«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
![]() ![]() |
![]() |
Прочитано: 41% |
Статья 66. Оценка земли
1. Комплекс вопросов проведения оценки недвижимости, в том
числе и земельных участков, урегулирован в Федеральном законе от
29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской
Федерации"(СЗ РФ. 1998. N 31. Ст.3813.). Закон определяет правовые
основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов
оценки, принадлежащих РФ, субъектам Федерации или муниципальным
образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей
совершения сделок с объектами оценки (ст.2 Закона).
Под оценочной деятельностью понимается деятельность субъектов
оценочной деятельности, направленная на установление в отношении
объектов оценки рыночной или иной стоимости.
Основная задача законодательства об оценочной деятельности
определение стоимости объектов оценки, к которым ст.5 Закона
относит отдельные материальные объекты (вещи); совокупность вещей,
составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного
вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия); право
собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи
из состава имущества и др. В отношении объектов оценки
законодательством РФ должна быть установлена возможность их
участия в гражданском обороте.
Субъектами оценочной деятельности признаются юридические и
физические лица (индивидуальные предприниматели), которые
занимаются оценочной деятельностью. Закон именует их оценщиками.
Соответственно субъектами оценочной деятельности являются
потребители услуг оценщиков, т.е. заказчики.
Статья 6 данного Закона закрепляет право РФ, субъектов
Федерации, муниципальных образований, физических лиц и юридических
лиц на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов
оценки на основаниях и условиях, предусмотренных этим Законом. Это
право носит безусловный характер и не зависит от установленного
законодательством РФ порядка осуществления государственного
статистического учета и бухгалтерского учета и отчетности. Причем
данное право распространяется и на проведение повторной оценки
объекта оценки.
Результаты проведения оценки могут быть использованы для
корректировки данных бухгалтерского учета и отчетности и они могут
быть обжалованы заинтересованными лицами в порядке, установленном
законодательством РФ.
В законодательстве установлены основания, когда проведение
оценки является обязательным. Так, согласно ст.8 Закона оценка
требуется в случае вовлечения в сделку объектов оценки,
принадлежащих полностью или частично РФ, субъектам Федерации либо
муниципальным образованиям. Такими основаниями являются случаи,
когда необходимо определить стоимость объектов, находящихся в
федеральной собственности, собственности субъектов Федерации или
муниципальной собственности, в целях их приватизации, передачи в
доверительное управление, в аренду; при использовании указанных
объектов в качестве предмета залога; при их продаже или ином
отчуждении; при переуступке долговых обязательств, связанных с
данными объектами. Оценка требуется, когда объекты передаются в
качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц, а
также при возникновении спора о стоимости объекта, в том числе:
при национализации имущества; при ипотечном кредитовании
физических лиц и юридических лиц в случаях возникновения споров о
величине стоимости предмета ипотеки; при составлении брачных
контрактов и разделе имущества разводящихся супругов по требованию
одной или обеих сторон, если возникает спор о стоимости этого
имущества.
Кроме того, проведение оценки обязательно при выкупе или ином
предусмотренном законодательством РФ изъятии имущества у
собственников для государственных или муниципальных нужд(Следует
отметить, что данный случай не подпадает под категорию сделок -
критерий, который определяет сферу правового регулирования
Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской
Федерации" (ст.2).) и при проведении оценки объектов оценки в
целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае
возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.
Требования об обязательности оценки содержатся в ряде иных
законодательных актов. Хотя в этих нормативных правовых актах
прямо в качестве объекта оценки не указаны земельные участки, тем
не менее, они могут выступать в качестве таковых. Так, вкладом в
имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть
деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо
иные права, имеющие денежную оценку. Денежная оценка вклада
участника хозяйственного общества производится по соглашению между
учредителями (участниками) общества и в случаях, предусмотренных
законом, подлежит независимой экспертной проверке (ст.66 ГК).
Согласно ст.242 ГК оценка, по которой собственнику возмещается
стоимость реквизированного имущества, может быть оспорена им в
суде. В соответствии со ст.945 ГК при заключении договора
страхования имущества страховщик вправе произвести осмотр
страхуемого имущества, а при необходимости назначить экспертизу в
целях установления его действительной стоимости.
Обязательность проведения оценки имущества предусмотрена при
заключении договора залога. Статья 339 ГК требует, чтобы в
договоре о залоге указывались предметы залога и его оценка,
существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого
залогом. В договоре об ипотеке должны быть указаны предмет
ипотеки, его оценка, существо, размер и срок исполнения
обязательства, обеспечиваемого ипотекой (ст.9 Федерального закона
"Об ипотеке (залоге недвижимости)"(СЗ РФ. 1998. N 29. Ст.3400; РГ.
2001. 13 нояб.).
Статья 373 ГПК предусматривает, что оценка имущества должника
производится судебным исполнителем. Если оценка отдельных
предметов является затруднительной либо если должник или
взыскатель возражает против произведенной судебным исполнителем
оценки, судебный исполнитель для определения стоимости имущества
приглашает эксперта.
В соответствии со ст.52 Федерального закона от 21 июля 1997
г. "Об исполнительном производстве"(СЗ РФ. 1997. N 30. Ст.3591.)
оценка имущества должника производится судебным
приставом-исполнителем по рыночным ценам, действующим на день
исполнения исполнительного документа, за исключением случаев,
когда оценка производится по регулируемым ценам. Если оценка
отдельных предметов является затруднительной либо должник или
взыскатель возражает против произведенной судебным
приставом-исполнителем оценки, судебный пристав-исполнитель для
определения стоимости имущества назначает специалиста.
Некоторые вопросы оценки земельных участков отражены в
Федеральном законе от 8 декабря 1995 г. "О сельскохозяйственной
кооперации" (с изм. от 18 февраля 1999 г.)(СЗ РФ. 1995. N 50.
Ст.4870; 1999. N 8. Ст.973.). Так, согласно ст.35 Закона учет
паевых взносов ведется кооперативами в стоимостном выражении. В
случае внесения в счет паевого взноса лицом, вступившим в
кооператив, земельных участков, земельных и имущественных долей и
иного имущества либо имущественных прав денежная оценка паевых
взносов производится правлением кооператива и утверждается общим
собранием членов кооператива. Общее собрание членов кооператива
может утвердить методику денежной оценки передаваемого имущества и
поручить правлению кооператива на основе этой методики
организовать работу по денежной оценке указанного имущества.
Результаты данной оценки подлежат утверждению наблюдательным
советом кооператива. В этом случае на общее собрание членов
кооператива выносятся только спорные вопросы по оценке земельных
участков, земельных и имущественных долей и иного имущества. По
решению общего собрания членов кооператива денежная оценка паевых
взносов может быть подвергнута независимой экспертной проверке.
Рыночная стоимость представляет собой цену, которая
существует в отношении определенного вида недвижимости -
земельного участка, являющегося объектом оценки в условиях
открытого и свободного конкурентного рынка. При таких условиях
поведение как продавца, так и покупателя является осознанным. Они
не испытывают какого-либо внешнего воздействия, побуждающих их
совершить сделку, действуют совершенно осознанно, обладая при этом
соответствующей информацией о цене предмета сделки.
В ст.3 Федерального закона "Об оценочной деятельности в
Российской Федерации" закреплено понятие рыночной стоимости. Под
рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная
цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на
открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки
действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на
величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные
обстоятельства.
Стоимость имущества является рыночной при соблюдении
следующих условий:
одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а
другая сторона не обязана принимать исполнение;
стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и
действуют в своих интересах;
объект оценки представлен на открытый рынок в форме публичной
оферты;
цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за
объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон
сделки с чьей-либо стороны не было;
платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
В каких ситуациях требуется установить рыночную стоимость
имущества, в том числе земельного участка? В соответствии со ст.7
Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской
Федерации" это необходимо, если в нормативном правовом акте,
содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо
объекта, либо в договоре об оценке объекта не определен конкретный
вид стоимости объекта оценки. Указанное правило подлежит
применению и в случае использования в нормативном правовом акте не
предусмотренных данным Законом или стандартами оценки терминов,
определяющих вид стоимости объекта оценки, в том числе терминов
"действительная стоимость", "разумная стоимость", "эквивалентная
стоимость", "реальная стоимость" и др. Статья 66 ЗК прямо
предполагает определение рыночной стоимости земельного участка.
Требования об установлении рыночной стоимости имущества, к
которому могут относиться и земельные участки, предусмотрены, в
частности, в гражданском законодательстве. Статья 93 ГК закрепляет
право участника общества с ограниченной ответственностью продать
или иным образом уступить свою долю или ее часть в уставном
капитале общества одному или нескольким участникам данного
общества. Отчуждение участником общества своей доли (ее части)
третьим лицам допускается, если иное не предусмотрено уставом
общества. Если в соответствии с уставом общества с ограниченной
ответственностью отчуждение доли участника (ее части) третьим
лицам невозможно, а другие участники общества от ее покупки
отказываются, общество обязано выплатить участнику ее
действительную стоимость либо выдать ему в натуре имущество,
соответствующее такой стоимости.
Доли в уставном капитале общества с ограниченной
ответственностью переходят к наследникам граждан и к
правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками общества,
если учредительными документами общества не предусмотрено, что
такой переход допускается только с согласия остальных участников
общества. Отказ в согласии на переход доли влечет обязанность
общества выплатить наследникам (правопреемникам) участника ее
действительную стоимость или выдать им в натуре имущество на такую
стоимость в порядке и на условиях, предусмотренных законом об
обществах с ограниченной ответственностью и учредительными
документами общества.
Согласно ст.281 ГК при определении выкупной цены за земельный
участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, в
нее включаются рыночная стоимость земельного участка и
находящегося на нем недвижимого имущества. Статья 344 ГК
устанавливает правило о том, что залогодержатель отвечает за
утрату предмета залога в размере его действительной стоимости, а
за его повреждение - в размере суммы, на которую эта стоимость
понизилась, независимо от суммы, в которую был оценен предмет
залога при передаче его залогодержателю.
В соответствии со ст.42 Федерального закона "О садоводческих,
огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"
земельный участок и недвижимое имущество, находящиеся в совместной
собственности либо в собственности садоводческого, огороднического
или дачного некоммерческого объединения и оставшиеся после
удовлетворения требований кредиторов, могут быть с согласия бывших
членов такого объединения проданы в порядке, предусмотренном
законодательством РФ, а вырученные средства за указанные земельный
участок и недвижимое имущество переданы членам такого объединения
в равных долях. При определении выкупной цены земельного участка и
находящегося на нем недвижимого имущества садоводческого,
огороднического или дачного некоммерческого объединения в нее
включаются рыночная стоимость указанных земельного участка и
имущества, а также все убытки, причиненные собственнику указанных
земельного участка и имущества их изъятием, в том числе убытки,
которые собственник несет в связи с досрочным прекращением своих
обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
3. В законодательстве урегулирован порядок осуществления
оценочной деятельности. Основанием для проведения оценки объекта
оценки является договор между оценщиком и заказчиком (ст.9
Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской
Федерации").
Договором между оценщиком и заказчиком может быть
предусмотрено проведение данным оценщиком оценки конкретного или
нескольких объектов, либо долговременное обслуживание заказчика по
его заявлениям. В случаях, предусмотренных законодательством РФ,
оценка объекта, в том числе повторная, может быть проведена
оценщиком на основании определения суда, арбитражного суда,
третейского суда, а также по решению уполномоченного органа. При
этом суд, арбитражный суд, третейский суд самостоятельны в выборе
оценщика. Расходы, связанные с проведением оценки, а также
денежное вознаграждение оценщику подлежат возмещению (выплате) в
порядке, установленном законодательством РФ.
Договор между оценщиком и заказчиком должен быть заключен в
письменной форме и не требует нотариального удостоверения. В
договоре должны быть предусмотрены основания заключения договора;
вид объекта оценки; вид определяемой стоимости (стоимостей)
объекта; денежное вознаграждение за проведение оценки; сведения о
страховании гражданской ответственности оценщика. Кроме этого, в
договор в обязательном порядке включаются сведения о наличии у
оценщика лицензии на осуществление оценочной деятельности с
указанием порядкового номера и даты выдачи этой лицензии, органа,
ее выдавшего, а также срока, на который данная лицензия выдана.
Договор об оценке должен содержать точное указание объекта или
объектов оценки, а также их описание.
В отношении оценки объектов, принадлежащих РФ, субъектам
Федерации или муниципальным образованиям, договор заключается
оценщиком с лицом, уполномоченным собственником на совершение
сделки с объектами оценки, если иное не установлено
законодательством РФ. Примерный договор об оценке недвижимого
имущества, находящегося в федеральной собственности, утвержден
распоряжением Министерства имущественных отношений РФ от 23 июня
2000 г. N 112-р.
В ст.11 Федерального закона "Об оценочной деятельности в
Российской Федерации" определены общие требования к содержанию
отчета об оценке. Надлежащим исполнением оценщиком своих
обязанностей, возложенных на него договором, являются
своевременное составление в письменной форме и передача заказчику
отчета об оценке. Отчет не должен допускать неоднозначного
толкования или вводить в заблуждение. В нем в обязательном порядке
указываются дата проведения оценки, используемые стандарты оценки,
цели и задачи проведения оценки, а также приводятся иные сведения,
которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования
результатов оценки, отраженных в отчете. Если при проведении
оценки определяется не рыночная стоимость, а иные виды стоимости,
то в отчете должны быть указаны критерии установления оценки
объекта и причины отступления от возможности определения рыночной
стоимости.
В отчете должны быть указаны дата составления и порядковый
номер отчета; основание для проведения оценщиком оценки;
юридический адрес оценщика и сведения о выданной ему лицензии на
осуществление оценочной деятельности по данному виду имущества;
точное описание объекта, а в отношении объекта, принадлежащего
юридическому лицу, - реквизиты юридического лица и балансовая
стоимость данного объекта; стандарты оценки для определения
соответствующего вида стоимости, обоснование их использования,
перечень использованных данных с указанием источников их
получения, а также принятые при проведении оценки допущения;
последовательность определения стоимости и ее итоговая величина, а
также ограничения и пределы применения полученного результата;
дата определения стоимости; перечень документов, используемых
оценщиком и устанавливающих количественные и качественные
характеристики объекта оценки. Отчет может также содержать иные
сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенно важными для
полноты отражения примененного им метода расчета стоимости
конкретного объекта.
Для проведения оценки отдельных видов объектов
законодательством РФ могут быть предусмотрены специальные формы
отчетов. Отчет собственноручно подписывается оценщиком и
заверяется его печатью.
Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки,
указанная в отчете, признается достоверной и рекомендуемой для
целей совершения сделки с объектом, если в порядке, установленном
законодательством РФ, или в судебном порядке не установлено иное.
В случае спора о достоверности величины рыночной или иной
стоимости объекта, установленной в отчете, в том числе и в связи с
имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, спор подлежит
рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с
установленной подведомственностью, третейским судом по соглашению
сторон спора или договора или в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную
деятельность.
Суд, арбитражный суд, третейский суд вправе обязать стороны
совершить сделку по цене, определенной в ходе рассмотрения спора в
судебном заседании, только в случаях обязательности совершения
сделки в соответствии с законодательством РФ.
Статьи 14 и 15 Закона об оценочной деятельности закрепляют
права и обязанности оценщика. Так, оценщик вправе:
применять самостоятельно методы проведения оценки в
соответствии со стандартами оценки;
требовать от заказчика при проведении обязательной оценки
обеспечения доступа в полном объеме к документации, необходимой
для осуществления этой оценки;
получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые
для осуществления данной оценки;
запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц
информацию, необходимую для проведения оценки, за исключением
информации, являющейся государственной или коммерческой тайной; в
случае, если отказ в предоставлении указанной информации
существенным образом влияет на достоверность оценки, оценщик
указывает это в отчете;
привлекать по мере необходимости на договорной основе к
участию в проведении оценки иных оценщиков либо других
специалистов;
отказаться от проведения оценки в случаях, если заказчик
нарушил условия договора, не обеспечил предоставление необходимой
информации об объекте оценки либо соответствующие договору условия
работы.
В то же время оценщик обязан:
соблюдать при осуществлении оценочной деятельности требования
Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской
Федерации", а также принятых на его основе нормативных правовых
актов РФ и нормативных правовых актов субъектов Федерации;
сообщать заказчику о невозможности своего участия в
проведении оценки вследствие возникновения обстоятельств,
препятствующих проведению объективной оценки;
обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика
и третьих лиц в ходе проведения оценки;
предоставлять заказчику информацию о требованиях
законодательства РФ об оценочной деятельности, об уставе и о
кодексе этики соответствующей саморегулируемой организации
(профессионального общественного объединения оценщиков или
некоммерческой организации оценщиков), на членство в которой
ссылается оценщик в своем отчете;
предоставлять по требованию заказчика документ об
образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в
области оценочной деятельности;
не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от
заказчика в ходе проведения оценки, за исключением случаев,
предусмотренных законодательством РФ;
хранить копии составленных отчетов в течение трех лет;
в случаях, предусмотренных законодательством РФ,
предоставлять копии хранящихся отчетов или информацию из них
правоохранительным, судебным, иным уполномоченным государственным
органам либо органам местного самоуправления по их законному
требованию.
Оценка не может проводиться оценщиком, если он является
учредителем, собственником, акционером или должностным лицом
юридического лица, либо заказчиком или физическим лицом, имеющим
имущественный интерес в объекте оценки, или состоит с указанными
лицами в близком родстве или свойстве.
Проведение оценки не допускается, если в отношении объекта
оценки оценщик имеет вещные или обязательственные права вне
договора; оценщик является учредителем, собственником, акционером,
кредитором, страховщиком юридического лица либо юридическое лицо
является учредителем, акционером, кредитором, страховщиком
оценочной фирмы.
Не допускается вмешательство заказчика либо иных
заинтересованных лиц в деятельность оценщика, если это может
негативно повлиять на достоверность результата проведения оценки,
в том числе ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению или
определению при проведении оценки. Размер оплаты работы оценщика
не может зависеть от итоговой величины стоимости объекта оценки.
Статья 17 Закона об оценочной деятельности предусматривает
страхование гражданской ответственности оценщиков. Страхование
является условием, обеспечивающим защиту прав потребителей услуг
оценщиков, и осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
Страховым случаем является причинение убытков третьим лицам в
связи с осуществлением оценщиком своей деятельности, установленное
вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда или
третейского суда.
Оценщик не вправе заниматься оценочной деятельностью без
заключения договора страхования. Наличие страхового полиса
является обязательным условием для заключения договора об оценке.
Страхование гражданской ответственности оценщиков может
осуществляться в форме заключения договора страхования по
конкретному виду оценочной деятельности (в зависимости от объекта
оценки) либо по конкретному договору об оценке объекта оценки.
4. За осуществлением оценочной деятельности согласно ст.18
Закона об оценочной деятельности осуществляется контроль. Эту
функцию выполняют органы, уполномоченные Правительством РФ и
субъектами Федерации, в рамках своей компетенции, установленной в
соответствии с законодательством РФ.
Согласно постановлению Правительства РФ от 20 августа 1999 г.
N 932 "Об уполномоченном органе по контролю за осуществлением
оценочной деятельности в Российской Федерации"(СЗ РФ. 1999. N 34.
Ст.4283.) установлено, что таким органом является Министерство
имущественных отношений РФ. В составе этого Министерства образован
Межведомственный совет по вопросам регулирования оценочной
деятельности в РФ. Распоряжением Мингосимущества России от 12
октября 1999 г. N 1395-р утверждено Положение о Межведомственном
совете по вопросам регулирования оценочной деятельности в
Российской Федерации. Состав Совета утвержден распоряжением
Мингосимущества России от 25 февраля 2000 г. N 245-р.
Кроме функции контроля за осуществлением оценочной
деятельности в число полномочий уполномоченных органов входит
осуществление функций регулирования оценочной деятельности;
взаимодействия с органами государственной власти по вопросам
оценочной деятельности и координации их деятельности; согласования
проектов стандартов оценки; согласования перечня требований,
предъявляемых к образовательным учреждениям, осуществляющим
профессиональную подготовку оценщиков.
Одним из важнейших правовых инструментов регулирования
оценочной деятельности является, согласно ст.20 Федерального
закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации",
установление стандартов оценки. Стандарты оценки, обязательные к
применению субъектами оценочной деятельности, разрабатываются и
утверждаются Правительством РФ в соответствии с законодательством
РФ.
Поскольку пока таких стандартов на федеральном уровне не
принято, стандарты оценки утверждаются на уровне субъектов
Федерации. Так, в соответствии со ст.20 Закона г. Москвы от 11
февраля 1998 г. N 3 "Об оценочной деятельности в городе Москве" (с
изм. от 21 февраля 2001 г.)(Ведомости Московской Думы. 1998. N 5;
2001. N 4.) государственные стандарты оценки, обязательные к
применению субъектами оценочной деятельности, разрабатываются и
утверждаются в соответствии с законодательством РФ. Стандарты,
подготовленные и принятые саморегулируемыми организациями, не
подлежат обязательному применению субъектами оценочной
деятельности, не являющимися членами таких организаций. До
принятия государственных стандартов по оценке Московской городской
администрацией принимаются правила осуществления оценочной
практики на территории Москвы. Распоряжением мэра Москвы от 29
июня 1998 г. N 644-РМ утверждены Временные правила оценочной
практики профессиональных оценщиков недвижимости, расположенной в
границах территории Москвы.
Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской
Федерации" регулирует также вопросы профессионального обучения
оценщиков (ст.21) и деятельности саморегулируемых организаций
оценщиков (ст.22).
Статья 23 Закона предусматривает лицензирование оценочной
деятельности. Положение о лицензировании оценочной деятельности
утверждено постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2001 г. N
285(СЗ РФ. 2001. N 16. Ст.1612.). Положение устанавливает порядок
лицензирования и условия выдачи лицензий на осуществление
оценочной деятельности. Положение не распространяется на
лицензирование деятельности по оценке имущества инвестиционных
фондов и паевых инвестиционных фондов.
Органы исполнительной власти субъектов Федерации по
представлению территориальных органов Федеральной службы
земельного кадастра России утверждают результаты государственной
кадастровой оценки земель. Методические и нормативно-технические
документы, необходимые для проведения государственной кадастровой
оценки земель, разрабатываются и утверждаются федеральным органом
исполнительной власти по государственному управлению земельными
ресурсами по согласованию с уполномоченным органом по контролю за
осуществлением оценочной деятельности в РФ и заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти. Споры, возникающие
при проведении государственной кадастровой оценки земель,
рассматриваются в судебном порядке.