоохранения, государственные и муниципальные
учреждения социального обслуживания, детские оздоровительные
учреждения; государственные органы охраны природы и памятников
истории и культуры; учреждения культуры, физической культуры и
спорта, туризма; санаторно-курортные и оздоровительные учреждения,
учреждения отдыха, находящиеся в государственной и муниципальной,
а также профсоюзной собственности, и некоторые другие.
От уплаты налога за землю освобожден ряд категорий граждан:
участники Великой Отечественной войны; инвалиды I и II групп;
граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий на атомных
объектах гражданского или военного назначения, а также в
результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми
видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую
технику; военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы по
определенным основаниям, и ряд других категорий граждан; Герои
Советского Союза, Герои РФ, Герои Социалистического Труда и полные
кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы и "За службу Родине в
Вооруженных Силах СССР" и другие категории граждан.
С юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты
земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду
взимается земельный налог с площади, переданной в аренду.
Для некоторых юридических лиц и граждан установлены временные
рамки освобождения от уплаты налога при наличии определенных
условий. Так, организации, а также граждане, получившие для
сельскохозяйственных нужд земли, требующие проведения
рекультивации, не должны платить земельный налог в течение первых
10 лет пользования. Граждане, впервые организующие крестьянские
(фермерские) хозяйства, также освобождаются от уплаты земельного
налога в течение пяти лет с момента предоставления им земельных
участков.
Льготы имеют организации железнодорожного транспорта. Налог
за землю, расположенную в полосе отвода железных дорог, взимается
с предприятий, учреждений и организаций железнодорожного
транспорта в размере до 25% ставки земельного налога,
установленной за сельскохозяйственные угодья.
Объектами обложения земельным налогом и взимания арендной
платы являются земельные участки, части земельных участков,
земельные доли, находящиеся в собственности, владении,
пользовании, аренде юридических лиц и граждан. Такими объектами
признаются следующие виды земельных участков, находящиеся в
составе различных категорий земель и предоставленные юридическим и
физическим лицам:
земли для ведения сельскохозяйственного производства и
подсобного сельского хозяйства;
земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства,
индивидуального жилищного строительства, индивидуального
садоводства, огородничества и животноводства;
земельные участки садоводческих, огороднических и
животноводческих кооперативов;
служебные земельные наделы, предоставленные категориям
работников отдельных отраслей хозяйства (транспорта, лесной
промышленности, лесного, водного, рыбного, охотничьего хозяйства);
земельные участки для жилищного, дачного, гаражного
строительства и иных целей;
земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания,
телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики;
земли лесного фонда, на которых проводится заготовка
древесины, а также сельскохозяйственные угодья, находящиеся в
составе этой категории земель;
Обязанность уплаты земельного налога возникает с момента
приобретения права на земельный участок. Основанием для
установления и взимания налога и арендной платы за землю является
документ, удостоверяющий право собственности, владения,
пользования, аренды на земельный участок.
В законодательстве определен порядок исчисления земельного
налога при переходе в течение года права собственности, права
пожизненного наследуемого владения или права постоянного
(бессрочного) пользования земельными участками от одного
плательщика налога к другому. В таких случаях земельный налог
исчисляется и предъявляется к уплате прежнему собственнику земли,
землевладельцу, землепользователю с 1 января этого года до месяца,
в котором он утратил право на земельный участок (включая этот
месяц), а новому - начиная с месяца, следующего за месяцем
возникновения права на земельный участок. За земельные участки,
обслуживающие жилые дома, нежилые строения и сооружения,
перешедшие по наследству, земельный налог взимается с наследников,
принявших наследство, с момента его открытия. Наследникам,
принявшим наследство до наступления срока налогового учета, налог
исчисляется с учетом налоговых обязательств наследодателя.
Земельный налог юридическим лицам и гражданам исчисляется
исходя из площади земельного участка, облагаемой налогом, и
утвержденных ставок земельного налога.
Законодательство о плате за землю устанавливает различные
условия взимания земельного налога и определения ставок земельного
налога в зависимости от того, к какой категории земель относятся
соответствующие земельные участки, являются ли они землями
сельскохозяйственного или несельскохозяйственного назначения, а
также в зависимости от их местоположения.
Основные положения взимания платы за земли
сельскохозяйственного назначения состоят в следующем. Статья 4
Закона РФ "О плате за землю" предусматривает, что с колхозов,
совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, межхозяйственных
предприятий и организаций, кооперативов и других
сельскохозяйственных предприятий взимается только земельный налог,
все остальные виды налогов по отношению к ним не применяются. На
предприятия, имеющие доход от несельскохозяйственной деятельности,
превышающей 25% общей деятельности, это положение не
распространяется.
Сельскохозяйственные предприятия индустриального типа
(птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие
комплексы и другие на самостоятельном балансе) по перечню,
утвержденному органами законодательной власти субъектов РФ, кроме
налога на землю, уплачивают и другие налоги в установленном
порядке.
Земельный налог на сельскохозяйственные угодья
устанавливается с учетом состава угодий, их качества, площади и
местоположения. Средние размеры налога с одного гектара пашни
дифференцированы по субъектам Федерации согласно приложению 1 к
Закону РФ "О плате за землю". Например, земельный налог с 1 га
пашни в Республике Адыгея составляет 3690 руб.; в Республике Алтай
- 740 руб.; Республике Башкортостан - 1725 руб.; Республике
Бурятия - 1055 руб.; Республике Дагестан - 2040 руб.; Республике
Ингушетия - 2355 руб. и т.д.
Органы законодательной власти субъектов РФ, исходя из средних
размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки
угодий, устанавливают конкретные ставки земельного налога по
группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и
пастбищ. Минимальные ставки земельного налога за один гектар пашни
и других сельскохозяйственных угодий устанавливаются органами
законодательной власти субъектов РФ. При исчислении сумм
земельного налога для плательщиков вводятся коррективы на
местоположение их земельных участков.
За земельные участки в границах сельских населенных пунктов и
вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного
подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства,
сенокошения и выпаса скота, земельный налог взимается со всей
площади участка по средним ставкам налога за земли
сельскохозяйственного назначения административного района.
Земельный налог за участки, предоставленные гражданам и
юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных
целей, взимается со всей площади земельного участка в размере пяти
рублей за квадратный метр.
Органы местного самоуправления вправе с учетом благоприятных
условий размещения земельных участков повышать ставки земельного
налога, но не более чем в два раза.
Иной порядок исчисления и уплаты земельного налога установлен
за земли несельскохозяйственного назначения. Этот порядок
дифференцирован в зависимости от категорий земель.
Статья 8 Закона РФ "О плате за землю" предусматривает, что
налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе
средних ставок согласно приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к
указанному Закону (за исключением земель сельскохозяйственного
использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным
фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и
кооперативными гаражами, для которых установлен иной порядок
исчисления налога). Средние ставки дифференцируются по
местоположению и зонам различной градостроительной ценности
территории органами местного самоуправления городов. Границы зон
определяются в соответствии с экономической оценкой территории и
генеральными планами городов.
В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки,
занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их
содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические
и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим
юридическим лицам и гражданам. Налог за часть площади земельных
участков сверх установленных норм их отвода, по общему правилу,
взимается в двукратном размере.
Налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным,
муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а
также личным подсобным хозяйством, дачными участками,
индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской
(поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в
размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных
в городах и поселках городского типа, но не менее 10 руб. за кв.
м.
Налог на часть площади дачных участков и индивидуальных
гаражей, расположенных в городах и поселках, сверх установленных
норм их отвода в пределах двойной нормы взимается в размере 15%, а
свыше двойной нормы по полным ставкам земельного налога,
установленного для городских земель. Налог за земли для
садоводства, огородничества, животноводства (включая земли,
занятые строениями и сооружениями), в пределах городской,
поселковой черты устанавливается в размере 10 руб. за кв. м. Налог
за земли сельскохозяйственного использования в пределах городской
(поселковой) черты устанавливается в двукратном размере ставок
налога за сельскохозяйственные угодья аналогичного качества.
Налог за расположенные вне населенных пунктов земли
промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные
производственной деятельностью), транспорта, связи, радиовещания,
телевидения, информатики и космического обеспечения
устанавливается в размере 20% от средних ставок земельного налога
для земель поселений численностью до 20 тыс. человек.
За земли водного фонда, как покрытые, так и не покрытые
водой, вне населенных пунктов налог взимается с земель,
предоставленных для хозяйственной деятельности или в рекреационных
целях, по средним ставкам за сельскохозяйственные угодья
административного района.
Налог за земли лесного фонда устанавливается на период
лесопользования с единицы площади освоенных лесов
эксплуатационного назначения, на которых проводится заготовка
древесины, и взимается в составе платы за пользование лесами в
размере 5% платы за древесину, отпускаемую на корню. Налог
определяется от суммы лесных податей, указанной в лесорубочном
билете по рубкам главного пользования и лесовосстановительным
рубкам, и входит в состав лесных податей.
Что касается налога за сельскохозяйственные угодья в составе
лесного фонда, то он устанавливается по тем же ставкам, что и для
земель сельскохозяйственного назначения аналогичного качества или
по средней ставке за сельскохозяйственные угодья в целом по
административному району.
Налог за земли лесного фонда, предоставленные в установленном
порядке для рекреационных целей, определяется в размере 5%
норматива платы за древесину на этой площади с учетом увеличения
ставок для курортных зон. Стоимость древесины рассчитывается по
ставкам лесных податей, утвержденным органами законодательной
власти субъектов РФ, за древесину, отпускаемую на корню.
Земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами,
исчисляется непосредственно этими лицами. Юридические лица
ежегодно не позднее 1 июля представляют в государственные
налоговые инспекции по месту нахождения облагаемых объектов
расчеты причитающихся с них платежей налога в текущем году по
установленной форме. Платежи исчисляются отдельно по каждому
земельному участку, предоставленному юридическому лицу в
собственность, владение или пользование, а за земли, занятые их
жилищным фондом, отдельно по каждому жилому дому. Земельный налог
с юридических лиц и граждан исчисляется начиная с месяца,
следующего за месяцем предоставления им земельных участков. Учет
плательщиков и исчисление налога производятся ежегодно по
состоянию на 1 июня.
Исчисление земельного налога гражданам производится
государственными налоговыми инспекциями, которые ежегодно не
позднее 1 августа вручают им платежные извещения об уплате налога.
Юридические лица и граждане уплачивают земельный налог
равными долями в два срока: не позднее 15 сентября и 15 ноября.
Плата за землю перечисляется плательщиками земельного налога
за земли в пределах границ сельских населенных пунктов и другие
земли, переданные в их ведение, на бюджетные счета сельских
органов местного самоуправления. Платежи за земли в пределах
поселковой, городской границы и другие земли, переданные в их
ведение, а также за земли в границах района, за исключением
земель, переданных в ведение сельских органов местного
самоуправления в соответствии с установленными законодательством
РФ долями перечисляются на бюджетные счета РФ в федеральном
казначействе, субъекта РФ и соответствующая часть средств - на
бюджетные счета органов местного самоуправления. На бюджетные
счета РФ в федеральном казначействе, соответствующего субъекта РФ
перечисляются средства, составляющие плату за землю, в пределах
долей, установленных Законом РФ "О плате за землю".
Статья 24 Закона РФ "О плате за землю" закрепила принцип
строго целевого использования средств, поступивших в качестве
платы за землю. Предусмотрено, что эти средства используются
исключительно на цели финансирования мероприятий по
землеустройству, ведения земельного кадастра, мониторинга, охраны
земель и повышения их плодородия, освоения новых земель, на
компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и
погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия, и процентов за
их использование. Не использованные в течение года остатки средств
не изымаются и направляются по целевому назначению в следующем
году.