«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 52% |
Статья 81. Предоставление земель сельскохозяйственного
назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского)
хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их
объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного
строительства
1. Статья 81 отражает особенности установления порядка и
условий предоставления земель сельскохозяйственного назначения
разным категориям лиц. ЗК предусматривает, что этот вопрос
регулируется как на основе норм Кодекса (см. комментарий к ст.34
ЗК), так и ряда федеральных законов. Некоторые из указанных в
комментируемой статье федеральных законов уже приняты, другие еще
предстоит принять. В настоящее время действует следующий порядок
получения земель сельскохозяйственного назначения для организации
крестьянских (фермерских) хозяйств. Предоставление земельных
участков для организации крестьянских хозяйств регулируется
по-разному, в зависимости от того, является ли гражданин членом
колхоза, работником совхоза или он таковым не является. К
последним относятся граждане, проживающие в городах и иных
несельских населенных пунктах, изъявившие желание вести
крестьянское хозяйство.
Для получения земельных участков гражданами, не являющимися
членами колхоза или работниками совхоза, создается фонд
перераспределения земель (см. комментарий к ст.80 ЗК). Земли фонда
перераспределения предоставляются крестьянским хозяйствам,
образованным в первую очередь гражданами, не являющимися членами
колхозов или работниками других сельскохозяйственных предприятий.
Лицо, желающее вести крестьянское хозяйство, может
претендовать на земельный участок лишь в том случае, если оно
удовлетворяет требованиям, установленным в ст.4 Закона РСФСР "О
крестьянском (фермерском) хозяйстве". Это лицо должно быть
дееспособным гражданином РФ, достигшим 18 лет и имеющим опыт
работы в сельском хозяйстве, сельскохозяйственную квалификацию
либо прошедшим специальную подготовку.
Чтобы получить землю для организации крестьянского хозяйства,
его будущий глава подает в районную администрацию по месту
расположения земельного участка заявление с необходимыми
обоснованиями. Отказ в получении участка может быть обжалован в
суд.
При наличии нескольких претендентов преимущественное право на
получение земельного участка имеют граждане, проживающие в данной
местности. Право выбора на конкурсной основе претендента на
создание крестьянского хозяйства принадлежит органу местной
администрации, в ведении которой находится земельный участок.
Споры о преимущественном праве на организацию крестьянского
хозяйства разрешаются в судебном порядке.
Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. N 708
"О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций
агропромышленного комплекса" было утверждено Положение о
реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных
сельскохозяйственных предприятий. В Положении определены условия
выхода работников из таких предприятий со своими земельным и
имущественным паями в натуре. Однако для отдельных
сельскохозяйственных предприятий применяются особые условия
реорганизации и приватизации. Эти особые условия обусловлены
необходимостью сохранения их прежней специализации, функций и
определения порядка использования государственной собственности.
Речь идет о государственных племенных и конных заводах,
государственных конюшнях, ипподромах, селекционно-гибридных
центрах и др.
Работники таких предприятий не вправе получить земельный пай
в натуре. Они могут получить лишь его денежную компенсацию.
Поэтому работники этих предприятий, желающие организовать
крестьянское хозяйство, могут получить землю только из фонда
перераспределения. Они имеют преимущественное право по сравнению с
другими претендентами как жители данной местности.
Работники совхозов и члены колхозов, уже создавшие
крестьянские хозяйства на землях, выделенных им в счет земельного
пая из состава земель колхоза или совхоза, тоже могут претендовать
на получение дополнительных участков из фонда перераспределения,
если предоставленного им в счет пая земельного участка
недостаточно для оптимальной организации крестьянского хозяйства.
Общая площадь земельного участка не должна превышать
установленного предельного размера.
Указом Президента РФ от 2 марта 1992 г. N 213 "О порядке
установления нормы бесплатной передачи земельных участков в
собственность граждан" (ВВС РФ. 1992. N 11. Ст.561.)
предусмотрено, что при определении среднерайонной нормы бесплатной
передачи земли в собственность вся площадь сельскохозяйственных
угодий в пределах сельскохозяйственных предприятий района, за
исключением земель, передаваемых в ведение сельских, поселковых,
городских администраций, делится на суммарную численность лиц,
работающих в сельском хозяйстве (включая пенсионеров, ранее
работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной
сфере на селе).
В число лиц, работающих в сельском хозяйстве, включаются
только работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных
предприятий, пенсионеры этих хозяйств. В число лиц, занятых в
социальной сфере на селе, включаются работники предприятий,
организаций и учреждений народного образования, здравоохранения,
культуры, быта, связи, торговли и общественного питания,
расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий.
Главам местной администрации сельских районов предоставлено право
по представлению земельных комитетов устанавливать
дифференцированную среднюю норму бесплатной передачи земли в
собственность по выделяемым на территории района зонам с различной
плотностью сельского населения.
Земельный участок для ведения крестьянского хозяйства должен
выделяться обычно единым массивом. Не должны затрагиваться земли,
используемые под усадьбы, и земли общего пользования - выпасы для
скота, водоемы, дороги, парки, земли под спортивными сооружениями
и пр. За гражданами, имеющими жилой дом в сельском населенном
пункте, сохраняется приусадебный земельный участок.
Решение о создании крестьянского хозяйства и выделении
конкретного земельного участка является основанием для
производства землеустроительных работ и государственной
регистрации права собственности на земельный участок. Законом
установлено, что затраты по отводу земель и государственной
регистрации права собственности на землю, землеустройству и
лесоустройству, агрохимическому обследованию и экологической
паспортизации почв осуществляются за счет бюджета. Если
крестьянское хозяйство организуется на территории, где отсутствуют
объекты производственного и социально-бытового назначения,
государство должно взять на себя его первичное обустройство,
строительство дорог, линий электропередач, водоснабжение,
телефонизацию, землеустройство, мелиорацию. Местная администрация
обязана оказывать помощь в возведении производственных объектов и
жилья.
Таков порядок получения земельных участков лицами, не
являющимися членами колхозов и работниками совхозов и других
сельскохозяйственных предприятий, для организации крестьянских
(фермерских) хозяйств.
Соблюдение иных условий требуется законодательством, чтобы
получить земельные участки в собственность для организации
крестьянских хозяйств лицами, являющимися членами колхозов,
работниками совхозов и иных сельскохозяйственных организаций.
Работник колхоза, совхоза, подсобного хозяйства, а также иных
сельскохозяйственных организаций, созданных на их основе,
пожелавший создать крестьянское хозяйство, выходит из этой
организации со своими земельной долей и имущественным паем (см.
комментарий к ст.79).
2. Законодательно определен порядок предоставления земельных
участков садоводческим и огородническим некоммерческим
объединениям. Места размещения садоводческих и огороднических
некоммерческих объединений определяются путем территориального
зонирования. При зонировании территории определяются зоны, которые
наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества
исходя из природно-экономических условий, а также затрат на
развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной
инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных
ограничений на использование земельных участков.
Устанавливаются следующие ограничения на предоставление
земель для садовых, огородных земельных участков. Так, на
территории муниципального образования могут быть выделены зоны, в
которых не предоставляются садовые и огородные земельные участки
или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые
природные территории, территории с зарегистрированными залежами
полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья,
резервные территории развития городских и других поселений,
территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими
природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью
граждан, угрозу сохранности их имущества).
В схемах зонирования территорий для размещения садоводческих
и огороднических некоммерческих объединений должны содержаться
сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении
земельных участков (ведение садоводства, огородничества),
разрешенном использовании земельных участков (перечень
ограничений, обременений и сервитутов), а также сведения о правах,
на которых земельные участки в конкретной зоне допускается
предоставлять гражданам (право собственности, пожизненного
наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования,
аренды или срочного пользования). Эта схема служит основой для
определения объемов строительства подъездных автомобильных дорог,
объектов электроснабжения, связи, а также для развития
общественного транспорта, торговли, медицинского и бытового
обслуживания населения.
Органы местного самоуправления ведут регистрацию и учет
заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых и огородных
земельных участков. Очередность предоставления земельных участков
определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.
Граждане, имеющие в соответствии с законодательством РФ или
законодательством субъектов РФ преимущественное право на получение
садовых и огородных земельных участков, включаются в отдельный
список. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении
садового или огородного участка, и изменения в этих списках
утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до
сведения заинтересованных граждан.
Наличие у гражданина на праве собственности, пожизненного
наследуемого владения или бессрочного (постоянного) пользования
садового или огородного земельного участка является основанием для
отказа в предоставлении такого участка. Однако такой отказ
допускается только в тех случаях, если предоставление приведет к
превышению установленных предельных норм предоставления земельных
участков или если гражданин совершил сделку по отчуждению
предоставленного ранее бесплатно земельного участка. Гражданин
вправе в судебном порядке обжаловать решение об отказе в
предоставлении земельного участка.
Орган местного самоуправления на основании утвержденного
списка граждан, подавших заявления о предоставлении садового или
огородного земельного участка, определяет потребности в земельных
участках. Расчет производится исходя из установленных норм
предоставления земельных участков с учетом необходимых земель для
общего пользования в садоводческих и огороднических некоммерческих
объединениях. Размер садового или огородного земельного участка
устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами
субъектов РФ на основе установленных федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами РФ для граждан отдельных категорий
предельных норм предоставления земельных участков.
Процедура выбора и предоставления земельных участков для
размещения садоводческих и огороднических некоммерческих
объединений заключается в следующем. Орган местного самоуправления
по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в
земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует
перед органом местного самоуправления или органом исполнительной
власти субъекта РФ, в ведении которых находится фонд
перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании)
соответствующих земельных участков. Орган, в ведении которого
находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования
территорий для размещения садоводческих и огороднических
некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления
земельных участков или дает заключение о невозможности
предоставить земельные участки. На основании выбранного варианта
размещения земельных участков и их размеров орган местного
самоуправления, принимая во внимание пожелания граждан и с их
согласия, формирует персональный состав членов садоводческого и
огороднического некоммерческого объединения.
После государственной регистрации садоводческого,
огороднического некоммерческого объединения земельный участок ему
предоставляется первоначально в срочное пользование бесплатно.
После утверждения проекта организации и застройки территории
такого объединения и вынесения проекта в натуру членам
некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в
собственность или на ином вещном праве (В этих случаях следует
учитывать требования, предусмотренные гл.V ЗК к предоставлению
земельных участков.). При передаче за плату земельный участок
первоначально предоставляется в совместную собственность членов
такого объединения с последующим предоставлением земельных
участков в собственность каждого члена садоводческого и
огороднического некоммерческого объединения. При создании
садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого
объединения члену такого объединения предоставляется один
земельный участок.
Земли общего пользования предоставляются садоводческому,
огородническому некоммерческому объединению как юридическому лицу
в собственность либо на ином вещном праве. Общее собрание членов
огороднического некоммерческого объединения вправе принять решение
о закреплении за таким объединением как за юридическим лицом всех
предоставленных ему земельных участков.
За предоставление садовых и огородных земельных участков в
собственность может взиматься плата в порядке, установленном
законодательством субъектов РФ, но не выше нормативной цены
земельных участков (Согласно п.13 ст.2 Федерального закона "О
введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в
случаях, когда кадастровая стоимость земли не определена в
соответствии со ст.65 ЗК, применяется нормативная цена земли.), за
исключением случаев продажи земельных участков на аукционе. При
предоставлении земельных участков на ином вещном праве плата не
взимается.
В Законе определена взаимосвязь государственной регистрации
садоводческого и огороднического некоммерческого объединения и
предоставления земельного участка. Некоммерческое объединение
создается на основании решения граждан в результате учреждения
либо в результате реорганизации садоводческого, огороднического
или дачного некоммерческого объединения. Для государственной
регистрации садоводческого, огороднического некоммерческого
объединения его учредители представляют в орган юстиции заявление
о государственной регистрации такого объединения, решение его
учредителей, утвержденный общим собранием учредителей такого
объединения устав, документ об уплате регистрационного сбора, а
также документы, удостоверяющие права на земельные участки
реорганизуемых садоводческих и огороднических некоммерческих
объединений, либо документы о предварительном выборе земельного
участка для размещения учреждаемого объединения.